СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 5-7 классов на 2017 / 2018 учебный год в рамках ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для обучающихся  5-7  классов МБОУ Курагинской СОШ №3  на 2017-2018 уч. год по Примерной основной образовательной программе с УУД и видами действия.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 5-7 классов на 2017 / 2018 учебный год в рамках ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа №3


РАССМОТРЕНО:

На заседании ШМО филологии и искусства

Руководитель:

___________ Н. А. Истомина

Протокол №____________

от «___»___________20___г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

__________ В. И. Подосельникова

«___»__________________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

Курагинской СОШ №3

__________ И.А. Андрусов

Приказ № ______________

от «___»___________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По музыке

для 5а, б, в

6а, б, в

7а, б, в классов

на 2017 / 2018 учебный год.


Составитель:

Черкасова Светлана Юрьевна;

учитель музыки;

высшая квалификационная категория.



пгт. Курагино, 2017 г.

Пояснительная записка



Рабочая программа по музыке для обучающихся 5-7 классов МБОУ Курагинской СОШ №3 разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

- Авторской программы основного общего образования по музыке: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э Кашекова Музыка. Рабочие программы. Предметная пиния учебников Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина 5-7 классы. ФГОСС.- М.: «Просвещение», 2014.

- Проекта концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных организациях Российской федерации.

Согласовано утверждённому годовому графику МБОУ Курагинской СОШ №3 рабочая программа для 5-7 классов рассчитана на: 105часов (по 35 часов, 1 час в неделю для 5,6 ,7 классов).

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Учебник для учащихся 5, 6, 7 класс.  Москва, « Просвещение» 2013-2014.

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Рабочая тетрадь для учащихся 5, 6, 7 класс.  Москва, « Просвещение» 2013-2014.

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Методическое пособие 5, 6,7 класс. Москва, «Просвещение» 2014.

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5, 6,7 класс, CD диск.

Авторские программы по музыке. Сборники песен и хоров.

Методические журналы по искусству.

Справочные пособия, энциклопедии.

Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, средства музыкальной выразительности.

Схемы: расположения инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партитур в хоре.

Портреты композиторов и исполнителей. Атласы музыкальных инструментов.

Дидактический раздаточный материал. Карточки с признаками характера звучания. Цифровые образовательные ресурсы Цифровые компоненты УМК.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности. Экранно-звуковые пособия.

Фонохрестоматия и аудиохрестоматия.

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, с записью фрагментов из балетов, опер.

Учебно-практичесткое оборудование

Музыкальные инструменты (пианино, аккордеон).

Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.) Дирижерская палочка.

Комплект звукозаписывающей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики). Персональный компьютер. Медиапроектор.

Для реализации программы я использую следующие методы занятий:

метод перспективы и ретроспективы, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки, метод эмоциональной драматургии, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод художественного контекста, метод создания «композиций», метод междисциплинарных взаимодействий, метод проектов, деловые и ролевые игры, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, беседы, с элементами дискуссий проблемного изложения материала, исследования, практикумы, работа в малых группах и парах, формы взаимоконтроля, исследовательские работы, проблемно-поисковое обучение, урок-исследование, урок-поиск, урок-лекция, урок-презентация, комбинированный урок, урок-беседа, урок-викторина, урок — КВН, урок-экскурсия, видео — урок, урок-игра,  урок-концерт и т.д.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков обучающихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос, взаимоопрос, творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов, самостоятельная работа. Форма промежуточной аттестации – тестирование.


Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.











Планируемые предметные результаты освоения

курса «Музыка»


По окончании VII класса

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • определять характерные особенности музыкального языка;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).








СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5-7 классы.


Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Освоение предмета «Музыка» направлено на:

  • приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;

  • развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

  • овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированиюу обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.



Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями:

  1. Музыка как вид искусства,

  2. Народное музыкальное творчество,

  3. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.,

  4. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.,

  5. Современная музыкальная жизнь,

  6. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.,

  7. Значение музыки в жизни человека.

Музыка как вид искусства


Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.


Народное музыкальное творчество


Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.


Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.


Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.


Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.


Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.


Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.


Современная музыкальная жизнь


Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).Наследиевыдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.


Значение музыки в жизни человека


Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.








V класс (35 ч.)

1 Музыка как вид искусства (7 ч.)

2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)

3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)

4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)

5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)

6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)

7 Значение музыки в жизни человека (2ч.)













VI класс (35 ч.)

1 Музыка как вид искусства (7 ч.)

2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)

3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)

4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)

5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)

6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)

7 Значение музыки в жизни человека (2ч.)


VII класс (35 ч.)

1 Музыка как вид искусства (7 ч.)

2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)

3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)

4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)

5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)

6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)

7 Значение музыки в жизни человека (2ч.)

5 класс (35ч.) Содержание учебного предмета

1 Музыка как вид искусства (7 ч.)

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной музыки. Разнообразие камерной, симфонической музыки. Разнообразие камерной и симфонической музыки. Разнообразие театральной музыки.

2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки.

3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (кант). Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (хоровой).

4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). Основные жанры светской музыки. Соната. Симфония. Камерно-инструментальная музыка. Вокальная музыка. Опера. Балет.

5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)

И.Ф. Стравинский. Р. Щедрин. К. Орф. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз, спиричуэл, блюз. Мюзикл.

6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали. (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Ф.И. Шаляпин. Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Д.Ф. Ойстрах.

Промежуточная аттестация Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В. Клиберн. Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. М. Кабалье.

7 Значение музыки в жизни человека (2ч.)

Значение музыки в жизни человека. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

Календарно - тематическое планирование. 5 класс (35ч.)


№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Универсальные
учебные действия (УУД)

Основные виды деятельности

Дата по плану

Дата фактически


1 Музыка как вид искусства

(7 ч.)



Развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни.

Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.

П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.

К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке.

Выявлять общность жизненных исто­ков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литератур­ных произведений в драматизации, ин­сценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструмен­тах, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой те­мы.

Размышлять о знакомом музыкаль­ном произведении, высказывать сужде­ние об основной идее, средствах и фор­мах ее воплощения.

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоя­тельно выбранным литературным обра­зом.

Находить жанровые параллели меж­ду музыкой и другими видами искус­ства.

Творчески интерпретировать содер­жание музыкального произведения в пе­нии, музыкально-ритмическом движе­нии, поэтическом слове, изобразитель­ной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литера­туры.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

Понимать особенности музыкально­го воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произ­ведения к изучаемой музыке.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музы­кальных инструментов.

Определять характерные черты му­зыкального творчества народов России и других стран при участии в народных иг­рах и обрядах, действах и т.п.

Исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.

Участвовать в коллективной испол­нительской деятельности (пении, плас­тическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах — элементар­ных и электронных).

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творчес­ких тетрадях.

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т. п. со сверстниками и родителями.

Использовать образовательные ре­сурсы Интернета для поиска произведе­ний музыки и литературы.

Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

Выявлять общность жизненных ис­токов и взаимосвязь музыки с литерату­рой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и результа­том музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, об­разов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятель­ности при воплощении различных музы­кальных образов.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изоб­разительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразитель­ного искусства, театра, кино и др.).

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных про­изведений.

Исполнять песни и темы инструмен­тальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматиза­ции, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию про­изведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Ин­тернет.

Самостоятельно работать с обучаю­щими образовательными программами.

Оценивать собственную музыкально­-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

Защищать творческие исследова­тельские проекты (вне сетки часов).



1

Интонация как носитель образного смысла.

1



2

Многообразие интонационно-образных построений.

1



3

Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.

1



4

Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной музыки.

1



5

Разнообразие камерной музыки.

1



6

Разнообразие симфонической музыки.

1



7

Разнообразие театральной музыки.

1




2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)



Понимать и любить русские народные обряды.

Р: самостоятельно различать диалог в РНП

П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.

К: знать особенности мелодической линии.



8

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.

1



9

Характерные черты русской народной музыки.

1




3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)



Уважать традиции русской духовной музыки.

Р: самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений.

П: владеть знаниями музыкальных терминов.

К: разучивание духовного муз. произведения.



10

Древнерусская духовная музыка.

1



11

Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.

1



12

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения.

1



13

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (кант).




14

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (хоровой).

1




4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)



Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.

Р: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.

П: сравнивать темы токкаты т фуги.

К: определять близость хоралов к народным песням.



15

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал.

1



16

Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон).

1




17


Основные жанры светской музыки. Соната.

1



18

Симфония.

1



19

Камерно-инструментальная музыка.

1



20

Вокальная музыка.

1



21

Опера.

1



22

Балет.

1




5 Русская и зарубежная музыкальная культура

XX в. (6ч.)



Развивать образное мышление.

Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.



23

И.Ф. Стравинский.

1



24

Р. Щедрин.

1



25

К. Орф.

1



26

Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).

1



27

Джаз, спиричуэл, блюз.

1



28

Мюзикл.

1




6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)



Интересоваться современной электронной музыкой.

Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.

П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.

К: уметь находить сходство и различие в композициях



29

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).

1



30

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Ф.И. Шаляпин.

1



31

Д.Ф. Ойстрах.


Промежуточная аттестация. Тест.

1



32

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В. Клиберн.

1



33

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. М. Кабалье.


1




7 Значение музыки в жизни человека (2ч.)



Ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии.

Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: стремиться понять образы различных искусств.



34

Значение музыки в жизни человека.

1



35

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

1















6 класс (35ч.) Содержание учебного предмета

1 Музыка как вид искусства (7 ч.)

Различные формы построения музыки (двухчастная). Различные формы построения музыки (трехчастная). Различные формы построения музыки (вариации). Различные формы построения музыки (рондо). Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл). Различные формы построения музыки (сюита). Возможность, воплощение и развитие музыкальных образов.

2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)

Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (концерт). Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (литургия). Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке.

4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Л. Бетховен). Й. Гайдн. В. Моцарт. Основные жанры светской музыки. Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка.

Соната. Симфония. Опера. Балет.

5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)

С.С. Прокофьев. А.И. Хачатурян. М. Равель. Рок-н-ролл. Симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.

6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В.Т. Спиваков. Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Н.Л. Луганский. Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Д.Л. Мацуев.

Промежуточная аттестация Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Э. Карузо. Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.

М. Каллас.


7 Значение музыки в жизни человека (2ч.)

Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.





















Календарно - тематическое планирование. 6 класс (35ч.)


№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Универсальные
учебные действия (УУД)

Основные виды деятельности

Дата по плану

Дата фактически


1 Музыка как вид искусства (7 ч.)



Развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни.

Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.

П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.

К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке.

Различать простые и сложные жан­ры вокальной, инструментальной, сце­нической музыки.

Характеризовать музыкальные про­изведения (фрагменты)

Определять жизненно-образное со­держание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкаль­ных образов.

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классичес­кого репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий зна­комых музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх- драматизациях.

Участвовать в коллективной дея­тельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знако­мые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

Ориентироваться в составе испол­нителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопро­вождения.

Воспринимать и определять разно­видности хоровых коллективов по мане­ре исполнения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных об­разов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен­тируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаи­модействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании тан­цевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.

Выявлять возможности эмоциональ­ного воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.).

Исполнять музыку, передавая ее ху­дожественный смысл.

Оценивать и корректировать собст­венную музыкально-творческую деятель­ность.

Исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Подбирать простейший аккомпане­мент в соответствии с жанровой основой произведения.

Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследова­тельские проекты.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфичес­кие особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства на­родной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполне­нии (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) раз­личные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популяр­ных мюзиклов и рок-опер.

Называть имена выдающихся рус­ских и зарубежных композиторов, при­водить примеры их произведений.

Определять по характерным призна­кам принадлежность музыкальных про­изведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народ­ная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятель­ность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально­-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (со­вершенствовать умения и навыки само­образования).

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкаль­ного самообразования Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в ос­воении содержания музыкальных произ­ведений.

Защищать творческие исследова­тельские проекты.



1

Различные формы построения музыки (двухчастная).

1



2

Различные формы построения музыки (трехчастная).

1



3

Различные формы построения музыки (вариации).

1



4

Различные формы построения музыки (рондо).

1



5

Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл).

1



6

Различные формы построения музыки (сюита).

1



7

Возможность, воплощение и развитие музыкальных образов.

1




2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)



Гордиться РНП.

Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

П: знать народные муз. инструменты.

К:уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.



8

Основные жанры русской народной вокальной музыки.

1



9

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

1




3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)



Уважать и любить историю Родины.

Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.

(темп, регистр, динамика, ритм)

П: владеть знаниями муз. терминов.

К: знать приемы раскрытия муз. образов.



10

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (концерт).

1



11

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения (литургия).

1



12

Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

1



13

Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.




14

Романтизм в русской музыке.

1




4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)



Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.

Р: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.

П: сравнивать темы токкаты т фуги.

К: определять близость хоралов к народным песням.



15

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко.

1



16

Венская классическая школа (Л. Бетховен).

1



17

Й. Гайдн.

1



18

В. Моцарт.

1



19

Основные жанры светской музыки.

Соната. Симфония.

1



20

Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка.

1



21

Опера.

1



22

Балет.

1




5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)



Развивать образное мышление.

Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.



23

С.С. Прокофьев.

1



24

А.И. Хачатурян.

1



25

М. Равель.

1



26

Рок-н-ролл.

1



27

Симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.

1



28

Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.

1




6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)



Любить современное искусство, посещать театр.

Р: самостоятельно находить виды мелодий -речитативной и песенной.

П: узнавать фрагменты олицетворяющие эмоциональное состояние героев.

К:знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни.



29

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В.Т. Спиваков.

1



30

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Н.Л. Луганский.

1



31

Д.Л. Мацуев.

Промежуточная аттестация. Тест.

1



32

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Э. Карузо.

1



33

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.

М. Каллас.

1




7 Значение музыки в жизни человека (2ч.)



Развивать образное мышление.

Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.




34

Стиль как отражение мироощущения композитора.

1



35

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

1















7 класс (35ч.) Содержание учебного предмета

1 Музыка как вид искусства (7 ч.)

Круг музыкальных образов (музыкальный образ). Круг музыкальных образов (лирические). Круг музыкальных образов (драматические). Круг музыкальных образов (героические). Круг музыкальных образов (романтические). Круг музыкальных образов (эпические). Круг музыкальных образов. Взаимосвязь и развитие.

2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)

Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона.

3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И. Глинка. Знакомство с творчеством. М.П. Мусоргский.

Знакомство с творчеством. А.П. Бородин. Знакомство с творчеством. Н.А. Римский-Корсаков. Знакомство с творчеством.

4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)

Творчество композиторов-романтиков.

Ф. Шопен. Ф. Лист. Р. Шуман. Ф. Шуберт. Основные жанры светской музыки. Соната. Симфония. Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка. Опера. Балет.

5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)

Д.Д. Шостакович. А.Г. Шнитке. Б. Бриттен. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления.

6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Паваротти. Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. А.Ю. Нетребко Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Д.А. Хворостовский.

Промежуточная аттестация. Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В. Кельмпфф. Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. А.В. Свешников



7 Значение музыки в жизни человека (2ч.)

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.




















Календарно - тематическое планирование. 7 класс (35часов).


№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Универсальные
учебные действия (УУД)

Основные виды деятельности

Дата по плану

Дата фактически


1 Музыка как вид искусства (7 ч.)



Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ.

Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа.

П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы.

К:знать приемы развития музыки.

Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).

Эмоционально-образно восприни­мать и оценивать музыкальные произ­ведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

Обосновывать свои предпочтения в си­туации выбора.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произ­ведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особен­ности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной вы­разительности.

Называть имена выдающихся отече­ственных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи­мые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содер­жание музыкальных произведений, ис­пользуя приемы пластического интони­рования, музыкально-ритмического дви­жения, импровизации.

Использовать различные формы ин­дивидуального, группового и коллектив­ного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодей­ствия музыки с другими видами искус­ства.

Анализировать художественно-образ­ное содержание, музыкальный язык про­изведений мирового музыкального ис­кусства.

Осуществлять поиск музыкально­образовательной информации в справоч­ной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Самостоятельно исследовать твор­ческие биографии композиторов, испол­нителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.

Применять информационно-комму- никационные технологии для музыкаль­ного самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителя­ми, жителями микрорайона.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музы­кальных произведений.

Сравнивать музыкальные произведе­ния разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкаль­ные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации куль­турного досуга, при составлении домаш­ней фонотеки, видеотеки и пр.

Называть крупнейшие музыкаль­ные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, му­зеи).

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музы­кальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) вопло­щения различных художественных обра­зов.

Самостоятельно исследовать твор­ческую биографию одного из популяр­ных исполнителей, музыкальных коллек­тивов и т.п.

Обмениваться впечатлениями о те­кущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Самостоятельно исследовать жанро­вое разнообразие популярной музыки.

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мне­ние о ее художественной ценности.

Осуществлять проектную деятель­ность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных про­изведений.

Защищать творческие исследова­тельские проекты (вне сетки часов)




1

Круг музыкальных образов (музыкальный образ).

1



2

Круг музыкальных образов (лирические).

1



3

Круг музыкальных образов (драматические).

1



4

Круг музыкальных образов (героические).

1



5

Круг музыкальных образов (романтические).

1



6

Круг музыкальных образов (эпические).

1



7

Круг музыкальных образов. Взаимосвязь и развитие.

1




2 Народное музыкальное творчество (2 ч.)



Развивать любовь и уважение к Родине, через музыкальные и художественные произведения.

Р: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.

П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.

К: самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой



8

Музыкальный фольклор народов России.

1



9

Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона.

1




3 Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (5ч.)



Развивать образное мышление.

Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.



10

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов.

1



11

М.И. Глинка. Знакомство с творчеством.

1



12

М.П. Мусоргский.

Знакомство с творчеством.

1



13

А.П. Бородин.

Знакомство с творчеством.




14

Н.А. Римский-Корсаков.

Знакомство с творчеством.

1




4 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (8ч.)


Расширять свой музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно определять инструментальные темы из опер

П: знать муз. термины.

К: выполнение творческого задания



15

Творчество композиторов-романтиков.

Ф. Шопен.

1



16

Ф. Лист.

1



17

Р. Шуман.

1



18

Ф. Шуберт.

1



19

Основные жанры светской музыки.

Соната. Симфония

1



20

Камерно-инструментальная музыка и вокальная музыка.

1



21

Опера.

1



22

Балет.

1




5 Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (6ч.)



Развивать образное мышление.

Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.



23

Д.Д. Шостакович.

1



24

А.Г. Шнитке.

1



25

Б. Бриттен.

1



26

Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках.

1



27

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1



28

Рок-музыка и ее отдельные направления.

1




6 Современная музыкальная жизнь (5ч.)



Интересоваться современной электронной музыкой.

Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.

П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.

К: уметь находить сходство и различие в композициях.



29

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Паваротти.

1



30

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. А.Ю. Нетребко.

1



31

Д.А. Хворостовский.


Промежуточная аттестация.

Тест.

1



32

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. В. Кельмпфф.

1



33

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. А.В. Свешников.

1




7 Значение музыки в жизни человека (2ч.)



Ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии.

Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: стремиться понять образы различных искусств.



34

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.

1



35

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.

1