СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымский многопрофильный колледж»





УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________ Е.Г. Мажорова

«31» августа 2017 г.








рАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины

БД. 08 Обществознание (включая экономику и право)


по профессиям среднего профессионального образования базовой подготовки

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин














Симферополь, 2017

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и парво)», Примерной программы образовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций (протокол ФГАУ «ФИРО» №3 от 21 июля 2015), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки РФ от 17.03.2015 №06-259) с уточнениями 2017 г (ФГАУ «ФИРО» протокол №3 от 25 мая 2017).


Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж»


Разработчики:

Шумская Наталия Викторовна – преподаватель

Зекирьяева Елена Александровна – преподаватель высшей категории


Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» рекомендована цикловой комиссией общеобразовательных гуманитарных дисциплин Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж», протокол № 1 от 30 августа 2017 г.


Председатель цикловой комиссии общеобразовательных гуманитарных дисциплин _________________ О.А. Бондаренко


Утверждена методическим советом Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж», протокол № 1 от 30 августа 2017г.

Председатель __________________ О.Н. Сухановская



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

25



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание (включая экономику и право)

1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования.

Программа предназначена для изучения обществознания в ГАПОУ РК «Крымский многопрофильный колледж», который реализует образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям:

08.01.07 Мастер общестроительных работ (каменщик, электросварщик ручной сварки)

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ (штукатур, облицовщик-плиточник)

08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ (столяр строительный, плотник, паркетчик)

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин (слесарь по ремонту автомобилей, электрогазосварщик)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» входит в цикл общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

  • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часов;

самостоятельной работы обучающегося 90 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

180


30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Виды самостоятельных работ:

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; подготовка сообщений и рефератов

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; решение задач по экономике

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

– выполнение заданий по ЕГЭ.

90




Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета








2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Обществознание (включая экономику и право)»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение


2


Содержание учебного материала


1

Лекция №1. Введение в обществознание

1. Обществознание как учебный курс.

2. Социальные науки.

3. Специфика объекта их изучения.

4.Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений.


64


Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

18

2

Лекция № 2. Социальная сущность человека

  1. Философские представления о социальных качествах человека.

  2. Человек, индивид, личность.

  3. Социализация личности.

4. Самосознание и социальное поведение.

2

Лекция № 3. Деятельность и мышление

  1. Виды деятельности.

  2. Творчество.

  3. Человек в учебной и трудовой деятельности.

  4. Выбор профессии.

  5. Потребности, способности и интересы.

2

Лекция № 4. Проблема познаваемости мира.

  1. Понятие истины, ее критерии.

  2. Мировоззрение.

  3. Типы мировоззрения.

  4. Основные типы научного мышления.

2

Лекция № 5 Свобода человека.

  1. Свобода как условие самореализации личности.

  2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

  3. Выбор и ответственность за его последствия.

  4. Гражданские качества личности.

  5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

2

Лекция № 6 Человек в группе.

  1. Многообразие мира общения.

  2. Межличностное общение и взаимодействие.

  3. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

2

Лекция № 7 Социальный конфликт.

  1. Межличностные конфликты.

  2. Истоки конфликтов в среде молодежи.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить доклад (сообщение) на тему:

  1. Проблема познаваемости мира;

  2. Свобода как условие самореализации личности.

  3. Выполнение заданий по ЕГЭ

6

Тема 1.2.  Духовная культура личности и общества


Содержание учебного материала

14

2

Лекция № 8. Понятие о культуре.

  1. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.

  2. Культура народная, массовая и элитарная.

  3. Экранная культура – продукт информационного общества.

2


Лекция № 9. Духовное развитие молодежи.

    1. Особенности молодежной субкультуры.

    2. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.

    3. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

2

Лекция № 10 Духовные ориентиры личности.

1. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.

2. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде

3.Тенденции в развитии молодёжной культуры.

2

Лекция № 11. Формы и разновидности культуры. 

  1. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.

  2. Этикет.

  3. Учреждения культуры.

  4. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2

Практическое занятие

ПЗ № 1 Культура и духовная жизнь

2


Самостоятельная работа обучающегося

Самостоятельное изучение вопроса темы «Духовная культура личности и общества» — «Этикет» и составление опорного конспекта.

Подготовить презентацию на тему «Экранная культура – продукт информационного общества».

4

Тема 1.3. Наука и образование в современном мире


Содержание учебного материала

10

2

Лекция № 12. Научное познание

    1. Наука.

    2. Естественные и социально-гуманитарные науки.

    3. Значимость труда ученого, его особенности.

    4. Ответственность ученого перед обществом.

2

Лекция № 13. Роль образования в жизни человека и общества.

  1. Образование как способ передачи знаний и опыта.

  2. Роль образования в жизни современного человека и общества.

  1. Система образования в Российской Федерации.

2

Лекция № 14. Государственные гарантии в получении образования.

  1. Государственные гарантии в получении образования.

  2. Профессиональное образование.

  3. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Самостоятельное изучение вопроса темы «Наука и образование в современном мире»:

Свобода научного поиска.

Изложите собственное суждение о роли образования в жизни современного человека и общества.

4

Тема 1.4 . Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры


Содержание учебного материала

22

2

Лекция №15.  Мораль

  1. Понятие морали.

  2. Источники морали.

  3. Основные принципы и нормы морали.

2


Лекция № 16. Нравственная культура личности.

    1. Добро и зло. Долг и совесть.

    2. Моральный выбор.

3 Моральный самоконтроль личности.

2

Лекция № 17. Роль религии в жизни человека

            1. Религия как феномен культуры.

            2. Мировые религии.

            3. Роль религии в современном обществе.

2

Лекция № 18. Религия и церковь в современном мире.

  1. Религия и церковь в современном мире.

  2. Свобода совести.

  3. Религиозные объединения Российской Федерации

2

Лекция № 19. Искусство и духовная жизнь.

1. Понятие искусства.

  1. Функции и структура искусства

  2. Особенности и назначение искусства.

  3. Виды искусств.

2

Лекция № 20. Тенденции современной духовной жизни.

  1. Эстетическая культура.

  2. История современного искусства.

  3. Течения и направления в искусстве Нового времени.

2

Практическое занятие

ПЗ № 2 Мораль и религия как элементы духовной культуры

2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка сообщения (презентации)

Тема 1. Виды искусств

Тема 2: Религиозные объединения Российской Федерации

8

Раздел 2. Общество как сложная динамическая система


12


Тема 2.1 Общество как сложная система

Содержание учебного материала


2

Лекция № 21. Представление об обществе как сложной динамичной системе

  1. Подсистемы и элементы общества.

  2. Специфика общественных отношений.

  3. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.

  4. Противоречивость воздействия людей на природную среду

2

Лекция № 22. Динамика общественного развития.

  1. Многовариантность общественного развития.

  2. Эволюция и революция как формы социального изменения.

  3. Понятие общественного прогресса.

  4. Цивилизация и формация.

  5. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2

Лекция № 23. Особенности современного мира.

    1. Процессы глобализации.

    2. Антиглобализм, его причины и проявления.

    3. Современные войны, их опасность для человечества.

    4. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

2

Практическое занятие

ПЗ № 3 Глобальные проблемы

2

Самостоятельная работа обучающегося

Составить краткое описание одного-двух институтов общества, используя общедоступную литературу.

Подготовить презентацию на тему: «Значение техногенных революций»

Выполнение заданий по ЕГЭ

4

Раздел 3. Социальные отношения


46


Тема 3.1. Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

12

2

Лекция № 24. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

  1. Социальные отношения.

  2. Понятие о социальных общностях и группах.

  3. Нации и межнациональные отношения.

2

Лекция № 25. Социальное неравенство.

    1. Социальная стратификация.

    2. Типы стратификационных систем.

3. Социальная мобильность.

2

Лекция № 26. Социальная роль

  1. Социальная роль.

  2. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.

  3. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

2

Лекция № 27. Социальный статус

  1. Социальный статус и престиж.

  2. Престижность профессиональной деятельности.

  3. Мотивы выбора профессии.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Заполнение таблицы «Исторические типы стратификационных систем»

Подготовка сообщения (презентации)

Тема 1: «Соотношение личностного «Я» и социальной роли»

Тема 2: «Статус и престиж, строительных профессий»


4

Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

16

2

Лекция № 28. Социальный контроль.

                  1. Социальный контроль.

                  2. Виды социальных норм и санкций.

                  3. Самоконтроль.

2

Лекция № 29. Отклоняющееся поведение и его типы.

  1. Понятие девиантного поведения.

  2. Формы и проявлениядевиантного поведения..

  3. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.

  4. Значимость здорового образа жизни.

2

Лекция № 30. Коррупция как вид девиантного поведения.

      1. Коррупция как социально негативное явление.

      2. Последствия коррупции.

      3. Меры предупреждения и профилактика коррупционных деяний.

2

Лекция № 31. Социальный конфликт.

  1. Социальный конфликт.

  2. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.

  3. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

Практическое занятие

ПЗ № 4 Девиантное поведение

2

Самостоятельная работа обучающегося

Анализ СМИ «Правонарушения молодежи» (тезисы); «Мировые рекорды как пример позитивного отклоняющегося поведения».

Анализ конкретных ситуаций по теме «Опасность наркомании, алкоголизма».

Подготовка сообщения (презентации)

Тема: Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.

6

Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

18

2

Лекция № 32. Социальная стратификация России.

  1. Особенности социальной стратификации в современной России.

  2. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

  3. Молодежь как социальная группа.

  4. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2

Лекция № 33. Виды этнических общностей.

  1. Этнические общности.

  2. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

  3. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

2

Лекция № 34. Семья как малая социальная группа.

  1. Семья как малая социальная группа

  2. Семья и брак

  3. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

2

Лекция № 35. Семейное право и семейные взаимоотношения.

  1. Понятие семейных правоотношений.

  2. Прядок, условия заключения и расторжения брака.

  3. Права и обязанности супругов.

2

Лекция № 36. Ответственность супругов по обязательствам.

  1. Брачный договор.

  2. Правовые отношения родителей и детей.

  3. Опека и попечительство.

2

Практическое занятие

ПЗ № 5 Решение ситуационных задач по семейному праву

2

Самостоятельная работа обучающегося

Используя учебник заполнить схему «Функции семьи»

Подготовка сообщения на тему: «Особенности молодежной политики в РФ»

Выполнение заданий по ЕГЭ

6

Раздел 4. Политика


38

2

Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе


Содержание учебного материала

16

Лекция № 37. Понятие власти.

  1. Понятие власти.

  2. Типы общественной власти.

  3. Политическая система, ее внутренняя структура.

  4. Политические институты.

2

Лекция № 38. Государство как политический институт.

  1. Понятие государства.

  2. Признаки государства.

  3. Внутренние и внешние функции государства

  4. Государственный суверенитет.

2

Лекция № 39. Формы государства

  1. . Понятие формы государства.

  2. . Формы правления.

  3. . Территориально-государственное устройство.

  4. . Политический режим

2

Лекция № 40. Демократия

  1. Ценности и признаки демократии.

  2. Условия формирования демократических институтов и традиций.

  3. Правовое государство, понятие и признаки.

2

Практическое занятие

ПЗ № 6 Политическая система общества, ее структура

2

Самостоятельная работа обучающегося

подготовка докладов (сообщений)

Тема 1 «Проблемы власти в современной России»;

Тема 2 «Народовластие в России».

Анализ новостных передач из разных источников

6

Тема 4.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала

22

2

Лекция № 41. Личность и государство.

  1. Политический статус личности.

  2. Политическое участие.

  3. Виды и формы политического участия.

  4. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

2

Лекция № 42. Политическое лидерство.

  1. Политическое лидерство.

  2. Лидеры и ведомые.

  3. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

2

Лекция № 43. Гражданское общество.

  1. Гражданское общество и государство.

  2. Гражданские инициативы.

  3. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

2

Лекция № 44. Избирательная кампания в Российской Федерации.

  1. Понятие и этапы избирательной кампании.

  2. Стадии и принципы избирательного процесса.

  3. Типы избирательных систем.

2

Лекция № 45. Политические партии и движения, их классификация.

  1. Понятие и типы политических партий.

  2. Классификация партий.

  3. Основные функции политических партий.

  4. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

2

Лекция № 46. Антикоррупционная политика Российской Федерации.

1. Основные методы противодействия коррупции.

2. Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода СМИ.

3. Право граждан участвовать в управлении государственными делами.

2

Лекция № 47. Современные идейно-политические системы.

  1. Консерватизм

  2. Либерализм

  3. Социал-демократия

  4. Коммунизм.

2


Лекция № 48. Роль средств массовой информации в политической жизни общества

    1. Понятие и функции «средств массовой информации.

    2. Характер информации, распространяемой СМИ.

    3. Влияние СМИ на избирателя.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка сообщения (презентации)

Тема: «Выдающиеся политические личности»

Составление характеристики политического деятеля. Работа с источниками социальной и политической информации. 

6

Раздел 5. Экономика


54


Тема 5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Содержание учебного материала

12

2

Лекция № 49. Экономика как наука и хозяйство.

  1. Главные вопросы экономики.

  2. Потребности.

  3. Выбор и альтернативная стоимость.

  4. Ограниченность ресурсов.

  5. Факторы производства.

2

Лекция № 50. Разделение труда, специализация и обмен.

  1. Типы экономических систем.

  2. Традиционная.

  3. Централизованная (командная).

  4. Рыночная экономика.

  5. Рациональный потребитель

2

Практическое занятие

ПЗ № 7 Составление таблицы по заданным параметрам

2

Практическое занятие

ПЗ № 8 Структура потребления семей с разным уровнем доходов

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Анализ экономических ситуаций, решение задач по данной теме; работа с законом РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996г. (в ред.от 25.11.2006 №193-ФЗ).

Самостоятельное изучение темы «Экономика семьи»

4

Тема 5.2.

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике


Содержание учебного материала

20

2

Лекция № 51. Рынок одного товара.

  1. Спрос.

  2. Факторы спроса.

  3. Предложение.

  4. Факторы предложения.

  5. Рыночное равновесие.

2

Лекция № 52. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

  1. Роль фирм в экономике.

  2. Издержки, выручка, прибыль.

  3. Производительность труда.

  4. Формы бизнеса

2

Лекция № 53. Частные и общественные блага.

  1. Частные и общественные блага.

  2. Внешние эффекты.

  3. Функции государства в экономике.

2

Лекция № 54. Налоги.

  1. Виды налогов.

  2. Государственные расходы.

  3. Государственный бюджет.

  4. Государственный долг.

  5. Основы налоговой политики государства.

2

Лекция № 55. Условия экономического роста.

  1. Понятие ВВП и его структура.

  2. Экономический рост и развитие.

  3. Экономические циклы.

2

Практическое занятие

ПР № 9 Определение цены рыночного равновесия с учетом функций спроса и предложения по цене.

2

Практическое занятие

ПР № 10 Оценка структуры затрат и цены конкретного продукта

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашнего задания; работа с вопросами практикума к теме «Роль государства в экономике». Выполнение заданий по ЕГЭ

6

Тема 5.3. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция


Содержание учебного материала

12

2

Лекция № 56. Рынок труда и безработица.

  1. Спрос на труд и его факторы.

  2. Предложение труда.

  3. Факторы предложения труда.

  4. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.

  5. Человеческий капитал.

  6. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

2

Лекция № 57. Финансовые институты.

  1. Деньги.

  2. Процент.

  3. Банковская система.

  4. Основные операции коммерческих банков.

  5. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

  6. Инфляция

2

Практическое занятие

ПР № 11 Анализ структуры государственного бюджета России с целью ознакомления с основными статьями поступлений и расходов.

2

Практическое занятие

ПР № 12 Решение задач

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания по теме; анализ экономических ситуаций в практикуме по теме «Деньги, банки, инфляция».

4

Тема 5.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики


Содержание учебного материала

10

2

Лекция № 58. Становление и развитие рыночной экономики России.

  1. Становление современной рыночной экономики России.

  2. Особенности современной экономики России, ее экономические институты.

2

Лекция № 59. Экономика России, ее проблемы и пути развития.

  1. Основные проблемы экономики России и ее регионов.

  2. Экономическая политика Российской Федерации.

  3. Россия в мировой экономике.

2

Лекция № 60. Организация международной торговли.

  1. Государственная политика в области международной торговли.

  2. Курсы валют.

  3. Глобальные экономические проблемы.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение домашнего задания; решение экономических задач по теме «Основные проблемы экономики России».

4

Раздел 6. Право


54


Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений


Содержание учебного материала

14

2

Лекция № 61. Характеристика юридических наук.

  1. Юриспруденция как общественная наука.

  2. Право в системе социальных норм.

  3. Правовые и моральные нормы

  4. Система права

2


Лекция № 62. Нормативные правовые акты.

  1. Нормативные правовые акты и их характеристика.

  2. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.

  3. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2

Лекция № 63. Правовые отношения.

  1. Правовые отношения и их структура.

  2. Правомерное и противоправное поведение.

  3. Виды противоправных поступков.

  4. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

Практическое занятие

ПР № 13 Нормативно правовые акты и их характеристика

2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка сообщений (презентаций)

Тема 1 «Правовое регулирование общественных отношений»

Работа с текстами кодексов, Конституции РФ, нормативно правовых документов. Выполнение заданий по ЕГЭ

6

Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации


Содержание учебного материала

16

2

Лекция № 64. Общая характеристика отрасли.

  1. Конституционное право, как отрасль российского права.

  2. Основы конституционного строя Российской Федерации.

  3. Система государственных органов Российской Федерации

2

Лекция № 65. Ветви государственной власти

  1. Законодательная власть.

  2. Исполнительная власть.

  3. Институт президентства.

  4. Местное самоуправление.

2

Лекция № 66. Система государственных органов РФ.

  1. Правоохранительные органы Российской Федерации.

  2. Судебная система Российской Федерации.

  3. Адвокатура.

  4. Нотариат

2

Лекция № 67. Институт гражданства.

  1. Понятие гражданства.

  2. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

  3. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

  4. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства

2

Лекция № 68. Коррупция и ответственность за коррупционные деяния.

  1. Понятие коррупции.

  2. Противодействие коррупции.

  3. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

2

Практическое занятие

ПР № 14 Права и свободы человека и гражданина

2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка сообщений (презентаций)

Тема: «Развитие прав человека в ХХ— начале ХХI века»

Работа с текстами кодексов, Конституции РФ, нормативных правовых документов.

4

Тема 6.3. Отрасли российского права

Содержание учебного материала

24

2

Лекция № 69. Гражданское право и гражданские правоотношения.

  1. Физические лица.

  2. Юридические лица.

  3. Гражданско-правовые договоры.

  4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

2

Лекция № 70. Имущественные и личные неимущественные права.

  1. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги.

  2. Право на интеллектуальную собственность.

  3. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

  4. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.

  5. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

2

Лекция № 71. Трудовое право и трудовые правоотношения.

  1. Понятие трудовых правоотношений.

  2. Занятость и трудоустройство.

  3. Органы трудоустройства.

  4. Порядок приема на работу.

  5. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения

2

Лекция № 72. Коллективный договор.

  1. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.

  2. Трудовые споры и порядок их разрешения.

  3. Заработная плата.

  4. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

Лекция № 73. Административное право.

  1. Административное право и административные правоотношения.

  2. Административные проступки.

  3. Административная ответственность.

2

Лекция № 74. Уголовное право.

  1. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние.

  2. Состав преступления.

  3. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

  4. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. (Дифференцированный зачет)

2

Лекция № 75. Уголовная ответственность.

  1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

  2. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. (Дифференцированный зачет)

2

Практическое занятие

ПР № 15 Трудовой договор. Форма и порядок его заключения.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка сообщений (презентаций)

Тема: Характеристика отрасли российского права (на выбор)

Разрешение правовых ситуаций.

8

Всего

270


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • классная доска;

  • плакаты по обществоведению;

  • учебно-методическая документация;

  • учебники и учебные пособия.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор (1 шт.);

  • компьютер (1 шт.);

3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурса, дополнительной литературы.

Основная:
  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ.учреждений сред. проф. Образования /А.Г.Важенин.- 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 528с.

Дополнительная:
  1. Обществознание. 10 кл. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А, Белявский А.В. и др. М.: Просвещение, 2014

  2. Обществознание. 11 кл. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. М.: Просвещение, 2014

  3. Экономика. 10 кл. Хасбулатов Р.И. М.: Дрофа, 2014

  4. Экономика. 11 кл. Хасбулатов Р.И. М.: Дрофа, 2014

  5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно­научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.

  6. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

  7. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

  8. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

  9. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

  10. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

  11. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за­коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

  12. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

  13. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

  14. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 No 273 - ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 No 99 - ФЗ, от 07.06.2013 No 120 - ФЗ, от 02.07.2013 No 170 ФЗ, от 23.07.2013 No 203 - ФЗ, от 25.11.2013 No 317 - ФЗ, от 03.02.2014 No 11 - ФЗ, от 03.02.2014 No 15- ФЗ, от 05.05.2014 No 84 - ФЗ, от 27.05.2014 No 135 - ФЗ, от 04.06.2014 No 148 - ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 No 145 - ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

  15. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. No 2/16 – з).

Интернет-ресурсы

http://danur-w.narod.ru/ - обществознание в интернете

www.mon.gov.ru - Сайт министерства образования и науки Российской Федерации

http://base.garant.ru – «ГАРАНТ» — информационно-правовой портал

http://be.economicus.ru/-М.А. Сторчевой. Основы экономики. Электронная версия учебника по вводному курсу экономики. Аннотация. Содержание по главам.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета. Формы и методы текущего и промежуточного контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.


Результаты обучения

Основные показатели оценки результата

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

Формулирование базовых понятий социальных наук.

- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Анализ и оценивание социальной информации, осуществление поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов

Определение общества как целостной развивающейся (динамической) системы в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.


- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

Практическое применение полученных знаний при осуществлении конструктивного взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире.

Определение особенностей развития современного общества. Формулирование собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации.



7