СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации Белоярского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19»


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании педагогического совета Зам. директора по УВР Директор школы

МБОУ «Черноусовская СОШ № 19» Загвоздина Н.В Гноевых В.Ю.

Протокол № ______ _______________________ _____________________

«____»_____________2020г. «____»_____________2020г «____»___________2020г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обществознание

(Рабочая программа для учащихся 10 - 11 классов)

Среднее общее образование

Уровень базовый


на 2020-2021 учебный год






Составитель:

Загвоздина Татьяна Олеговна,

учитель истории и обществознания







с. Черноусово

2020 г.

Пояснительная записка



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 № 273-ФЗ.

  2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями внесенными: Приказом Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, Приказом Минобрнауки России от 31.08.2009 № 320, Приказом Минобрнауки России от 19.10.2009 № 427, Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 № 39, Приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69, Приказом Минобрнауки России от 23.06.2015 № 609, Приказом Минобрнауки России от 07.06.2017 № 506

  3. Устава МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19».

  4. Учебного плана МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19» на 2020-2021 учебный год.

Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени среднего общего образования отводится не менее 140 ч из расчета 2 ч в неделю Х-ХIклассах.

10 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год

11 класс – 2 часа в неделю, 70часов в год



Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 





Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

 

Человек как творец и творение культуры

 

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.

 

Общество как сложная динамическая система

 

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.

 

Человек в системе общественных отношений

 

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.

 

Правовое регулирование общественных отношений

 

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

 

Опыт познавательной и практической деятельности:

 

- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- написание творческих работ по социальным дисциплинам.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анхализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обществознание (включая экономику и право), 

10  класс

(70 ч.)

урока

п\п


Наименование раздела, темы

Кол-во часов


Общество и человек

17

1

Что такое общество.

1

2

Естественные и социально-гуманитарные науки об обществе. Философия.

1

3

Общество как сложная динамическая система.

1

4

Основные институты общества.

1

5

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

1

6

Естественные и социально-гуманитарные науки о человеке.

1

7

Духовная жизнь человека.

1

8

Мировоззрение.

1

9

Потребности и интересы.

1

10

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1

11

Мышление и деятельность.

1

12

Проблема познаваемости мира.

1

13

Понятие истины, ее критерии.

1

14

Виды человеческих знаний.

1

15

Самосознание индивида и социальное поведение. Социализация индивида.

1

16

Свобода и ответственность

1

17

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Общество и человек»

1


Основные сферы общественной жизни

40

18

Духовная жизнь.Понятие культуры.

1

19

Многообразие культур.

1

20

Наука. Основные особенности научного мышления.

1

21

Общественная значимость и личностный смысл образования.

1

22

Мораль.

1

23

Религия. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

1

24

Искусство.

1

25

Духовная жизнь человека.

1

26-27

Экономика и экономическая наука.

2

28-29

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

2

30

Социальные группы.

1

31

Социальная стратификация.Социальная мобильность.

1

32

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

1

33

Социальные отношения.

1

34

Социальный конфликт.

1

35

Виды социальных норм.

1

36

Социальный контроль.

1

37

Отклоняющееся поведение и его типы.

1

38

Этнические общности.

1

39

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

1

40

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

1

41

Семья и брак.

1

42

Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

1

43

Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

1

44

Политика как общественное явление.

1

45

Политические партии и движения.

1

46

Понятие власти.

1

47

Политическая система.

1

48

Государство, его функции.

1

49

Типология политических режимов.

1

50

Демократия, ее основные ценности и признаки.

1

52

Гражданское общество и государство.

2

53

Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах

1

54

Человек в политической жизни.

1

55

Политическая психология и политическое поведение.

1

56

Политическое участие.

1

57

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Основные сферы общественной жизни»

1


Право

8

58

Право.

1

59

Право в системе социальных норм.

1

60

Источники права

1

61

Правоотношения и правонарушения

1

62

Система российского права.

1

63

Законотворческий процесс в Российской Федерации

1

64

Предпосылки правомерного поведения

1

65

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Право»

1


Общество в развитии

2

66

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.

1

67

Понятие общественного прогресса.

1

68-70

Итоговое повторение

3


Итого часов

70


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обществознание (включая экономику и право), 

11  класс

(70 ч.)

урока

п\п


Наименование раздела, темы

Кол-во часов


Экономика

28

1

Экономика и экономическая наука. Понятие ВВП.

1

2

Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

1

3

Рыночные структуры. Спрос и предложение.

1

4

Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

1

5

Факторы производства и факторные доходы.

1

6

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

1

7

Постоянные и переменные затраты.

1

8

Налоги, уплачиваемые предприятиями.

1

9

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

1

10

Основные источники финансирования бизнеса.

1

11

Основные принципы менеджмента.

1

12

Основы маркетинга.

1

13

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

1

14

Государственный бюджет. Государственный долг.

1

15

Основы денежной и бюджетной политики государства.

1

16

Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

1

17

Банковская система.

1

18

Финансовые институты.

1

19

Виды, причины и последствия инфляции.

1

20

Рынок труда.

1

21

Безработица и государственная политика в области занятости.

1

22

Мировая экономика.

1

23

Государственная политика в области международной торговли.

1

24

Глобальные экономические проблемы.

1

25

Особенности современной экономики России.

1

26

Экономическая политика Российской Федерации.

1

27

Рациональное экономическое поведение работника, потребителя.

1

28

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Экономика»

1


Проблемы социально-политического развития общества

19

29

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

1

30

Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Общественное и индивидуальное сознание. Социальная роль.

1

31

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

1

32

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

1

33

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

1

34

Семья и брак. Проблема неполных семей.

1

35

Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Социальные роли в юношеском возрасте.

1

36

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

1

37

Политика как общественное явление. Понятие власти.

1

38

Политическая система.

1

39

Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.

1

40

Гражданское общество и государство.


41

Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

1

42

Политические партии и движения.

1

43

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.Политическое лидерство.

1

44

Политическая идеология. Средства массовой информации в политической системе общества.

1

45

Политическое поведение

1

46

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Политическое участие.

1

47

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Проблемы социально-политического развития общества»

1


Правовое регулирование общественных отношений

21

48

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

1

49

Гражданство в Российской Федерации.

1

50

Законодательство Российской Федерации о выборах.

1

51

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

1

52

Права и обязанности налогоплательщиков.

1

53

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения

1

54

Субъекты гражданского права.

1

55

Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность.

1

56

Имущественные права. Наследование.

1

57

Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

1

58

Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

1

59

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

1

60

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

1

61

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

1

62

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

1


63

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.

1


64

Особенности административной юрисдикции.

1

65

Особенности уголовного процесса.

1

66

Конституционное судопроизводство.

1

67

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

1

68

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Правовое регулирование общественных отношений»

1


Взгляд в будущее

2

69

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

1

70

Процессы глобализации. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

1


Итого часов

70