СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Маленький гражданин и патриот» (далее – Программа) разработана на основе ФГОС ДО, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
22
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 1
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению
Адрес: 624940, город Волчанск, ул. Карпинского, д. 11. Телефон: 8 (34383) 5-91-60.
Сайт: http://mkdou1.ru/
ПРИНЯТА: педагогическим советом протокол №_____ «___»___________20____г | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ ДС № 1 _______________О.Н. Тактаева «___»_______________20____г |
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
«Маленький гражданин и патриот»
Составитель: старший воспитатель
первой квалификационной категории
Лисовская Р. А.
г. Волчанск
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Возрастные особенности детей ………………………………………………4
3. Организация деятельности взрослых и детей
по освоению программы……….………………………………………………. .9
4. Формы организации образовательного процесса……………………………9
5.Виды деятельности и формы работы по направлению
развития детей…………………………………………………………………….10
6. Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию……...11
7. Тематическое планирование образовательной области
«Социально- коммуникативное развитие» по нравственно-
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста…………………..14
8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
освоения программы………………………………………………………………20
9. Литература………………………………………………………………………22
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание- часть нравственного воспитания.
Дошкольное детство – это ежедневные открытия. Мы, взрослые должны дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, городу, региону, стране.
Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач образования.
- Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Каким мы представляем себе нравственно воспитанного с моральными ценностями человека? (любящим своих близких, свой город, родной край, Родину.)
Как у ребенка можно развить, воспитать нравственно – патриотические качества? Какими методами и способами начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста?.
Программа формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста реализует модель выпускника и формирует следующие ключевые компетентности детей: (личностная, коммуникативная, деятельностная)
- Личностные качества (любовь, сострадание, сопереживание, доброта, эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, гуманное отношение к природе, проявление терпения к недостаткам других, умение считаться с интересами других, уверенность в себе);
- Коммуникативные качества (умение находить общий язык, умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, проявлять инициативу в завязывании контактов, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом);
- Деятельностные качества (активное отношение к окружающему миру, к себе, умение разрешать сложные ситуации, желание придерживаться социально одобряемого поведения).
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
1. Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
2. Формированию бережного отношения к природе.
3. Воспитанию уважения к труду.
4. Развитие интереса к русским традициям.
5. Знакомству детей с символами государства.
6. Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны.
7. Толерантного отношения к другим народам.
1. Пояснительная запискаПрограмма патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Маленький гражданин и патриот» (далее – Программа) разработана на основе ФГОС ДО, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г); Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг."
Предлагаемая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальности.
Реализуется в рамках образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 1
Программа рассчитана на 4-х летний срок обучения детей от 3-7 лет
Содержание Программы отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включённым в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым.
Содержание ПрограммыВзаимодействие с семьями воспитанников Программа подчёркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.
Цель программы:
Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей. Создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений.
Задачи программы:
- воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, России, уважения к людям труда;
- формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему народу, его обычаям, традициям, к культурному прошлому России и Урала;
- развивать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формировать чувства ответственности и гордости за достижения Родины,
- расширять представления о России, ее столице, Урале, малой Родине.
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- воспитание чувств уважения к Защитникам Отечества.
Успешное решение поставленных задач возможно при использовании следующих принципов и методов обучения. Наиболее близкими считаются следующие:
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.
Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.
Принцип комплексности. Предполагает взаимосвязь с разными видами деятельности ребенка.
Принцип наглядности –широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, селу, краю.
Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию нравственно – патриотической деятельности включается в целостный педагогический процесс.
НОВИЗНА предлагаемой программы состоит в следующем:
Данная программа представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива образовательного учреждения.
Для реализации программы представлены следующие методы и приемы:
Наглядный метод используется во время:
- Чтения рассказов;
- Наблюдения;
- Рассматривания иллюстраций;
- Экскурсии по городу, целевых прогулок;
- Беседы с просмотром фотографий, иллюстраций, фильмов;
- Экспериментально – опытнической деятельности;
- Знакомства с народным творчеством, вышивкой, росписью.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- Чтение легенд, басен литературных произведений, стихотворений;
- Проведение разнообразных игр;
- Загадывание загадок;
- Проведение тематических досугов, конкурсов;
- Разучивание произведений устного народного творчества.
Практический метод используется, когда необходимо:
- Организовать продуктивную деятельность;
- Изготовление наглядных пособий для занятий;
Формы работы с детьми.:
- Занятия, беседы;
- Игры – путешествия, конкурсы, викторины;
- Проведение совместных праздников;
- Экскурсии, целевые прогулки;
- Развлечения, основанные на русском фольклоре;
- Спортивно – театрализованные досуги;
- Выставки детского рисунка;
- Игровые ситуации;
- Участие в посильных общественных акциях и мероприятиях;
- Посещение выставок
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитывать нравственно – патриотические качества у детей.
Так как основной формой проведения занятий по программе является игра, то в совместной деятельности нужно широко использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность также желательно включать беседы о родном городе, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играет фольклор, былины, сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства детей в нужное русло.
Для успешной реализации программы используются следующие организационно- педагогические и материально- технические условия:
выделенное в режиме дня время, для освоения программы;
музыкальный зал;
дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
репродукции картин;
художественная литература;
альбомы и фотографии с видами родного города, страны;
карты Свердловской области, России; символы города и государства (герб, флаг, гимн);
аудиозаписи гимна России, музыки и песен композиторов Урала;
снимки достопримечательностей города, области, страны;
фотографии известных людей города, области, страны;
иллюстрации и изделия народных промыслов России и Урала;
картины с изображением родных пейзажей.
Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.
В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.
Дети в своем словарном обороте начинают использовать слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой». В этот период ребёнка необходимо направлять на выполнение общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребёнок начинает эмоционально переживать не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с воспитателем, который направляет ребёнка, руководит его действиями. В этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.
Возрастные особенности детей 4-5 летНа данном этапе развития детей существенно меняется их характер. Кризис трёх лет благополучно проходит, и ребёнок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями, с окружающими себя взрослыми. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребёнок впитывает всё как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нём. Именно теперь необходимо закладывать нравственно-патриотические качества, развивать в ребёнке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к родным, к родному краю, своей Родине. На этом этапе у ребёнка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для детей, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. В это время необходимо большое внимание уделять играм патриотической направленности.
В возрасте 4-5 лет наблюдается активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всём, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них ещё недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Главной задачей воспитателя в этой деятельности – направить ребёнка на осознание жизненно-важных ценностей.
Возрастные особенности детей 5- 6 летРебёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - «вежливый», «честный», «заботливый» и др.
Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников - формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения обязательности их выполнения. Ребёнок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет...?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных нормах и правилах поведения еще более расширяются и углубляются. Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются различные поступки друг от друга.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением». Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается ещё и автор, история создания произведения. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Возрастные особенности детей 6- 7 летНа седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников. Это время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребёнок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.
Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребёнка его внутренней и внешней жизни. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность.
В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В выборе линии поведения ребёнок учитывает свой прошлый опыт, нравственные представления и оценки, мнение окружающих. Эти элементы произвольности очень ценны. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному постоянному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно. Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников. Предметная деятельность постепенно утрачивает для них свое особое значение. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других (сверстников, взрослых), признания ими его личных достижений и качеств. Формируются достаточно устойчивая самооценка (представления о себе — «Кто я?» и оценка — «Какой я?»)
Общение детей с взрослыми приобретает внеситуативно - личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребёнком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с взрослым поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребёнком своего собственного внутреннего мира.
Особенностью детей 6-7 лет является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность, индивидуальной.
Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками. Мальчики оказывают девочкам личное расположение, дарят подарки, угощают, предлагают помощь. Воспитатель акцентирует внимание детей на полоролевых особенностях поведения и взаимоотношений мальчиков и девочек, принятых в обществе. В совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнёра, исправляют его ошибки; помогают партнёру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнёра, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- коммуникативной
- игровой
-продуктивной
- познавательно – исследовательской
- трудовой
- восприятие художественной литературы
- музыкально – художественной или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы
Формы организации образовательного процесса (Групповые, подгрупповые, индивидуальные)
- Непосредственно образовательная деятельность
- Индивидуальные игры
- Совместные игры с воспитателем
-Совместные игры со сверстниками
- Режимные моменты
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:
- Игры
- Чтение
- Беседы
- Педагогические ситуации
- Ситуации морального выбора
- Наблюдения
- Экскурсии
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире:
- Праздник, развлечения
-Выставки
Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных модулей (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей определённых для каждого конкретного образовательного модуля).
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
- Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских и других видов творческих игр):
- Индивидуальные игры
- Совместные игры со сверстниками
- Совместные игры с воспитателем
Музейный уголок: «Прикасаясь к истории»
Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:
- Праздники в детском саду «День Защитника Отечества»
- «День Победы»
- «Мамин день»
- «Праздники по народному календарю»
-Выставки (сотворчество детей и родителей) - «Славься, край родной!», «Город – глазами детей».
3. Физкультура и здоровье:
- Дни здоровья
- Спортивные эстафеты
- Праздники («Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»)
- Экологические походы
4.Акции:
- «Мы – будущие защитники Отечества»
- «Письмо ветерану»
- «Памятник»
- «Вечная память, вечная слава»
5.Оснащение предметно – развивающей среды группы детского сада:
- Изготовление атрибутов для игр: «Защитники Отечества», «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели» и т.п.
- Оформление («Символика нашей страны», «Центра народного творчества»)
- Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области
- Оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Достопримечательности Москвы», «Моя семья»
- Создание газет: «Моя семья», «Мой папа – защитник Отечества»
6.Работа с родителями:
- Ознакомление детей с семейными реликвиями
- Конкурс «Семейный герб»
- Анкетирование родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
- Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи
- «Трудовой десант» родителей с детьми (посадка деревьев, обрезка кустов, уборка мусора на участках и т.д.)
- Выставка плакатов – проектов: «Каким я хотел бы видеть наш город», «Земля – планета, на которой мы живем»
- Помощь в снятии видеофильмов
7.Социальное развитие:
- Встречи с почетными гражданами города
- Экскурсии
- Посещение выставок
- Создание библиотеки в группе
- Создание видеотеки
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа,
прошлом края и страны,
- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций,
- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребёнком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая её "территориальные" и "временные рамки". Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т. д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д. и местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
План работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию
В дальнейшем может корректироваться
Формы работы
| Содержание работы
| Сроки проведения
|
Анкетирование и опросы родителей
| Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей | сентябрь
|
Родительские собрания
| Доклады: -«Воспитание патриотических чувств у дошкольников» -«Воспитание юного патриота в семье» | октябрь, март
|
Круглый стол | «Патриот воспитывается с детства» | Ноябрь |
Дни открытых дверей
| Участие родителей в групповых занятиях «Семейные реликвии» | май
|
Привлечение родителей к участию в деятельности группы
| Совместная деятельность детей, родителей и педагогов Альбомы: «История родного города» «Памятные места в городе» «Наша армия родная» | сентябрь, октябрь |
Встречи с интересными людьми
| -полицией - военнослужащими -ветеранами войны | ноябрь, декабрь |
Участие в организации выставок | «Героям - слава!» «Подарок ветерану» | февраль, май
|
Педагогическое просвещение родителей, Памятки для родителей
Выставки детских работ | «Известные люди о воспитании любви к Родине» «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду» «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» По плану ДОУ | сентябрь, январь
в течение года |
Реклама книг, статей из газет и журналов | На тему патриотического воспитания детей | Октябрь |
Консультирование
| «Как научить детей охранять природу» «Вместе с ребёнком смотрим телепередачи о родном городе» | Ноябрь, март
|
Младшая группа (3-4 года)
Месяц
| Тема
| Задачи
|
Сентябрь
| Экскурсия «Мой детский сад, моя улица»
| Знакомить детей с ближайшим окружением, обратить внимание, что в городе много улиц, делается всё, чтобы было удобно в них жить |
Октябрь
| «Я и моя семья»
| Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье |
Ноябрь
| «Мой дом, мой город»
| Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Знакомить с родным городом (посёлком), его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, надземным и подземным переходами (взаимодействие с родителями). Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса) |
Декабрь
| «Транспорт нашего города»
| Знакомить детей с разными видами транспорта в родном городе, с особенностями работы людей разных профессий |
Январь
| «Достопримечательности родного города»
| Познакомить детей с достопримечательностями родного города. Дать детям знание о том, что такое памятные места города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу
|
Февраль
| «День защитника Отечества»
| Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины) |
Март
| «Знакомство с народной культурой и традициями»
| Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности |
Апрель
| «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский) | Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков
|
| Праздник «День Победы»
| Воспитывать умение радоваться. Вызвать яркий эмоциональный отклик на образ праздника. Рассказать о важности праздника в нашей стране |
Средняя группа (4-5 лет)
Месяц
| Тема
| Задачи
|
Сентябрь
| «Экскурсия мой детский сад, моя улица» | Знакомить детей с ближайшим окружением, с родным городом: название детского сада, города |
Октябрь
| «Я в мире человек»
| Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам |
Ноябрь
| «Мой город, моя страна»
| Знакомить с родным городом (посёлком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию |
Декабрь
| «Родословная моей семьи»
| Закрепить и обобщить знания детей о членах своей семьи (братьях, сестер, бабушках, дедушках, папах, мамах и т.д.). Чем занимаются, сколько им лет, родственных связях членов семьи. Развивать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать любовь и привязанность к родному дому, чувство гордости за них |
Январь
| «Листая любимые книги»
| Уточнить и систематизировать знания детей о главных персонажах русских народных сказок («Колобок», «Репка» и т.д.), напомнить о том, что сочинителем этих сказок стал талантливый русский народ. Продолжить знакомство с другими сказками, показав смелость, находчивость героев сказок. Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, желание быть похожими на положительных героев |
Февраль
| «День защитника Отечества»
| Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях |
Март
| «Знакомство с народной культурой и традициями»
| Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.). Знакомить с народными промыслами. Привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности |
Апрель
| «Русская матрёшка»
| Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить с русской матрёшкой |
Май
| «День Победы»
| Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны |
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц
| Тема
| Задачи
|
Сентябрь
| «Мой город»
| Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности
|
Октябрь
| «Я в мире человек»
| Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать пер- воначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребёнку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам |
Ноябрь
| «День народного единства»
| Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны; воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней. Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины |
Декабрь
| «Богатство страны - как выращивают хлеб»
| Закрепить знания детей о том, что хлеб – это одно из самых главных богатств России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и бережное отношение к хлебу |
Январь
Февраль
| «Архитектура родного города»
«Воинская слава России» (праздник)
| Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его ещё красивее Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины |
Март
| «Народная культура и традиции»
| Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (городецкая, гжель и др.). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды |
Апрель
| «Россия – наша Родина»
| Формировать у детей представление о стране, в которой мы живём; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; формировать представления о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина» |
Май
| «День Победы»
| Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Месяц
| Тема
| Задачи
|
Сентябрь
| «Мой город»
| Закрепить знания детей о родном городе, полученные в старшей группе: название города, основные достопримечательности |
Октябрь
| «Мой город, моя страна, моя планета»
| Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Уточнить и закрепить представление детей о своей большой Родине – России, её столице – Москве, познакомить с главной достопримечательностью Москвы – Красной площадью. Показать многообразие животного и растительного мира страны, народов проживающих в России, показать красоту русского национального костюма (сарафан, кокошник, лента, косоворотка, тесьма). Развивать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за неё |
Ноябрь
| «День народного единства»
| Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщать детям элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям |
Декабрь
| «Государственные символы нашей страны
| Закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны |
Январь
| «Наша Родина- Россия»
| Расширять знания детей о народных праздниках, воспитывать желание узнать больше о символе России – русской берёзке, воспитывать гордость за свою Родину |
Февраль
| «День защитника Отечества»
| Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины |
Март
| «Народная культура и традиции»
| Знакомить с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства
|
Апрель
| «День космонавтики»
| Продолжать знакомство с профессией космонавтов, воспитывать уважение к этой профессии, развивать гражданско-патриотические чувства |
Май
| «День Победы»
| Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Рассказывать о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Великой Отечественной войны |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка. Путём наблюдений за ребёнком, бесед, экспертных оценок, критериально – ориентированных методик не тестового типа, критериально – ориентированного тестирования, скрининг – тестов и др. методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
Ожидаемый результат реализации программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети знают:
3–4 года.
Знать своё имя и родителей
Знать где работают их родители
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков и группы, ухаживать за растениями
Знать имя, отчество своих воспитателей, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых
Знать название своего города; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей
Уметь рассказывать о своём родном городе
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, и т.д.)
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название города
Иметь представление о символике города
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа, живущего в городе Волчанск.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей
Знать правила поведения в природе
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей
Различать некоторые рода войск
6–7 лет.
Краткие сведения об истории города
Знать дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада
Знать герб, флаг России, Свердловской области и своего города.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Различать некоторые рода войск.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Знать стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Соблюдать правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках России и Урала.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Иметь элементарные представления об охране природы
Формы отслеживания и фиксации результатов.
Мониторинг проводится в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май).
Форма фиксации результатов Приложение1.
Мониторинг результатов формирования патриотических чувств у дошкольников в условиях ФГОС
методики и тесты диагностического инструментария с целью определения результатов:
проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение эмоционального благополучия ребенка);
метод изучения продуктов детского творчества;
метод наблюдения;
метод тестов с целью диагностики внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений, исследования отношения ребенка к ряду типичных для него, жизненных ситуаций и др.;
методы математико-статистического анализа полученных данных;
методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.
Диагностическая карта уровней развития патриотических чувств
Для диагностики уровней развития патриотических чувств дошкольников были подобраны критерии диагностики, составленной по показателям «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохиной и образовательной области «Познание» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Ф. И. ребенка | 1.Родная страна: - Знание столицы России – Москва. - Знание имен знаменитых соотечественников. - знание крупных городов и рек России. -знание героев России | 2. Малая Родина Название города Название профессий родителей, жителей города | 3.Символика - Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других. - Знания символического значения цветов флага и герба. - Знание правил поведения во время звучания гимна.
| 4. История народной культуры и традиций Знание русских народных сказок, пословиц и поговорок о Родине.
Народные праздники и их значение
| 5.Личностный компонент | 6.Историко - географический и природный компоненты | Общий результат | ||||||||||||
| начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамика результатов освоения детьми программы по формированию нравственно-патриотических чувству детей дошкольного возраста
Критерии | 2018-2019 4-5 лет | 2019-2020 5-6 лет | 2020-2021 6-7 лет | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
Высокий |
|
|
|
|
|
| ||
Средний |
|
|
|
|
|
| ||
Низкий |
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень. Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города и района; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, своего края, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень. Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства своего края, России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Определение уровня развития у детей представлений и отношения к родному городу
Высокий уровень. Представления ребенка о родном городе сформированы и знания систематизированы: знает, в каком городе он живет, знает, как называется улица, на которой он живет, названия нескольких близлежащих улиц, узнает несколько достопримечательностей города и может рассказать о них; ребенок знает, как люди заботятся о городе и как дети могут заботиться о нём; наблюдается устойчивое стремление к созданию нового, оригинального продукта в рисовании, лепке; стремление к общественнозначимой деятельности ярко выражено.
Средний уровень. Представления ребенка о родном городе нечеткие, знания сформированы недостаточно: может сказать, как называется его город, улица, названия близлежащих улиц не знает, может узнать несколько достопримечательностей своего города, но ничего не может сказать о них; ребенок может составить небольшой рассказ о городе; частично знает, как люди заботятся о городе, но как могут дети заботиться о городе не представляет. Продуктивная деятельность осуществляется по образцу, подражанию, не проявляя творчества; стремление к общественнозначимой деятельности неустойчиво.
Низкий уровень. Представления о родном городе не сформированы: ребенок затрудняется ответить на вопрос, в каком городе он живет, достопримечательности города не узнает, ребенок не может составить небольшой рассказ о городе, не знает, как люди заботятся о родном городе. Продукты деятельности, созданные ребенком, не отличаются оригинальностью, ребенок не проявляет инициативы, творчества в деятельности. Ребенок не стремится к осуществлению общественнозначимой деятельности.
Вопросы для бесед с детьми старшего дошкольного возраста
(нравственно – патриотическое воспитание)
1. Как ты понимаешь, что такое семья?
2. У тебя большая семья?
3. С кем ты живешь?
4. Есть ли у тебя бабушки, дедушки?
5. Как зовут твоих родителей?
6. Кто ты в семье?
7. Вы собираетесь вместе семьей?
8. Чем вы занимаетесь все вместе?
9. Куда ты любишь ходить вместе с мамой?
10. Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?
11. Какие праздники бывают у вас дома?
12. Какой праздник ты любишь больше всего?
13. Почему он тебе нравится?
14. Есть ли в вашей семье традиции?
Дополненный вариант
Высокий уровень.
Ребенок без особого труда называет свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес, профессии родителей, виды транспорта, преобладающие в родном городе. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребенок передает настроение и впечатление. Знает достопримечательности города, название аптек, детских садов, больниц, где они расположены. Ребенок правильно определяет символы России. Знает флаг РФ, Свердловской области и города Волчанск, Называет цвета флага, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта, русские народные сказки, пословицы и поговорки о Родине. Называет природные богатства России и Урала. Знает приметы сезонных изменений в родном крае, диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир Урала и России. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень.
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, ему требуется помощь, подсказка, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес, городской транспорт, частично называет профессии. Знает достопримечательности города, но не может объяснить их место нахождения. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет государственные символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значении у флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Знает русские народные сказки, затрудняется назвать пословицы и поговорки о Родине, народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России и Урала. Знает: диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир родного края, затрудняется назвать лекарственные растения. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться с ними, оказывает помощь. Анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень
Ребенок часто допускает ошибки. Не знает названия страны, округа, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн РФ, но затрудняется в узнавании символики округа и родного города. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, распространенных профессиях родного края, названиях школ, садов, библиотек. Знает русские народные сказки, но не может назвать народные праздники, игрушки, пословицы и поговорки о Родине. Знает диких животных и птиц России, но не может назвать флору и фауну родного края, природные богатства. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, редко считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что совершенствование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, своей семье и родному краю нами достигнуты в процессе решения задач:
создания условий для формирования и воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
формирования чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
формирования у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
формирования представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
воспитания гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России;
воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания.