СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке в 4 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Изучение  музыки в 4 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  •  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 4 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

"Средняя общеобразовательная школа № 12"




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 12

___________ Старикова И.В.

Приказ № «___» от

«____»_____________2021 г.





Рабочая программа по музыке

(базовый уровень)

4 класс



Подготовил:

учитель первой квалификационной категории

Данилов М.И.




Балашиха

2021 год

Пояснительная записка


Данная рабочая программа по предмету «Музыка» является приложением к ООП ООО МБОУ СОШ №12 и разработана в соответствии с:

  1. Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Государственным образовательным стандартом от 05.03.2004 г. № 1089.

  3. Приказом Министерства образования Московской области от 31.12.2015 г. № 1577.

  4. Требованиями основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №12».

  5. Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебникам Е. А.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.


Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный


Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия на уроке: №16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок» и в конце второго полугодия на уроке №34 – «Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок».

Календарно – тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год, с распределением – 1 час в неделю. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем.


Требования к уровню подготовки учащихся

4 класс.

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений уча­щихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, на­циональных и композиторских школ;

  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • воспитание навыков эмоционально-осознанного воспри­ятия музыки, умения анализировать ее содержание, фор­му, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звуча­щей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуаль­ное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

  • формирование постоянной потребности общения с му­зыкой, искусством вне школы, в семье;

  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

  • развитие навыков художественного, музыкально-эстети­ческого самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с дру­гими видами искусства (литература, изобразительное ис­кусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциа­тивно-образного мышления;

  • совершенствование умений и навыков творческой му­зыкально-эстетической деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


Содержание учебного курса

«Россия-Родина моя» - 4 ч

Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».

Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Многообразие жанров народных песен.

Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

«День, полный событий» - 5ч.

Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 8. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

«В музыкальном театре» - 4ч.

Урок 10 - 11. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 12. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Урок 16. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

«В концертном зале» - 6ч.

Урок 17. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 18. Старый замок.

Различные виды музыки: инструментальная.

Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Урок 19. Счастье в сирени живет…

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).

Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 22. Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

«В музыкальном театре» - 2ч.

Урок 23. Театр музыкальной комедии.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Урок 24. Балет «Петрушка»

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Урок 26. Кирилл и Мефодий.

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

Урок 29. Народные праздники. Троица.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.

Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 32. В каждой интонации спрятан человек.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 33. Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).


      НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МУЗЫКЕ

Функция оценки - учет знаний.

Проявление   интереса   (эмоциональный   отклик,   высказывание   со   своей жизненной позиции).

1.  Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

2.  Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка "5" ставится:

·                   если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

·                   умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

·         проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится:

·        если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);

·        проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

·        умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Отметка «3» ставится:

·        проявление  интереса  (эмоциональный   отклик,   высказывание   своей
жизненной позиции);

·        или:

·        в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;

·        или:

·        проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «2» ставится: и

·        нет интереса, эмоционального отклика;

·                 неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

·        нет  проявления  музыкальных  способностей и  нет   стремления  их проявить.



Литература:

  1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Уроки музыки» 1-4 кл. Москва «Просвещение» 2013 г.

  2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка» 4 кл. учебник Москва « Просвещение» 2013 г.

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2012.- 240с.

  4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2012.- 224с.

  5. Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.- 140с.

  6. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2012.- 288с.

  7. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 112с.

  8. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с.

  9. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012.- 207с.

  10. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 64с.

  11. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 368с.

  12. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2011.- 176с.


Интернет – ресурсы:

1.Методические рекомендации

По технологии создания электронных ресурсов к урокам

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

2. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

4. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

5. Шедевры музыки. «Шедевры мировой культуры», М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2001.

6. Соната. Не только классика. Образовательная мультимедиа программа.

7. Музыка в цифровом пространстве. Образовательная мультимедиа программа.









Календарно-тематическое планирование по музыке

4 класс


п/п

Дата

Тема

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные


«Россия – Родина моя»



1


05.09.




Мелодия.

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки русских композиторов С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского С.

Знать:

основные понятия и музыкальные термины: песня, мелодия, аккомпанемент.

Уметь:

определять характер и настроение музыкальных произведений.

Познавательные:

наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки;

 Регулятивные:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные:

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни.



2


12.09.




«Ты запой мне ту песню…»

Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту.

Знать понятия:

народная и композиторская музыка, мелодия, песня, вокализ.

Уметь:

Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, песни.

Познавательные:

наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки;

 Регулятивные:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные:

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни.



3


19.09.




«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе.

Знать понятия:

Вокализ, песня, романс, вокальная музыка.


Познавательные:

наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки;

 Регулятивные:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные:

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов

Понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни.



4


26.09.




Как сложили песню.

Тема народной песни в рассказе М.Горького «Как сложили песню».

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия, аккомпанемент.

Уметь:

определять характер и настроение музыкальных произведений.

Познавательные:

 владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;

Регулятивные:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней.

Коммуникативные:

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов

Понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни.



5


03.10.




Звучащие картины.

Многоголосие картины К.С.Петрова-Водкина «Полдень»


Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия, аккомпанемент.

Уметь:

определять характер и настроение музыкальных произведений.

Познавательные:

 владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;

Регулятивные:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней.

Коммуникативные:

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов

Понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни.



6


10.10.




Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

Знать:

жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Уметь:

эмоционально откликаться на музыку разных жанров.

Познавательные:

наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки;

 Регулятивные:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные:

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов

Понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни.



7


17.10.




«Я пойду по полю белому...

Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский». Горестные

последствия боя.

Знать понятия:

кантата, хор, меццо-сопрано.

Уметь:

Проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Познавательные:

 владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;

Регулятивные:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные:

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов

Понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни.



8


24.10.




На великий праздник собралася Русь»

Фольклор, и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни.

Знать:

жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Уметь:

эмоционально откликаться на музыку разных жанров.

Познавательные:

 владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;

Регулятивные:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные:

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов

Понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни.



«О России петь, что стремиться в Храм»



9


31.10.




Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий

Стихира.

Пение «а капелла».

Икона «Всех святых в земле Русской просиявших».

Научится:

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Узнавать, называть жанры духовной музыки.

Коммуникативные:

Формулировать свои затруднения.

Понимание жизненного содержания религиозной музыки.


10


14.11.




Илья Муромец. Былинные наигрыши и напевы

Былинный напев.

Песнь-сказание.

А.П.Бородин «Богатырская» симфония.

Научится:

узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов.

Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные:

Воспитание патриотических чувств.

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.


11


21.11.




Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Тропарь. Молитва. Песнопение.

Пасхальное Богослужение. Икона «Воскресенье».


Научится:

воспринимать пасхальное песнопение.

Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения.

Регулятивные: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений о русской музыкальной культуре.

Понимание жизненного содержания религиозной музыки.



«День, полный событий»



12


28.11.




«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

Лирика в поэзии и музыке.

П.И.Чайковский

«Осенняя песнь».

Г.В.Свиридов

«Осень», «Пастораль».

Научится: воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения.

Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

Познавательные:

Владение навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Коммуникативные:

Развитие навыков постановки проблемных вопросов.

Наличие эмоционального отношения к искусству.


13


05.12.




Зимнее утро. Зимний вечер.


Выразительность.

Изобразительность.

П.И.Чайковский

«Зимнее утро». «У камелька».

А.С.Пушкин

«Зимний вечер».

Зимний пейзаж.

Научится: эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации.

Регулятивные: Развернутость анализа музыкального сочинения.

Познавательные:

Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.


14


12.12.




«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Музыкальная тема.

Регистры. Тембры.

Н.А.Римский-Корсаков.

Научится:

наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов.

Регулятивные: Обобщенность действий, критичность.

Познавательные:

Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Оценка действий партнера в групповой деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости.


15


19.12.




Ярмарка в искусстве. Святогорский монастырь.

Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни.

Обработка русской народной песни. Вступление к опере.

Имитация колокольных звонов.

Научится: сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки.

Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни.

Регулятивные:

Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей.
Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.


16


26.12.




«Приют, сияньем муз одетый…».

Романс. М.И.Глинка

«Венецианская ночь». Муза.

Дуэт.

Научится: ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, знать отличительные особенности жанра романса.

Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке романса.

Коммуникативные:

Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.

Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся.


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»



17


16.01.



Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России


Народные песни. Музыка в народном стиле

Знать:

народные обычаи, обряды, особенности их проведения

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Узнавать русские музыкальные инструменты

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности


18


23.01.




Оркестр русских народных инструментов


Балалайка, гармонь, баян.

Различать:

тембры народных музыкальных инструментов

Регулятивные:

Ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Узнавать русские музыкальные инструменты

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности


19


30.01.




«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.


Норвежская народная песня «Волшебный смычок»

Исследовать историю создания народных музыкальных инструментов

Регулятивные:

Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.

Уважительное отношение к культуре других народов:


«В концертном зале»



20


06.02.




Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.


Музыкальная форма: вариации.

Стиль рококо.

Штрихи: легато, стаккато, акценты.

Научится:

определять форму вариаций.

Возможность научиться оценивать явление музыкальной культуры.

Возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему).

Регулятивные:

Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.

Познавательные:

Владение музыкальным словарем в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Мотивация учебной деятельности.

Я – слушатель.

Реализация творческого потенциала.


21


13.02.




Сюита.

«Старый замок»




Сюита.

Трубадуры, менестрели.

М.П.Мусоргский.

Музыка средневековья.

Научится: воспринимать музыку, размышлять о ней.

Возможность научиться музицированию, импровизирования

Регулятивные:

Вопросы учащихся к анализу музыкальные пьесы. Оценка собственной музыкальной творческой деятельности.

Познавательные:

Приобретение информации о временах замков, трубадуров.

Коммуникативные:

Музицирование по группам.

Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы.

Творческое развитие.


22


20.02.




Счастье в сирени живет…


Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.

С.В.Рахманинов.

Сопрано.

Научится: воспринимать музыку вокальных жанров.

Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении.

Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.

Познавательные:

Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке романса.

Коммуникативные:

Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.


23


27.02.




Мир Шопена.



Музыкальный жанр: полонез.

Судьба Ф.Шопена.

Научится:

определять музыкальный язык, стиль композитора, жанр музыки.

Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные:

Активизация творческого мышления.

Коммуникативные:

Умение учитывать разные мнения.

Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.


24


06.03.




Танцы, танцы, танцы…


Мазурка.

Трехчастная форма музыки.

Научится:

определять танцевальные жанры музыки, форму музыкальные произведения.

Возможность научится оценивать явления музыкальной культуры Польши.

Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения.

Познавательные:

Умение проводить сравнения музыкальных произведений.

Коммуникативные:

Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог.

Уважительное отношение к культуре польского народа.


25


13.03.




Патетическая соната.


Музыкальный жанр: соната.

Главные темы экспозиции.

Людвиг ван Бетховен.

Научится:

узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена.

Регулятивные:

Ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Активизация творческого мышления.

Коммуникативные:

Умение слушать друг друга.

Усвоение жизненного содержания музыкальных образов .


26


20.03.




Годы странствий


Симфоническая увертюра.

Хота.

Кастаньеты.

Научится: взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественного творчества.

Регулятивные:

Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

Познавательные:

Выбор способов решения учебных задач.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.


27


03.04.




Царит гармония оркестра.


Симфонический оркестр.

Орхестра.

Дирижер

Научится:

понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом этюде.

Регулятивные: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

Познавательные:

Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.

Коммуникативные:

Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.

Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Мотивация учебной деятельности.


«В музыкальном театре»



28


10.04.




Опера «Иван Сусанин»


Музыкальный образ.

М.И.Глинка «Иван Сусанин».

Полонез. Мазурка.

Научится:

наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки.

Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные:

Узнавать и называть танцевальные жанры.

Коммуникативные:

Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Ценностное отношение к музыкальной культуре.


29


17.04.




Опера «Иван Сусанин»


Музыкальная драматургия.

Контраст.

Научится:

наблюдать за развитием драматургии оперы.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные:

Умение вести диалог.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»



30


24.04.




Прелюдия.



Музыкальный жанр: прелюдия.

С.В.Рахманинов.

Форма музыки: трехчастная.

Научится:

передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму.

Регулятивные: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

Познавательные:

Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Определение способов взаимодействия.


Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.


31


08.05.




Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. В каждой интонации спрятан человек.


Композитор, исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи

Научится:

понимать жизненный смысл музыкального произведения.

Регулятивные: Ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Активизация творческого мышления.

Коммуникативные:

Умение слушать друг друга.

Развитие эмоциональной отзывчивости.


32


15.05.



Музыкальный сказочник.


Музыкальная сказка.

Н.А.Римский-Корсаков.

Опера.

Научится:

видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения.

Регулятивные: Развернутость анализа музыкального сочинения.

Познавательные:

Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.


33


22.05.




Музыкальные инструменты.


Музыкальный инструмент – гитара. История этого инструмента.


Научиться: распознавать и определять звуки гитары.



Регулятивные:

Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.

Познавательные:

Владение музыкальным словарем в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные:

Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки


Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Мотивация учебной деятельности.


34



29.05.




Рассвет на Москве реке. Заключитель-ный урок-концерт.


Программа концерта.

Научится:

правильно держаться на сцене,

петь эмоционально, выразительно.

Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

Познавательные:

Контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

Хоровое пение, пение по группам и с солистами.

Развитие эмоциональной отзывчивости.




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

учителей начальной школы ___________/__________________/

Протокол № 1 от «___» августа 2021 г. «___» августа 2021 г.

Председатель _______________

«___» августа 2021 г.


33