СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс УМК под ред. Боголюбова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 города Тюмени

имени Федора Ефимовича Федорова



«Рассмотрено»

на заседании МО _____________________

Протокол № _____


от «__» ________2020 г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________



от «__» ______2020 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 30 _________________

Приказ № _________

от «__»_______2020 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По обществознанию



Основное общее образование,

6 – 9 классы




Количество часов – 34, 34, 34, 34


Учитель: Мастерских А.А.




Программа разработана на основе примерной программы по предмету Обществознание. Рабочие программы.

«Обществознание». 5-9 кл. под ред. Л.Н. Боголюбова / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.






Тюмень, 2020

Пояснительная записка


Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ) (в действующей редакции);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;

- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №30, г. Тюмень, 2020 г.,

А также в соответствии с примерной программой по учебному предмету «Обществознание». Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2020 г.


Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 города Тюмени на 2020-2021 учебный год на изучение предмета обществознание отведено 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и выбранным школой программно-методическим обеспечением на 2020-2021 учебный год предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов.


Для реализации учебной программы по обществознанию используется учебники:

  • Обществознание 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Л.Ф. Иванова и др.]: под. ред. Л.Н. Боголюбова Л.Ф. Ивановой: Рос. акад. наук Рос. акад. образования изд-во Просвещение-3-е- изд.- М: Просвещение 2014. «Обществознание». 6 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. Издательство «Просвещение», 2015 г.

  • Обществознание 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Л.Ф. Иванова и др.]: под. ред. Л.Н. Боголюбова Л.Ф. Ивановой: Рос. акад. наук Рос. акад. образования изд-во Просвещение-3-е- изд.- М: Просвещение, 2016.

  • Обществознание 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Л.Ф. Иванова и др.]: под. ред. Л.Н. Боголюбова Л.Ф. Ивановой: Рос. акад. наук Рос. акад. образования изд-во Просвещение-3-е- изд.- М: Просвещение, 2016.

  • Обществознание 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Л.Ф. Иванова и др.]: под. ред. Л.Н. Боголюбова Л.Ф. Ивановой: Рос. акад. наук Рос. акад. образования изд-во Просвещение-3-е- изд.- М: Просвещение, 2016.

  • Обществознание 9 класс: Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева /автор- Л.Н. Боголюбов, Е.И. Жильцовова, А.Т. Кинкулькин - М.: Просвещение 2014.

Особенности преподавания предмета

Программа составлена в соответствии с примерной авторской без изменений.

В рамках предмета изучается национально-региональное содержание. Осуществляется совмещение содержания материала, ориентированного на формирование духовно-нравственной культуры, с национально-региональным содержанием.

Планируемые результаты


Изучение курса обществознание в 6-9 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:


Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости подержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.


Метапредметные результаты:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую 9из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;

  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметные результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, при меняя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобшать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в, мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.


Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

  • приводить примеры основных видов деятельности человека;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.



Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах, показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.


Основными формами контроля являются самостоятельные работы, тесты, зачеты, практические и контрольные работы.

Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по обществознанию:


Система оценки и виды контроля

Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ.


Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.


Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка устных ответов.


Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя обществоведческую терминологию и символику;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов.


Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие обществоведческого содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании обществоведческой терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании обществоведческой терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Содержание учебного предмета


Обществознание 6 класс (34ч)


Введение в курс обществознания (1ч)

Раздел 1. Человек в социальном измерении (12 ч)

Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?

Познай самого себя. Как человек познает мир и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. Учимся узнавать и оценивать себя.

Человек и его деятельность. Жизнь человека многогранна. Учимся правильно организовывать свои занятия.

Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Раздел 2. Человек среди людей (11 ч)

Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.

Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.

Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание – золото».

Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Межличностные конфликты и пути их решения. «Семь раз отмерь…». Как не проиграть в конфликте.

Раздел 3. Нравственные основы жизни (8 ч)

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.

Учимся делать добро.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».

Учимся быть терпимыми.

Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.

Обобщение по курсу обществознания в 6 классе (2 ч)

Обществознание 7 класс (34ч)


Введение (1ч)


Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе (12ч)

Социальные параметры личности

Гражданские правоот­ношения. Нормы права. Конституционные обязан­ности гражданина.

Закон и правопорядок в обществе.

Защита Отечества — долг и обязанность.

Дисциплина, воля и са­мовоспитание.

Ответственность за на­рушение законов. Ответ­ственность несовершенно­летних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Регулирование поведе­ния людей в обществе.


Раздел 2. Человек в экономических отношениях (14 ч)

Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики.

Профессионализм и профессиональная успеш­ность. Трудовая этика. За­работная плата.

Факторы производства. Новые технологии и их возможности.

Виды бизнеса. Пред­приниматель. Этика пред­принимателя.

Обмен, торговля, ре­клама.

Деньги, их функции.

Экономика семьи. Про­житочный минимум. Се­мейное потребление.

Человек в экономиче­ских отношениях.


Человек и природа (6 ч)

Человек — часть при­роды.

Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Законы Российской Фе­дерации, направленные на охрану окружающей среды.

Человек и природа.


Контрольная работа по курсу обществознания 7 класс (1ч)

Обществознание 8 класс (34ч)


Введение (1ч)

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе, в классе и дома.


Раздел 1. Личность и общество (6ч)

Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вы зовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.


Раздел 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной жизни. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной куль туры в современной России.

Мораль. Что такое мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор — это ответственность. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.

Наука в современном обществе. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование и его роль в современном обществе. Значение образования в условиях информационного общества. Образование в России (уровни образования). Непрерывное образование. Самообразование.

Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Влияние искусства на развитие общества и личности. Искусство как одна из форм духовной культуры. Многообразие видов искусства. Влияние искусства на развитие личности.


Раздел 3. Социальная сфера (5 ч)

Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.

Семья как малая группа. Признаки семьи как малой группы. Функции семьи. Семейные роли. Семейные ценности.

Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Социальная политика государства. Что такое социальная политика государства. Политика формирования доходов населения. Пенсионное обеспечение. Развитие социальных отраслей. Социальная защита населения.

Социализация личности и отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.


Раздел 4. Экономика (13ч)

Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Собственность. Функции экономической системы. Типы экономических систем.

Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков.

Производство — основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Функции налогов.

Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан.

Банковские услуги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного банковского обслуживания. Защита от финансовых махинаций.

Страховые услуги. Зачем нужно страхование. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Как получить страховую выплату. Финансовая грамотность.

Рынок труда и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Современный работник. Каким должен быть современный работник. Выбор жизненного пути. Готовимся выбирать профессию.


Обобщение по курсу обществознания в 8 классе (1ч)

Обществознание 9 класс (34ч)


Глава 1. Политика (12ч).

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.


Глава 2. Право (21ч).

Право и его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Гражданские правоотношения. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Трудоустройство несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.


Повторение (1ч).



Тематическое планирование


Обществознание 6 класс (34 ч)


п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

6 класс

6 класс

1.

Введение

1


2.

Раздел 1. Человек в социальном измерении

12

1 («Человек в социальном измерении»)

3.

Раздел 2. Человек среди людей

11

1 («Человек среди людей»)

4.

Раздел 3. Нравственные основы жизни

8

1 Нравственные основы жизни»)

5.

Обобщение по курсу обществознания в 6 классе

2

1 («Итоговая контрольная работа за курс 6 класса»)


Итого

34

4


Обществознание 7 класс (34 ч)


п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

7 класс

7 класс

1.

Введение

1


2.

Тема 1. «Регулирование поведения людей в обществе»

12

1 («Регулирование поведения людей в обществе»)

3.

Тема 2. «Человек в экономических отношениях»

11

1 («Человек в экономических отношениях»)

4.

Тема 3. «Человек и природа»

8

1 («Человек и природа»)

5.

Повторение по курсу обществознания в 7 классе

1

1 («Итоговая контрольная работа за курс 7 класса»)


Итого

34

4


Обществознание 8 класс (34 ч)


п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

8 класс

8 класс

1.

Введение

1


2.

Раздел 1. Личность и общество

6

1 («Личность и общество»)

3.

Раздел 2. Сфера духовной культуры

8

1 («Сфера духовной культуры»)

4.

Раздел 3. Социальная сфера

5

1(«Социальная сфера»)

5.

Раздел 4. Экономика

13

1 («Экономика»)

6.

Обобщение по курсу обществознания в 8 классе

1

1 («Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»)


Итого

34

5


Обществознание 9 класс (34 ч)


п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

9 класс

9 класс

1.

Глава 1. «Политика»

12

1 (Контрольная работа в формате ОГЭ)

2.

Глава 2. «Право»

21

1 (Контрольная работа в формате ОГЭ)

3.

Повторение по курсу обществознания в 8 классе

1

1 («Итоговая контрольная работа за курс 9 класса»)


Итого

34

3

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту









































































































































Кодификатор ОГЭ 2021 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 2 / 9



Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)



Кодификатор

проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания

для проведения основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ



подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Кодификатор

проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по обществознанию (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.

Кодификатор показывает преемственность между положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Кодификатор состоит из двух разделов:

  • Раздел 1. «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ».

  • Раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ».

В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.











© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Кодификатор ОГЭ 2021 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 3 / 9

Раздел 1. Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Перечень требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования показывает преемственность требований к уровню подготовки выпускников на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС.

В первом столбце таблицы даны коды требований; в третьем и четвертом – требования к уровню подготовки выпускников/ требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, достижение которых проверяется в ходе ОГЭ.


Код

Требования к результатам освоения основной образовательной

контро

ли- руемого требова ния

программы основного общего образования, проверяемые заданиями экзаменационной работы

Федеральный компонент

государственного стандарта основного

ФГОС ООО


общего образования


Знать/понимать:


1.1

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного

развития

1.2

сущность общества как формы совместной деятельности людей

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного

развития

1.3

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного

развития










© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Кодификатор ОГЭ 2021 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 4 / 9


1.4

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,

приверженности ценностям, закрепленным в Конституции

Российской Федерации

Уметь:


2.1

описывать основные

социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные

социальные роли

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития

2.2

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты

и различия

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

2.3

объяснять взаимосвязи

изученных социальных

объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер

общественной жизни,

гражданина и государства)

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

2.4

приводить примеры

социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами

социальных норм;

деятельности людей в различных сферах

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,

возрастов и социальных групп




© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Кодификатор ОГЭ 2021 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 5 / 9


2.5

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах

своей дееспособности

2.6

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,

возрастов и социальных групп

2.7

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников, включая

статистические материалы)

Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса


Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по обществознанию, показывает преемственность содержания раздела

«Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).


© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Кодификатор ОГЭ 2021 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 6 / 9

В первом и втором столбцах таблицы указаны коды содержательных блоков и элементов содержания, на которые разбит учебный предмет. В первом столбце обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков). Во втором столбце указан код элемента содержания, для которого создаются задания экзаменационной работы.



Код раз- дела


Код контроли- руемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования

Наличие позиций ФК ГОС в ПООП ООО

1


Человек и общество


1.1

Общество как форма жизнедеятельности людей

+

1.2

Взаимодействие общества и природы

+

1.3

Основные сферы общественной жизни, их

взаимосвязь

+

1.4

Биологическое и социальное в человеке

+

1.5

Личность. Особенности подросткового возраста

+

1.6

Деятельность человека и ее основные формы (труд,

игра, учение)

+

1.7

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

Человек

в малой группе. Межличност- ные отношения.

Общение

1.8

Межличностные конфликты, их конструктивное

разрешение

+

2


Сфера духовной культуры


2.1

Сфера духовной культуры и ее особенности

+

2.2

Наука в жизни современного общества

+

2.3

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального

образования в Российской Федерации

+

2.4

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религия как форма культуры. Роль религии

в жизни общества. Свобода совести

2.5

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

+

3


Экономика


3.1

Экономика, ее роль в жизни общества

+

3.2

Товары и услуги, ресурсы и потребности,

ограниченность ресурсов

+

3.3

Экономические системы и собственность

+


© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Кодификатор ОГЭ 2021 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 7 / 9



3.4

Производство, производительность труда.

Разделение труда и специализация

+

3.5

Обмен, торговля

+

3.6

Рынок и рыночный механизм

+

3.7

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

Предпринима- тельская

деятельность

3.8

Деньги

+

3.9

Заработная плата и стимулирование труда

+

3.10

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

Социальная политика Российского

государства

3.11

Налоги, уплачиваемые гражданами

+

3.12

Экономические цели и функции государства

+

3.13.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания:

банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг

Необходи- мость включения позиций из

ПООП ООО

продиктована актуальностью данного материала

и активным изучением вопросов финансовой грамотности

в основной школе

3.14

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения

4


Социальная сфера


4.1

Социальная структура общества

+

4.2

Семья как малая группа. Отношения между

поколениями

+

4.3

Многообразие социальных ролей в подростковом

возрасте

+

4.4

Социальные ценности и нормы

+

4.5

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании

и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

+

4.6

Социальный конфликт и пути его решения

+

4.7

Межнациональные отношения

Отношения между

нациями

5


Сфера политики и социального управления


5.1

Власть. Роль политики в жизни общества

+

5.2

Понятие и признаки государства

+

5.3

Разделение властей

+

5.4

Формы государства

+

5.5

Политический режим. Демократия

+

5.6

Местное самоуправление

+

© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Кодификатор ОГЭ 2021 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 8 / 9



5.7

Участие граждан в политической жизни

+

5.8

Выборы, референдум

+

5.9

Политические партии и движения, их роль

в общественной жизни

+

5.10

Гражданское общество и правовое государство

+

6


Право


6.1

Право, его роль в жизни общества и государства

Система российского

законодательст-

ва

6.2

Норма права. Нормативный правовой акт

Источники права.

Нормативный

правовой акт

6.3

Понятие правоотношений

+

6.4

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности

+

6.5

Конституция Российской Федерации. Основы

конституционного строя Российской Федерации

+

6.6

Федеративное устройство Российской Федерации

+

6.7

Органы государственной

Федерации

власти

Российской

+

6.8

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти

и граждан

+

6.9

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина

Конституцион- ные права

и свободы человека

и гражданина в Российской Федерации. Конституцион- ные обязанности гражданина

Российской Федерации

6.10

Права ребенка и их защита. Особенности правового

статуса несовершеннолетних

+

6.11

Механизмы реализации и защиты прав и свобод

человека и гражданина

+

6.12

Международно-правовая

вооруженных конфликтов

защита

жертв

+

6.13

Гражданские правоотношения. Права

собственности. Права потребителей

+

6.14

Семейные правоотношения. Права и обязанности

родителей и детей

+

6.15

Право на труд и трудовые правоотношения.

Трудоустройство несовершеннолетних

+

6.16

Административные правоотношения,

правонарушения и наказания

+

© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки






6.17

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовное право, основные понятия

и принципы. Особенности уголовной ответственнос- ти и наказания несовершенно- летних