Пояснительная записка
Рабочая программа 7 класса составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования
Основной образовательной программы основного общего образования БОУ «Литковская СОШ»
Авторской программы И.Л.Бим. Немецкий язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников И.Л.Бим. 2 - 11 классы: учебное пособие для образовательных организаций / [И.Л. Бим и др.]. - М.: «Просвещение», 2019
Уровень обучения – базовый.
Согласно учебному плану БОУ «Литковской СОШ» на изучение иностранного (немецкого) языка в 7 классе отводится 3 часа в неделю (распределены в течение учебного года). Промежуточная аттестация предусматривает итоговую контрольную работу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программ основного общего образования
I. Личностные результаты:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи;
- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
- приобретение таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретённых иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков;
- существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
- достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), позволяющего учащимся общаться как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующих немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и письменной форме;
- самосовершенствование в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
- более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран;
- осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
II. Метапредметные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
III. Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
• коммуникативная компетенция выпускников (то есть владение немецким языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
- сообщение кратких сведений о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
- восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
- восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявления на вокзале/в аэропорту и др.), выделяя для себя значимую информацию и при необходимости письменно фиксируя её;
- восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/сообщение/рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
чтении:
- чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания;
- чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменной речи:
- написание личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
- составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности;
• языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
- применение правил написания немецких слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка;
- соблюдение правильного ударения;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание явления многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков;
• социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
• компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики;
в познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- владение умением пользования справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочником, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого и других иностранных языков;
в ценностно-мотивационной сфере:
- представление о языке как основе культуры мышления, средства выражения мыслей, чувств, эмоций;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, немецкого и других иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через немецкоязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах;
в трудовой сфере:
- умение планировать свой учебный труд;
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка;
в физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом выпускник научится:
формировать дружелюбное и толерантное отношение к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи;
формировать личностную позицию в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
развивать такие качества, как воля, целеустремлённость, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
совершенствовать коммуникативную и общую речевую культуру;
расширить лексический запаса и лингвистический кругозор;
осознавать возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
осознавать культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Содержание учебного предмета
Вводный повторительный курс «После летних каникул». Совершенствование навыков монологической речи. Повторение грамматического явления, порядок слов в немецком предложении. Работа с устным образцом монологической речи. Повторение грамматического явления, временные формы глагола. Повторение и систематизация лексического материала по теме “Школа”. Совершенствование навыков поискового чтения. Совершенствование навыков ознакомительного чтения
Тема “Что мы называем нашей Родиной” Введение лексических единиц. Активизация лексических единиц в речи. Совершенствование навыков изучающего чтения. Работа с устными образцами монологической речи. Совершенствование навыков изучающего чтения. Совершенствование навыков поискового чтения. Активизация лексических единиц в речи. Совершенствование аудиторных навыков. Введение грамматического явления, склонение прилагательных. Склонение прилагательных. Склонение прилагательных. Контроль навыков аудирования. Контроль навыков чтения. Контроль навыков говорения. Контроль навыков письма. Повторения лексического и грамматического материала. Лексико-грамматический тест
Тема “Лицо города - визитная карточка страны” Работа с уст.образцом монолог. Речи. Активизация лексических единиц в речи. Совершенствование навыков изучающего чтения. Совершенствование навыков поискового чтения. Обучение монологической речи по опорам. Совершенствование навыков ознакомительного чтения. Введение грамматического явления, неопределённо-личное местоимение. Повторение, основные формы глагола. Повторение, порядок слов в сложносочиненном предложении. Совершенствование аудиторных навыков. Контроль навыков аудирования. Контроль навыков чтения. Контроль навыков говорения. Контроль навыков письма. Повторение лексического и грамматического материала. Лексико-грамматический тест
Тема “Жизнь в современном городе. Какие здесь проблемы?” Введение лексических единиц. Активизация лексических единиц в речи. Активизация лексических единиц в речи. Совершенствование навыков аудирования. Совершенствование навыков изучающего чтения. Введение грамматического явления, придаточные дополнительные. Тренировка грамматического явления, придаточные дополнительные. Типы немецких глаголов. Модальные глаголы с неопределенно-личным местоимением. Работа с грамматическими упражнениями. Обучение диалогической речи. Контроль навыков аудирования. Контроль навыков чтения. Контроль навыков говорения. Контроль навыков письма. Повторение лексического и грамматического материала. Лексико-грамматический тест
Тема “В деревне есть тоже много интересного” Введение лексических единиц. Совершенствование поискового чтения. Активизация лексических единиц в речи. Совершенствование навыков ознакомительного чтения. Образование будущего времени.
Образование будущего времени. Придаточные причины. Порядок слов в придаточных предложениях. Работа с грамматическими упражнениями. Обучение диалогической речи на ситуативной основе. Совершенствование навыков аудирования. Контроль навыков аудирования. Контроль навыков чтения. Контроль навыков письма. Контроль навыков говорения. Повторение лексического и грамматического материала. Лексико-грамматический тест
Тема “Защита окружающей среды - это самая актуальная проблема. Или?” Введение лексических единиц. Активизация лексических единиц в речи. Совершенствование навыков поискового чтения. Совершенствование навыков изучающего чтения. Повторение, структура сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. Работа с грамматическими упражнениями. Повторение, придаточные дополнительные, условия, причины. Совершенствование навыков монологической речи по опорам. Совершенствование навыков аудирования. Контроль навыков аудирования. Контроль навыков чтения. Контроль навыков говорения. Контроль навыков письма. Повторение лексического и грамматического материала. Лексико-грамматический тест
Тема “В здоровом теле – здоровый дух ” Введение лексических. Единиц. Активизация лексических единиц в речи. Работа с устным образцом монологической речи. Совершенствование навыков изучающего чтения. Совершенствование навыков изучающего чтения. Совершенствование навыков аудирования. Контроль навыков чтения. Контроль навыков говорения. Контроль навыков аудирования. Повторение лексического и грамматического материала. Лексико-грамматический тест.
Тематическое планирование
№ | № в теме | Тема урока | Дата |
Повторительный курс «После летних каникул» (5 + 2 резервных часа) |
1 | 1 | Встреча в школе после летних каникул | |
2 | 2 | Встреча в школе после летних каникул | |
3 | 3 | Где отдыхают немецкие школьники в Германии? | |
4 | 4 | Где говорят по-немецки? | |
5 | 5 | Мы повторяем | |
6 | 6 | Повторение лексико-грамматического материала по теме «После летних каникул!» | |
7 | 7 | Тестирование по теме «После летних каникул» | |
I «Что мы называем нашей Родиной?» (12 часов + 4 резервных часа) |
8 | 1 | Что такое Родина для каждого из нас? | |
9 | 2 | Первое знакомство с Австрией и Швейцарией | |
10 | 3 | Европа как общий дом для людей | |
11 | 4 | Общая Европа – что это? | |
12 | 5 | Где мы чувствуем себя дома? | |
13 | 6 | Учимся давать советы | |
14 | 7 | Что думают о людях разных стран? | |
15 | 8 | Мы слушаем | |
16 | 9 | Мы работаем над грамматикой (склонение имён прилагательных) | |
17 | 10 | Мы работаем над грамматикой (побудительное предложения) | |
18 | 11 | Мы работали прилежно. Активный контроль говорения | |
19 | 12 | Мы работали прилежно. Активный контроль аудирования | |
20 | 13 | Учить немецкий язык – знакомиться со страной и людьми. Активный контроль чтения | |
21 | 14 | Повторение лексического материала по теме «Что мы называем нашей Родиной?». Активный контроль письма | |
22 | 15 | Повторение грамматического материала по теме «Что мы называем нашей Родиной? | |
23 | 16 | Тестирование по теме «Что мы называем нашей Родиной?» | |
II «Лицо города - визитная карточка страны» (12 часов + 4 резервных часа) |
24 | 1 | Город, каким он может быть | |
25 | 2 | Из истории Москвы. | |
26 | 3 | Что мы можем рассказать о Санкт-Петербурге | |
27 | 4 | Города Золотого кольца | |
28 | 5 | Знакомство с некоторыми немецкими, австрийскими, швейцарскими городами | |
29 | 6 | Мы учим новые слова и выражения | |
30 | 7 | Мы учим новые слова и словосочетания | |
31 | 8 | Мы работаем над грамматикой | |
32 | 9 | Мы слушаем | |
33 | 10 | Визитная карточка города, деревни. | |
34 | 11 | Визитная карточка города, деревни. | |
35 | 12 | Мы прилежно работали | |
36 | 13 | Учить немецкий язык – знакомиться со страною и людьми | |
37 | 14 | Повторение лексического материала по теме «Лицо города - визитная карточка страны» | |
38 | 15 | Повторение грамматического материала по теме «Лицо города - визитная карточка страны» | |
39 | 16 | Тестирование по теме «Лицо города - визитная карточка страны» | |
III «Жизнь в современном городе. Какие здесь проблемы?» (12 часов + 3 резервных часа) |
40 | 1 | Основные средства передвижения | |
41 | 2 | Как ориентироваться в незнакомом городе? | |
42 | 3 | Мы слушаем. Активный контроль аудирования | |
43 | 4 | Знаки дорожного движения. | |
44 | 5 | Первая молодёжная улица в Берлине. Активный контроль чтения | |
45 | 6 | Мы работаем над грамматикой (придаточные предложения). Активный контроль письма | |
46 | 7 | Мы работаем над грамматикой (модальные глаголы) | |
47 | 8 | Как спросить о дороге в незнакомом городе? Активный контроль говорения | |
48 | 9 | Как спросить о дороге в незнакомом городе? | |
49 | 10 | Мы работали прилежно | |
50 | 11 | Мы работали прилежно | |
51 | 12 | Учить немецкий язык – знакомиться со страной и людьми | |
52 | 13 | Повторение лексического материала по теме «Жизнь в современном городе. Какие здесь проблемы?» | |
53 | 14 | Повторение грамматического материала по теме «Жизнь в современном городе. Какие здесь проблемы?» | |
54 | 15 | Тестирование по теме «Жизнь в современном городе. Какие здесь проблемы?» | |
IV «В деревне есть тоже много интересного» (12 часов + 4 резервных часа) |
55 | 1 | Жизнь в городе и в деревне: где лучше? | |
56 | 2 | Домашние животные и птицы | |
57 | 3 | Сельскохозяйственные машины | |
58 | 4 | Немецкая деревня вчера и сегодня | |
59 | 5 | Работа подростков на ферме в Германии | |
60 | 6 | Русские народные промыслы | |
61 | 7 | Мы работаем над грамматикой (образование Футур 1) | |
62 | 8 | Мы работаем над грамматикой (образование Футур 1) | |
63 | 9 | Мы беседуем | |
64 | 10 | Мы слушаем | |
65 | 11 | Мы работали прилежно | |
66 | 12 | Мы работали прилежно | |
67 | 13 | Учить немецкий язык – знакомиться со страной и людьми | |
68 | 14 | Повторение лексического материала по теме «В деревне есть тоже много интересного» | |
69 | 15 | Повторение грамматического материала по теме «В деревне есть тоже много интересного» | |
70 | 16 | Тестирование по теме «В деревне есть тоже много интересного» | |
V «Защита окружающей среды - это самая актуальная проблема. Или?» (12 часов + 2 резервный час) |
71 | 1 | Наша планета в опасности | |
72 | 2 | Что может привести планету к катастрофе? | |
73 | 3 | Что мы должны сделать, чтобы защитить природу? | |
74 | 4 | Мы учим новые слова и словосочетания | |
75 | 5 | Мы учим новые слова и словосочетания | |
76 | 6 | Мы работаем над грамматикой (структура сложного предложения). Активный контроль письма | |
77 | 7 | Участие детей в защите окружающей среды. Активный контроль говорения | |
78 | 8 | Они могут заботиться о лесе и животных в нем. Активный контроль чтения | |
79 | 9 | Мы слушаем. Активный контроль аудирования | |
80 | 10 | Мы работали прилежно | |
81 | 11 | Мы работали прилежно | |
82 | 12 | Учить немецкий язык – знакомиться со страной и людьми | |
83 | 13 | Повторение лексического материала по теме «Защита окружающей среды - это самая актуальная проблема. Или?» | |
84 | 14 | Повторение грамматического материала по теме «Защита окружающей среды - это самая актуальная проблема. Или?» | |
85 | 15 | Тестирование по теме «Защита окружающей среды - это самая актуальная проблема. Или?» | |
VI «В здоровом теле – здоровый дух» (13 часов + 2 резервных часа) |
86 | 1 | Виды спорта | |
87 | 2 | Значение спорта в жизни человека | |
88 | 3 | Из истории спорта | |
89 | 4 | Роль спорта в формировании характера человека | |
90 | 5 | Разное отношение к спорту | |
91 | 6 | Мы беседуем | |
92 | 7 | Мы слушаем | |
93 | 8 | Мы работаем над грамматикой (предлоги с двойным управлением) | |
94 | 9 | Мы работаем над грамматикой (предлоги с двойным управлением) | |
95 | 10 | Мы работали прилежно | |
96 | 11 | Мы работали прилежно | |
97 | 12 | Учить немецкий язык – знакомиться со страной и людьми | |
98 | 13 | Повторение лексического материала по теме «В здоровом теле – здоровый дух» | |
99 | 14 | Повторение грамматического материала по теме «В здоровом теле – здоровый дух» | |
100 | 15 | Тестирование по теме «В здоровом теле – здоровый дух» | |
Итоговое повторение |
101 | 1 | Итоговое повторение (чтение) | |
102 | 2 | Итоговое повторение (письмо) | |
103 | 3 | Итоговое повторение (лексико-грамматика) | |
104 | 4 | Итоговая контрольная работа | |
105 | 5 | Анализ итоговой контрольной работы. Итоговое повторение (аудирование) | |