Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» руководитель МО _________/Жанаева Т.З./ Протокол № 1 от «26» 08. 2021 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/_Жанаева Т. З./ 30.08.2021 г. | «Утверждаю» Директор _________/Красикова Н. Г./ Приказ №1 от «01» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
Обществознание
11 класс
учитель истории и обществознания
Жанаева Татьяна Зоригтуевна
первая квалификационная категория
Хоронхой
2021 г.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на 2021/22 учебный год для обучающихся 11-го класса разработана в соответствии с требованиями:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413 (с изм. от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578, от 29.06.2017 №613).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з).
Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115.
Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 28.12.2018;
Рабочей программы воспитания МБОУ «Хоронхойская СОШ».
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания школы и включает мероприятия воспитывающего и познавательного характера.
Цель: формирование у обучающихся социальной картины мира и способности к социальному познанию как основы гражданской идентичности социально ориентированной личности.
Задачи изучения обществознания в средней школе на базовом уровне состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитию личности, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню научных знаний; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах деятельности человека и общества, о социальных институтах, формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для социально позитивного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению обучающимися умениями получать информацию из разнообразных источников, подвергать ее критическому осмыслению, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению обучающимися способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для социально позитивного решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления социально одобряемой гражданской и общественной деятельности, развития навыков продуктивных межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для осознанного выбора позитивно ценностного поведения в различных ситуациях; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
профессиональному самоопределению старшеклассников.
Учебно-методический комплекс
Настоящая рабочая программа является основой линии учебно-методического комплекта по обществознанию для 10–11 классов (базовый уровень) под общей редакцией академика РАН, доктора исторических наук В. А. Тишкова. Она написана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОССОО), Концепцией преподавания обществознания в Российской Федерации. Программа отражает содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования. В ней учтены возможности предмета в реализации требований к личностным и метапредметным результатам обучения для среднего общего образования, преемственность с программами по предмету «Обществознание» для основного общего образования, а также предметами «История», «География», «ОБЖ» и «Литература» основного общего и среднего общего образования.
Литература для учителя
1. Аттестация учителей истории и обществознания: Методические рекомендации / авт.-сост. В. В. Семёнов; под общ. ред. Л. Я. Олиференко. — М., 2005.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. — М.; СПб., 2013.
3. Боголюбов Л. Н. О перспективах развития обществоведческого образования // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 5. — С. 12—18.
4. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенции в образовании. — Ростов н/Д, 2010.
5. Женина Л. В. Межпредметность, надпредметностъ, ме-тапредметность как проявление интегративных процессов в об-разовании // Пермский педагогический журнал. — 2011. — №2.—С.11.
6. Казанская В. Г. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. — СПб., 2011.
7. Муштавинская —И. В. Технология развития критиче-ского мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб-но-методическое пособие. — СПб., 2014.
8. Общая методика преподавания обществознания в школе / под. ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2008.
Литература для учащихся
1. Административная ответственность: вопросы теории и практики / Н. Ю. Хаманева. — М.: ИГП РАН, 2005.
2. Антокольская М. В. Семейное право. — М., 1999.
3. Балакина А. П. Основы налоговой грамотности: 10— 11 кл. — М., 2003.
4. Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: 11 кл.: контрольные и проверочные работы. — М., 2002.
5. Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание: полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. — М., 2013.
6. Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. — М., 2013.
Количество часов: по программе за год –66, из них практических – 14.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Обществознание» 11 класс
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне в 11 классе обучающийся будет знать об:
основных политических и правовых институтах; тенденциях их развития; механизмах правового регулирования общественных отношений, многовариантности и противоречивости общественного развития, особенностях общественного развития в XXI в.;
научится:
1) раскрывать смысл понятий:
• политическая система общества; государство; политическая культура; политическое поведение; политическое участие; политические партии; политическая элита; политическое лидерство; избирательная система; избирательная кампания; политический процесс;
• право; закон; правоотношения; правомерное поведение; правонарушение; юридическая ответственность; гражданство; правоохранительные органы; местное самоуправление; государственное управление; государственная служба; государственный служащий; административное правонарушение; преступление; имущественные права; наследование; неимущественные права; брак; трудовой договор; судопроизводство;
• общественное развитие; глобализация;
2) характеризовать социальные объекты и явления, выделяя их существенные признаки, структурные элементы, этапы развития, виды, формы, уровни, функции, конкретные проявления и т. п.
• политическая деятельность, политические отношения, политическая система общества; роль средств массовой информации в политической жизни общества; функции государства; политическое поведение; формы политического протеста; причины и опасность абсентеизма; роль политической идеологии в обществе; основные идейно-политические течения современности; особенности политического процесса в современной России;
• современное демократическое социальное правовое государство; право в системе социальных норм; законодательный процесс; систему российского права; особенности правового статуса несовершеннолетних; реализацию права; акты применения права; основы конституционного строя Российской Федерации; демократию, федерализм, разделение властей в Российской Федерации; национальное и международное право; право на благоприятную окружающую среду; гражданство Российской Федерации; способы международной защиты прав человека в условиях мирного и военного времени; систему органов государственной власти в Российской Федерации; статус и полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; структуру судебной системы Российской Федерации, конституционные принципы правосудия; систему правоохранительных органов Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; опасность коррупции, антикоррупционную политику государства; основные принципы уголовного права; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; направления государственной политики РФ в сфере противодействия экстремизму; правовую базу противодействия терроризму в Российской Федерации; гражданские правоотношения; право собственности; основания приобретения права собственности; способы защиты имущественных и неимущественных прав; занятость и трудоустройство; порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора; правовые основы социальной защиты и социального обеспечения; порядок и условия заключения и расторжения брака; правовое регулирование отношений супругов; права и обязанности родителей и детей; основные принципы гражданского процесса; судебное производство по делам об административных правонарушениях; уголовный процесс, его стадии; конституционное судопроизводство; порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования; порядок оказания платных образовательных услуг.
• эволюцию и революцию как формы социальных изменений; основные направления общественного развития; многовариантность и противоречивость общественного развития; основные направления глобализации; последствия глобализации; общество и угрозы и вызовы XXI века; социальные последствия технического прогресса;
• особенности профессиональной деятельности политолога, юриста;
• закономерности общественного развития в политической, правовой, научной, педагогической деятельности;
3) конкретизировать примерами из социальной жизни и личного социального опыта изученные теоретические положения и понятия политологии, правоведения; использовать ключевые понятия и теоретические положения политологии, правоведения для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта;
4) объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая современные итоги развития, взаимодействия и взаимосвязи общества и природы, человека и общества, общества и культуры, основных социальных институтов, политики и права);
5) классифицировать по разным основаниям и определять основания классификации: политические отношения; политические системы общества; политические институты; формы государств; функции государства; формы политического участия; основные идейно-политические течения современности; политические партии; партийные системы; общественно-политические движения; типы лидерства; избирательные системы; источники права; нормативные правовые акты; субъекты правоотношений; права и свободы человека и гражданина; права и обязанности налогоплательщиков; правонарушения, юридическую ответственность; правоохранительные органы; субъекты гражданского права; организационно-правовые формы юридических лиц; основания приобретения права собственности; судопроизводство; социальные изменения; основные направления общественного развития; основные направления глобализации;
6) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных неадаптированных источников (материалов СМИ, правовых, научно-популярных, научных, философских, публицистических, рекламных, художественных и др. текстов, статистических материалов, аудиовизуальных источников и т. п.);
7) работать с социальной информацией:
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критиковать информацию из неадаптированных источников; переводить информацию из любой одной знаковой системы в любую другую; выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
8) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам правоотношений, современной политической жизни, разнообразным проявлениям развития общества в XXI в.;
9) отбирать и использовать наглядную социальную информацию в соответствии с учебными и практическими целями;
10) проводить атрибуцию источника политической и правовой информации;
11) критически оценивать полученную извне социальную информацию;
12) анализировать статистические данные — делать из них выводы и объяснять их, опираясь на знания обществоведческого курса и собственный социальный кругозор;
13) сопоставлять информацию двух и более текстовых источников социальной информации, анализировать и сравнивать их, делать выводы; оценивать аргументацию авторов, осуществлять выбор аргументации;
14) соотносить и сравнивать социальные объекты, в том числе однородные современные явления политической жизни разных народов и стран;
15) делать обоснованные предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях политических событий, явлений, процессов современной общественной жизни;
16) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные ценностно-позитивные суждения и аргументы по проблемам политики и права, современного этапа общественного развития, места России в глобальном мире;
17) оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения правовых норм и экономической рациональности; соотносить различные требования к поведению человека в современном мире, осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
18) готовить устное выступление, творческую работу по политической и правовой проблематике, актуальным вопросам современного общественного развития (составлять простой, сложный и тезисный план, осуществлять подбор источников, фактического материала, визуального ряда, готовить презентации, отличать факты от мнений, критиковать источник и т. п.);
19) использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для успешного выполнения типичных социальных ролей: гражданина, выпускника, семьянина, работника, потребителя, собственника, пользователя социальных сетей, члена коллектива и других; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
20) самостоятельно составлять отдельные виды правовых документов (заявления, обращения, доверенности, договора, и т. п.), необходимые в социальной практике гражданина;
21) осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями, культурными ценностями; национальной, этнической и религиозной принадлежностью на основе уважения культуры и традиций народов России, ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, диалога культур.
Содержание курса «Обществознание 11 класс»
Тема 1. Политика (20 ч)
Политика. Власть. Политическая и государственная власть. Легальность и легитимность власти. Типы легитимности. Политика и мораль, политика и экономика, политика и право. Политика и политическая деятельность. Политические отношения. Политическая система, ее структура, принципы действия, виды и функции. Политические институты. Государство как основной политический институт.
Государство и государственная власть, государственный суверенитет. Функции и органы государства. Монархические и республиканские, унитарные и федеративные, демократические, авторитарные и тоталитарные государства. Проблемы современной демократии. Современное демократическое социальное правовое государство.
Сущность, виды и функции средств массовой информации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Способы манипулирования массовым сознанием.
Политическая культура: ее сущность, структура, виды. уровни и функции. Человек в политической жизни. Политическая социализация. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология. Политическая активность, политическая роль. Политическое поведение. Политическое участие и его виды. Формы политического протеста. Абсентеизм, его причины и опасность. Гражданское общество. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическое лидерство: его признаки и функции. Типология и стили лидерства. Политическая элита: сущность, виды, смена, функции. Современные теории политического лидерства и элит.
Политический процесс: структура, стадии, виды, режимы функционирования. Особенности политического процесса в современной России.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательное право и избирательная кампания.
Особенности профессиональной деятельности политолога.
Тема 2. Правовое регулирование общественных отношений (37 ч)
Право в системе социальных норм. Право и справедливость, естественное право и естественные права человека.
Источники права. Нормативные правовые акты, их виды.
Законы и законодательный процесс. Система российского права.
Правоотношения, их субъекты. Правоспособность и дееспособность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правомерное поведение, применение права.
Правонарушение: признаки, виды, состав. Юридическая ответственность и ее виды. Обстоятельства, при которых юридическая ответственность не наступает.
Правосознание и правовая культура личности. Правовой нигилизм. Правовая культура российского общества и пути ее повышения.
Конституция Российской Федерации: ее принятие, структура, особенности. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Демократия, федерализм, разделение властей в Российской Федерации. Национальное и международное право. Федеративное устройство, деление на федеральные округа, местное самоуправление.
Система органов государственной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации, ее структура, конституционные принципы правосудия.
Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и государственный служащий. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Гражданство Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина. Правовое государство. Личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологическое правонарушение.
Права граждан на образование. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые льготы. Налоговые службы. Налоговое право. Налоговый кодекс. Наказания за уклонение от уплаты налогов.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Воинская обязанность. Этапы реализации воинской обязанности. Отсрочка и освобождение от призыва. Альтернативная гражданская служба.
Защита конституционных прав граждан. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Семейное право: сущность и источники. Порядок и условия заключения и прекращения брака. Брачный договор. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Отношения, регулируемые трудовым правом. Принципы и источники трудового права. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Особенности организации труда несовершеннолетних. Трудовые споры и способы их разрешения. Профсоюзы и их права. Коллективный трудовой договор. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения трудящихся. Правила внутреннего трудового распорядка. Поощрения и наказания в сфере трудового права.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Имущественные права. Право собственности и иные вещные права. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя, деловая репутация, изображение гражданина. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Этапы и особенности гражданского судопроизводства.
Административное право. Административное правонарушение и административная ответственность. Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Особенности административного судопроизводства.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса.
Государственная политика РФ в сфере противодействия экстремизму. Правовая основа, принципы и организационные механизмы противодействия терроризму в Российской Федерации. Уголовная и административная ответственность за совершение преступлений и правонарушений экстремистского и террористического характера. Деятельность институтов гражданского общества в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа.
Тема 3. Современное общество (5 ч)
Социальные изменения и общественное развитие. Эволюция и революция как формы социальных изменений. Основные направления общественного развития: прогресс, регресс.
Многовариантность и противоречивость общественного развития. Типология обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Глобализация и вызовы XXI века. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Социальные последствия технического прогресса. Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу.
Россия в современном глобальном мире. Современные тенденции и перспективы развития России. Закономерности общественного развития в политической, правовой, научной, педагогической деятельности.
Тематическое планирование рабочей программы по учебному предмету «Обществознание»
№ | Наименование разделов, основных тем | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1. Политика | 22 |
3 | Тема 2. Правовое регулирование общественных отношений | 35 |
4 | Тема 3. Современное общество | 5 |
5 | Повторение | 3 |
| ИТОГО | 66 |
Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Окончание ІІ Мировой войны | 1 |
2 | Международный день толерантности | 1 |
3 | Единый урок «Права человека» | 1 |
4 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 1 |
5 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» | 1 |
4. Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Коли- чество часов | Дата проведения |
По плану | Факт |
| Окончание ІІ Мировой войны (ВР) | | 02.09 | |
| Тема 1. Политика | 22 | | |
| Политика и власть §1 | 1 | 07.09 | |
| Политика как сфера общественной жизни и деятельности §2 | 1 | 09.09 | |
| Политическая система общества§3 | 1 | 14.09 | |
| Государства современного мира §4-5 | 1 | 16.09 | |
| Государства современного мира §4-5 | 1 | 21.09 | |
| СМИ как четвертая ветвь власти §6 | 1 | 23.09 | |
| Урок-практикум. Учимся читать политические СМИ | 1 | 28.09 | |
| Политическая культура §7 | 1 | 30.09 | |
| Урок-практикум. Наша политическая культура | 1 | 05.10 | |
| Политическая идеология §8 | 1 | 07.10 | |
| Политическое участие §9 | 1 | 12.10 | |
| Урок- практикум. Участвуем в общественной жизни | 1 | 14.10 | |
| Политические партии и движения §10 | 1 | 19.10 | |
| Политические партии и движения §11 | 1 | 21.10 | |
| Политическое лидерство §12 | 1 | 26.10 | |
| Политическая элита §13 | 1 | 28.10 | |
| Урок-практикум. Теории политического лидерства и элит | 1 | 09.11 | |
| Политический процесс §14 | 1 | 11.11 | |
| Избирательные системы и избирательная кампания в РФ §15 Международный день толерантности (ВР) | 1 | 16.11 | |
| Урок-практикум. Политические партии и избирательные системы. | 1 | 18.11 | |
| Профессия политолога §16 | 1 | 25.11 | |
| Итоговый урок-практикум. Актуальные проблемы политического развития общества | 1 | 30.11 | |
| Тема 2. Правовое регулирование общественных отношений | 35 | | |
| Право в системе социальных норм §17 | 1 | 02.12 | |
| Правовая норма. Источники и система права §18 | 1 | 07.12 | |
| Правовая норма. Источники и система права §19 Единый урок «Права человека» (ВР) | 1 | 09.12 | |
| Правоотношения §20 | 1 | 14.12 | |
| Правонарушения и юридическая ответственность §21 | 1 | 16.12 | |
| Правосознание и правовая культура §22 | 1 | 21.12 | |
| Особенности Конституции РФ §23 | 1 | 23.12 | |
| Федеративное устройство §24 | 1 | 28.12 | |
| Органы власти в РФ §25 | 1 | 11.01 | |
| Органы власти в РФ §26 | 1 | 13.01 | |
| Государственное управление в РФ §27 | 1 | 18.01 | |
| Права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан РФ §28 | 1 | 20.01 | |
| Права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан РФ §29 | 1 | 25.01 | |
| Право на благоприятную окружающую среду §30 | 1 | 27.01 | |
| Урок-практикум. Право граждан РФ на образование | 1 | 01.02 | |
| Права и обязанности налогоплательщика §31 | 1 | 03.02 | |
| Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба §32 | 1 | 08.02 | |
| Урок-практикум. Защита конституционных прав граждан | 1 | 10.02 | |
| Международная защита прав человека §33 День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (ВР) | 1 | 15.02 | |
| Семейное право и основные вопросы брака §34 | 1 | 17.02 | |
| *Урок-практикум. Заключение брака | 1 | 24.02 | |
| *Урок-практикум. Семейные правоотношения | 1 | 01.03 | |
| Трудовое право и его значение в регулировании трудовой деятельности человека §35 | 1 | 03.03 | |
| Особенности коллективного трудового договора. Правила внутреннего трудового распорядка §36 | 1 | 10.03 | |
| Урок-практикум. Заключение и расторжение трудового договора | 1 | 15.03 | |
| Гражданское право: имущественные отношения §37 | 1 | 17.03 | |
| Гражданское право: неимущественные отношения §38 | 1 | 22.03 | |
| Гражданские споры и их разрешение §39 | 1 | 24.03 | |
| Урок-практикум. Гражданские правоотношения | 1 | 05.04 | |
| Административное право §40 | 1 | 07.04 | |
| Уголовное право §41 День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» (ВР) | 1 | 12.04 | |
| Уголовный процесс §42 | 1 | 14.04 | |
| Борьба государства с экстремизмом и терроризмом §43 | 1 | 19.04 | |
| Урок-практикум. Процессуальное право в Российской Федерации | 1 | 21.04 | |
| Профессия юриста §44 | 1 | 26.04 | |
| Тема 3. Современное общество | 5 | | |
| Общественное изменение и развитие §45 | 1 | 28.04 | |
| Общественное изменение и развитие §46 | 1 | 12.05 | |
| Глобализация и вызовы XXI в. §47 | 1 | 17.05 | |
| Урок-практикум. Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу | 1 | 19.05 | |
| Россия и мир. Особенности современного развития §48 | 1 | 24.05 | |
64-66 | Повторение | 3 | | |
| Итого | 66 | | |