Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР « 30» августа 2018г. _______З.А.Бженикова | «ПРИНЯТО» Заседание педагогического совета Протокол №1от « 30» августа 2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже ____________ Махошева Т. К. Приказ № 179 /1от 31.08.2018г. |
Рабочая программа
по обществознанию для 11 класса
ФИО учителя: Озрокова Лариса Хажгериевна, учитель первой категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего -102 ч, в неделю-3ч.
Количество контрольных работ- 3
г.п.Залукокоаже
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию в 11 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Изучение обществознания в 11 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
Рабочая программа по обществознанию в 11 классе рассчитана на 102 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Оценочный инструментарий:
-контрольные работы;
-тематические зачетные работы;
-обобщающие уроки;
-подготовка и защита учащимися рефератов, проектных и исследовательских работ.
-написание сочинения.
Предметные результаты:
Выпускник 11 класса научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования;
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации;
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Личностными результатами выпускников, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Содержание учебного предмета:
Глава 1. Экономическая жизнь общества — 39 часов
Роль экономики в жизни общества. Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирмы в экономике . Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Экономическая культура. Урок обобщения по теме: «Экономическая жизнь общества».
Глава 2. Социальная сфера – 24 часа
Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нации и межнациональные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодёжь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России. Урок обобщения по теме: «Социальная сфера».
Глава 3. Политическая жизнь общества - 39 часов
Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия. Урок обобщения по теме: «Политическая жизнь общества». Взгляд в будущее (заключение). Итоговое повторение.
Предусматриваются разнообразные формы занятий по обществознанию с использованием современных педагогических технологий ИКТ, дискуссий, дебатов, проблемного обучения, а также внеурочную деятельность по предмету (проекты, исследования, участие в тематических конкурсах и олимпиадах).
- урок изучения нового материала;
- комбинированный урок;
- урок – лекция;
- урок- практикум
- повторительно-обобщающий урок;
- контрольный урок.
Учебно-методическое обеспечение
Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2017г
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.. Басик Н.Ю. и др. «Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Базовый уровень». М.: Просвещение. 2016 год
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под редакцией П.А.
Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2016
Электронные ресурсы
Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library
Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/
Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Коли-чество часов |
Дата | Примечание | | | | | |
План | Факт | | | | |
Тема 1. Экономическая жизнь общества – 39час. | | | |
1 | Роль экономики в жизни общества. | 1 | 03.09 | | | | | |
2 | Экономика и социальная структура общества. | 1 | 05.09 | | | | | |
3 | Экономика: наука и хозяйство. | 1 | 08.09 | | | | | |
4 | Экономическая деятельность и ее измерители. | 1 | 10.09 | | | | | |
5 | Урок — практикум по теме: «Экономика и экономическая деятельность» | 1 | 12.09 | | | | | |
6 | Экономический рост и развитие. | 1 | 15.09 | | | | | |
7 | Факторы экономического развития. | 1 | 17.09 | | | | | |
8 | Урок-практикум: «Экономическое развитие и его факторы» | 1 | 19.09 | | | | | |
9 | Рыночные отношения в экономике. | 1 | 22.09 | | | | | |
10 | Конкуренция и монополия. | 1 | 24.09 | | | | | |
11 | Современный рынок. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | 1 | 26.09 | | | | | |
12 | Урок-практикум: «Учимся правильно писать эссе». | 1 | 29.09 | | | | | |
13 | Практикум: Решение практических заданий КИМ. | 1 | 01.10 | | | | | |
14 | Фирмы в экономике. | 1 | 03.10 | | | | | |
15 | Постоянные и переменные издержки производства. | 1 | 06.10 | | | | | |
16 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | 1 | 08.10 | | | | | |
17 | Организационно-правовые формы предпринимательства. | 1 | 10.10 | | | | | |
18 | Семинар: «Как открыть свое дело» | 1 | 13.10 | | | | |
19 | Практикум: Понятие «Эффективное предприятие». Решение практических задач. | 1 | 15.10 | | |
20 | Слагаемые успеха в бизнесе. | 1 | 17.10 | | | | | | | |
21 | Менеджмент и его основные принципы.Основы маркетинга. | 1 | 20.10 | | | | | |
22 | Экономические функции государства. | 1 | 22.10 | | | | | |
23 | Государственное регулирование рыночной экономики. | 1 | 24.10 | | | | | |
24 | Практикум: Государство и рыночная экономика» | 1 | 27.10 | | | | | |
25 | Финансы в экономике. | 1 | 5.11 | | | | | |
26 | Банковская система. Инфляция. | 1 | 7.11 | | | | | |
27 | Урок-практикум: «Центральный банк и его функции». | 1 | 10.11 | | | | | |
28 | Занятость и безработица. Рынок труда. | 1 | 12.11 | | | | | |
29 | Безработица, её причины и последствия. | 1 | 14.11 | | | | | |
30 | Практикум: Решение практических заданий по теме «Виды безработицы». | 1 | 17.11 | | | | | |
31 | Роль государства в экономике. Общественные блага. | 1 | 19.11 | | | | | |
32 | Госбюджет. Денежная и бюджетная политика. | 1 | 21.11 | | | | | | |
33 | Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. | 1 | 24.11 | | | | | |
34 | Глобальные проблемы экономики. | 1 | 26.11 | | | | | |
35 | Диспут: «Нужна ли рынку помощь государства?» | 1 | 28.11 | | | | | |
36 | Экономическая культура. | 1 | 1.12 | | | | | |
37 | Рациональное поведение участников экономики. | 1 | 3.12 | | | | | |
38 | Урок обобщения по теме «Экономическая жизнь общества» | 1 | 5.12 | | | | | |
39 | Контрольная работа№1 «Экономика и общество» | 1 | 8.12 | | | | | |
Тема 2. Социальная сфера – 24часа. | | | | |
40 | Социальная структура общества. | 1 | 10.12 | | | | | |
41 | Социальная стратификация. Социальные интересы. | 1 | 12.12 | | | | | |
42 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 1 | 15.12 | | | | | |
43 | Социальный контроль. | 1 | 17.12 | | | | | |
44 | Преступность. | 1 | 19.12 | | | | | |
45 | Практикум: «Социальные регуляторы поведения ». | 1 | 22.12 | | | | | |
46 | Практикум: «Решение практических задач по социальным нормам» | 1 | 24.12 | | | | | |
47 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | 26.12 | | | | | |
48 | Пути межнационального сближения. | 1 | 29.12 | | | | | |
49 | Семинар: «Толерантность в современном обществе» | 1 | 14.01 | | | | | |
50 | Семья и быт. Семья как социальный институт. | 1 | 16.01 | | | | | |
51 | Семья в современном обществе. | 1 | 19.01 | | | | | |
52 | Практикум по теме: «Институт семьи и брака» | 1 | 21.01 | | | | | |
53 | Гендер – социальный пол. | 1 | 23.01 | | | | | |
54 | Гендер и социализация. | 1 | 26.01 | | | | | |
55 | Молодёжь в современном обществе. | 1 | 28.01 | | | | | |
56 | Молодежная субкультура. | 1 | 30.01 | | | | | |
57 | Семинар: « Российское общество сегодня: социальный срез» | 1 | 02.02 | | | | | |
58 | Демографическая ситуация в современной России. Миграции. | 1 | 04.02 | | | | | | |
59 | Конституционные основы социальной политики. Мигранты и миграции. | 1 | 06.02 | | | | | |
60 | Государственная стратегия борьбы с бедностью. | 1 | 09.02 | | | | | |
61 | Урок обобщения по теме «Социальная сфера». | 1 | 11.02 | | | | | |
62 | Зачет: «Социальная сфера и экономика» | 1 | 13.02 | | | | | |
63 | Контрольная работа № 2: «Социальная сфера» | 1 | 16.02 | | | | | |
| Раздел Тема 3. Политическая жизнь общества – 39 часов. | | | | | | | |
64 | Урок-лекция: «Политика и власть». | 1 | 18.02 | | | | | |
65 | Политическая сфера и политические институты». | 1 | 20.02 | | | | | |
66 | Политическая система. | 1 | 25.02 | | | | | |
67 | Политические системы диктаторского типа. | 1 | 27.02 | | | | | |
68 | Принципы и ценности демократии. | 1 | 02.03 | | | | | |
69 | Парламентаризм | 1 | 04.03 | | | | | |
70 | Проблемы современной демократии. | 1 | 06.03 | | | | | |
71 | Практикум: «Политические режимы» | 1 | 09.03 | | | | | |
72 | Государство - основной институт политической системы. | 1 | 11.03 | | | | | |
73 | Внутренняя и внешняя политика государства. Понятие бюрократии. | 1 | 13.03 | | | | | |
74 | Сущность правового государства. | 1 | 16.03 | | | | | |
75 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | 18.03 | | | | | |
76 | Демократические выборы. Избирательная кампания. | 1 | 20.03 | | | | | |
77 | Типы избирательных систем. | 1 | 23.03 | | | | | |
78 | Практикум: «Политические технологии избирателя» | 1 | 01.04 | | | | | |
79 | Политические партии и партийные системы. | 1 | 03.04 | | | | | |
80 | Типы партийных систем. | 1 | 06.04 | | | | | |
81 | Политическая элита. | 1 | 08.04 | | | | | |
82 | Политическое лидерство. | 1 | 10.04 | | | | | |
83 | Типы лидерства.Группы давления. | 1 | 13.04 | | | | | |
84 | Семинар: «Влияние СМИ на избирателя.» | 1 | 15.04 | | | | | |
85 | Политическое сознание. | 1 | 17.04 | | | | | |
86 | Современные политические идеологии. | 1 | 20.04 | | | | | |
87 | Политическое поведение. | 1 | 22.04 | | | | | |
88 | Политический терроризм. | 1 | 24.04 | | | | | |
89 | Практикум: «Формы политического поведения». | 1 | 27.04 | | | | | |
90 | Практикум:«Политические партии и движения» | 1 | 29.04 | | | | | |
91 | Политический процесс. | 1 | 02.05 | | | | | |
92 | Культура участия | 1 | 04.05 | | | | | |
93 | Практикум: «Избирательные кампании» | 1 | 06.05 | | | | | |
94 | Урок обобщения по теме «Политическая жизнь общества». | 1 | 08.05 | | | | | |
95 | Зачет: « Политическая сфера» | 1 | 11.05 | | | | | |
96 | Контрольная работа № 3: «Политическая жизнь общества» | 1 | 13.05 | | | | | |
97 | Взгляд в будущее. | 1 | 15.05 | | | | | |
98 | Постиндустриальное общество. | 1 | 17.05 | | | | | |
99 | Глобальные проблемы современного общества. | 1 | 18.05 | | | | | |
100 | Пути решения глобальных проблем. | 1 | 20.05 | | | | | |
101 | Урок-практикум: типовые задания в формате ЕГЭ по теме: « Право». | 1 | 22.05 | | | | | |
102 | Урок-практикум: типовые задания в формате ЕГЭ по теме: «Политика и субъекты политики» | 1 | 24.05 | | | | | |