СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) 10-11 классы.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) 10-11 классы.»

ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ВТОРОМУИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)

X-ⅠⅩ классы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Программа по немецкому языку для основной школы предназначена для учащихся 10-11 классов МАОУ СОШ №35, изучающих предмет немецкий язык как второй иностранный язык.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ), Примерных программ по учебным предметам (М.: Просвещение, 2010), Рабочей программы предметной линии учебников « Горизонты»10-11кл. М.М. Аверина, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р.Харченко, УМК « Горизонты» Немецкий язык как второй иностранный 10-11 классов под авторством М.М. Аверина, Ф.Джин, Л. Рорман и др.

Структура документа

Программа включает четыре раздела:

• «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета «музыка» на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в примерном учебном плане.

• «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

• «Тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы.

• «Планируемые результаты освоения предмета (курса)».

Общая характеристика учебного предмета

В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, формирование ключевых умений, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение несколькими иностранными языками. Изучение второго иностранного языка - это насущная необходимость. При изучении второго иностранного языка речь идет о развитии иноязычных коммуникативных умений, которые включают в себя языковые речевые, учебные, социокультурные и компенсаторные умения.

В процессе обучения немецкому языку решаются не только задачи практического владения языком, так как они самым тесным образом связаны с воспитательными и общеобразовательными. Изучая немецкий язык как второй иностранный язык, учащиеся имеют возможность изучать и сопоставлять сразу несколько культур, что положительно сказывается на их мировоззрении и познавательной деятельности.

Предлагаемая программа по немецкому языку как второму иностранному предназначена для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования с учетом требований, изложенных в «Примерных программах по учебным предметам. Иностранный язык. 10-11 классы».

Учебная программа соответствует программе формирования ИКТ- компетентностей, программе развития УУД.

Учебная программа опирается на приоритетные технологии: технологии индивидуализации обучения, метод проектов, информационные технологии, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения.

Цели обучения немецкому языку

В современной школе предмет «Иностранный язык» входит в область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения немецкому языку как одному из языков международного общения.

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение немецкого языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативных умений, понимаемых как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков в совокупности составляющих — речевых, языковых, социокультурных и учебно-познавательных умений и навыков.

Речевые умения и навыки — готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи).

Языковые умения и навыки — готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.

Социокультурные умения и навыки — готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания культуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.

Универсальные учебные умения — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, специальные учебные навыки и умения, способы и приемы самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения немецкому языку в учебном заведении реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативных умений в совокупности составляющих.

Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации дает возможность воспитывать гражданина, патриота своей страны, развивать национальное самосознание, а также способствует взаимопониманию между представителями различных сообществ.

Достижение школьниками основной цели обучения немецкому языку способствует их развитию как личностей. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение немецким языком, и это должно быть осознано учащимися, ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, а на этой основе — к более глубокому осмыслению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа, ее носителя, его самобытности и места собственной личности в жизни социума.

Таким образом, главные цели курса соответствуют тому, что зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку, а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и примерным программам по немецкому языку для основного общего образования. Реализуемый УМК также отвечает требованиям европейских стандартов. Он ориентирован в большей степени на общеевропейские компетенции владения иностранным языком.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

- формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

- формирование и развитие языковых навыков;

- формирование и развитие социокультурных умений и навыков.

Все вышесказанное свидетельствует о полном соответствии целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям основных федеральных документов. Принципы обучения немецкому языку как второму иностранному

1. Сопоставительный (контрастивный) подход в обучение немецкому языку как второму иностранному.

Изучение немецкого языка как второго иностранного происходит в условиях взаимодействия трёх языков. С одной стороны, это положительно влияет на процесс обучения, так как имеет место положительный перенос на нескольких уровнях:

- на уровне речемыслительной деятельности: чем большим количеством языков владеет человек, тем более развиты его речемыслительные механизмы: память, механизмы восприятия иноязычных текстов зрительно и на слух, механизмы речепорождения и др.;

- на уровне учебных умений: стратегии работы с информацией, организация своего времени для выполнения разных видов заданий, умения использования ИКТ, приёмы проектной работы и т. д.;

- на уровне языка: сопоставление лексических единиц и грамматических явлений. Наличие англицизмов и интернациональных слов в немецком языке облегчает овладение лексикой. Принадлежность английского и немецкого языков к одной языковой группе даёт возможность легче усвоить некоторые сходные грамматические явления; на социокультурном уровне: социокультурные знания и выработанные на их основе отношения могут быть объектом переноса в условиях близких друг к другу западноевропейских культур.

С другой стороны, следует принимать во внимание, что при взаимодействии первого и второго иностранных языков можно наблюдать явления негативной интерференции, которая охватывает все уровни языка и может влиять на развитие продуктивных видов речевой деятельности. При этом случаи отрицательного воздействия усвоенных явлений первого языка на овладение языковыми явлениями второго встречаются чаще, чем осознанный положительный перенос. Поэтому учителю важно направлять внимание учащихся на те явления (лексические или грамматические), которые имеют большое сходство c родным или первым иностранным языком.

Особого подхода заслуживают также языковые единицы, имеющие частичное и порой смыслоразличительное отличие от явлений в первом иностранном языке. Например, страдательный залог в английском и немецком языках образуется по похожим правилам, но существуют различия во вспомогательных глаголах (tobe - werden)и предлогах (by - von/durch), которые указывают на субъект, выполняющий деятельность.

Следовательно, сопоставительный (контрастивный) подход при обучении второму иностранному языку должен быть возведён в ранг принципа.

2. Личностная ориентация при обучении иностранному языку

Весь учебный процесс, как и при обучении первому иностранному языку, должен быть направлен на развитие личности ученика, на учёт его возможностей, потребностей, интересов. Это проявляется и в отборе содержания обучения: поиске актуальных возрасту и интересам тем, проблем и ситуаций общения; использовании интересных, аутентичных текстов и иллюстративного материала.

На уровне методической организации содержания обучения осуществляется дифференциация заданий по уровням обученности. Для более успешных учащихся можно предложить широкий спектр творческих и проектных заданий, упражнений в формате международных экзаменов и ГИА. Наибольшую эффективность для развития и поддержания внутренней мотивации к учению показала такая образовательная технология, как языковой портфель учащегося.Языковой портфель (ЯП) включает: а) языковой паспорт, в котором отражены сведения о владельце ЯП, об изучении им иностранных языков и опыте межкультурного общения; б) языковую биографию, в которой отражены языковые навыки и речевые умения, описанные на основе Общеевропейских компетенций владения иностранным языком; в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков: сертификаты, практические результаты выполненных проектов, эссе, творческие работы и т. д.

Работа над всеми частями языкового портфеля должна привести к следующим положительным результатам: формированию сознательного отношения к учению через понимание конкретных результатов обучения в терминах коммуникативных умений (языковая биография);развитию способности к самооценке и рефлексии (языковая биография); формированию стратегий непрерывного образования в течение всей жизни; переводу результатов изучения из идеальной (владение языком) в реальную форму (досье и языковой паспорт);возможности представить объективные результаты изучения иностранного языка в другие организации (при поступлении на учёбу, работу, практику) в виде языкового паспорта и досье, а не в виде субъективной отметки.

Каждый раздел ЯП требует постоянной работы. В языковом паспорте фиксируются все этапы изучения языка и приобретения языкового опыта: посещение дополнительных языковых курсов, поездки, обучение за рубежом, прохождение практики с применением иностранного языка и т. д. Досье регулярно пополняется не только сертификатами и дипломами, но и письменными творческими работами на иностранном языке: сочинениями, эссе, презентациями и т. д.

3. Коммуникативная направленность обучения

Главной целью обучения немецкому языку является развитие коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: чтении, говорении, аудировании и письме. Отбор содержания обучения также подчиняется функциональному принципу: в основе каждой главы лежит выбранная тема, которая раскрывается в ряде проблем. Учащиеся обсуждают данные проблемы, действуя в рамках ситуаций общения, в соответствии с которыми происходит отбор подлежащих формированию коммуникативных умений. При этом в центре процесса обучения находится текст как объект распознавания в чтении и аудировании и продукт порождения в говорении и письме.

В практическом плане для учителя важно осознавать, что главной целью каждого урока является формирование или совершенствование тех или иных коммуникативных умений, то есть итогом урока должен быть любой коммуникативный акт, «выход в речь» (развитие умений как рецептивных, так и продуктивных видов речевой деятельности).

4. Деятельностный характер обучения

Работа по овладению конкретными языковыми средствами должна переходить в овладение речевыми действиями с использованием этих средств. При этом основное внимание учащиеся уделяют успешному решению коммуникативных задач, что осуществляется в процессе речевого взаимодействия. Для этого коммуникативные задачи должны соответствовать реальным ситуациям общения и быть значимыми для учащихся, чтобы побудить их к осуществлению речевой деятельности.

5. Взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности

Все виды речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо) должны развиваться во взаимосвязи друг с другом, служить опорой друг для друга. Так, чтение является средством при обучении говорению, а письменная фиксация информации полезна при обучении аудированию и как основа для говорения. Этот принцип особенно явно проявляется при изучении второго иностранного языка, так как позволяет использовать стратегии работы с текстом и информацией, усвоенные при овладении первым иностранным языком.

6. Социокультурная направленность обучения

Реализация этого принципа обучения полностью обеспечивается материалами УМК. Поскольку в его создании принимали участие авторы из Германии, то учебник наполнен аутентичными материалами, которые представляют современную жизнь, быт и интересы подростков из стран изучаемого языка. Большое количество иллюстративного материала и статистических данных делает подачу информации наглядной и достоверной. Коллажи, с которых начинается каждая глава, дают возможность для сопоставления разных культур.

Дополнительные материалы о нашей стране позволяют овладеть речевыми структурами, описывающими явления родной культуры. Это готовит учащихся к реальному взаимодействию с представителями немецкоязычных стран, в процессе которого они будут выступать трансляторами российской культуры.

7. Интенсификация обучения второму иностранному языку

Указанные выше факторы (наличие общих черт у изучаемых иностранных языков, опыт овладения первым языком, сформированность стратегий и умений познавательной деятельности, общность некоторых фоновых знаний) позволяют сделать процесс изучения немецкого языка в значительной степени более интенсивным. При овладении языковыми средствами (лексическими и грамматическими) может быть сокращена фаза ориентировки и тренировки языковых явлений благодаря положительному переносу и имеющемуся потенциальному словарному запасу.

Усвоенные умения работы с информацией обеспечивают быстрое овладение рецептивными видами речевой деятельности, которые (особенно чтение) являются основой и средством для формирования умений в говорении и письме.

Небольшое количество часов, выделенных для овладения вторым иностранным языком, делает интенсификацию учебного процесса важной предпосылкой для успешности и результативности при его изучении.

Обучение в 10-11 классах является третимуровнем общего образования и важным звеном, которое соединяет все три уровня образования: начальный, основной и старший. Особенности содержания обусловлены спецификой развития школьников данного возраста. Личностно ориентированный и деятельностный подходы позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это дает возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социокультурных или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные и языковые явления.

Используются следующие формы уроков, представленные в нижеследующей таблице:

Место курса в учебном плане

Учебный план школы отводит по 70 часов (2 учебных часа в неделю) для изучения немецкого языка как второго иностранного языка в 10 классе (базовый уровень), 70часов в 11 классе(базовый уровень).

Формы организации образовательного процесса

Основной формой обучения является урок. Урок может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, конференция, работа в парах постоянного и смешенного состава, экскурсия, беседа, конференция и другие. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.

Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные,групповые, фронтальные.

Подготовка к государственной итоговой аттестации проходит на учебных занятиях, повторно - обобщенных и итоговых уроках на основе обращения к ранее изученному материалу.

Технологии обучения

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.

Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

Технология уровневой дифференциации. Технология обучения как учебного исследования. Технология обучения в сотрудничестве. Проектная технология.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Формой оценки достижения результатов освоения программы является аттестация.

Итоговая аттестация проводится на основании соответствующих государственных нормативных правовых документов.

Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания учебного предмета, по окончании их изучения по итогам четверти, полугодия, учебного года

Текущая аттестация проводится учителем как контроль качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) в процессе её изучения. По формам организации контроля он подразделяется на индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный. В качестве методов контроля предусматриваются: устный опрос, контрольные работы, тестирование, диктанты и другие.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Основное содержание учебного курса « Горизонты»

Немецкий язык как второй иностранный М.М.Аверина, Ф.Джин, Л.Рорман и др.

Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. УМК для 10-11 классов позволяют выйти на уровень В1 европейских языковых компетенций.

Целью межкультурного обучения иностранным языкам является формирование такого качества языковой личности, которое позволяет ей выйти за рамки собственной культуры и приобрести качества посредника культур, не утрачивая собственной культурной идентичности. Это означает, что выпускник школы должен хорошо знать собственную культуру и культуру страны изучаемого языка в рамках изучаемых тем и ситуаций общения, выявлять общее и различное в культурах путем сопоставления с тем, чтобы правильно строить и расшифровывать поведение представителя другой культуры.

Содержание обучения включает следующие компоненты:

1) предметное содержание речи (темы, ситуации); 2) коммуникативные умения:

— в области аудирования, чтения, говорения, письменной речи;

— языковые знания и навыки;

3) социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения;

4) компенсаторные умения

5) общеучебные умения и универсальные способы деятельности 6) специальные учебные умения.

Предметное содержание речи 10 класс (70часов)

Примеры для подражания (4 часа)

Информация о выдающихся людях России:Е.Образцова, К.Рентген, Маргарет Штайф, мать Тереза.

Мечты и желания (4 часа)

Мечты, желания, планы на будущее,возможные альтернативы.

Семья (5 часов)

Типы семей.Семьи в Германии 100 лет назад и сейчас.Распределение ролей в семье.

Зарабатывать и тратить деньги (4 часа)

Где могут заработать немецкие школьники, размер карманных денег в России и Германии,

Правила вобмена и возврата товара в магазине.

Путешествия. (4 часа)

Цели для путешествия в России и Германии, планы на лето,предложения турбюро, информация на интернет-форумах.

Дружба,любовь и отношения.(5 часов)

Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Любовь.Дружба.

Три разных немецких языка(4 часа)

Немецко-говорящие страны.Диалекты немецкого языка.Чем гордятся немцы,австрийцы,

швейцарцы.

Выбор профессии (4 часа)

Объявления о работе. Нормы оформления документов для устройства на работу, принятые

в Германии.

Работа в отеле. (4 часа)

Профессия служащего отеля.Информация об отеле.Отзывы на отель.

Здоровье (5 часов)

Здоровый образ жизни и правильное питание. План питания. Препараты для повышения работоспособности.

Изучающие немецкий язык и полиглоты (4 часа)

Изучение иностранного языка, наилучшие стратегии для изучения немецкого языка. Известные полиглоты.

Человек и море (4 часа)

Экология.Заповедники и редкие природные ландшафты.

Не надо неприятностей (4 часа).

Конфликты и их разрешение.Поисккомпромисса.Роль медиатора в школе.

Впечатления от Швейцарии (4 часа).

Достопримечательности Швейцарии, информация о стране. Швейцарские регионы и города.Типичные швейцарские товары.

Волонтёрское движение (4 часа)

Волонтёрские проекты в Германии и России. В чём заключается волонтёрская работа.

Счастье (7 часов)

Что такое счастье. В чём выражается счастье. Счастливые приметы и символы.



Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 250-300 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.


Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями. Активный грамматический минимум для 10 класса

Местоимения: родительный падеж определительных местоимений,

неопределённые местоимения, местоимённые наречия.

Глаголы: глаголы с предложным управлением, сослагательное наклонение, глагол

Lassen, устойчивые сочетания глагол+существительное, инфинитив пассива с модальными глаголами, будущее время.

Прилагательные:склонение прилагательных без артикля,

Союзы:союзsowohl…alsauch,entweder….oder,obwohl, употребление союзов.

Предлоги: предлоги,употребляемые с родительным падежом, предлоги с частицей

-einander, предлоги durch,laut,von, предлоги места и направления,

Синтаксис: условные придаточные предложения; определительные придаточные предложения; придаточные предложения времени с союзами bevor,als,wӓrend,seit; определительные придаточные предложения: wer…..der; определительные предложения;

Модальные придаточные предложения; предложения с союзом indem; придаточные предложения с je….desto; придаточные предложения уступки.


Предметное содержание речи 11 класс (70 часов)

Жить вместе (5 часов)

Плюсы и минусы совместного проживания. Отношения с близкими людьми.

Социальные сети.

Творчество.(5 часов)

Творчество в повседневной жизни. Способы развития творческого мышления.

Творчество и школа.

Германия-страна научных открытий.(5 часов)

Наука и техника в Германии. Открытия последних 200 лет. Интересуется ли

молодёжь наукой.

Школа и высшее образование (5 часов)

Школьное образование. Как бороться со стрессом в школе. Выбор профессии.

Искусство (5 часов)

Описание предметов искусства. Мнения о предметах искусства. Искусство в моей

жизни. Каждый человек-творец.

Помощь.(5 часов)

Благотворительность, что она даёт людям. Социальные инициативы. Фонд «Подари

Жизнь» и его деятельность.

Будущее рынка труда (5 часов)

Рынок труда в Германии. Будущее для тех, кто окончил гимназию. Будущий офис:

Удобство и экологичность.

Спорт. (5 часов)

Спорт на каждый день. Школьный спорт в Германии. Нормы ГТО в Германии.

Экстремальный спорт.

Средства массовой информации (5 часов)

Средства информации:вчера и сегодня. Средства массовой информации в

Немецкоязычных странах. Традиционная газета или издание онлайн?

Такой разнообразный язык (5 часов)

Различные регистры общения. Такой разный немецкий язык. Молодёжный

язык. В каждом городе свой особенный язык.

Особенные места (6 часов)

Места, связанные с туризмом. Самые-самые особенные места. Туристы в Берлине.

Предпринимательство (6 часов)

Как заработать деньги. Заработки в интернете. Знаменитые предприятия из

Немецкоязычных стран. Презентация предприятия.

Жизнь в городе и деревне (8 часов)

Где я живу? Мой регион: проблемы и перспективы. Житель города и села.


Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 450-500 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями. Активный грамматический минимум для 11 класса

Имя существительное: родительный падеж (Genitiv)в единственном и множест

венном числе.

Предлог: предлоги с частицей – einander;

Местоимение: местоимённые наречия, употребление относительных местоимений

И относительных предложений;

Имя прилагательное: склонение прилагательных в родительном падеже, причастия

В качестве определения;

Глагол: сослагательное наклонение (повторение); глаголы с предложным

управлением; пассив состояния; сослагательное наклонение в прошедшем

времени.

Сослагательное наклонение с модальными глаголами;

Предложение: различные способы связи в тексте; средства связи в предложении;

условные придаточные предложения без союза; сравнительные придаточные

предложения; модальные придаточные предложения, предложные сочетания:

durch, laut : устойчивые сочетания: конструкции anstattdass, anstatt….zu, ohnedass,

ohne….zu.



Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

Говорение

Диалогическая речь

Дальнейшее совершенствование диалогической' речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями и комбинированные диалоги с соблюдением норм речевой культуры, принятых в стране изучаемого языка, на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения. На данном этапе предполагается вариативное использование всех типов диалогов, их комбинирование.

Монологическая речь

Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию, обосновывать или объяснять намерения, сопоставлять явления культуры контактируемых языков, пояснять различия в культурах, делать презентации результатов проектного задания.

Аудирование

Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.

Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале.

Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.

Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию.

Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации

(просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации.

Письменная речь

Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:

— писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30—40 слов, включая адрес);

— заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

— писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма — около 100—120 слов, включая адрес; — составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.

Языковые знания и навыки Орфография

Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.

Грамматическая сторона речи

Активный грамматический минимум охватывает следующие явления:

10 класс:

Местоимения: родительный падеж определительных местоимений,

неопределённые местоимения, местоимённые наречия.

Глаголы: глаголы с предложным управлением, сослагательное наклонение,глагол

Lassen, устойчивые сочетания глагол+существительное, инфинитив пассива с модальными глаголами, будущее время.

Прилагательные:склонение прилагательных без артикля,

Союзы:союзsowohl…alsauch,entweder….oder,obwohl, употребление союзов.

Предлоги: предлоги,употребляемые с родительным падежом, предлоги с частицей

-einander, предлоги durch,laut,von, предлоги места и направления,

Синтаксис: условные придаточные предложения; определительные придаточные предложения; придаточные предложения времени с союзами bevor,als,wӓrend,seit; определительные придаточные предложения: wer…..der; определительные предложения;

Модальные придаточные предложения; предложения с союзом indem; придаточные предложения с je….desto; придаточные предложения уступки.



11 класс:

Имя существительное: родительный падеж (Genitiv)в единственном и множест

венном числе.

Предлог: предлоги с частицей – einander;

Местоимение: местоимённые наречия, употребление относительных местоимений

И относительных предложений;

Имя прилагательное: склонение прилагательных в родительном падеже, причастия

В качестве определения;

Глагол: сослагательное наклонение (повторение); глаголы с предложным

управлением; пассив состояния; сослагательное наклонение в прошедшем

времени.

Сослагательное наклонение с модальными глаголами;

Предложение: различные способы связи в тексте; средства связи в предложении;

условные придаточные предложения без союза; сравнительные придаточные

предложения;модальные придаточные предложения, предложные сочетания:

durch, laut: устойчивые сочетания: конструкции anstattdass, anstatt….zu, ohnedass,

ohne….zu.



Социокультурные знания и умения

Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).

Это предполагает овладение:

— знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;

— сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;

— лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (проведения выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора

(скороговорками, поговорками, пословицами);

— представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

— умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);

— умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.

Компенсаторные умения

Совершенствуются умения:

— переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

— использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний

ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;

— прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

— догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

— использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формируются и совершенствуются умения:

— работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

— работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

— работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

— планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретацию, разработку краткосрочного проекта и его устную презентацию с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

— самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Специальные умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

-создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;

-приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;

-ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира



Тематическое планирование



10 класс


п/п

Тема

Количество часов

1

Примеры для подражания (Vorbilder)

4

2

Мечты и желания (TrӓumeundWünsche)

4

3

Семья (Familie)

5

4

Зарабатывать и тратить деньги(Geldverdienenundausgeben)

4

5

Путешествия (Reisen)

4

6

Дружба,любовь и отношения (Freundschaft,Liebe,Beziehungen)

5

7

Три разных немецких языка (DreimalDeutsch)

4

8

Выбор профессии (Berufsleben)

4

9

Работа в отеле (ArbeitsweltHotel)

4

10

Здоровье (Gesundheit)

5

11

Изучающие немецкий язык и полиглоты (SprachlernerundGenies)

4

12

Человек и море (MenschundMeer)

4

13

Не надо неприятностей! (MachkeinenStress!)

4

14

Впечатления от Швейцарии (SchweizerImpressionnen)

4

15

Волонтёрское движение (Engagement)

4

16

Счастье (Glück)

7


Итого

70


11 класс


п/п

Тема

Количество часов

1

Жить вместе (Gemeinsam leben)

5

2

Творчество (Kreativitat)

5

3

Германия-страна научных открытий (ForschungslandDeutschland)

5

4

Школа и высшее образование (Hochschule)

5

5

Искусство (Kunst)

5

6

Помощь (Helfen)

5

7

Будущее рынка труда (ZukunftderArbeitswelt)

5

8

Спорт (Sport)

5

9

Средства массовой информации (Medien)

5

10

Такой разнообразный язык (Sprachedifferenziert)

5

11

Особенные места (Besondere Orte)

6

12

Предпринимательство (Unternehmen)

6

13

Жизнь в городе и деревне (Stadtleben-Landleben)

8


Итого

70



Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по немецкому языку

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения немецкому языку

Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого.

Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности.

С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур.

При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:

— формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;

- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;

— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.


Метапредметные результаты

С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и совершенствуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным.

При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах.

В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации.

При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов на уровне УУД:

— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

— развитие коммуникативных умений, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; — формирование проектных умений:

• генерировать идеи;

• находить не одно, а несколько вариантов решения;

• выбирать наиболее рациональное решение;

• прогнозировать последствия того или иного решения;

• определять новую проблему;

• готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

• работать с различными источниками информации;

• планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;

• собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;

• оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);

• представить для аудитории электронную презентацию.


.

 Планируемые предметные результаты.

В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» (немецкий) на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Коммуникативные умения

Говорение, диалогическая речь

Вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики;

при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи»;

выражать и аргументировать личную точку зрения;

запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики;

обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию.

Говорение, монологическая речь

Формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;

Передавать основное содержание прочитанного/
увиденного/услышанного;

давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики);

строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.

Аудирование

Понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением;

выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением.

Чтение

Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты.

Письмо

Писать несложные связные тексты по изученной тематике;

писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;

письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.

Языковые навыки

Орфография и пунктуация

Владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;

расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.

Фонетическая сторона речи

Владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;

владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации.

Лексическая сторона речи

Распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;

распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;

определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам;

догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту;

распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности.

Грамматическая сторона речи

- Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных в основной школе коммуникативных и структурных типов предложения.

- Систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, о типах придаточных предложений и вводящих их союзах и союзных словах, совершенствование навыков их распознавания и употребления.

- Овладение способами выражения косвенной речи, в том числе косвенным вопросом с союзом ob.

- Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно (Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv).

- Систематизация всех временных форм Passiv.

- Развитие навыков распознавания и употребления распространенных определений с Partizip I и Partizip II (der lesende Schűler; das gelesene Buch), а также форм Konjunktiv от глаголов haben, sein, werden, kőnnen, mőgen и сочетания wűrde + Infinitiv для выражения вежливой просьбы, желания.

- Систематизация знаний об управлении наиболее употребительных глаголов; об использовании после глаголов типа beginnen, vorhaben, сочетаний типа den Wunsch haben + смысловой глагол в Infinitiv с zu (Ich habe vor, eine Reise zu machen).

- Овладение конструкциями haben/sein zu + Infinitiv для выражения долженствования, возможности; систематизация знаний о разных способах выражения модальности.

- Систематизация знаний о склонении существительных и прилагательных, об образовании множественного числа существительных.

- Развитие навыков распознавания и употребления в речи указательных, относительных, неопределенных местоимений, а также прилагательных и наречий, их степеней сравнения.

- Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, связности (например, с помощью наречий zuerst, dann, naсhher, zuletzt)

- Оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей;

употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах);

употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения.

употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами dass, damit, der, weil, wer, wenn, als, was,wocher, woraus, womit, weicher, nachdem,befvor ;

употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами und, aber, oder;

употреблять в речи условные предложения реального и нереального характера (Konjuktiv);

употреблять в речи конструкции с инфинитивом;

использовать косвенную речь;

использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных формах: Präsens , Futurum, Pеrfekt, Plusqufmparfekt, Präteritum;

употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее используемых времен;

употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени ;

употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (mussen, sollen, konnen, durfen, wollen);

употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе;

употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль;

употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные местоимения;

употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях;

употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место действия.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Коммуникативные умения

Говорение, диалогическая речь

Вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения другого человека;

проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации;

обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию.

Говорение, монологическая речь

Резюмировать прослушанный/прочитанный текст;

обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста.

Аудирование

Полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях;

обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом.

Чтение

Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов.

Письмо

Писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу.

Языковые навыки

Фонетическая сторона речи

Произносить звуки немецкого языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента.

Орфография и пунктуация

Владеть орфографическими навыками;

расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.

Лексическая сторона речи

Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи;

узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы .

Грамматическая сторона речи

- использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени;
- употреблять в речи все формы страдательного залога;
употреблять в речи все временные формы Passiv (Perfekt, Plusquam­perfekt, Futurum Passiv);
употреблять распространенные опреде­ления с Partizip I и Partizip II;
употреблять в речи конструкции haben/sein zu + Infinitiv;
использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях.



В плане языковых знаний и навыков от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения немецкого языка в 10-11 классах в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования ученик должен знать/понимать:

• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

• особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;

• признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • основные различия систем немецкого, английского и русского языков.

Кроме того, школьники должны уметь:

• применять правила написания слов, изученных в основной школе;

• адекватно произносить и различать на слух звуки немецкого языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;

• соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.

В отношении социокультурных знаний от выпускников требуется:

• иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка;

• владеть основными нормами речевого этикета (реплики-клише и наиболее распространенная оценочная лексика), распространенного в странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального общения;

• иметь представление о распространённых образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

• понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.

В плане развития компенсаторных умений результатом обучения иностранному языку в 10-11 классах должно стать умение решать коммуникативную задачу при помощи языковой и контекстуальной догадки и игнорирования языковых трудностей, переспроса, а также при передаче информации с помощью словарных замен, жестов и мимики.

Учебно-познавательные умения включают в себя дальнейшее развитие учебных и специальных учебных умений.

Познавательные умения предполагают, что выпускник основной школы должен:

• научиться действовать по образцу, заданному алгоритму, инструкции или аналогии при выполнении отдельных заданий и составлении высказываний на изучаемом языке;

• научиться работать с информацией (сокращать, расширять, заполнять таблицы); извлекать основную информацию из текста (прослушанного или прочитанного), а также запрашиваемую или нужную информацию; полную и точную информацию;

• научиться выполнять проектные задания индивидуально или в составе группы учащихся;

• научиться пользоваться справочным материалом: двуязычными и толковыми словарями, грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, мультимедийными средствами, ресурсами Интернета;

• овладеть необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения немецкого языка способами и приёмами.

Специальные учебные умения включают в себя способность:

• сравнивать явления немецкого, русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;

• освоить приемы работы с текстом, пользоваться определенными стратегиями чтения или аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

• пользоваться ключевыми словами;

• вычленять культурные реалии при работе с текстом, сопоставлять их с реалиями родной культуры, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;

• догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;

• узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;

• при необходимости использовать перевод.

В ценностно-ориентационной сфере умения включают в себя:

• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;

• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

• представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.

В эстетической сфере:

• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;

• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;

• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.

В трудовой и физической сферах:

• умение рационально планировать свой учебный труд; • умение работать в соответствии с намеченным планом; • стремление вести здоровый образ жизни.


Компенсаторные умения

переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;

прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.


Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формируются умения:

работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.


Специальные учебные умения

Формируются умения:

• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

семантизировать слова на основе языковой догадки;

осуществлять словообразовательный анализ слов;

выборочно использовать перевод;

пользоваться двуязычным и толковым словарями.


Материально-техническая база.

Библиотечный фонд

1 Стандарт основного общего образования по иностранному языку

2 Примерная программа основного общего образования по иностранному языку

3 Учебно-методические комплекты (учебники, рабочие тетради) по немецкому языку, рекомендованные или допущенные к использованию в учебном процессе

4 Книги для чтения на немецком языке

5 Контрольно-измерительные материалы по языку

6 Двуязычные словари

7 Толковые словари (одноязычные)

8 Авторские рабочие программы к УМК, которые используются для изучения иностранного языка

9 Книги для учителя (методические рекомендации к УМК)


Печатные пособия

1 Алфавит (настенная таблица)

2 Произносительная таблица

3 Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждой ступени обучения

4 Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка

5 Карты на иностранном языке

Карта(ы) стран(ы) изучаемого языка

Карта мира (политическая)

Карта Европы (политическая, физическая)

Карта России (физическая)

6 Флаги стран(ы) изучаемого языка

7 Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка.


Цифровые образовательные ресурсы

1 Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по иностранным языкам: обучающие, тренинговые, контролирующие

2 Инструменты учебной деятельности


Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

1 Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка

2 Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте для разных ступеней обучения.

3 Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, выделяемой в стандарте для разных ступеней обучения.

4 Таблицы-фолии, соответствующие основным разделам грамматического материала, представленного в стандарте для разных ступеней обучения.


Технические средства обучения (средства ИКТ)

1 Видеомагнитофон (видеоплейер)

2 Аудио-центр (аудиомагнитофон)

3 Телевизор с универсальной подставкой

4 Мультимедийный компьютер

5 Мультимедиа проектор

6 Экран на штативе или навесной

7 Столик для проектора