
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой , Т. С. Шмагиной, УМК «Школа России», планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования на основе целевой установки:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
Место курса в учебном плане МБОУ СОШ № 11
В учебном плане МБОУ СОШ № 11 на изучение курса «Музыка » отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала в 3 классе отводится - 34 часа в год (34 учебные недели).
Тематическое планирование учебного материала
№п/п | Наименование раздела | Авторская программа | Рабочая программа | Региональный компонент |
1 | Россия – Родина моя | 5 | 5 | 3 |
2 | День, полный событий | 4 | 4 | 1 |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 4 | 4 | |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 | 4 | |
5 | В музыкальном театре | 6 | 6 | 1 |
6 | В концертном зале | 6 | 6 | 3 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 | 5 | 1 |
Итого: | 34 | 34 | 9 |
В авторскую программу внесены изменения: добавлены часы РОСО.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
КРИТЕРИИ ОТБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА: заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Требования к концу обучения в 3 –м классе
Учащиеся овладеют способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни (видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У детей формируются представления о мире музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.
Обучающиеся получат возможность узнать:
Слова и мелодию Гимна России;
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;
Названия изученных жанров и форм музыки;
Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края ( праздники, обряды);
Названия изученных произведений и их авторов;
Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
Обучающиеся получат возможность научиться:
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
Определять на слух основные жанры музыки ( песня, танец, марш);
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях ( фрагментах);
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся);
Обучающиеся получат возможность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
Исполнения знакомых песен;
Участие в коллективном пении;
Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Школа России» («Музыка». 1 – 4 классы; авторы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – издательство «Просвещение»). В комплект входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной: Учебник «Музыка. 3 класс».
Календарно – тематическое планирование
по музыке 3 класс
№ п/п | Тема урока | К-во часов | д/з | Дата по плану | Дата по факту |
Россия-Родина моя (5 часов) |
1 | «Мелодия – душа музыки». НРК- Мелодии Кавказа. Учебник с.6-7 | 1 | Заучивание стихов о русской природе | | |
2 | «Природа и му- зыка». «Звуча- щие картины». НРК Природа Адыгеи. Презентация Учебник с.8-11 | 1 | Подбор рисунков, изображающих родную природу | | |
3 | «Виват, Рос- сия!». «Наша слава – русская держава». НРК Адыгея-родина моя. Презентация. Учебник с.14-15 | 1 | | | |
4 | Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Учебник с.16-17 | 1 | | | |
5 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Презентация. Учебник с.20-21 | 1 | | | |
День, полный событий (4 часа) |
6 | Утро. П.И.Чайковский «Утренняя молитва». Учебник с.24-25 | 1 | Выполнение рисунка к музыке | | |
7 | Портрет в му- зыке. «В каждой интонации спря-тан человек». Учебник с.26-29 | 1 | Выполнение любого из понравившегося портретов | | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. НРК- Ч.Анзароков колыбельная «Сонный маль- чик» Учебник с.30-33 | 1 | Выполнение рисунка любимой игрушки | | |
9 | «Вечер». Обобщение му- зыкальных впе- чатлений. Учебник с. 36-37 | 1 | | | |
О России петь, что стремиться в храм ( 4 часа) |
10 | «Радуйся, Ма- рия!». «Богоро- дице Дево, ра- дуйся». Учебник с.40-44 | 1 | | | |
11 | «Древнейшая песнь материнс-тва». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя ма-ма!». Презентация. Учебник с.44-47 | 1 | Выполнить портрет мамы | | |
12 | Вербное воск-ресенье. «Вер- бочки». Учебник с.48-51 | 1 | | | |
13 | «Святые земли Русской».Княги- ня Ольга. Князь Владимир. Учебник с.52-53 | 1 | | | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 часа |
14 | «Настрою гусли на старинный лад…». «Певцы русской стари-ны». «Былина о Садко и Морс-ком царе». Презентация. Учебник с.56-57 | 1 | Выполнение рисунка по теме | | |
15 | «Лель, мой Лель…».Образы былинных скази-телей. Учебник с.62-63 | 1 | | | |
16 | Звучащие кар-тины. Учебник с.64-65 | 1 | | | |
17 | «Прощание с Масленицей». Русские народ-ные праздники: проводы зимы, встреча весны. Презентация. Учебник с.65-67 | | | | |
В музыкальном театре (6 часов) |
18 | Опера М.Глинки «Руслан и Люд-мила». Увертюра. | 1 | | | |
19 | Опера К.В.Глюка «Орфей и Эври-дика». Учебник с.76-77 | 1 | | | |
20 | Опера Н.Римс-кого – Корсакова «Снегурочка». Учебник с.78-83 | 1 | | | |
21 | Н.Римский –Корсаков «Садко». Учебник с.84-85 | 1 | Выполнение рисунка по представлению: синее море | | |
22 | БалетП.Чайков- ского «Спящая красавица». Презентация. Учебник с.86-87 | 1 | | | |
23 | В современных ритмах (мюзик-лы). НРК- Адыгейские танцы. Учебник с.90-91 | 1 | | | |
В концертном зале (6 часов) |
24 | Музыкальное состязание (концерт). НРК- адыгейский танец «Лезгин- ка» Учебник с.92-95 | 1 | | | |
25 | Музыкальные инструменты (флейта). Звуча-щие картины. НРК- адыгейские инструменты шотарк, ка- мыль. Учебник с.96-99 | 1 | | | |
26 | Музыкальные ин-струменты (скрипка).Звуча-щие картины. НРК - деревянные тре-щетки-адыгей-ский народный инструмент. Учебник с.100-101 | 1 | | | |
27 | СюитаЭ.Грига «Пер Гюнт». Учебник с.102-105 | 1 | | | |
28 | «Героическая» (симфония).Мир Л.Бетховена. Учебник с.106- 111 | 1 | | | |
29 | Мир Л.Бетхо- вена. Учебник с.112-113 | 1 | | | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов) |
30 | «Чудо-музыка». Учебник с.116- 117 | 1 | | | |
31 | Острый ритм – джаза звуки. НРК- адыгейский танец «Исламей». Учебник с.118-119 | 1 | | | |
32 | «Люблю я грусть твоих просто-ров». Г.Свиридов. Учебник с.120-123 | 1 | | | |
33 | Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Учебник с.124-125 | 1 | | | |
34 | Прославим ра-дость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок. Учебник с.126-128 | 1 | | | |