СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке УМК "Школа России", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по музыке.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке УМК "Школа России", 4 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Статус документа

Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой , Т. С. Шмагиной, УМК «Школа России», планируемых результатов начального общего образования.


Общая характеристика курса


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования на основе целевой установки:

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).

Место курса в учебном плане МБОУ СОШ № 11

В учебном плане МБОУ СОШ № 11 на изучение курса «Музыка » отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала в 3 классе отводится - 34 часа в год (34 учебные недели).






Тематическое планирование учебного материала

п/п

Наименование раздела

Авторская программа

Рабочая программа

Региональный компонент

1

Россия – Родина моя

5

5

3

2

День, полный событий

4

4

1

3

О России петь – что стремиться в храм

4

4


4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

4


5

В музыкальном театре

6

6

1

6

В концертном зале

6

6

3

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

5

5

1

Итого:

34

34

9

В авторскую программу внесены изменения: добавлены часы РОСО.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

КРИТЕРИИ ОТБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА: заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;

- формирование личностного смысла постижения искусства;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;

- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.


Требования к концу обучения в 3 –м классе

Учащиеся овладеют способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни (видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У детей формируются представления о мире музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.

Обучающиеся получат возможность узнать:

  • Слова и мелодию Гимна России;

  • Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

  • Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;

  • Названия изученных жанров и форм музыки;

  • Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края ( праздники, обряды);

  • Названия изученных произведений и их авторов;

  • Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • Определять на слух основные жанры музыки ( песня, танец, марш);

  • Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях ( фрагментах);

  • Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

  • Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;

  • Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся);

Обучающиеся получат возможность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • Исполнения знакомых песен;

  • Участие в коллективном пении;

  • Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



«Школа России» («Музыка». 1 – 4 классы; авторы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – издательство «Просвещение»). В комплект входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной: Учебник «Музыка. 3 класс».





Календарно – тематическое планирование

по музыке 3 класс

№ п/п

Тема урока

К-во часов

д/з

Дата по плану

Дата по факту

Россия-Родина моя (5 часов)

1


«Мелодия – душа музыки».

НРК-

Мелодии

Кавказа.

Учебник с.6-7

1

Заучивание стихов о русской природе



2


«Природа и му-

зыка». «Звуча-

щие картины».

НРК

Природа Адыгеи.

Презентация

Учебник с.8-11

1

Подбор рисунков, изображающих родную природу



3

«Виват, Рос-

сия!». «Наша

слава – русская

держава».

НРК

Адыгея-родина моя.

Презентация.

Учебник с.14-15

1




4

Кантата С.С.Прокофьева «Александр

Невский».

Учебник с.16-17

1




5

Опера

М.И.Глинки

«Иван

Сусанин».

Презентация.

Учебник с.20-21

1




День, полный событий (4 часа)

6

Утро.

П.И.Чайковский

«Утренняя

молитва».


Учебник с.24-25

1

Выполнение рисунка к музыке



7

Портрет в му-

зыке. «В каждой интонации спря-тан человек».


Учебник с.26-29

1

Выполнение любого из понравившегося портретов



8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке.


НРК-

Ч.Анзароков

колыбельная «Сонный маль- чик»



Учебник с.30-33


1

Выполнение рисунка любимой игрушки



9


«Вечер».

Обобщение му-

зыкальных впе-

чатлений.


Учебник с. 36-37

1




О России петь, что стремиться в храм ( 4 часа)

10


«Радуйся, Ма-

рия!». «Богоро-

дице Дево, ра-

дуйся».


Учебник с.40-44

1




11

«Древнейшая песнь материнс-тва». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя ма-ма!».

Презентация.

Учебник с.44-47

1

Выполнить портрет мамы



12

Вербное воск-ресенье. «Вер- бочки».


Учебник с.48-51

1




13

«Святые земли Русской».Княги- ня Ольга. Князь Владимир.


Учебник с.52-53

1




Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 часа

14

«Настрою гусли на старинный лад…». «Певцы русской стари-ны». «Былина о Садко и Морс-ком царе».

Презентация.

Учебник с.56-57

1

Выполнение рисунка по теме



15

«Лель, мой Лель…».Образы былинных скази-телей.


Учебник с.62-63

1




16

Звучащие кар-тины.


Учебник с.64-65

1




17

«Прощание с Масленицей».

Русские народ-ные праздники: проводы зимы, встреча весны.

Презентация.

Учебник с.65-67





В музыкальном театре (6 часов)

18

Опера М.Глинки «Руслан и Люд-мила». Увертюра.



1




19

Опера К.В.Глюка «Орфей и Эври-дика».


Учебник с.76-77

1




20

Опера Н.Римс-кого – Корсакова «Снегурочка».


Учебник с.78-83

1




21

Н.Римский –Корсаков «Садко».


Учебник с.84-85

1

Выполнение рисунка по представлению: синее море



22

БалетП.Чайков- ского «Спящая красавица».

Презентация.


Учебник с.86-87

1




23


В современных ритмах (мюзик-лы).

НРК-

Адыгейские

танцы.


Учебник с.90-91

1




В концертном зале (6 часов)

24

Музыкальное состязание (концерт).

НРК-

адыгейский

танец «Лезгин-

ка»

Учебник с.92-95

1




25

Музыкальные инструменты (флейта). Звуча-щие картины.

НРК-

адыгейские

инструменты

шотарк, ка-

мыль.

Учебник с.96-99

1




26

Музыкальные ин-струменты (скрипка).Звуча-щие картины.

НРК - деревянные тре-щетки-адыгей-ский народный инструмент.

Учебник с.100-101

1




27

СюитаЭ.Грига «Пер Гюнт».



Учебник с.102-105

1




28

«Героическая» (симфония).Мир Л.Бетховена.


Учебник с.106-

111

1




29


Мир Л.Бетхо-

вена.


Учебник с.112-113

1




Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов)

30

«Чудо-музыка».


Учебник с.116-

117

1




31


Острый ритм –

джаза звуки.

НРК-

адыгейский танец «Исламей».

Учебник с.118-119

1




32

«Люблю я грусть твоих просто-ров». Г.Свиридов.


Учебник с.120-123

1




33


Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).


Учебник с.124-125

1




34

Прославим ра-дость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Обобщающий урок.


Учебник с.126-128

1