СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 7 класс, образовательная линия "Сферы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса, образовательная линия "СФЕРЫ". Авторы учебника О.А.Котова, Т.Е.Лискова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 7 класс, образовательная линия "Сферы"»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1

«Утверждаю»

Директор МБОУ лицея №1

Приказ от «30» августа 2022 г. №25

______________Е.Ю.Паранкина

МП












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по обществознанию

Уровень общего образования основное общее образование

Класс - 7 класс

Учитель: Плетнева Лариса Владимировна

Программа разработана на основе

примерной образовательной программы по предмету «Обществознание» О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой /Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2019





Согласовано

Заместитель директора по УВР

Омельченко Г.И.

_____________________

«27» августа 2021 г.



Согласовано

Протокол заседания методического объединения МБОУ лицея №1

от 26.08.2021 г. №1

Руководитель Плетнева Л.В.

_______________


2022-2023 учебный год

г. Морозовск

Рабочая программа

по обществознанию

для 7 класса

(уровень: базовый)


Раздел 1: Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию линии «Сферы» для 7 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию/Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2019 и обеспечивается учебно-методическим комплексом: учебники, хрестоматия, методические рекомендации на основе следующих (основных) нормативно-правовых документов.

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Обществознание» О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой /:

  • Закона РФ от 29.12.012 №273-ФЗ «Об образовании»;

  • Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (вступает в силу с 1 сентября 2021 года);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.. 31 декабря 2015 г.

  • Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  • Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

  • Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766);

  • Учебного плана на 2022-2023 учебный год;

  • Учебно-календарного графика МБОУ лицея №1 на 2022-2023 учебный год

  • Устава МБОУ лицея №1 на 2022-2023 учебный год;

  • Основной Образовательной Программы МБОУ лицей № 1.


В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции преподавания обществознания, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), реализация которых позволяет обеспечить формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.


Данная рабочая программа ориентирована на учебник «Обществознание» 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2019. – 79с. : ил. – (Сферы). – ISBN 978-5-09-070430-4.


Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  • формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  • формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.


Общая характеристика предмета

Курс «Обществознание» в основной школе базируется на научных знаниях о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на развитие личности и различные аспекты жизни каждого человека. Их раскрытие, интерпретация и оценка соотносятся с совокупностью общественных наук (социологией, экономикой, политологией, культурологией, религиоведением, правоведением, социальной психологией), а также социальной философией. Такая научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения общественной жизни обусловливают интегративный характер обществознания, который сохранится и в старшей школе. При этом курс «Обществознания» акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях, тенденциях развития российского общества. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир», а также «Основ религиозной куль- 7 туры и светской этики». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на данном этапе обучения ограничены познавательными возможностями обучающихся младшего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Основные отличительные характеристики курса:

  • учебное содержание определяется педагогическими целями курса, а также возрастными познавательными возможностями обучающихся; педагогически обоснован отбор знаний из всего комплекса ныне существующих социальных и гуманитарных наук;

  • направленность на формирование позитивных ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации обучающихся;

  • учебное содержание раскрыто на базе современных научных взглядов;

  • в содержании курса представлены все основные сферы жизни общества, типичные виды человеческой деятельности;

  • создаётся максимально целостная система знаний, отвечающая потребностям, интересам и возрастным возможностям формирующейся личности и учитывающая необходимость определённой полноты обществоведческой подготовки в основной школе;

  • в курс включён актуальный материал о современном российском обществе, основах конституционного строя Российской Федерации, правах и обязанностях гражданина, тенденциях социально-экономического развития России, её роли в современном мире;

  • практико-ориентированный характер;

  • ориентация на применение современных, в том числе информационно компьютерных технологий; возможность проведения внеклассной воспитательной работы, исследовательской деятельности и проектирования в образовании;

  • акцент на компетентностный подход и ориентированность на универсальные учебные действия школьников на занятиях — личностные, регулятивные, общеучебные, логические, коммуникативные; возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса, в том числе с учётом возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей школьников;

  • наличие системы заданий, последовательно готовящих к государственной (итоговой) аттестации (ГИА).


Роль учебного предмета «Обществознание» в социализации обучающихся 7 класса в значительной мере связана с освоением социальных норм и выработкой позитивных ценностных ориентаций, получением базовых знаний о важнейших социальных институтах и процессах социального развития для ориентирования в социуме и квалифицированного исполнения свойственных подростку социальных ролей.

В курсе основной школы даются наиболее общие представления о человеке и обществе, экономике и государстве, о социальных нормах, регулирующих жизнь общества и человека, о российском обществе и государстве, а также знания прикладного характера, необходимые для организации взаимодействия подростка с окружающими людьми и социальными институтами.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для общей ориентации в актуальных событиях и процессах развития российского общества; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей и собственных действий подростка; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения и противодействия его проявлениям.

Изучение курса должно осуществляться во взаимосвязи с деятельностью различных общественных организаций и объединений, программами дополнительного образования, реальной жизнью школьного коллектива. Важным результатом работы должны стать: толерантное отношение к проявлениям иной культуры; умение делать ответственный выбор; умение соотносить личные интересы с общественными, понимание необходимости сотрудничества и кооперации при решении общезначимых проблем.


Место учебного курса в учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 140 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

Данный учебный курс относится к инвариантной части учебного плана. В соответствии с утвержденным учебным планом МБОУ лицей №1 на 2022-2023 учебный год предмет обществознание в 7 классе изучается 1 раз в неделю. В соответствии с утвержденным учебно-календарным графиком, расписанием занятий в МБОУ лицей №1, государственными праздниками, Постановлением Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2023 году» на изучение предмета обществознание отведено 35 часов.


Тематическое планирование


п\п

Перечень изучаемых тем

Количество

часов

1

Глава 5.

Регулирование поведения людей в обществе

7

2

Контрольная работа по Главе 5

1


Глава 6.

Права и свободы человека и система их защиты

6

3

Контрольная работа по Главе 6

1

4

Глава 7.

Гражданские правоотношения в РФ

4

5

Глава 8.

Семейные правоотношения в РФ

4

6

Глава 9.

Трудовые правоотношения в РФ

4

7

Контрольная работа по Главам 7-9

1

8

Глава 10.

Юридическая ответственность в РФ

6

9

Аттестационная работа


1


Итого

35 ч



Раздел 2: Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса


Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров)

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Межпредметные понятия. Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.


В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную 12 проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.


3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.


5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.


8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.


9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.


10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

− определять возможные роли в совместной деятельности;

− играть определенную роль в совместной деятельности;

− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

− корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; − предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

− выделять общую точку зрения в дискуссии;

− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.


12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.


13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Система оценивания


п\п

Критерий

Содержание

1

Устный ответ

Оценка 5:

Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.

Оценка 4:

Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка 3:

Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.

Оценка 2:

Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

2

Выполнение тематического теста

% выполнения

0-40

41-60

61-94

95-100


«2»

«3»

«4»

«5»


3

Выполнение итогового теста

% выполнения

0-40

41-60

61-80

81-100


«2»

«3»

«4»

«5»


4

Письменная работа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» 

ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» 

ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» 

ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» 

ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

5

Сообщение учащегося

Оценка «5»

  • соответствие содержания заявленной теме

  • умение логично и последовательно излагать материалы доклада.

  • свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

  • свободное владение монологической литературной речью.

  • наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Оценка «4»

  • оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3»

  • если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но:

  • излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов;

  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

  • излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.

Оценка «2»

  • если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

6

Творческая работа

Отметка Содержание

«2»

«3»

«4»

«5»

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.



Раздел 3: Содержание учебного курса


Наименование раздела

Характеристика

основных содержательных линий


Перечень

практических работ,

экскурсии

Направления

проектной

деятельности

Глава 5. Регулирование поведения людей в обществе


По каким правилам живёт общество. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Как усваиваются социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

Общественные ценности и общественное сознание. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.

Как мораль влияет на жизнь человека и общества. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.

Как право регулирует жизнь общества. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Источники права.

Нормы и отрасли права. Система российского законодательства. Нормативный правовой акт.

Правоотношения. Правоотношения. Субъекты права.

П/Р «Моделирование ситуаций отклоняющегося поведения»


Экскурсия в краеведческий музей



Мини-проект «Проявление гуманизма» (по материалам СМИ)






Заполнение инфотаблицы «Отрасли российского права»

Проект «Моральные нормы и историческая эпоха»

Глава 6.

Права и свободы человека и система их защиты

Основные права и свободы человека и гражданина РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы РФ. Правоохранительные органы.

Как осуществляется правосудие в РФ. Судебная система Российской Федерации.

Способы защиты прав человека в РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребенка и их защита. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Международная система защиты прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека.

Заполнение инфотаблицы «Основные права гражданина РФ»



Решение ситуативных задач «Деятельность правоохранительных органов РФ»

Проект «Правосудие в РФ»

Глава 7.

Гражданские правоотношения в РФ

Дееспособность и правоспособность гражданина РФ. Правоспособность и дееспособность. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Какие права и законные интересы человека защищает гражданское право. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.

Как решаются гражданско-правовые споры. Способы защиты гражданских прав

Решение ситуативных задач «Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет»



Проведение правовой игры «Гражданское судопроизводство»

Проект «Гражданские правоотношения».

Глава 8.

Семейные правоотношения в РФ

Заключение и расторжение брака. Семья под защитой государства. Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Основания и порядок расторжения брака.

Права и обязанности супругов. Семья под защитой государства. Личные неимущественные права. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов.

Права и обязанности родителей и детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей.

Решение ситуативных задач «Условия заключения брака»






Заполнение обобщающей таблицы «Права и обязанности детей и родителей»

Проект «Семейные правоотношения»

Глава 9.

Трудовые правоотношения в РФ

Право на труд и трудовые отношения в РФ. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Порядок приёма и оформления на работу.

Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Стороны трудовых правоотношений. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Порядок прекращения трудового договора.

Особенности трудоустройства несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Условия труда.

Решение ситуативных задач

  • «Порядок приёма и оформления на работу»

  • «Особенности трудоустройства несовершеннолетних»

Проект «Трудовые правоотношения»

Глава 10.

Юридическая ответственность в РФ

Правонарушение. Признаки и виды правонарушений.

Что такое юридическая ответственность. Понятие, виды и функции юридической ответственности.

Административные правонарушения и виды административных наказаний. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.

Преступления и наказания в уголовном праве. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.

Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Возраст, с которого наступает юридическая (гражданско-правовая, административная, уголовная) ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Заполнение инфотаблицы «Виды и содержание юридической ответственности в РФ»

Проект «Виды юридической ответственности»



График контрольных работ


п\п

Тема контрольной работы

Дата

1

Контрольная работа №1 по Главе 5



2

Контрольная работа №2 по Главе 6



3

Контрольная работа №3 по Главе 7,8,9



4

Аттестационная работа





Раздел 4: Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема и основное содержание урока

Дата проведения

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности ученика

Д/ з

предметные

метапредметные УУД

личностные УУД

1

2



4

5

6

7

8


Глава 5. Регулирование поведения людей в обществе (7 ч)



1

По каким правилам живёт общество


Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.

Как усваиваются социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.


Приводить примеры социальных норм и общественных нравов, традиций и обычаев.

Классифицировать по разным основаниям виды социальных норм (в поведении, хозяйственной деятельности, политике и т.д.). Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с применением социальных норм.

Объяснять роль социальных норм в общественной жизни. Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм; взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками при выработке групповых норм поведения.

Объяснять роль социальных норм в общественной жизни.

Приводить примеры социальных норм и общественных нравов, традиций и обычаев.

Классифицировать по разным основаниям виды социальных норм (в поведении, хозяйственной деятельности, политике и т.д.).

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с применением социальных норм.

Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм; взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками при выработке групповых норм поведения


2

Общественное сознание и общественные ценности


Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.


Объяснять роль социальных ценностей в общественной жизни. Приводить примеры общественных ценностей.

Находить и извлекать социальную информацию о проявлениях общественного сознания, социальных ценностях из педагогически адаптированных источников различного типа.

Выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином, о проблемах взаимоотношений народов России, взаимного уважения и толерантности в отношениях между представителями разных культур.

Объяснять роль социальных ценностей в общественной жизни.

Приводить примеры общественных ценностей.

Выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином, о проблемах взаимоотношений народов России, взаимного уважения и толерантности в отношениях между представителями разных культур.

Находить и извлекать социальную информацию о проявлениях общественного сознания, социальных ценностях из педагогически адаптированных источников различного типа


3

Влияние морали на жизнь человека и общества


Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность



Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни роль морали в жизни общества. Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

Характеризовать основные принципы морали. Анализировать с морально этических позиций типичные социальные ситуации; давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Приводить и анализировать примеры ситуаций морального выбора

Характеризовать основные принципы морали.

Анализировать с морально-этических позиций типичные социальные ситуации; давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни роль морали в жизни общества.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

Приводить и анализировать примеры ситуаций морального выбора.


4

Правовое регулирование общественной жизни


Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Источники права.


Описывать и конкретизировать примерами сущностные признаки права. Сравнивать право с другими видами социальных норм. Различать и анализировать правовые аспекты типичных социальных ситуаций.

Находить и извлекать информацию о роли права в общественной жизни, признаках права из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Объяснять роль права в жизни человека, общества и государства.

Объяснять роль права в жизни человека, общества и государства.

Описывать и конкретизировать примерами сущностные признаки права.

Сравнивать право с другими видами социальных норм.

Различать и анализировать правовые аспекты типичных социальных ситуаций. Находить и извлекать информацию о роли права в общественной жизни, признаках права из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов)


5

Отрасли и нормы права


Нормы и отрасли права. Система российского законодательства. Нормативный правовой акт


Знать основные отрасли российского права и сферу их регулирования.

Соотносить основные кодексы с отраслями российского права. Классифицировать правовые нормы по их принадлежности к отраслям права.

Иметь представление о строении права как совокупности отраслей и норм. На основе личного социального опыта приводить примеры ситуаций, регулируемых различными отраслями права.

Иметь представление о строении права как совокупности отраслей и норм.

Знать основные отрасли российского права и сферу их регулирования. На основе личного социального опыта приводить примеры ситуаций, регулируемых различными отраслями права.

Соотносить основные кодексы с отраслями российского права.

Классифицировать правовые нормы по их принадлежности к отраслям права.


6

Правоотношения


Правоотношения. Субъекты права.


Раскрывать смысл понятия «правоотношения». Называть субъектов правоотношений. Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с развитием правоотношений.

Классифицировать по разным основаниям примеры юридических фактов, примеры правоотношений.

Описывать и конкретизировать примерами в том числе на основе личного социального опыта структурные элементы правоотношений.

Раскрывать смысл понятия «правоотношения».

Называть субъектов правоотношений. Описывать и конкретизировать примерами структурные элементы правоотношений.

Классифицировать по разным основаниям примеры юридических фактов, примеры правоотношений.

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с развитием правоотношений


7

Регулирование поведения людей в обществе


Обобщение и систематизация знаний по теме 5. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Выполнять познавательные задания различного характера и формы.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни. Выполнять познавательные задания различного характера и формы. Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ


8

Контрольная работа по Главе 5 (1 ч)



Глава 6. Права и свободы человека и система их защиты (6 ч)


9

Основные права и свободы человека и гражданина РФ


Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Презумпция невиновности.


Называть и раскрывать основные права и свободы граждан Российской Федерации. Называть и раскрывать основные права ребёнка.

Классифицировать основные права и свободы граждан РФ. Находить и извлекать социальную информацию о правах и свободах граждан, предусмотренных законодательством РФ, из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Объяснять важность гарантии прав и свобод граждан, реализации гражданами своих прав и свобод. Анализировать (в том числе на основе личного социального опыта) несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами, в т.ч. несовершеннолетними, своих прав и свобод.

Называть и раскрывать основные права и свободы граждан Российской Федерации. Называть и раскрывать основные права ребёнка.

Классифицировать основные права и свободы граждан РФ.

Объяснять важность гарантии прав и свобод граждан, реализации гражданами своих прав и свобод.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами, в т.ч. несовершеннолетними, своих прав и свобод.

Находить и извлекать социальную информацию о правах и свободах граждан, предусмотренных законодательством РФ, из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).


10

Правоохранительные органы РФ


Правоохранительные органы.


Называть правоохранительные органы РФ и характеризовать сферу деятельности каждого из них. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов РФ. Находить и извлекать социальную информацию о деятельности правоохранительных органов РФ из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Осознавать значимость деятельности правоохранительных органов для обеспечения безопасности и прав личности, общественной безопасности.

Называть правоохранительные органы РФ и характеризовать сферу деятельности каждого из них.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов РФ.

Находить и извлекать социальную информацию о деятельности правоохранительных органов РФ из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).



11

Судебная система РФ


Судебная система Российской Федерации.


Описывать структуру судебной системы РФ. Характеризовать основные принципы деятельности судебной системы РФ.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью судебной системы РФ. Находить и извлекать социальную информацию о деятельности суда в РФ из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Осознавать и объяснять роль судебной системы в обеспечении правопорядка и стабильности общественного развития.

Описывать структуру судебной системы РФ.

Характеризовать основные принципы деятельности судебной системы РФ.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью судебной системы РФ.

Находить и извлекать социальную информацию о деятельности суда в РФ из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Объяснять роль судебной системы в обеспечении правопорядка и стабильности общественного развития.


12

Способы защиты прав человека в РФ


Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребенка и их защита. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.


Объяснять цели создания специальных органов по защите прав человека, а также прав детей, оставшихся без попечения родителей. Описывать сферу деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ и др. омбудсменов.

Анализировать несложные ситуации нарушения прав человека.

Осознавать возможности защиты прав и свобод человека в РФ.

Объяснять цели создания специальных органов по защите прав человека, а также прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Описывать сферу деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ и др. омбудсменов. Описывать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; направления деятельности прокуратуры по защите прав граждан; механизм защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализировать несложные ситуации нарушения прав человека.

Приводить примеры действий по защите прав человека и гражданина; примеры деятельности организаций гражданского общества по защите прав и свобод человека и гражданина.


13

Международная система защиты прав человека


Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека.


Объяснять цели деятельности ООН. Называть организации, действующие под эгидой ООН, и сферу их деятельности. Называть европейские органы по защите прав человека.

Находить и извлекать социальную информацию о международной системе защиты прав человека из педагогически адаптированных источников (в т.ч. нормативных документов).

Осознавать возможности защиты прав и свобод человека средствами международных организаций.

Объяснять цели деятельности ООН. Называть организации, действующие под эгидой ООН, и сферу их деятельности. Называть европейские органы по защите прав человека.

Находить и извлекать социальную информацию о международной системе защиты прав человека из педагогически адаптированных источников (в т.ч. нормативных документов).


14

Права и свободы человека и система их защиты


Обобщение и систематизация знаний по теме II. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Выполнять познавательные задания различного характера и формы.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни

Выполнять познавательные задания различного характера и формы.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни


15

Контрольная работа по Главе 6 (1 ч)



Главе 7. Гражданские правоотношения в РФ (4 ч)


16

Правоспособность и дееспособность человека


Правоспособность и дееспособность. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.


Раскрывать смысл понятий правоспособности и дееспособности гражданина. Объяснять связь правоспособности и дееспособности с гражданством индивида. Характеризовать правоспособность гражданина РФ. Называть обстоятельства и порядок ограничения и прекращения дееспособности гражданина РФ.

Анализировать несложные ситуации, связанные с правоспособностью и дееспособностью граждан РФ. Находить и извлекать социальную информацию о правовом механизме эмансипации несовершеннолетних граждан РФ из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

С привлечением личного социального опыта характеризовать изменение дееспособности несовершеннолетних граждан.

Раскрывать смысл понятий правоспособности и дееспособности гражданина.

Объяснять связь правоспособности и дееспособности с гражданством индивида. Характеризовать правоспособность гражданина РФ.

Называть обстоятельства и порядок ограничения и прекращения дееспособности гражданина РФ.

Анализировать несложные ситуации, связанные с правоспособностью и дееспособностью граждан РФ.

Находить и извлекать социальную информацию о правовом механизме эмансипации несовершеннолетних граждан РФ из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Характеризовать изменение дееспособности несовершеннолетних граждан.


17

Какие права и законные интересы человека защищает гражданское право


Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.


Называть, раскрывать сущность имущественных и личных неимущественных прав, конкретизировать примерами их реализацию. Характеризовать правомочия собственности. Называть и конкретизировать примерами основания приобретения права собственности.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией имущественных и личных неимущественных прав. Классифицировать по разным основаниям гражданско-правовые договоры. Находить и извлекать социальную информацию об имущественных и личных неимущественных правах, гражданско-правовых договорах из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Анализировать собственный опыт участия в гражданских правоотношениях.

Называть, раскрывать сущность имущественных и личных неимущественных прав, конкретизировать примерами их реализацию.

Характеризовать правомочия собственности.

Называть и конкретизировать примерами основания приобретения права собственности.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией имущественных и личных неимущественных прав.

Классифицировать по разным основаниям гражданско-правовые договоры.

Находить и извлекать социальную информацию об имущественных и личных неимущественных правах, гражданско-правовых договорах из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Анализировать собственный опыт участия в гражданских правоотношениях.


18

Как решаются гражданско-правовые споры


Способы защиты гражданских прав


Классифицировать гражданско-правовые споры. Называть судебные органы, в компетенцию которых входит разрешение гражданско-правовых споров. Описывать механизм судебного разбирательства по гражданско-правовым спорам в РФ.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с защитой имущественных и личных неимущественных прав. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах защиты имущественных и личных неимущественных прав из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Осознавать возможности разрешения в РФ гражданско-правовых споров.

Классифицировать гражданско-правовые споры.

Называть судебные органы, в компетенцию которых входит разрешение гражданско-правовых споров.

Описывать механизм судебного разбирательства по гражданско-правовым спорам в РФ.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с защитой имущественных и личных неимущественных прав.

Находить и извлекать социальную информацию о механизмах защиты имущественных и личных неимущественных прав из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).


19

Гражданские правоотношения


Обобщение и систематизация знаний по теме III. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни



Главе 8. Семейные правоотношения в РФ (4 ч)


20

Заключение и прекращение брака


Семья под защитой государства. Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Основания и порядок расторжения брака.


Раскрывать смысл понятия «брак». Называть условия заключения и расторжения брака в РФ; обстоятельства, препятствующие заключению брака; основания прекращения брака. Описывать порядок заключения и расторжения брака.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с заключением и прекращением брака. Находить и извлекать социальную информацию о заключении и прекращении брака из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Понимать правовые последствия заключения и расторжения брака, сожительства без официальной регистрации брака.

Раскрывать смысл понятия «брак». Называть условия заключения и расторжения брака в РФ; обстоятельства, препятствующие заключению брака; основания прекращения брака.

Описывать порядок заключения и расторжения брака.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с заключением и прекращением брака.

Находить и извлекать социальную информацию о заключении и прекращении брака из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).


21

Права и обязанности супругов


Семья под защитой государства. Личные неимущественные права. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов.



Называть личные неимущественные права супругов. Характеризовать законный и договорной режимы имущества супругов.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с имущественными и неимущественными правами и обязанностями супругов, различными режимами имущества супругов. Находить и извлекать социальную информацию о различных режимах имущества супругов из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Оценивать обстоятельства, при которых целесообразен законный или договорной режим имущества супругов. Объяснять сложившееся в общественном сознании отношение к различным режимам имущества супругов

Называть личные неимущественные права супругов.

Характеризовать законный и договорной режимы имущества супругов.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с имущественными и неимущественными правами и обязанностями супругов, различными режимами имущества супругов.

Находить и извлекать социальную информацию о различных режимах имущества супругов из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Объяснять сложившееся в общественном сознании отношение к различным режимам имущества супругов


22

Права и обязанности родителей и детей


Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей.


Описывать юридический механизм защиты прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с правами и обязанностями родителей и детей. Находить и извлекать социальную информацию о правах и обязанностях родителей и детей, защите прав и интересов детей, оставшихся без родителей, из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

С привлечением личного социального опыта характеризовать права и обязанности родителей и детей.

Описывать юридический механизм защиты прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с правами и обязанностями родителей и детей.

Находить и извлекать социальную информацию о правах и обязанностях родителей и детей, защите прав и интересов детей, оставшихся без родителей, из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Характеризовать права и обязанности родителей и детей.


23

Семейные правоотношения


Обобщение и систематизация знаний по теме 8. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Выполнять познавательные задания различного характера и формы.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни.

Выполнять познавательные задания различного характера и формы

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни



Главе 9. Трудовые правоотношения в РФ (4 ч)


24

Право на труд и трудовые отношения


Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Порядок

приёма и оформления на работу.


Называть и конкретизировать примерами основания возникновения трудовых правоотношений. Называть документы, необходимые для заключения трудового договора. Описывать порядок и условия заключения трудового договора

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с возникновением трудовых правоотношений. Находить и извлекать социальную информацию о возникновении трудовых правоотношений из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Осознавать значимость соблюдения установленного порядка образования, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Называть и конкретизировать примерами основания возникновения трудовых правоотношений.

Называть документы, необходимые для заключения трудового договора. Описывать порядок и условия заключения трудового договора

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с возникновением трудовых правоотношений.

Находить и извлекать социальную информацию о возникновении трудовых правоотношений из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).


25

Права и обязанности работника и работодателя


Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Стороны трудовых правоотношений. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Порядок прекращения трудового договора



Называть и объяснять права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Приводить примеры реализации прав, обязанностей и ответственности работника и работодателя. Описывать порядок прекращения трудового договора, правовой механизм разрешения трудовых споров.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с правами и обязанностями сторон трудовых правоотношений, порядком прекращения трудового договора, разрешения трудовых споров. Находить и извлекать социальную информацию о правах, обязанностях и ответственности работника и работодателя из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Понимание необходимости соблюдения своих обязанностей всеми субъектами трудовых правоотношений.

Называть и объяснять права, обязанности и ответственность работника и работодателя.

Приводить примеры реализации прав, обязанностей и ответственности работника и работодателя.

Описывать порядок прекращения трудового договора, правовой механизм разрешения трудовых споров.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с правами и обязанностями сторон трудовых правоотношений, порядком прекращения трудового договора, разрешения трудовых споров.

Находить и извлекать социальную информацию о правах, обязанностях и ответственности работника и работодателя из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).


26

Особенности трудоустройства несовершеннолетних

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Условия труда.



Описывать порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками. Объяснять на конкретных примерах особенности правового положения несовершеннолетних работников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с трудоустройством несовершеннолетних работников.

С привлечением личного социального опыта анализировать мотивацию несовершеннолетних работников. Оценивать риски совмещения обучения и работы несовершеннолетних по трудовому договору.

Описывать порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками.

Объяснять на конкретных примерах особенности правового положения несовершеннолетних работников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с трудоустройством несовершеннолетних работников.

Анализировать мотивацию несовершеннолетних работников.


27

Трудовые правоотношения


Обобщение и систематизация знаний по теме 9. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Выполнять познавательные задания различного характера и формы.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни.

Выполнять познавательные задания различного характера и формы.

Презентовать результаты выполнения социальных исследований рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.

Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по проблемным вопросам общественной жизни.


28

Контрольная работа по Главам 7-9 (1 ч)



Глава 10. Юридическая ответственность в РФ (6 ч)


29

Правонарушение


Признаки и виды правонарушений.


Раскрывать смысл понятия "правонарушение". Называть и конкретизировать примерами признаки правонарушения.

Классифицировать виды правонарушений. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с признаками правонарушением и классификацией конкретных правонарушений.

Выражать собственное непримиримое отношение к противоправным действиям граждан, в том числе несовершеннолетних.

Раскрывать смысл понятия "правонарушение".

Называть и конкретизировать примерами признаки правонарушения.

Классифицировать виды правонарушений. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с признаками правонарушением и классификацией конкретных правонарушений.


30

Что такое юридическая ответственность


Понятие, виды и функции юридической ответственности


Раскрывать смысл понятия "юридическая ответственность". Называть и характеризовать виды юридической ответственности, конкретизировать примерами их реализацию.

Соотносить виды правонарушений и виды юридической ответственности. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с осуществлением юридической ответственности. Находить и извлекать социальную информацию о различных видах юридической ответственности из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Выражать собственное непримиримое отношение к противоправным действиям граждан, в том числе несовершеннолетних.

Раскрывать смысл понятия "юридическая ответственность".

Называть и характеризовать виды юридической ответственности, конкретизировать примерами их реализацию.

Соотносить виды правонарушений и виды юридической ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с осуществлением юридической ответственности.

Находить и извлекать социальную информацию о различных видах юридической ответственности из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).


31

Административная ответственность


Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.


Называть административные правонарушения и виды административных наказаний, конкретизировать их примерами. Характеризовать особенности административной ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с осуществлением административной ответственности. Находить и извлекать социальную информацию об административной ответственности из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Выражать собственное непримиримое отношение к противоправным действиям граждан, в том числе несовершеннолетних, и организаций.

Называть административные правонарушения и виды административных наказаний, конкретизировать их примерами. Характеризовать особенности административной ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с осуществлением административной ответственности. Находить и извлекать социальную информацию об административной ответственности из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).


32

Уголовная ответственность


Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.


Объяснять основные принципы уголовного права. Характеризовать особенности уголовной ответственности. Называть уголовные правонарушения и виды уголовных наказаний, конкретизировать их примерами.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с осуществлением административной ответственности. Находить и извлекать социальную информацию об административной ответственности из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).

Выражать собственное непримиримое отношение к противоправным действиям граждан.

Объяснять основные принципы уголовного права. Характеризовать особенности уголовной ответственности. Называть уголовные правонарушения и виды уголовных наказаний, конкретизировать их примерами.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с осуществлением административной ответственности. Находить и извлекать социальную информацию об административной ответственности из педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных документов).


33

Особенности юридической ответственности несовершеннолетних

Возраст, с которого наступает юридическая (гражданско-правовая, административная, уголовная) ответственность. Назначение наказания. Применение принудительных мер воспитательного воздействия


Характеризовать особенности юридической ответственности несовершеннолетних граждан и конкретизировать их примерами. Объяснять необходимость особого порядка привлечения несовершеннолетних правонарушителей к юридической ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с особенностями юридической ответственности несовершеннолетних.

Выражать собственное непримиримое отношение к противоправным действиям граждан, в том числе несовершеннолетних. Анализировать и корректировать собственное поведение на основе знаний об особенностях юридической ответственности несовершеннолетних.

Характеризовать особенности юридической ответственности несовершеннолетних граждан и конкретизировать их примерами.

Объяснять необходимость особого порядка привлечения несовершеннолетних правонарушителей к юридической ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с особенностями юридической ответственности несовершеннолетних.

Анализировать и корректировать собственное поведение на основе знаний об особенностях юридической ответственности несовершеннолетних.


34

Юридическая ответственность


Обобщение и систематизация знаний по теме 10. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Характеризовать особенности юридической ответственности несовершеннолетних граждан и конкретизировать их примерами. Объяснять необходимость особого порядка привлечения несовершеннолетних правонарушителей к юридической ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с особенностями юридической ответственности несовершеннолетних.

Выражать собственное непримиримое отношение к противоправным действиям граждан, в том числе несовершеннолетних. Анализировать и корректировать собственное поведение на основе знаний об особенностях юридической ответственности несовершеннолетних.

Характеризовать особенности юридической ответственности несовершеннолетних граждан и конкретизировать их примерами.

Объяснять необходимость особого порядка привлечения несовершеннолетних правонарушителей к юридической ответственности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с особенностями юридической ответственности несовершеннолетних.

Анализировать и корректировать собственное поведение на основе знаний об особенностях юридической ответственности несовершеннолетних.


35


Аттестационная работа (1ч)



Раздел 5


В ходе изучения предмета с целью контроля результативности работы предполагается письменной контрольной работы по итогам года.


Раздел 6: Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

образовательного процесса


Учебники и учебные пособия

ЦОР

Обществознание. 7 класс/О.А.Котова, Т.Е.Лискова - М.: Просвещение, 2019 г.

Рабочие тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2019


http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).                http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).                                                       

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.                                       

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.         

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.                                          http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.    

http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».     

http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.                                        

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.                                          http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                            

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.        

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                            http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.      http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.                                    

http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста                    

http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества                                                                      http://www.russianculture.ru/ — Культура России.      




Раздел 7

Оценочные материалы



































2