СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка |
2. Учебно-тематический план, включающий описание содержания учебного процесса |
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
5. Календарно-тематическое планирование |
6. Лист внесения изменений в рабочую программу |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов, как:
годового календарно учебного плана;
учебный план;
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
основная образовательная программа среднего общего образования ОУ;
положение о рабочей программе педагога МКОУ «Поломошенская СОШ»;
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;
примерные программы основного общего образования по обществознанию;
примерная рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова) А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская М.: «Просвещение» 2019г.
Программа составлена для учащихся 10-11 классов МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с универсальным профилем обучения и запросами учащихся.
В рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития универсальных учебных действий ООП СОО, преемственность с рабочими программами основного общего образования.
Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором УМК, с учетом возрастных особенностей.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение конкретных целей:
– развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления; познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке; способности к самоопределению и самореализации;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
– освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования социально-гуманитарной направленности;
– овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной подготовки и для выполнения типичных социальных ролей.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В учебном плане объем учебного времени, отведенный для изучения обществознания, составляет 70 часов в каждом классе. Примерная рабочая программа рассчитана на 140 ч., за два года обучения предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации.
Данная рабочая программа рассчитана на 138 часов из них в 10 классе 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель), в 11 классе 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
Учебный предмет «Обществознание» входит в инвариативную часть учебного плана школы.
Учебный предмет «Обществознание» относится к предметной области «Общественные науки».
Рабочая программа в полной мере реализует содержание примерную рабочую программу.
Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о текущем и итоговом контроле. Формы проверки и оценки результатов обучения:
- текущий контроль;
- итоговый контроль.
Формы текущего контроля: Формы текущего контроля: устный опрос, анализ текста документа, творческая работа (сочинение, сообщение, доклад), работа с картой, проекты.
Формы итогового контроля: самостоятельные письменные работы (семинарское занятие).
Формы и методы осуществления оценочных процедур (метапредметные ОР):
- наблюдение в ходе урока за выполнением учебно-практических и учебно-познавательных заданий;
- наблюдение за текущим выполнением учебных исследований, анализ результатов проверочных работ по предмету.
Средства проверки и оценки результатов обучения: с помощью подсчета баллов; оценивание в соответствии с нормами оценки знаний, умений и навыков по истории.
Формы организации обучения: урок, урок-практикум, урок контроля знаний, урок-исследование, урок поиска истины.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа.
Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода:
- личностно-ориентированное обучение,
- коммуникативно-деятельностный подход,
- проблемное обучение,
- технология развития критического мышления.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (УМК):
Учебники:
- Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.В. Телюкиной – М.: Просвещение, 2018.
- Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2018.
Методическое пособие.
1. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Аверьянов Ю. И. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2018.
2. Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2018.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Содержание курса соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, соблюдения преемственности в образовании, системности вопросов и заданий, их практической направленности; позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам развития человеческого общества, особенностям развития отдельных регионов, проследить динамику исторического развития, его основные этапы; показать всю сложность и многомерность истории России и других стран, переломные моменты их истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период.
Развивающий потенциал курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе — к развитию исторического мышления, формированию историко-политической и гуманитарной культуры учащихся, развитию их способности понимать историческую логику общественных процессов, специфику возникновения и отличительные черты различных социальных систем.
Учебно-тематический план 10 класс
№ п/п | Раздел (тема) | Кол-во часов | Содержание учебного предмета | Контрольно-оценочная деятельность (виды и формы) |
1. | Человек в обществе | 21 | Человеческая общность. Общественные отношения. Общество как система. Связи между подсистемами и элементами общества. Единство человечества и окружающей среды. Влияние человека на биосферу. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Информационное общество и его особенности. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, реформа, социальная революция. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Интеграционные связи современного мира. Признаки и последствия глобализации. Глобализация и международный терроризм. Глобальные проблемы современного мира. Экологическая ситуация в глобальном мире. Экологическая ответственность | Уроки предоставления результатов проектной деятельности по темам главы |
2. | Общество как мир культуры | 17 | Общество и культура. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Духовная деятельность человека. Ценности и идеалы. Общечеловеческие ценности. Мораль. Моральный выбор. Гуманизм. Патриотизм. Образование и самообразование в современном обществе. Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Дифференциация и интеграция наук. Искусство как вид духовной деятельности человека. Роль и значение искусства в воспитании личности. Отличие искусства других видов духовной деятельности человека. Религия в древнем и современном обществе. Мировые религии. Конфессии. Роль религии в культурном развитии. Свобода совести. Задача поддержания межрелигиозного мира. Информация, способы её распространения. Средства массовой информации. | Уроки предоставления результатов проектной деятельности по темам главы |
3. | Правовое регулирование общественных отношений | 31 | Право и другие социальные нормы. Теории происхождения права. Причины возникновения права. Современное понимание права. Право, как цивилизационный прорыв человечества. Система российского права. Элементы системы права. Нормы права. Отрасли права. Материальное и процессуальное право. Система законодательства. Международное право и его роль в правовой системе России. Конституция Российской Федерации. Конституционное право и сфера его регулирования. Структура Конституции Российской Федерации. Конституция о правах и обязанностях человека и гражданина. Взаимозависимое прав и обязанностей. Гражданин России. Что такое гражданство. Права и обязанности гражданина. Принципы гражданства в Российской Федерации. Способы приобретения гражданства. Гражданская культура. Юридическая ответственность. Личные права и юридическая обязанности. Связь характера правонарушения с видом юридической ответственности. Юридическая ответственность как необходимая мера государственного воздействия и способ защиты конституционных прав. Какие права и как защищает гражданское право. Принципы и Функции гражданского права. Система гражданского права. Восстановление социальной справедливости как ведущий принцип гражданско-правовой ответственное. Административное право. Особенности и субъекты административно- правовых отношений. Виды административных правонарушении. Административная ответственность. Ответственность и меры принуждения несовершеннолетних в административном праве. Семейное право. Юридическое понятие «брак». Семейное право на защите личных и имущественных прав человека. Права ребёнка под защитой норм семейного права. Особенности ответственности в семейных правоотношениях. Трудовое право. Права и обязанности работников и работодателей. Трудовой договор. Виды юридической ответственности работника и работодателя. Трудовые споры и способы их разрешения. Уголовное право. Преступления и реализация наказаний за их совершение. Преступление и его признаки. Вина и её виды. Субъекты уголовного права. Уголовная ответственность. Судебная система РФ и принципы её деятельности. Конституционны и суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Процессуальное право. Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного процессуального права. Цели, принципы и субъекты уголовного процесса. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные институты на защите прав человека. Принципы международного права. Международное гуманитарное право. | Уроки предоставления результатов проектной деятельности по темам главы |
Учебно-тематический план 11 класс
№ п/п | Раздел (тема) | Кол-во часов | Содержание учебного предмета | Контрольно-оценочная деятельность (виды и формы) |
1. | Экономическая жизнь общества | 27 | Экономика как подсистема общества. Роль экономики в поддержании жизнедеятельности общества. Связь экономики с другими сферами общеценной жизни. Экономика и уровень жизни. Экономическая наука. Уровни изучения экономических проблем: макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика. Экономика как хозяйство. Экономические отношения и интересы. Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП. Экономическая свобода и социальная ответственность участников экономической деятельности. Тенденции экономического развития современной России. Экономический рост и пути его достижения. Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Основные фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Рыночная экономика. Механизм ценообразования в условиях рынка. Законы спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Многообразие рынков. Рынок труда. Безработица и занятость. Виды безработицы и её социально-экономические последствия. Рынок капитала. Coвременный рынок. Роль и функции предпринимательства в обществе. Организационно-правовые формы бизнеса. Фирма в экономике: источники финансирования, факторы производства и факторные доходы, издержки и прибыль. Основы маркетинга. Принципы менеджмента. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Фискальная и монетарная политика. Налоговая система. Государственная политика в области занятости. Финансы и финансовые институты. Банковская система. Функции банков. Банковские операции. Инфляция: виды и причины. Последствия инфляции для экономики. Экономическая культура личности. Экономические интересы людей как отражение их экономических отношений. Деловая этика. Экономическая свобода и социальная ответственность личности. Рациональное поведение основных участников экономики. Международные экономические отношения. Мировая экономика. Международная торговля. Экспорт и импорт. Внешнеторговая политика государства и методы её регулирования. Протекционизм и свободная торговля: преимущества и недостатки. Глобальные экономические проблемы. Тенденции общемирового экономического развития. | Уроки предоставления результатов проектной деятельности по темам главы |
2. | Социальная сфера | 17 | Природа человека. Природное и социально-духовное в человеке. Индивид. Социализация индивида. Агенты и институты социализации. Личность. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, роль в жизнедеятельности человека. Индивидуальность. Индивидуальные потребности. Связь потребностей и деятельности. Человеческая деятельность и её мотивы. Структура деятельности. Различные классификации видов деятельности человека. Сознание и деятельность. Творческая активность. Познание как деятельность. Формы познания. Виды человеческих знаний. Особенности научного познания. Особенности познания общественных явлений. Истина. Аспекты объективности, абсолютности и относительности истины. Критерии истины. Самопознание и самосознание. Самореализация личности. Свобода и ответственность. | Уроки предоставления результатов проектной деятельности по темам главы |
| 3. | Политическая жизнь общества | 21 | Политическая власть. Политические отношения. Политическая деятельность. Субъекты и объекты политической власти. Политическая система общества. Институциональное измерение политики. Политические институты современного общества. Государство как центральный институт политической системы. Функции государства в условиях глобализации. Взаимодействие правового государства и гражданского общества. Государственная власть в РФ: политическая роль и функции Президента, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Политическое многообразие демократического общества. Общественные объединения в политике (политические партии, общественно-политические движения). Демократические выборы. Типы избирательных систем. Избирательная кампания. СМИ как политический институт. Информационная война. Ценностное измерение политики. Ценности в политике: факторы формирования и социальная роль. Демократические политические ценности российского общества: политические свободы, права человека, гражданственность, патриотизм. Политическая социализация в современном мире. Политическая культура. Типы политической культуры. Политическая культура демократического общества. Политическое сознание как форма общественного сознания. Политическая идеология как отражение политических ценностей. Политическая психология. Человек в мире политики. Политическое участие и его формы. Политическое поведение личности и социальной группы. Социальные регуляторы политического поведения. Политические движения социальных групп и общностей. Политический экстремизм и терроризм. Политическое лидерство и политические элиты. Типы лидерства. Функции политического лидера в демократическом обществе. Моральные требования общества к политической элите. Политический процесс. Международная политика. Мировая политика. Национальная безопасность. Роль России в мировой политике. | Уроки предоставления результатов проектной деятельности по темам главы |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Методической основой преподавания обществознания на ступени среднего (полного) общего образования, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностными результатами выпускников старшей школы при изучении курса обществознания являются:
— осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;
— мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности:
— ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира.
Метапредметные результаты изучения обществознания в старшей школе проявляются в:
— умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;
— умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определённой местности члена общественного объединения и т.п.); способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных отношениях конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
— ключевых навыках работы со информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
— готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля;
— ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать
с разными источниками социальной информации).
Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней
школы содержания программы по обществознанию являются:
— понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития, умение выявлять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
— владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления окружающей социальной действительности;
— опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичны социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);
— умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса,
интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
— социальная самоидентификация личности обучающихся как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем
активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
— мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса
к их проблематике;
— умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты, суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
— уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.
Изучение курса призвано помочь выпускникам школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Методические материалы для учителя: |
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М., 2012. |
2 | Примерная основная образовательная программа среднего общего образования по обществознанию — М., 2016. |
3 | Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Л.Е. Рутковская. – М.: Просвещение, 2019. |
Обязательные учебные материалы для обучающихся: |
1 | Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.В. Телюкиной – М.: Просвещение, 2018. |
2 | Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2018. |
3 | Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова – М.: Просвещение, 2016. |
2. Печатные пособия |
1 | Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2017. |
2 | Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 10 и 11 класс. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2018. |
3 | Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы.: пособие для учителя / под Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2016. |
3. Технические средства обучения, включая ИКТ |
1 | Мультимедиапроектор |
2 | Ноутбук |
3 | Принтер |
4 | Система тестирования и голосования |
5 | Интерактивная доска |
6 | Документ камера |
4. Экранно-звуковые пособия |
1 | Электронные приложения к учебнику |
5. Оборудование класса |
1 | Система тестирования и голосования |
2 | Мультимедиапроектор |
3 | Ноутбук |
4 | Принтер |
5 | Интерактивная доска |
6 | Документ камера |
6. Интернет-ресурсы |
1 | http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства РФ http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений; http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ); http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен; http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования. |
2 | http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание. http://www.hpo.org – Права человека в России http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд» http://www.ant-m.ucoz.ru/ -"Виртуальный кабинет истории и обществознания" http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки; http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование» http://www.rusedu.ru/ - Архив учебных программ и презентаций http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет – педсовет http://www.uchportal.ru/ -Учительский портал |
Календарно-тематический план
10 класс (2 часа в неделю, 35 учебных недель, 70 часов)
№ урок | Тема урока | Предметные результаты | Учебно – практическое, лабораторное оборудование и технические средства на уроке | Дата проведения |
План | факт |
Глава 1. Человек в обществе (20+1) Личностные УУД• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также раз личных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. Метапредметные УУД• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. |
1-2 | Что такое общество. | Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение | | |
3-4 | Общество как сложная система | | |
5-6 | Динамика общественного развития | | |
7-8 | Социальная сущность человека | | |
9-10 | Деятельность-способ существования людей | | |
11-12 | Познавательная и коммуникативная деятельность | | |
13-14 | Свобода и необходимость в деятельности человека | | |
15-16 | Современное общество | | |
17-18 | Глобальная угроза мирового терроризма | | |
19-20 | Уроки предоставления результатов проектной деятельности | | |
21 | Повторительно-обобщающий урок по главе 1 | | |
Глава 2. Общество как мир культуры (16+1) Личностные УУД• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и по ведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Метапредметные УУД• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
22-23 | Духовная культура общества | Знать особенности духовной жизни общества. Уметь характеризовать признаки, производить поиск информации, отличать достоверную от второстепенной высказывать суждения, владеть приемами исследовательской деятельности, представлять результаты своей деятельности (схемы, таблицы); ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты, суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию. | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику | | |
24-25 | Духовный мир личности | | |
26-27 | Мораль | | |
28-29 | Наука и образование | | |
30-31 | Религия и религиозные организации | | |
32-33 | Искусство | | |
34-35 | Массовая культура | | |
36-37 | Уроки предоставления результатов проектной деятельности | | |
38 | Повторительно-обобщающий урок по главе 2 | | |
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (30+1) Личностные УУД • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Метапредметные УУД• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. |
39-40 | Современные подходы к пониманию права | Знать структуру политической системы. Уметь характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции, характеризовать роль государства, уметь обосновывать суждения, давать определения, работать с текстами различных стилей, участвовать в проектной деятельности. Знать, что такое источники (формы) права. Различать особенности разных источников. Представлять, что все нормативно-правовые акты объединены в систему законодательства. Уметь выделять положительные и отрицательные черты различных источников права. Уметь объяснить, что значит высшая юридическая сила Конституции. Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами. | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику | | |
41-42 | Право в системе социальных норм | | |
43-44 | Источники права | | |
45-46 | Правоотношения и правонарушения. | | |
47-48 | Предпосылки правомерного поведения | | |
49-50 | Гражданин Российской Федерации | | |
51-52 | Гражданское право | | |
53-54 | Семейное право | | |
55-56 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | | |
57-58 | Экологическое право | | |
59-60 | Процессуальные отрасли права | | |
61-62 | Конституционное производство | | |
63-64 | Международная защита прав человека | | |
65-66 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | | |
67-68 | Уроки предоставления результатов проектной деятельности | | |
69 | Повторительно-обобщающий урок по главе | | |
70 | Резерв | | | | |
Календарно-тематический план
11 класс (2 часа в неделю, 34 учебных недель, 68 часов)
№ урок | Тема урока | Предметные результаты | Учебно – практическое, лабораторное оборудование и технические средства на уроке | Дата проведения |
План | факт |
Глава I. “Экономическая жизнь общества» (26ч+1) Личностные УУД • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Метапредметные УУД• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. |
1-2 | Роль экономики в жизни общества. | Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества. | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику | | |
3-4 | Экономика: наука и хозяйство. | | |
5-6 | Экономический рост и развитие. | | |
7-8 | Экономический рост и развитие. | | |
9-10 | Фирма в экономике. | | |
11-12 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | | |
13-14 | Слагаемые успеха в бизнесе. | | |
15-16 | Экономика и государство | | |
17-18 | Финансы в экономике. | | |
19-20 | Занятость и безработица. | | |
21-22 | Мировая экономика. | | |
23-24 | Экономическая культура. | | |
25-26 | Уроки предоставления результатов проектной деятельности | | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по главе 1 | | |
Глава II. Социальная сфера. (16ч+1) Личностные УУД • совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; • формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. Метапредметные УУД• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. |
28-29 | Социальна структура общества. | Выделять критерии социальной стратификации; анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; конкретизировать примерами виды социальных норм; оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику | | |
30-31 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | | |
32-33 | Нации и межнациональные отношения. | | |
34-35 | Семья и быт. | | |
36-37 | Гендер-социальный пол. | | |
38-39 | Молодёжь в современном обществе. | | |
40-41 | Демографическая ситуация в современной России. | | |
42-43 | Уроки предоставления результатов проектной деятельности | | |
44 | Повторительно-обобщающий урок по главе 2 | | |
Глава III. Политическая жизнь общества. (20+1 ч) Личностные УУД • толерантное сознание и по ведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Метапредметные УУД• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
45-46 | Политика и власть. | Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и другие виды власти; устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Расширение имеющихся знаний современном законотворчестве. | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику | | |
47-48 | Политическая система. | | |
49-50 | Гражданское общество и правовое государство. | | |
51-52 | Демократические выборы. | | |
53-54 | Политические партии и партийные системы. | | |
55-56 | Политическая элита и политическое лидерство. | | |
57-58 | Политическое сознание. | | |
59-60 | Политическое поведение. | | |
61-62 | Политический процесс и культура политического участия. | | |
63-64 | Уроки предоставления результатов проектной деятельности | | |
65 | Повторительно-обобщающий урок по главе | | |
66-67 | Заключение. Взгляд в будущее. | | | | |
68-70 | Резерв. | | | | |
Лист внесения изменений
Дата по журналу | № уроков | Содержание темы | Основание, № приказа | Контроль |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |