© 2025, Долгих Яна Сергеевна 55 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 77 г. Хабаровска
УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ № 77
______________________ Пчелкина Т.М./
приказ №95/1-О от «» сентября 2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
на 2022 – 2023 учебный год
для 9 классов
Составители:
Долгих Яна Сергеевна учитель истории, обществознания
г. Хабаровск,
2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Обществознание»
Пояснительная записка.
1.1.Место учебного предмета в учебном плане.
Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
1.2. Используемый учебно-методического комплект Обязательная литература для учеников.
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2021.
Литература для учителя:
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 класс, М., 2016 2.
Учебник Обществознание. 9 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева, М., Просвещение, 2018
3. Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.
4. О.А. Котова, Т. Е. Лискова Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс, М., Просвещение, 2018
Электронные образовательные ресурсы.
Дистанционная школа 368 http://moodle.dist-368.ru/
Планируемые результаты освоения изучения учебного предмета в соответствии с примерными основными образовательными программами общего образования и образовательными программами образовательной организации.
Изучение обществознания на уровне основного общего образования способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты освоения предмета «Обществознание» в 9 классах планируются с учетом программы воспитания:
Патриотического воспитания.
Уважение к историческим символам и памятникам Отечества, ценностного отношения к достижениям и традициям своей Родины – России, своего родного края, своей семьи; неравнодушия к проблемам их развития, установки на посильное участие в их делах и заботах, стремления к развитию своей этнической и общенациональной (российской) социокультурной идентичности на основе познания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; установок на межнациональное общение в духе дружбы, равенства и взаимопомощи народов, уважения к традициям и культуре своего и других народов (патриотическое воспитание и формирование российской идентичности);
Гражданского воспитания.
Уважение к правам человека, к мнениям других людей, к их убеждениям, к их действиям, не противоречащим законодательству; коммуникативной компетентности - стремления и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми при решении образовательных, общественно полезных, учебно-исследовательских, творческих, проектных и других задач. Развитость активной гражданской позиции на основе опыта, деятельностного отношения к современным общественно-политическим процессам, происходящим в России и мире, участия в школьном самоуправлении, в решении проблем, затрагивающих права и интересы обучающихся, в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных этнокультурных и социально-экономических особенностей. Принятие принципов взаимопомощи, социальной справедливости, правосознания, соблюдения дисциплинарных правил, установленных в образовательной организации (гражданское воспитание);
Духовно-нравственного воспитания.
Неприятие нарушений нравственных и правовых норм, в том числе проявления коррупции, в своем поведении и поведении других людей; неприятие идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками других негативных социальных явлений. Развитие компетентности в решении моральных проблем на основе поведенческих предпочтений в пользу нравственно-этических норм в ситуациях выбора; осознанного отношения к собственным поступкам в соответствии с традиционными нравственными ценностями российского общества и индивидуальными смысло-жизненными ориентирами; выраженность у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, соблюдение этических правил отношений с противоположным полом, со старшими и младшими; Эстетического воспитания.
Развитие у обучающихся основ эстетического сознания через заинтересованное освоение художественного наследия народов России и мира. Творческой деятельности эстетического характера, этнических культурных традиций и народного творчества; понимание важности соблюдения языковой культуры и систематического чтения как средства познания мира и себя в нем; принятие обучающимися необходимости следования в повседневной практике эстетическим ценностям, соответствующим культурным традициям (приобщения к культурному наследию);
Ценности научного познания.
Сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);
Физического воспитания. Формирование культуры здоровья.
Сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде;
Трудового воспитания.
Стремления к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности. Сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде;
Экологического воспитания.
Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Метапредметные результаты освоения ООП
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении обществознания обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
Ученик научится
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использовать информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ–компетенции);
Ученик получит возможность научиться
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
применять экологическое мышление его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Ученик научится
характеризовать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей;
выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
Ученик получит возможность научиться
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.)
1.4.Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
1) тестирование;
2) хронологические и понятийные диктанты;
3) решение познавательных заданий;
4) выполнение заданий на выявление характерных признаков;
5) выполнение заданий на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; 6) решение проблемных вопросов;
7) устные выступления на уроках, по домашнему заданию, с сообщением на заданную тему;
8) анализ документов;
9) презентация на заданную тему;
10) выполнение проектного задания;
11) исследование на подтверждение или опровержение гипотезы;
12) составление обобщающей таблицы, схемы на заданную тему;
13) составление простого, сложного, тезисного, цитатного планов.
Промежуточный контроль осуществляется проведением проверочного контроля и Проверочных работ по завершении прохождения темы.
Итоговый контроль: административные контрольные работы.
Оценивание обучающихся производится согласно «Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»
Промежуточный контроль осуществляется проведением проверочного контроля и Проверочных работ по завершении прохождения темы.
КИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Система оценивания устных и письменных ответов.
Монологическая речь
Отметка | Характеристика ответа |
«5» | Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна. Учащийся аргументирует свое отношение по теме, кратко высказывается без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения. |
«4» | Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Учащийся допускает отдельные фактические ошибки, которые не препятствуют пониманию его ответа. |
«3» | Учащийся строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично. Имеются повторы. Допускаются фактические ошибки, которые затрудняют понимание. |
«2» | Коммуникативная задача не решена или допускаются многочисленные фактические ошибки, которые затрудняют понимание. |
Критерии оценивания выполнения письменного задания (9 класс)
(Максимум 5 баллов)
Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста |
| К1 | К2 |
5 | Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании: даны полные и точные ответы. Допускается 1 неполный или неточный аспект. |
|
4 | Задание выполнено в основном: 1 аспект вопроса не раскрыт ИЛИ 2-3 аспекта раскрыты неполно или неточно. | Текст логично выстроен и верно разделен на абзацы; правильно использованы средства логической связи. Допускается 1 ошибка в организации текста. |
3 | Задание выполнено частично: все случаи, не указанные в оценивании на 3, 2 и 0 баллов. | Имеются 2-3 ошибки в организации текста. |
2 | Задание не выполнено: 3 и более аспекта вопроса не раскрыты ИЛИ все 5 аспектов вопроса раскрыты не полно или не точно. | Имеются 4 и более ошибки в организации текста. |
Система оценивания тестовых, самостоятельных, проверочных работ, комплексной контрольной работы
Отметка | Процент выполнения |
«5» отлично | 95-100% |
«4» хорошо | 80-94% |
«3» удовлетворительно | 65-79% |
«2» неудовлетворительно | менее 65% |
Содержание учебного предмета
Политик. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство. Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
9 класс
Общее число часов – 34 ч.
Раздел | Тема | Кол-во часов | Контроль-ные работы | Модуль «Школьный урок» |
Раздел I. | «Политика» | 14 | 1 | Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в обществе, поликультурном и многоконфессиональном обществе. |
Раздел II. | «Право» | 20 | 1 | Патриотическое воспитание: формирование ценностного отношения к достижениям духовной Родины —России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и жизни трудовым достижениям народа. Гражданское воспитание: готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; Духовно-нравственное воспитание: представление о духовно-нравственных ценностях России. |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
для 9 класса ФГОС ООО
УМК Л.Н. Боголюбов
| № п/п | Разделы. Тема урока | Содержание урока (элементы обязательного минимума образования) | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | ||||||||||||||||
| Предметные | Метапредметные УУД (Познавательные – П Коммуникативные – К Регулятивные – Р) | Личностные | План | Факт | |||||||||||||||||
| Введение – 1 час | |||||||||||||||||||||
| 1. | Вводный урок. | Обществознание как учебный предмет. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
| Обществознание, параграф, рубрика. | Иметь представление о связи обществознания с другими науками. | П: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Р: определяют цели и личностно - значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | Воспитание гражданственности, интереса к учебному предмету. |
|
|
| ||||||||||||
| Глава 1. Политика – 11 часов (10 + 1 практикум) |
| ||||||||||||||||||||
| 2. | Политика и власть. | Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации. | Политика, власть, средства массовой информации. | Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать власть и политику как социальные явления. Определять, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества. Называть главные особенности политической власти.
| П: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Р: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. |
|
|
| ||||||||||||
| 3. 4. | Государство. | Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. | Публичная власть, суверенитет, налоги, форма правления, монархия, республика, ограниченная монархия, абсолютная монархия, унитарное государство, федеративное государство, гражданство. | Научатся объяснять новые понятия. Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. Определять признаки и формы государства. Называть различные точки зрения причин появления государства. | П: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. |
|
|
| ||||||||||||
| 5. | Политические режимы. | Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. | Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, выборы, референдум. | Научатся объяснять новые понятия. Сравнивать тоталитарный и авторитарный Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. |
|
|
| ||||||||||||
| 6. 7. | Правовое государство. | Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства. | Правовое государство, право, власть, верховенство права, разделение властей, парламент, суд, президент, федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума. | Научатся объяснять новые понятия. Определять принципы правового государства. Характеризовать ветви власти. Осуществлять поиск социальной информации. | П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Р: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. |
|
|
| ||||||||||||
| 8. | Гражданское общество и государство. | Что такое гражданское общество? Местное самоуправление. Общественная палата. Пути формирования гражданского общества в РФ. | Гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата, местное самоуправление. | Научатся объяснять новые понятия. Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление. Определять основные признаки гражданского общества. Объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением. | П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Р: планируют цели и способы взаимодействия. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость обучения, выраженного в пре-обладании учебно- познавательных мотивов. |
|
|
| ||||||||||||
| 9. | Участие граждан в политической жизни. | Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Другие пути участия граждан в политической жизни. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого? | Выборы, избирательное право, митинг, свобода слова, цензура, вандализм. | Научатся объяснять новые понятия. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности. Определять условия, при которых человек может сознательно участвовать в политической жизни; оценивать значение принципов конституционного строя. | П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Р: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания. |
|
|
| ||||||||||||
| 10. | Политические партии и движения. | Политические партии. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. | Политические партии, политическая идеология. | Научатся объяснять новые понятия. Называть признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности. | П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе. Р: планируют цели и способы взаимодействия. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость обучения. |
|
|
| ||||||||||||
| 11 | Межгосударственные отношения. | Что такое межгосударственные и международные отношения. Межгосударственное сотрудничество. Межгосударственные конфликты и пути их решения. Международные организации. | Международный договор, конвенция, Организация Объединенных наций, правительственные организации, неправительственные организации. | Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать межгосударственные и международные отношения. Называть международные организации. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.
К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. |
|
|
| ||||||||||||
| 12 | Практикум по теме «Политика». | Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. Письменные задания по теме урока. Готовимся к экзамену. | Основные термины и понятия раздела. | Научатся работать с текстом учебника и дополнительными источниками, анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
| ||||||||||||
| Глава 2. Гражданин и государство – 9 часов (1 практикум + 1 к.р.) |
| ||||||||||||||||||||
| 13. | Основы конституционного строя РФ. | Что такое конституционный строй РФ. Основы государственного устройства. Основы отношений человека и гражданина с государством. Основы устройства общества и его отношений с государством. | Демократизм, принцип народовластия, основной закон государства, верховенство права, разделение властей, многопартийность. | Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Называть главные задачи Конституции. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина
| П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Р: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
|
|
| ||||||||||||
| 14. 15. | Права и свободы человека и гражданина. | Что такое права человека. От идеи к юридическим нормам. Международные правовые документы. Идеал современного права или юридический документ? Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка. | Возрастные границы детства, юридическая помощь, Международный билль о правах человека, ценность человеческого братства. | Научатся объяснять новые понятия. Определять особенности юридических норм (прав человека). Характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы.
| П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
|
|
| ||||||||||||
| 16. | Высшие органы государственной власти в РФ. | Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное Собрание. Правительство России – высший орган исполнительной власти. | Президент, Правительство, состав Правительства, полномочия Правительства. Федеральное Собрание, судебная власть, парламент, | Научатся объяснять новые понятия. Понимают требования к кандидату на пост Президента страны и прядок его избрания. | П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Р: планируют цели и способы взаимодействия. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. |
|
|
| ||||||||||||
| 17. | Россия – федеративное государство. | Правовой статус субъектов РФ. Принцип федеративного устройства России. Равноправие субъектов РФ. Разграничение полномочий. | Государство, республика, автономный округ, автономная область, край, область и город федерального значения, полномочия. | Научатся объяснять новые понятия. Различать и характеризовать субъекты РФ. Объяснять федеративный характер нашего государства. Знать основные признаки федерализма. Знать, чем обеспечивается целостность РФ. | П: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей. К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания. |
|
|
| ||||||||||||
| 18. | Судебная система РФ. | Судебная власть. Принципы осуществления судебной власти. Суды РФ. Участие граждан в отправлении правосудия. | Судебная власть, законность, суд, арбитражный суд, судья, прокурор, гласность судопроизводства. | Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать судебную власть РФ. Знать основные принципы судопроизводства. Знать, как гражданин РФ может осуществить свое конституционное право на участие в отправлении правосудия. | П: выявляют особенности и при-знаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. |
|
|
| ||||||||||||
| 19. | Правоохранительные органы РФ. | Полиция. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. | Правоохранительные органы, полиция, ФЗ «О полиции», прокуратура, адвокатура, нотариат. | Научатся объяснять новые понятия. Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.
| П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Р: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
|
|
| ||||||||||||
| 20. | Практикум по теме «Гражданин и государство». | Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. Письменные задания по теме урока. Готовимся к экзамену. | Основные термины и понятия раздела. | Научатся работать с текстом учебника и дополнительными источниками, анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
| ||||||||||||
| 21. | Контрольная работа по темам «Политика», «Гражданин и государство». | Письменные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденным темам.
| Основные термины и понятия разделов. | Научатся работать с текстом учебника и дополнительными источниками, анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
| ||||||||||||
| Глава 3. Основы российского законодательства – 12 часов (11 + 1 практикум) |
| ||||||||||||||||||||
| 22. | Роль права в жизни человека, общества и государства. | В чем смысл понятия «право»? мера свободы, справедливости и ответственности. Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. | Право, естественное право, норма права, отрасль права, институты права, трудовое право, семейное право, гражданское право, конституционна отрасль права. | Научатся объяснять новые понятия. Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства.
| П: выявляют особенности и при-знаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
|
|
| ||||||||||||
| 23. | Правоотношения и субъекты права. | Сущность и особенности правоотношений. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события. | Правоотношение, мера дозволенного, физические лица, юридические лица, правоспособность, дееспособность. | Научатся объяснять новые понятия. Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. |
|
|
| ||||||||||||
| 24. | Правонарушения и юридическая ответственность. | Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | Противоправность, бездействие, наличие вины, деяние, неосторожность, умысел, проступок, виду ответственности, презумпция невиновности. | Научатся объяснять новые понятия. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. | П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Р: планируют цели и способы взаимодействия. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. |
|
|
| ||||||||||||
| 25. | Гражданские правоотношения. | Сущность гражданского права. Право собственности. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Зашита прав потребителя. Способы защиты гражданских прав. | Имущественные отношения, неимущественные отношения, физические лица, сделка, потребитель, товар, сертификат, моральный вред, неустойка. | Научатся объяснять новые понятия. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. | П: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Р: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
|
|
| ||||||||||||
| 26. | Право на труд. Трудовые отношения. | Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях | Трудовой кодекс, трудовые отношения, трудовой договор, профсоюз, работодатель, трудовая книжка, коллективный договор. Дисциплина труда. | Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. | П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. |
|
|
| ||||||||||||
| 27. 28. | Семья под защитой закона. | Юридические понятия семьи и брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. | Брак, личные (неимущественные) правоотношения, имущественные отношения, собственность, усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. | Научатся объяснять новые понятия. Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Определять условия вступления в брак и препятствия к его заключению. | П: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Р: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков. |
|
|
| ||||||||||||
| 29. | Административные правоотношения. | Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Кодекс РФ об административных правонарушениях. | Административное право, нормы-запреты, нормы-дозволения, административные правоотношения, проступок, общественный порядок, общественная безопасность. | Научатся объяснять новые понятия. Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость обучения, выраженного в пре-обладании учебно- познавательных мотивов. |
|
|
| ||||||||||||
| 30. | Уголовно-правовые отношения. | Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. | Деяние, общественная опасность, противоправность, уголовное наказание, организатор преступления, исполнитель. | Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. Определять особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
|
|
| ||||||||||||
| 31. | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | Законодательство в сфере образования. Итоговая аттестация. Права, обязанности и ответственность обучающихся. | Образование, ФЗ «Об образовании в РФ», аттестация. | Научатся объяснять новые понятия. Понимать, что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей. Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. | П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Р: планируют цели и способы взаимодействия. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. |
|
|
| ||||||||||||
| 32. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. | Вооруженные конфликты, международное гуманитарное право, военные преступления. | Научатся объяснять новые понятия. Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. |
|
|
| ||||||||||||
| 33. | Практикум по теме «основы российского законодательства». | Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. Письменные задания по теме урока. Готовимся к экзамену. | Основные термины и понятия раздела. | Научатся работать с текстом учебника и дополнительными источниками, анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
| ||||||||||||
| Повторение. Обобщение - 2 часа (1 + 1 к.р.) |
| ||||||||||||||||||||
34.
| Итоговая контрольная работа. | Выполнение тестовых заданий. | Основные термины и понятия курса. | Умеют преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста. | П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной; осуществляют их для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно - следственные связи, делают обобщения, выводы. К: осуществляют анализ, используя изученную терминологию и полученные знания. Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
|
| ||||||||||||
| 35.
| Урок-конференция. Обобщение курса «Обществознание». | Повторение и систематизация изученного в течение года, доклады обучающихся. | Основные термины и понятия, изученные в течение года. | Умеют пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный мате-риал к тексту своего выступления. | П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
|