СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации Белоярского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19»


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании педагогического совета Зам. директора по УВР Директор школы

МБОУ «Черноусовская СОШ № 19» Загвоздина Н.В Гноевых В.Ю.

Протокол № ______ _______________________ _____________________

«____»_____________2020г. «____»_____________2020г «____»__________2020г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обществознание

(Рабочая программа для учащихся 5 - 9 классов)

Основное общее образование

Уровень базовый


на 2020-2021 учебный год





Составитель:

Загвоздина Татьяна Олеговна,

учитель истории и обществознания





с. Черноусово

2020 г.

Пояснительная записка



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 № 273-ФЗ.

  2. Фундаментального ядра содержания общего образования.

  3. Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения;

  4. Примерной основной образовательной программе ООО (одобренной Федеральным учебно-методическим советом (протокол от 08.04.15 № 1/15).

  5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»

  6. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: / Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение», 2016г.

  7. Устава МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19».

  8. Учебного плана МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19» на 2020-2021 учебный год.

Представленная рабочая программа предполагает использование в качестве основного УМК авторов Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Городецкой и др.

Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по обществознанию, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Учебно-методический комплекс (УМК).

- Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2012. – 127с.

- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 111с.

- Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н. Боголюбов, Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. – 159 с.

- Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н. Боголюбов, Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2018. – 255 с.

- Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н. Боголюбов, Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2019.

Место предмета в учебном плане

5 класс – 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.

6 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.

7 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.

8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.

9 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

  • приводить примеры основных видов деятельности человека;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • различать отдельные виды социальных норм;

  • характеризовать основные нормы морали;

  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • характеризовать специфику норм права;

  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

  • раскрывать сущность процесса социализации личности;

  • объяснять причины отклоняющегося поведения;

  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • различать уровни общего образования в России;

  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;

  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.




Содержание курса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.


Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. 0000бдщОрганы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.


Тематическое планирование

5 класс

урока п\п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Вводный урок

1


Человек

2

2

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.

1

3

Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста.

1


Семья

4

4

Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Отношения между поколениями

1

5

Основные роли членов семьи.

1

6

Досуг семьи.

1

7

Практикум по темам: «Человек», «Семья»

1


Школа

3

8

Образование, его значимость в условиях информационного общества.

1

9

Образование и самообразование

1

10

Одноклассники, сверстники, друзья.

1


Труд

3

11

Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.

1

12

Труд и творчество.

1

13

Практикум по темам: «Школа», «Труд»

1


Родина

4

14

Наше государство – Российская Федерация

1

15

Государственные символы России

1

16

Гражданин России

1

17

Россия – многонациональное государство

1


Итого часов

17











6 класс

урока п\п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Вводный урок

1


Человек в социальном измерении

12

2-3

Индивид, индивидуальность, личность.

2

4-5

Познание человеком мира и самого себя.

2

6-7

Роль деятельности в жизни человека и общества.

2

8-9

Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

2

10-11

На пути к жизненному успеху

2

12-13

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

2


Человек среди людей

10

14-15

Межличностные отношения

2

16-17

Человек в малой группе

2

18-19

Общение. Личные и деловые отношения. Лидерство.

2

20-21

Межличностные конфликты и способы их разрешения.

2

22-23

Практикум по теме «Человек среди людей»

2


Нравственные основы жизни

10

24-25

Добро и зло. Золотое правило нравственности.

2

26-27

Будь смелым

2

28-29

Гуманизм.

2

30-31

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

2

32-33

Защита проектов

2

34

Заключительный урок.

1


Итого часов:

34

















7 класс

урока п\п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Вводный урок

1


Регулирование поведения людей в обществе

13

2

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи.

1

3

Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.

1

4-5

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

2

6-7

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

2

8-9

Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации

2

10

Для чего нужна дисциплина. Виновен – отвечай.

1

11-12

Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации.

2

13-14

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».

2


Человек в экономических отношениях

12

15-16

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.

2

17-18

Издержки, выручка, прибыль.

2

19-20

Предпринимательская деятельность

2

21

Обмен. Торговля и ее формы. Реклама.

1

22

Деньги и их функции.

1

23-24

Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.

2

25-26

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».

2


Человек и природа

7

27-28

Глобальные проблемы современности.

2

29-30

Экологический кризис и пути его разрешения

2

31

Практикум по теме «Человек и природа.

1

32-33

Защита проектов

1

34

Заключительный урок.

1


Итого часов:

34











8 класс

урока п\п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Вводный урок

1


Личность и общество

7

2

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.

1

3

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.

1

4

Взаимосвязь общества и природы. Глобальные проблемы современности Экологический кризис и пути его разрешения

1

5

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

1

6

Развитие общества. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов Общественный прогресс. Современное российское общество, особенности его развития. Глобальные проблемы современности. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь

1

7

Индивид, индивидуальность, личность.

1

8

Практикум по теме «Личность и общество»

1


Сфера духовной культуры

8

9

Культура, ее многообразие и основные формы. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

1

10

Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Добро и зло.

1

11

Долг. Совесть.

1

12

Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества.

1

13

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.

1

14

Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.

1

15

Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.

1

16

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

1


Социальная сфера

5

17

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения.

1

18

Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.

1

19

Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство.

1

20

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

1

21

Практикум по теме «Социальная сфера»

1


Экономика

13

22

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

1

23

Типы экономических систем.

1

24

Собственность.

1

25

Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.

1

26

Производство ‑ основа экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.

1

27

Предпринимательская деятельность. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Активы и пассивы. Личный финансовый план

1

28

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Антикоррупционное мировоззрение. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан

1

29

Заработная плата и стимулирование труда

1

30

Потребление. Потребление домашних хозяйств. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.

1

31

Инфляция, ее последствия. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Сбережения. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства

1

32

Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.

Безработица, ее причины и последствия

1

33

Практикум по теме «Экономика»

1

34

Заключительный урок

1


Итого часов:

34














9 класс

урока п\п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Вводный урок

1


Политика

13

2

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Внутренняя и внешняя политика государства.

1

3

Государство, его существенные признаки. Функции государства.

1

4

Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Гражданство Российской Федерации.

1

5

Политический режим.

1

6

Демократия, ее основные признаки и ценности.

1

7

Правовое государство. Разделение властей.

1

8

Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.

1

9

Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

10

Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства

1

11

Выборы и референдумы. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

1

12

Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

1

13

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

1

14

Практикум по теме «Политика»

1


Право

19

15

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Источники права. Нормативный правовой акт. Система российского законодательства.

1

16

Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.

1

17

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

18

Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации

1

19

Конституция Российской Федерации – основной закон государства

1

20

Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.

1

21

Права и свободы человека и гражданина

1

22

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетнего.

1

23

Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.

1

24

Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

1

25

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.

1

26

Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

1

27

Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.

1

28

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

1

29

Социальные права. Социальная политика Российского государства.

1

30

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма

1

31

Правовое регулирование в сфере образования.

1

32-33

Практикум по теме «Право»

2

34

Заключительный урок

1


Итого часов:

34