Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луговская основная школа имени Героя Советского Союза М.П.Хваткова»
Рассмотрено на заседании ШМО гуманитарного цикла Руководитель ШМО: __________/В.В. Власова/ Протокол №1 от «29» августа 2024 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _________/Н.Ю.Пономаренко/ Протокол №5 от «29» августа 2024 г. | «Утверждаю» Директор школы: _________________/Ф.Р.Файзуллин/ Приказ № 115 от «29» августа 2024 г. |
Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
для 8 класса (ФГОС)
на 2024-2025 учебный год
Уровень образования: основное
34 часа, 1 час в неделю
Составитель рабочей программы: Краснеева Е.А.
Год разработки: 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на 2024-2025 учебный год для обучающихся 8 класса разработана на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Учебного плана «Луговской ОШ», утвержденного приказом №115 от 29.08.2024 г.
Рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Боголюбова 5-9 класс: учебно-методическое пособие.-М.: «Просвещение», 2016.
Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемой издательством «Просвещение».
Учебник: Обществознание. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лезебниковой, А.И. Матвеева - М.: «Просвещение», 2016г.
Учебный план школы предусматривает изучение обществознания в 8 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей стран.
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.
Предметные результаты:
Человек в экономических отношениях
осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;
устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Тема 1. Человек и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Духовная сфера (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Коррекционный блок
Данная рабочая программа имеет коррекционный блок в связи с наличием в данном классе учеников с задержкой психического развития, согласно заключению и рекомендациям ПМПК.
Коррекционно-развивающая цель программы ориентирована на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами, при сохранении общего цензового объема содержания обучения.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
- активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить уровень их умственного развития, нормализовать учебную деятельность, корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития.
Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов. Содержание рабочей программы направлено не только на восполнение пробелов знаний и подготовку к изучению трудных тем, но и на формирование школьно-значимых функций:
- пространственное восприятие и анализ, пространственных представлений; зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, координированные движения пальцев и кисти руки; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Для достижения поставленных целей используются различные приёмы и коррекционно-развивающие технологии с учетом психофизиологических особенностей ребенка: индивидуальная помощь в случаях затруднения, дополнительные многократные упражнения для закрепления материала, дифференцированный подбор заданий, практическая направленность, здоровьесберегающие технологии, технологии, направленные на развитие внимания, памяти, речи, а также создание ситуаций успеха на уроке, элементы адаптивных технологий.
Вариативные коррекционные приемы и методы обучения и воспитания, используемые при проведении занятий (поэлементная инструкция, планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные), альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный), речевой образец и т.д)
Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных задач. Так как учащиеся с ОВЗ обучаются в классах общего назначения, коррекционная работа в календарно-тематическом планировании отдельно не отражена, выбор методов, приемов и технологий прописывается в поурочном планировании с учетом подготовки, возможностей и психофизиологического состояния детей. Результатом работы с учащимися с ОВЗ является выведение их на базовый уровень основного образования в соответствии со всеми требованиями ФГОС, предъявляемыми к выпускникам основной школы.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Коррекционные задачи | Воспитательные задачи |
1 | Введение (1ч) | 1 | Коррекция памяти, связной речи. | Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету. |
2 | Глава 1 «Личность и общество» (6ч) Что делает человека человеком? | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления. | Содействиеэстетическому воспитанию учащихся |
3 | Человек, общество, природа. | 1 | Коррекция логического мышления, связной речи. | Содействие эстетическому воспитанию учащихся |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Коррекция внимания, памяти. | Содействие формированию основных мировоззрений (нравственному воспитанию, коллективизму) |
5 | Развитие общества. | 1 | Коррекция связной речи, внимания. | Содействие формированию основных мировоззрений (нравственному воспитанию, коллективизму) |
6 | Как стать личностью. | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления | Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек |
7 | Практикум по главе 1 «Личность и общество». | 1 | Коррекция логического мышления, памяти, внимания. | Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности |
8 | Глава 2 Сфера духовной культуры (8ч) Сфера духовной жизни | 1 | Коррекция связной речи, внимания. | Воспитание морально-нравственных качеств личности |
9 | Мораль | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления. | Воспитание морально-нравственных качеств личности |
10 | Долг и совесть. | 1 | Коррекция логического мышления, связной речи. | Воспитание морально-нравственных качеств личности |
11 | Моральный выбор – это ответственность. | 1 | Коррекция связной речи, внимания. | Воспитание морально-нравственных качеств личности |
12 | Образование. | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления | Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников, сформировать мотивацию к обучению |
13 | Наука в современном обществе. | 1 | Коррекция связной речи, внимания. | Содействие формированию основных мировоззрений |
14 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления. | Воспитание веротерпимости, уважения к другим вероисповеданиям |
15 | Практикум по главе 2 «Сфера духовной культуры». | 1 | Коррекция логического мышления, памяти, внимания. | Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности |
16 | Глава 3 «Социальная сфера» (5ч) Социальная структура общества | 1 | Коррекция связной речи, памяти. | Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе. |
17 | Социальные статусы и роли | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления. | Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе. |
18 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | Коррекция памяти, внимания. | Профилактика межнациональных конфликтов |
19 | Отклоняющееся поведение. | 1 | Коррекция памяти, внимания. | Профилактика отклоняющегося поведения |
20 | Практикум по главе 3 « Социальная сфера». | 1 | Коррекция логического мышления, памяти, внимания. | Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности |
21 | Глава 4 « Экономика». (14ч) Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | Коррекция логического мышления, связной речи. | Воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в экономической жизни страны, расширить кругозор |
22 | Главные вопросы экономики. | 1 | Коррекция связной речи, внимания, памяти, логического мышления. | Воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в экономической жизни страны, расширить кругозор |
23 | Собственность. | 1 | Коррекция связной речи, внимания. | Воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в экономической жизни страны, расширить кругозор |
24 | Рыночная экономика. | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления, памяти. | Воспитание уважения к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма. |
25 | Производство – основа экономики. | 1 | Коррекция внимания, логического мышления. | Воспитание уважение к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма. |
26 | Предпринимательская деятельность. | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления. | Воспитание уважение к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма. |
27 | Роль государства в экономике. | 1 | Коррекция памяти, логического мышления. | Способствование повышению экономической культуры учащихся |
28 | Распределение доходов. | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления. | Способствование повышению экономической культуры учащихся |
29 | Потребление. | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления, памяти. | Способствование повышению экономической культуры учащихся |
30 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | Коррекция внимания, логического мышления, памяти. | Способствование повышению экономической культуры учащихся |
31 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | Коррекция памяти, связной речи | Способствование повышению экономической культуры учащихся |
32 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | Коррекция связной речи, логического мышления | Способствование повышению экономической культуры учащихся |
33 | Практикум по главе 4 «Экономика». | 1 | Коррекция логического мышления, памяти, внимания. | Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности |
34 | Повторение по курсу. | 1 | Коррекция логического мышления, памяти, внимания. | Воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы и стремления реализовать свои возможности и способности |
Календарно -тематическое планирование(Приложение)
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Глава 1 «Личность и общество» (6ч) Что делает человека человеком? | 1 | | |
3 | Человек, общество, природа. | 1 | | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | | |
5 | Развитие общества. | 1 | | |
6 | Как стать личностью. | 1 | | |
7 | Практикум «Личность и общество». | 1 | | |
8 | Глава2. Сфера духовной культуры (8ч) Сфера духовной жизни | 1 | | |
9 | Мораль | 1 | | |
10 | Долг и совесть. | 1 | | |
11 | Моральный выбор – это ответственность. | 1 | | |
12 | Образование. | 1 | | |
13 | Наука в современном обществе. | 1 | | |
14 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | | |
15 | Практикум «Сфера духовной культуры». | 1 | | |
16 | Глава 3 «Социальная сфера». (5 ч) Социальная структура общества | 1 | | |
17 | Социальные статусы и роли | 1 | | |
18 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | | |
19 | Отклоняющееся поведение. | 1 | | |
20 | Практикум «Социальная сфера». | 1 | | |
21 | Глава 4 « Экономика». (14ч) Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | | |
22 | Главные вопросы экономики. | 1 | | |
23 | Собственность. | 1 | | |
24 | Рыночная экономика. | 1 | | |
25 | Производство – основа экономики. | 1 | | |
26 | Предпринимательская деятельность. | 1 | | |
27 | Роль государства в экономике. | 1 | | |
28 | Распределение доходов. | 1 | | |
29 | Потребление. | 1 | | |
30 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | | |
31 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | | |
32 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | | |
33 | Практикум «Экономика». | 1 | | |
34 | Повторение по курсу. | 1 | | |