Пояснительная записка
Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО и ООО МБОУ Рябчевская СОШ и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Рябчевская СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные УУД:
- умение, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся сможет:
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью .
Предметными результатами изучения иностранного языка в 9 классе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ
Говорение
Диалогическая речь
Речевые умения при ведении диалогов:
1) начать, поддержать и закончить разговор;
2) поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность;
3) вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ.
4) запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
5) целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».
участие;
6) сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину.
7) выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
Развитие монологической речи на средней ступени предусматривает овладение учащимися следующими умениями:
1) кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика);
2) передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
3) делать сообщение в связи с прочитанным текстом.
4) выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному.
Объем монологического высказывания – до 12 фраз.
Аудирование
Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие следующих умений:
1) прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
2) выбирать главные факты, опуская второстепенные;
3) выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
Время звучания текста – 1,5-2 минуты.
Чтение
Школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Умения чтения, подлежащие формированию:
1) определять тему, содержание текста по заголовку;
2) выделять основную мысль;
3) выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
4) устанавливать логическую последовательность основных фактов/ событий в тексте.
Объем текста – до 500 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на облегченных аутентичных текстах разных жанров.
Умения чтения, подлежащие формированию:
1) полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа,
выборочного перевода, использование страноведческого комментария);
2) оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
3) прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте.
Объем текста - до 600 слов.
Чтение с выборочным понимание нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
1) делать выписки из текста;
2) писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания; (объемом 30-40 слов, включая написание адреса);
3) заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
4) писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес).
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Графика и орфография
Знания правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка.
Соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на смысловые группы; соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема рецептивного и продуктивного словаря за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 900 лексическим единицам, усвоенным ранее, добавляется около 300 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру немецкоязычных стран.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи. Расширение потенциального словаря за счет интернациональной лексики и навыков овладения новыми словообразовательными средствами:
- суффиксами существительных: - e (die Sorge); -ler (der Sportler), -ie (die Autonomie)
- суффиксами прилагательных: -sam (sparsam), - bar (wunderbar);
- префиксами существительных и глаголов: vor- (das Vorbild, vorkommen); mit- (die Mitverantwortung, mitmachen)
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств, изученных во 2-7 или в 5-7 классах и овладение новыми грамматическими явлениями.
Всеми временными формами в Passiv (Perfekt, Plusquamperfekt и Futurum Passiv) рецептивно; местоименными наречиями (worüber? darüber, womit? damit);
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи всех типов простого предложения (систематизация);
предложений с инфинитивными группами: statt …zu, ohne … zu;
сложно-подчиненных предложений с
- придаточными времени с союзами wenn, als, nachdem;
- придаточными определительными предложениями с относительными местоимениями (die, deren, dessen);
- придаточными цели с союзом damit.
Распознавание структуры предложения по формальным признакам, а именно: по наличию придаточных предложений, по наличию инфинитивных оборотов: um … zu + Inf., statt
… zu + Inf., ohne … zu + Inf.
Различение некоторых омонимичных явлений – предлогов, союзов (zu, als, wenn).
Узнавание по формальным признакам Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времен. Навыки распознавания прямой и косвенной речи.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса (предмета, модуля) "Немецкий язык 9 класс" используется УМК:
1. Учебник Немецкий язык. 9 класс. И.Л. Бим, Л.В. Садомова. М.: Просвещение, 2019 г.
2. рабочая тетрадь к учебнику "Немецкий язык. 9 класс" И.Л. Бим, Л.В. Садомова. М.: Просвещение, 2019 г.
3. аудиоприложение к учебнику "Немецкий язык. 9 класс ".
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса/линии, учебно-методической систем И.Л. Бим, Л.В. Садомова. – М.: Просвещение, 2011.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Содержание учебного предмета
Повторение. Каникулы, пока! – 7 часов.
Где и как немецкая молодежь проводит каникулы. Мои впечатления от летних каникул. Каникулы в Германии. Что мы знаем о Германии.
1. Каникулы и книги: они связаны друг с другом? – 20 часов.
Что читает немецкая молодежь? Роль книги в жизни человека. Немецкие классики И.В. Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне. «Горький шоколад» Мириам Преслер. Комиксы. Знакомство с различными жанрами немецкой литературы, каталоги немецких издательств как помощники в поисках нужной книги.
2. Современная молодежь. Какие же у Вас проблемы? – 24 часа.
Молодежь в Германии. Молодежные субкультуры. Что сегодня важно для молодежи? Проблемы молодежи: разочарование в любви, поиск работы и места в жизни, поиск верных друзей, конфликты с родителями и учителями, насилие в доме и на улице, наркотики, курение и алкоголизм. Сравнение проблем молодежи в Германии и в России.
3. Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии? – 27 часов.
Система образования в Германии, типы школ. Возможности получения профессионального образования: Организация производственной практики в школе. Поиск рабочего места выпускниками школ. Наиболее популярные профессии в Германии, профессии, о которых мечтают подростки, кумиры молодежи и их воздействие на выбор профессии. Что важно при выборе профессии? Выбор профессии
4. СМИ Средства массовой информации. Действительно ли это четвертая власть?
– 24 часа.
Газеты и журналы, которые издаются в Германии. Телевидение как самое популярное средство массовой информации. Компьютер и его место в жизни молодежи. Интернет как помощник в учебе. Немецкое радио. Телевидение: «за» и «против». Компьютер: «за» и «против». Мнения различных людей о средствах массовой информации. Культура чтения в Германии и в России.
Тематическое планирование
№ | Тема, подтема | Кол-во часов | Дата | Примечания |
По пла ну | По факту |
| |
| Каникулы, прощайте! | 7 | | | |
1 | Каникулы в Австрии. | 1 | | | |
2 | Места отдыха в Германии. | 1 | | | |
3 | Что ты делал этим летом? | 1 | | | |
4 | Школа в Германии. | 1 | | | |
5 | Международная школа. | 1 | | | |
6 | Проект «Немецкоговорящие страны». | 1 | | | |
7 | Окончание проекта «Немецкоговорящие страны». | 1 | | | |
| Каникулы и книги. Они связаны друг с другом? | 20 | | | |
8 | Стихи Гете, Шиллера, Гейнe. | 1 | | | |
9 | Г. Фаллада «В те далекие детские годы». | 1 | | | |
10 | Домашнее чтение. М.Пресслер «Горький шоколад». | 1 | | | |
11 | Комиксы. | 1 | | | |
12 | В книжной лавке. | 1 | | | |
13 | Книголюбы. | 1 | | | |
14 | Книжные каталоги. | 1 | | | |
15 | Литературные жанры. | 1 | | | |
16 | Книги, которые я охотно читаю. | 1 | | | |
17 | Пассивный залог немецкого языка. Образование и употребление. | 1 | | | |
18 | Употребляем в речи инфинитивный оборот, придаточные предложения причины. | 1 | | | |
19 | Работа над грамматикой. | 1 | | | |
20 | Контроль грамматических навыков. | 1 | | | |
21 | «Последняя книга». Контроль навыков аудирования. | 1 | | | |
22 | Украденные часы. Развитие умений в чтении с полным пониманием. | 1 | | | |
23 | Систематизация и повторение языкового и речевого материала. | 1 | | | |
24 | Проверочная работа по теме «Каникулы и книги». | 1 | | | |
25 | Проект «Пословицы». | 1 | | | |
26 | Окончание проекта «Пословицы». | 1 | | | |
27 | Учить немецкий язык – значит знакомиться со страной и людьми. | 1 | | | |
| Сегодняшняя молодежь. Какие проблемы она имеет? | 24 | | | |
28 | Расслоение молодежи на подкультуры. | 1 | | | |
29 | Что сегодня важно для молодежи? | 1 | | | |
30 | Проблемы молодежи. Молодежь и общество. | 1 | | | |
31 | Стремление к индивидуальности. | 1 | | | |
32 | Современная молодежь. | 1 | | | |
33 | Конфликты с родителями. | 1 | | | |
34 | Домашнее чтение. К.Ностлингер «Ильза исчезла». | 1 | | | |
35 | Работа над грамматикой. Инфинитивные обороты. | 1 | | | |
36 | Тренировка в употреблении инфинитивных оборотов в речи. | 1 | | | |
37 | Тренировка в употреблении инфинитивных оборотов в речи. | 1 | | | |
38 | Контроль грамматических навыков. | 1 | | | |
39 | Чего боится современная молодежь? | 1 | | | |
40 | Отношения с родителями. Проблема насилия в современном обществе. | 1 | | | |
41 | Контроль навыков аудирования. | 1 | | | |
42 | Алкоголь. Курение. Наркотики. | 1 | | | |
43 | Взрослые о молодежи. | 1 | | | |
44 | Молодежь о взрослых. | 1 | | | |
45 | Телефон доверия. | 1 | | | |
46 | Советы психолога. | 1 | | | |
47 | М.Пресслер «Урсула и Конни». | 1 | | | |
48 | Домашнее чтение. М.Пресслер «Горький шоколад». | 1 | | | |
49 | Систематизация и повторение языкового и речевого материала. | 1 | | | |
50 | Проверочная работа по теме «Сегодняшняя молодежь. Какие она имеет проблемы». | 1 | | | |
51 | Учить немецкий язык – значит знакомиться со страной и людьми. | 1 | | | |
| Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии? | 27 | | | |
52 | Система образования в Германии. | 1 | | | |
53 | Профессиональная подготовка в школах Германии. | 1 | | | |
54 | Двойственная система профессиональной подготовки в Германии. | 1 | | | |
55 | Требования к профессиональной подготовке. | 1 | | | |
56 | Перспективные профессии. | 1 | | | |
57 | Современные молодежные журналы о выборе профессии. | 1 | | | |
58 | 100 крупнейших предприятий Германии. | 1 | | | |
59 | Профессиональная подготовка в России. | 1 | | | |
60 | Развитие грамматических навыков и умений. Управление глаголов. | 1 | | | |
61 | Развитие грамматических навыков и умений. Управление глаголов. Местоименные наречия. | 1 | | | |
62 | Работа над грамматикой. | 1 | | | |
63 | Контроль грамматических навыков. | 1 | | | |
64 | Сельскохозяйственные профессии. | 1 | | | |
65 | Поворот в судьбе благодаря другу. | 1 | | | |
66 | Что важно при выборе профессии. | 1 | | | |
67 | Твои планы на будущее. | 1 | | | |
68 | Профессия, о которой ты мечтаешь. | 1 | | | |
69 | Профессии немцев. | 1 | | | |
70 | Революция в повседневной жизни. | 1 | | | |
71 | О профессии стюардессы мечтают многие. | 1 | | | |
72 | Ничто не дается даром. | 1 | | | |
73 | Учить немецкий язык – значит знакомиться со страной и людьми. | 1 | | | |
74 | Г. Шлиманн и его мечта о Трое. | 1 | | | |
75 | Домашнее чтение. Из жизни Г.Шлиманна. | 1 | | | |
76 | Контроль навыков аудирования. | 1 | | | |
77 | Систематизация и повторение языкового и речевого материала. | 1 | | | |
78 | Проверочная работа по теме «Будущее начинается уже сегодня». | 1 | | | |
| Средства массовой информации. Действительно ли это четвертая власть? | 24 | | | |
79 | Задачи средств массовой информации. | 1 | | | |
80 | История возникновения средств массовой информации. | 1 | | | |
81 | Немецкие газеты и журналы. | 1 | | | |
82 | Телевидение или интернет? | 1 | | | |
83 | Программа телепередач. | 1 | | | |
84 | О вредных пристрастиях. | 1 | | | |
85 | Школы и Интернет. | 1 | | | |
86 | Радио «немецкая волна». | 1 | | | |
87 | Что думают члены одной семьи о СМИ? | 1 | | | |
88 | Как Дэнис проводит свое свободное время? | 1 | | | |
89 | Рассказ о своем свободном времени. | 1 | | | |
90 | Проект «газета в школе». | 1 | | | |
91 | Защита проекта. | 1 | | | |
92 | Предлоги с родительным падежом. | 1 | | | |
93 | Предлоги с дательным падежом. | 1 | | | |
94 | Предлоги с винительным падежом. | 1 | | | |
95 | Предлоги с двойным управлением. | 1 | | | |
96 | Контроль грамматических навыков. | 1 | | | |
97 | Систематизация языкового и речевого материала. | 1 | | | |
98 | Телевидение: «за» и «против». | 1 | | | |
99 | Компьютер и его место в жизни молодежи. | 1 | | | |
100 | Учить немецкий язык – значит знакомиться со страной и людьми. | 1 | | | |
101 | Обобщающее повторение за курс 9 класса. | 1 | | | |
102 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 | | | |
| Итого: | 102 ч | | | |