_________ Е.Г. Мажорова
«31» августа 2017 г.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и парво)», Примерной программы образовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций (протокол ФГАУ «ФИРО» №3 от 21 июля 2015), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки РФ от 17.03.2015 №06-259) с уточнениями 2017 г (ФГАУ «ФИРО» протокол №3 от 25 мая 2017).
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж»
Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» рекомендована цикловой комиссией общеобразовательных гуманитарных дисциплин Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж», протокол № 1 от 30 августа 2017 г.
Председатель цикловой комиссии общеобразовательных гуманитарных дисциплин _________________ О.А. Бондаренко
Утверждена методическим советом Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж», протокол № 1 от 30 августа 2017г.
Председатель __________________ О.Н. Сухановская
Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования.
Программа предназначена для изучения обществознания в ГАПОУ РК «Крымский многопрофильный колледж», который реализует образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям:
08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ (столяр строительный, плотник, паркетчик)
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин (слесарь по ремонту автомобилей, электрогазосварщик)
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» входит в цикл общеобразовательной подготовки.
Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
самостоятельной работы обучающегося 90 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | | 2 | |
Содержание учебного материала | | 1 |
Лекция №1. Введение в обществознание 1. Обществознание как учебный курс. 2. Социальные науки. 3. Специфика объекта их изучения. 4.Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 |
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений. | | 64 | |
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 18 | 2 |
Лекция № 2. Социальная сущность человека Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Социализация личности. 4. Самосознание и социальное поведение. | 2 |
Лекция № 3. Деятельность и мышление Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Выбор профессии. Потребности, способности и интересы. | 2 |
Лекция № 4. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные типы научного мышления. | 2 |
Лекция № 5 Свобода человека. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. | 2 |
Лекция № 6 Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. | 2 |
Лекция № 7 Социальный конфликт. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Подготовить доклад (сообщение) на тему: Проблема познаваемости мира; Свобода как условие самореализации личности. Выполнение заданий по ЕГЭ | 6 |
Тема 1.2. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 14 | 2 |
Лекция № 8. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. | 2 |
Лекция № 9. Духовное развитие молодежи. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | 2 |
Лекция № 10 Духовные ориентиры личности. 1. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. 2. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде 3.Тенденции в развитии молодёжной культуры. | 2 |
Лекция № 11. Формы и разновидности культуры. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 |
Практическое занятие ПЗ № 1 Культура и духовная жизнь | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося Самостоятельное изучение вопроса темы «Духовная культура личности и общества» — «Этикет» и составление опорного конспекта. Подготовить презентацию на тему «Экранная культура – продукт информационного общества». | 4 |
Тема 1.3. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Лекция № 12. Научное познание Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом. | 2 |
Лекция № 13. Роль образования в жизни человека и общества. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. | 2 |
Лекция № 14. Государственные гарантии в получении образования. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Самостоятельное изучение вопроса темы «Наука и образование в современном мире»: Свобода научного поиска. Изложите собственное суждение о роли образования в жизни современного человека и общества. | 4 |
Тема 1.4 . Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 22 | 2 |
Лекция №15. Мораль Понятие морали. Источники морали. Основные принципы и нормы морали. | 2 |
Лекция № 16. Нравственная культура личности. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. 3 Моральный самоконтроль личности. | 2 |
Лекция № 17. Роль религии в жизни человека Религия как феномен культуры. Мировые религии. Роль религии в современном обществе. | 2 |
Лекция № 18. Религия и церковь в современном мире. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации | 2 |
Лекция № 19. Искусство и духовная жизнь. 1. Понятие искусства. Функции и структура искусства Особенности и назначение искусства. Виды искусств. | 2 |
Лекция № 20. Тенденции современной духовной жизни. Эстетическая культура. История современного искусства. Течения и направления в искусстве Нового времени. | 2 |
Практическое занятие ПЗ № 2 Мораль и религия как элементы духовной культуры | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщения (презентации) Тема 1. Виды искусств Тема 2: Религиозные объединения Российской Федерации | 8 |
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система | | 12 | |
Тема 2.1 Общество как сложная система | Содержание учебного материала | | 2 |
Лекция № 21. Представление об обществе как сложной динамичной системе Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду | 2 |
Лекция № 22. Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 |
Лекция № 23. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | 2 |
Практическое занятие ПЗ № 3 Глобальные проблемы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Составить краткое описание одного-двух институтов общества, используя общедоступную литературу. Подготовить презентацию на тему: «Значение техногенных революций» Выполнение заданий по ЕГЭ | 4 |
Раздел 3. Социальные отношения | | 46 | |
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
Лекция № 24. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Нации и межнациональные отношения. | 2 |
Лекция № 25. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Типы стратификационных систем. 3. Социальная мобильность. | 2 |
Лекция № 26. Социальная роль Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 2 |
Лекция № 27. Социальный статус Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Мотивы выбора профессии. | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Заполнение таблицы «Исторические типы стратификационных систем» Подготовка сообщения (презентации) Тема 1: «Соотношение личностного «Я» и социальной роли» Тема 2: «Статус и престиж, строительных профессий» | 4 |
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 16 | 2 |
Лекция № 28. Социальный контроль. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | 2 |
Лекция № 29. Отклоняющееся поведение и его типы. Понятие девиантного поведения. Формы и проявлениядевиантного поведения.. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Значимость здорового образа жизни. | 2 |
Лекция № 30. Коррупция как вид девиантного поведения. Коррупция как социально негативное явление. Последствия коррупции. Меры предупреждения и профилактика коррупционных деяний. | 2 |
Лекция № 31. Социальный конфликт. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 |
Практическое занятие ПЗ № 4 Девиантное поведение | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Анализ СМИ «Правонарушения молодежи» (тезисы); «Мировые рекорды как пример позитивного отклоняющегося поведения». Анализ конкретных ситуаций по теме «Опасность наркомании, алкоголизма». Подготовка сообщения (презентации) Тема: Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. | 6 |
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 18 | 2 |
Лекция № 32. Социальная стратификация России. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 2 |
Лекция № 33. Виды этнических общностей. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации | 2 |
Лекция № 34. Семья как малая социальная группа. Семья как малая социальная группа Семья и брак Современная демографическая ситуация в Российской Федерации | 2 |
Лекция № 35. Семейное право и семейные взаимоотношения. Понятие семейных правоотношений. Прядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. | 2 |
Лекция № 36. Ответственность супругов по обязательствам. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | 2 |
Практическое занятие ПЗ № 5 Решение ситуационных задач по семейному праву | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Используя учебник заполнить схему «Функции семьи» Подготовка сообщения на тему: «Особенности молодежной политики в РФ» Выполнение заданий по ЕГЭ | 6 |
Раздел 4. Политика | | 38 | 2 |
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 16 |
Лекция № 37. Понятие власти. Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. | 2 |
Лекция № 38. Государство как политический институт. Понятие государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства Государственный суверенитет. | 2 |
Лекция № 39. Формы государства . Понятие формы государства. . Формы правления. . Территориально-государственное устройство. . Политический режим | 2 |
Лекция № 40. Демократия Ценности и признаки демократии. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. | 2 |
Практическое занятие ПЗ № 6 Политическая система общества, ее структура | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося подготовка докладов (сообщений) Тема 1 «Проблемы власти в современной России»; Тема 2 «Народовластие в России». Анализ новостных передач из разных источников | 6 |
Тема 4.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 22 | 2 |
Лекция № 41. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие. Виды и формы политического участия. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. | 2 |
Лекция № 42. Политическое лидерство. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 2 |
Лекция № 43. Гражданское общество. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. | 2 |
Лекция № 44. Избирательная кампания в Российской Федерации. Понятие и этапы избирательной кампании. Стадии и принципы избирательного процесса. Типы избирательных систем. | 2 |
Лекция № 45. Политические партии и движения, их классификация. Понятие и типы политических партий. Классификация партий. Основные функции политических партий. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 2 |
Лекция № 46. Антикоррупционная политика Российской Федерации. 1. Основные методы противодействия коррупции. 2. Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода СМИ. 3. Право граждан участвовать в управлении государственными делами. | 2 |
Лекция № 47. Современные идейно-политические системы. Консерватизм Либерализм Социал-демократия Коммунизм. | 2 |
Лекция № 48. Роль средств массовой информации в политической жизни общества Понятие и функции «средств массовой информации. Характер информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщения (презентации) Тема: «Выдающиеся политические личности» Составление характеристики политического деятеля. Работа с источниками социальной и политической информации. | 6 |
Раздел 5. Экономика | | 54 | |
Тема 5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
Лекция № 49. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. | 2 |
Лекция № 50. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Традиционная. Централизованная (командная). Рыночная экономика. Рациональный потребитель | 2 |
Практическое занятие ПЗ № 7 Составление таблицы по заданным параметрам | 2 |
Практическое занятие ПЗ № 8 Структура потребления семей с разным уровнем доходов | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ экономических ситуаций, решение задач по данной теме; работа с законом РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996г. (в ред.от 25.11.2006 №193-ФЗ). Самостоятельное изучение темы «Экономика семьи» | 4 |
Тема 5.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | 20 | 2 |
Лекция № 51. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. | 2 |
Лекция № 52. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Формы бизнеса | 2 |
Лекция № 53. Частные и общественные блага. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. | 2 |
Лекция № 54. Налоги. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 2 |
Лекция № 55. Условия экономического роста. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | 2 |
Практическое занятие ПР № 9 Определение цены рыночного равновесия с учетом функций спроса и предложения по цене. | 2 |
Практическое занятие ПР № 10 Оценка структуры затрат и цены конкретного продукта | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания; работа с вопросами практикума к теме «Роль государства в экономике». Выполнение заданий по ЕГЭ | 6 |
Тема 5.3. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
Лекция № 56. Рынок труда и безработица. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. | 2 |
Лекция № 57. Финансовые институты. Деньги. Процент. Банковская система. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция | 2 |
Практическое занятие ПР № 11 Анализ структуры государственного бюджета России с целью ознакомления с основными статьями поступлений и расходов. | 2 |
Практическое занятие ПР № 12 Решение задач | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания по теме; анализ экономических ситуаций в практикуме по теме «Деньги, банки, инфляция». | 4 |
Тема 5.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Лекция № 58. Становление и развитие рыночной экономики России. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. | 2 |
Лекция № 59. Экономика России, ее проблемы и пути развития. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 2 |
Лекция № 60. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания; решение экономических задач по теме «Основные проблемы экономики России». | 4 |
Раздел 6. Право | | 54 | |
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 14 | 2 |
Лекция № 61. Характеристика юридических наук. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы Система права | 2 |
|
Лекция № 62. Нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 |
Лекция № 63. Правовые отношения. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 |
Практическое занятие ПР № 13 Нормативно правовые акты и их характеристика | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений (презентаций) Тема 1 «Правовое регулирование общественных отношений» Работа с текстами кодексов, Конституции РФ, нормативно правовых документов. Выполнение заданий по ЕГЭ | 6 |
Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 16 | 2 |
Лекция № 64. Общая характеристика отрасли. Конституционное право, как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации | 2 |
Лекция № 65. Ветви государственной власти Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | 2 |
Лекция № 66. Система государственных органов РФ. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат | 2 |
Лекция № 67. Институт гражданства. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства | 2 |
Лекция № 68. Коррупция и ответственность за коррупционные деяния. Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. | 2 |
Практическое занятие ПР № 14 Права и свободы человека и гражданина | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений (презентаций) Тема: «Развитие прав человека в ХХ— начале ХХI века» Работа с текстами кодексов, Конституции РФ, нормативных правовых документов. | 4 |
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 24 | 2 |
Лекция № 69. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. | 2 |
Лекция № 70. Имущественные и личные неимущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 2 |
Лекция № 71. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения | 2 |
Лекция № 72. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 |
Лекция № 73. Административное право. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | 2 |
Лекция № 74. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. (Дифференцированный зачет) | 2 |
Лекция № 75. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. (Дифференцированный зачет) | 2 |
Практическое занятие ПР № 15 Трудовой договор. Форма и порядок его заключения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений (презентаций) Тема: Характеристика отрасли российского права (на выбор) Разрешение правовых ситуаций. | 8 |
Всего | 270 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета. Формы и методы текущего и промежуточного контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.