СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Луговская основная школа имени Героя Советского Союза М.П.Хваткова»


Рассмотрено

на заседании ШМО

гуманитарного цикла

Руководитель ШМО:

__________/В.В. Власова/

Протокол №1

от «29» августа 2024 г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_________/Н.Ю.Пономаренко/

Протокол №5

от «29» августа 2024 г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_________________/Ф.Р.Файзуллин/

Приказ № 115

от «29» августа 2024 г.





Рабочая программа

по предмету «Обществознание»

для 8 класса (ФГОС)

на 2024-2025 учебный год

Уровень образования: основное

34 часа, 1 час в неделю


Составитель рабочей программы: Краснеева Е.А.










Год разработки: 2024

Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию на 2024-2025 учебный год для обучающихся 8 класса разработана на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • Учебного плана «Луговской ОШ», утвержденного приказом №115 от 29.08.2024 г.

  • Рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Боголюбова 5-9 класс: учебно-методическое пособие.-М.: «Просвещение», 2016.



Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемой издательством «Просвещение».

Учебник: Обществознание. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лезебниковой, А.И. Матвеева - М.: «Просвещение», 2016г.

Учебный план школы предусматривает изучение обществознания в 8 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю).



















Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в бла­гополучии и процветании своей стран.

  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.


Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

  • Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные:

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.




Коммуникативные:

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

  • Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.


Предметные результаты:

Человек в экономических отношениях

  • осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;

  • характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;

  • приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства;

  • классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;

  • сравнивать различные способы хозяйствования;

  • устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;

  • использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;

  • определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;

  • решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;

  • овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безрабо­тицы;

  • извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;

  • анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

  • оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);

  • приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;

  • приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);

  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.



Человек в мире культуры

  • осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;

  • характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;

  • приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;

  • классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;

  • сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;

  • устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;

  • использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;

  • определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;

  • решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;

  • овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;

  • осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;

  • анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;

  • оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;

  • использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;

  • приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.





Содержание учебного предмета

Введение (1ч)


Тема 1. Человек и общество (6 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основ­ные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Обще­ственные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общест­ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современнос­ти.


Тема 2. Духовная сфера (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гума­низм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Мораль­ные знания и практическое поведение. Критический ана­лиз собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Са­мообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро­ли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор­ганизации и объединения, их роль в жизни современно­го общества. Свобода совести.


Тема 3. Социальная сфера (5 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобиль­ность. Большие и малые социальные группы. Формаль­ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пу­ти его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От­ношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. От­ношение к историческому прошлому, традициям, обыча­ям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи­мость здорового образа жизни.


Тема 4. Экономика (14 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого про­изводить. Функции экономической системы. Модели эко­номических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

























Коррекционный блок


Данная рабочая программа имеет коррекционный блок в связи с наличием в данном классе учеников с задержкой психического развития, согласно заключению и рекомендациям ПМПК. 

Коррекционно-развивающая цель программы ориентирована на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами, при сохранении общего цензового объема содержания обучения.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

- активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить уровень их умственного развития, нормализовать учебную деятельность, корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития.

Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов. Содержание рабочей программы направлено не только на восполнение пробелов знаний и подготовку к изучению трудных тем, но и на формирование школьно-значимых функций:

- пространственное восприятие и анализ, пространственных представлений; зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, координированные движения пальцев и кисти руки; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Для достижения поставленных целей используются различные приёмы и коррекционно-развивающие технологии с учетом психофизиологических особенностей ребенка: индивидуальная помощь в случаях затруднения, дополнительные многократные упражнения для закрепления материала, дифференцированный подбор заданий, практическая направленность, здоровьесберегающие технологии, технологии, направленные на развитие внимания, памяти, речи, а также создание ситуаций успеха на уроке, элементы адаптивных технологий.

Вариативные коррекционные приемы и методы обучения и воспитания, используемые при проведении занятий (поэлементная инструкция, планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные), альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный), речевой образец и т.д)

Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных задач. Так как учащиеся с ОВЗ обучаются в классах общего назначения, коррекционная работа в календарно-тематическом планировании отдельно не отражена, выбор методов, приемов и технологий прописывается в поурочном планировании с учетом подготовки, возможностей и психофизиологического состояния детей. Результатом работы с учащимися с ОВЗ является выведение их на базовый уровень основного образования в соответствии со всеми требованиями ФГОС, предъявляемыми к выпускникам основной школы.











Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Коррекционные задачи

Воспитательные задачи

1

Введение (1ч)

1

Коррекция памяти, связной речи.

Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.

2

Глава 1 «Личность и общество» (6ч)

Что делает человека человеком?

1

Коррекция связной речи, логического мышления.

Содействиеэстетическому воспитанию учащихся


3

Человек, общество, природа.

1

Коррекция логического мышления, связной речи.

Содействие эстетическому воспитанию учащихся

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

Коррекция внимания, памяти.

Содействие формированию основных мировоззрений (нравственному воспитанию, коллективизму)

5

Развитие общества.

1

Коррекция связной речи, внимания.

Содействие формированию основных мировоззрений (нравственному воспитанию, коллективизму)

6

Как стать личностью.

1

Коррекция связной речи, логического мышления


Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек

7

Практикум по главе 1 «Личность и общество».

1

Коррекция логического мышления, памяти, внимания.

Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности

8

Глава 2 Сфера духовной культуры (8ч)

Сфера духовной жизни

1

Коррекция связной речи, внимания.

Воспитание морально-нравственных качеств личности

9

Мораль

1

Коррекция связной речи, логического мышления.


Воспитание морально-нравственных качеств личности

10

Долг и совесть.

1

Коррекция логического мышления, связной речи.

Воспитание морально-нравственных качеств личности

11

Моральный выбор – это ответственность.

1

Коррекция связной речи, внимания.

Воспитание морально-нравственных качеств личности

12

Образование.

1

Коррекция связной речи, логического мышления


Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников, сформировать мотивацию к обучению

13

Наука в современном обществе.

1

Коррекция связной речи, внимания.

Содействие формированию основных мировоззрений

14

Религия как одна из форм культуры.

1

Коррекция связной речи, логического мышления.


Воспитание веротерпимости, уважения к другим вероисповеданиям

15

Практикум по главе 2 «Сфера духовной культуры».

1

Коррекция логического мышления, памяти, внимания.

Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности

16

Глава 3 «Социальная сфера» (5ч)

Социальная структура общества

1

Коррекция связной речи, памяти.

Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

17

Социальные статусы и роли

1

Коррекция связной речи, логического мышления.

Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

18

Нации и межнациональные отношения.

1

Коррекция памяти, внимания.

Профилактика межнациональных конфликтов

19

Отклоняющееся поведение.

1

Коррекция памяти, внимания.

Профилактика отклоняющегося поведения

20

Практикум по главе 3 « Социальная сфера».

1

Коррекция логического мышления, памяти, внимания.

Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности

21

Глава 4 « Экономика». (14ч)

Экономика и ее роль в жизни общества.

1

Коррекция логического мышления, связной речи.

Воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в экономической жизни страны, расширить кругозор

22

Главные вопросы экономики.

1

Коррекция связной речи, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в экономической жизни страны, расширить кругозор

23

Собственность.

1

Коррекция связной речи, внимания.

Воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в экономической жизни страны, расширить кругозор

24

Рыночная экономика.

1

Коррекция связной речи, логического мышления, памяти.


Воспитание уважения к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма. 

25

Производство – основа экономики.

1

Коррекция внимания, логического мышления.


Воспитание уважение к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма. 

26

Предпринимательская деятельность.

1

Коррекция связной речи, логического мышления.


Воспитание уважение к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма. 

27

Роль государства в экономике.

1

Коррекция памяти, логического мышления.


Способствование повышению экономической культуры учащихся

28

Распределение доходов.

1

Коррекция связной речи, логического мышления.


Способствование повышению экономической культуры учащихся

29

Потребление.

1

Коррекция связной речи, логического мышления, памяти.


Способствование повышению экономической культуры учащихся

30

Инфляция и семейная экономика.

1

Коррекция внимания, логического мышления, памяти.


Способствование повышению экономической культуры учащихся

31

Безработица, ее причины и последствия.

1

Коррекция памяти, связной речи


Способствование повышению экономической культуры учащихся

32

Мировое хозяйство и международная торговля.

1

Коррекция связной речи, логического мышления

Способствование повышению экономической культуры учащихся

33

Практикум по главе 4 «Экономика».

1

Коррекция логического мышления, памяти, внимания.

Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности

34

Повторение по курсу.

1

Коррекция логического мышления, памяти, внимания.

Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности



Календарно -тематическое планирование(Приложение)



урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

1

Введение

1



2

Глава 1 «Личность и общество» (6ч)

Что делает человека человеком?

1



3

Человек, общество, природа.

1



4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1



5

Развитие общества.

1



6

Как стать личностью.

1



7

Практикум «Личность и общество».

1



8

Глава2. Сфера духовной культуры (8ч)

Сфера духовной жизни

1



9

Мораль

1



10

Долг и совесть.

1



11

Моральный выбор – это ответственность.

1



12

Образование.

1



13

Наука в современном обществе.

1



14

Религия как одна из форм культуры.

1



15

Практикум «Сфера духовной культуры».

1



16

Глава 3 «Социальная сфера». (5 ч)

Социальная структура общества

1



17

Социальные статусы и роли

1



18

Нации и межнациональные отношения.

1



19

Отклоняющееся поведение.

1



20

Практикум «Социальная сфера».

1



21

Глава 4 « Экономика». (14ч)

Экономика и ее роль в жизни общества.

1



22

Главные вопросы экономики.

1



23

Собственность.

1



24

Рыночная экономика.

1



25

Производство – основа экономики.

1



26

Предпринимательская деятельность.

1



27

Роль государства в экономике.

1



28

Распределение доходов.

1



29

Потребление.

1



30

Инфляция и семейная экономика.

1



31

Безработица, ее причины и последствия.

1



32

Мировое хозяйство и международная торговля.

1



33

Практикум «Экономика».

1



34

Повторение по курсу.

1