Пояснительная записка
Рабочая программа 8 класса составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования
Основной образовательной программы основного общего образования БОУ «Литковская СОШ»
Авторской программы И.Л.Бим. Немецкий язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников И.Л.Бим. 2 - 11 классы: учебное пособие для образовательных организаций / [И.Л. Бим и др.]. - М.: «Просвещение», 2019
Уровень обучения – базовый.
Согласно учебному плану БОУ «Литковской СОШ» на изучение иностранного (немецкого) языка в 8 классе отводится 3 часа в неделю (распределены в течение учебного года). Промежуточная аттестация предусматривает итоговую контрольную работу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования
I. Личностные результаты:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи;
- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
- приобретение таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретённых иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков;
- существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
- достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), позволяющего учащимся общаться как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующих немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и письменной форме;
- самосовершенствование в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
- более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран;
- осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
II. Метапредметные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
III. Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
• коммуникативная компетенция выпускников (то есть владение немецким языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
- сообщение кратких сведений о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
- восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
- восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявления на вокзале/в аэропорту и др.), выделяя для себя значимую информацию и при необходимости письменно фиксируя её;
- восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/сообщение/рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
чтении:
- чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания;
- чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменной речи:
- написание личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
- составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности;
• языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
- применение правил написания немецких слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка;
- соблюдение правильного ударения;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание явления многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков;
• социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
• компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики;
в познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- владение умением пользования справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочником, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого и других иностранных языков;
в ценностно-мотивационной сфере:
- представление о языке как основе культуры мышления, средства выражения мыслей, чувств, эмоций;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, немецкого и других иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через немецкоязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах;
в трудовой сфере:
- умение планировать свой учебный труд;
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка;
в физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом выпускник научится:
формировать дружелюбное и толерантное отношение к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи;
формировать личностную позицию в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
развивать такие качества, как воля, целеустремлённость, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
совершенствовать коммуникативную и общую речевую культуру;
расширить лексический запаса и лингвистический кругозор;
осознавать возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
осознавать культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Содержание учебного предмета
I. «Прекрасно было летом!»: Воспоминания о лете. Где и как проводят лето немецкие дети. Мои летние каникулы. Наши летние впечатления. Молодежные туристические базы. Месторасположение кемпинга. Летние шутки. Прошедшее время «Perfekt». Предпрошедшее время. Придаточные предложения времени. Встреча с друзьями. Творчество Гейне. Формы обращения, приветствия, прощания.
II. «А сейчас уже школа!»: Школы в Германии. Школьный учитель. Вальдорфские школы. Школа будущего. Расписание уроков. Школьный обмен. Изучение иностранных языков. Образование будущего времени. Придаточные определительные предложения. Проблемы в школе. Система школьного образования в Германии. Сложные существительные. Будущее время. Повторение модальных глаголов в Präsens, Perfekt, Futurum 1
III. «Мы готовимся к поездке по Германии»: Подготовка к путешествию. Работа по карте Германии. Что мы возьмем в дорогу. Мы идем в супермаркет. Делаем покупки. Еда. Путешествие. Правила для путешествующих. Прогноз погоды в Германии. Приготовления к поездке, употребление неопределенно-личного местоимения man. Относительные местоимения при описании людей, городов. Прием гостей. Новая денежная единица в Европе. Творчество Брехта. Географические название среднего и женского рода.
IV. «Путешествие по Германии»: Что мы знаем уже о ФРГ? Путешествие по Берлину. Достопримечательности Берлина. Символы Германии. Знакомство с Баварией и ее достопримечательностями. Рейн – самая романтическая река Германии. Путешествие по Рейну. Путешествие часто начинается с вокзала. Еда, ресторан. Относительные местоимения с предлогами. Образование пассивного залога. Экскурсия по Кельну. Нравы и обычаи, праздники в Германии. Достопримечательности известных городов Германии. Творчество Баха.
Тематическое планирование
№ | № в теме | Тема урока | Дата |
I «Прекрасно было летом!» (21 час + 2 резервных часа) |
1 | 1 | Воспоминания о летних каникулах. | |
2 | 2 | Где проводят каникулы немецкие школьники. | |
3 | 3 | Где проводят каникулы немецкие школьники. | |
4 | 4 | Повторение лексического и грамматического материала. | |
5 | 5 | Стартовая контрольная работа по теме «Летние каникулы» | |
6 | 6 | Молодежные турбазы в Германии. | |
7 | 7 | Отдых в кемпинге. | |
8 | 8 | Грамматика. Прошедшее время. Формирование грамматических навыков. | |
9 | 9 | Грамматика. Прошедшее время. | |
10 | 10 | Письма с места отдыха. Формирование навыков письма. | |
11 | 11 | Неправдоподобные истории. | |
12 | 12 | Аудирование «Погода в Германии». Активный контроль аудирования | |
13 | 13 | Сложноподчиненные предложения с придаточным времени. | |
14 | 14 | Сложноподчиненные предложения с придаточным времени. | |
15 | 15 | Грамматика. Прошедшее и предпрошедшее время. | |
16 | 16 | Встреча друзей после каникул. Полилог. | |
17 | 17 | Формирование навыков диалогической речи «После каникул». Активный контроль говорения | |
18 | 18 | Где и как немцы предпочитают проводить отпуск? (Статистика) Активный контроль письма | |
19 | 19 | Творчество Гейне «Лорелея» | |
20 | 20 | Домашнее чтение. Активный контроль чтения | |
21 | 21 | Повторение материала по теме «Прекрасно было летом». | |
22 | 22 | Контрольная работа по теме «Прекрасно было летом». | |
23 | 23 | Анализ контрольной работы | |
II «А сейчас уже школа!» (21 час + 2 резервных часа) |
24 | 1 | Система образования в Германии | |
25 | 2 | Система образования в Германии | |
26 | 3 | Школьный учитель. Каким его хотят видеть дети? | |
27 | 4 | Новые типы школ | |
28 | 5 | Вальдорфские школы - школы без стресса | |
29 | 6 | Школа будущего | |
30 | 7 | Расписание уроков | |
31 | 8 | Школьный обмен | |
32 | 9 | Изучение иностранных языков | |
33 | 10 | Хорошие результаты в немецком языке | |
34 | 11 | Грамматика. Будущее время | |
35 | 12 | Грамматика. Будущее время | |
36 | 13 | Повторение изученного | |
37 | 14 | Придаточные определительные предложения | |
38 | 15 | Придаточные определительные предложения. Активный контроль письма | |
39 | 16 | Говорение – серебро – молчание – золото, но только не на уроке немецкого языка. Активный контроль говорения | |
40 | 17 | Перед уроком. Активный контроль аудирования | |
41 | 18 | Проблемы в школе (повторение) | |
42 | 19 | Факты, документы: система школьного образования в Германии | |
43 | 20 | Из немецкой классики. Крысолов из Гамельна. Активный контроль чтения | |
44 | 21 | Повторение материала по теме «А сейчас уже школа!» | |
45 | 22 | Контрольная работа по теме «А сейчас уже школа!» | |
46 | 23 | Анализ контрольной работы. | |
III «Мы готовимся к поездке по Германии» (21 час + 7 резервных часа) |
47 | 13 | Введение лексики по теме «Подготовка к путешествию». | |
48 | 2 | Мы готовимся к поездке. | |
49 | 3 | Мы готовимся к поездке. | |
50 | 4 | У карты Германии. Географическое положение ФРГ. | |
51 | 5 | У карты Германии. Федеральные земли. | |
52 | 6 | Систематизация лексики по теме «Одежда». | |
53 | 7 | Что мы возьмем в дорогу? «Одежда» | |
54 | 8 | Делаем покупки. Еда | |
55 | 9 | Покупки в универмаге. | |
56 | 10 | Повторение изученного | |
57 | 11 | Путешествие. Активный контроль чтения | |
58 | 12 | Покупки в Германии. Активный контроль говорения | |
59 | 13 | Правила для путешествующих | |
60 | 14 | Прогноз погоды в Германии | |
61 | 15 | Приготовления к поездке, употребление неопределённо-личного местоимения man | |
62 | 16 | Относительные местоимения при описании людей, городов | |
63 | 17 | Относительные местоимения при описании людей, городов | |
64 | 18 | Придаточные определительные предложения | |
65 | 19 | Немецкие друзья готовятся к приему гостей из России | |
66 | 20 | Немецкие друзья готовятся к приему гостей из России | |
67 | 21 | Поход в магазин. Активный контроль письма | |
68 | 22 | Приготовления к путешествию (повторение) | |
69 | 23 | Проверяем то, что знаем | |
70 | 24 | Новая денежная единица в Европе | |
71 | 25 | Творчество Брехта | |
72 | 26 | Подготовка к контрольной работе. | |
73 | 27 | Контрольная работа по теме «Мы готовимся к поездке по Германии» | |
74 | 28 | Анализ контрольной работы | |
IV «Путешествие по Германии» (21 час + 10 резервных часов) |
75 | 1 | Что мы уже знаем о Германии? | |
76 | 2 | Берлин – столица Германии. | |
77 | 3 | Путешествие по Берлину | |
78 | 4 | Столица Баварии – Мюнхен. | |
79 | 5 | Достопримечательности Мюнхена. | |
80 | 6 | Рейн - самая романтическая река Германии. | |
81 | 7 | Путешествие по Рейну. | |
82 | 8 | Из немецкой классики. Г.Гейне «Лорелея» | |
83 | 9 | Викторина «По городам Германии» | |
84 | 10 | Путешествие часто начинается с вокзала | |
85 | 11 | Путешествие часто начинается с вокзала | |
86 | 12 | Мы путешествуем | |
87 | 13 | В ресторане | |
88 | 14 | В ресторане. Активный контроль говорения | |
89 | 15 | Относительные местоимения с предлогами | |
90 | 16 | Относительные местоимения с предлогами | |
91 | 17 | Пассив | |
92 | 18 | Пассив. Активный контроль письма | |
93 | 19 | Экскурсия по Кёльну. Активный контроль чтения | |
94 | 20 | Экскурсия по Кёльну | |
95 | 21 | Нравы и обычаи, праздники в Германии (повторение) | |
96 | 22 | Нравы и обычаи, праздники в Германии (повторение) | |
97 | 23 | Повторяем то, что знаем | |
98 | 24 | Достопримечательности городов Германии | |
99 | 25 | Творчество Баха | |
100 | 26 | Домашнее чтение | |
101 | 27 | Домашнее чтение | |
102 | 28 | Подготовка к итоговой контрольной работе | |
103 | 29 | Итоговая контрольная работа | |
104 | 30 | Анализ итоговой контрольной работы | |
105 | 31 | Домашнее чтение | |