СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 8

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 8»



УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

01-02.04-19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО обществознанию 8-А, Б, В классы

Учитель: Гончаренко С. Г.

Редакция 1

Стр. из


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И.Донского»

МБОУ СОШ №27 г.Шахты


346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:russchool27@rambler.ru



Утверждаю:

пр. №___от «____»____ 2019 г.

Директор МБОУ СОШ № 27

__________________________

Гарковец Т.Г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


обществознанию


по_____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_____

основное общее (8-А, Б, В классы)

__________________________________________________________

(

35 ч.

начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ____________

Учитель_

Гончаренко Светлана Геннадиевна

__________________________________________________

(Ф.И.О.)



Рабочая программа составлен на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения  и авторской  рабочей программы (Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И.

Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2017)

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)




г. Шахты

2019


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты  изучения обществознания  проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами  являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


   В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся:

-демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; - различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; - выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; - характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; - на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; - раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; -конкретизировать примерами опасность международного терроризма; -раскрывать сущность процесса социализации личности; -объяснять причины отклоняющегося поведения; - описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. - характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; -описывать явления духовной культуры; -объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; -оценивать роль образования в современном обществе; -различать уровни общего образования в России; - находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; - описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; -объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; - учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; -раскрывать роль религии в современном обществе; - характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. -описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; - объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; - характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; - выделять параметры, определяющие социальный статус личности; - приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; - описывать основные социальные роли подростка; - конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; - характеризовать межнациональные отношения в современном мире; - объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; - характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; -анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; - характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; - объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; - называть и конкретизировать примерами виды налогов; - раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; - анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; - формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; - осознанно содействовать защите природы. - оценивать социальную значимость здорового образа жизни. - описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; - характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; - критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; - выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; -анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; - выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; - анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; - решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; - грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

Ценностные ориентиры содержания предмета.

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни. В 7 классе при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах, социальных институтах и процессах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.
Курс строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков. Содержание основного общего образования для 7 классов представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: человек среди людей, человек и закон, человек и экономика, человек и природа.. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.



2. Содержание учебного предмета.В учебном плане основного общего образования МБОУ СОШ №27 г. Шахты на 2018-2097 учебный год учебный предмет «обществознание» реализуется в количестве одного урока в неделю. Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова , А. И. Матвеева рассчитан на 17 параграфов. Резерв времени используется для методической проработки содержания курса. Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по обществознанию основной общей школы.

В

В учебном плане основного общего образования МБОУ СОШ №27 г. Шахты на 2018-2097 учебный год учебный предмет «обществознание» реализуется в количестве одного урока в неделю. Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова , А. И. Матвеева рассчитан на 17 параграфов. Резерв времени используется для методической проработки содержания курса. Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по обществознанию основной общей школы.

В учебном плане основного общего образования МБОУ СОШ №27 г. Шахты на 2018-2097 учебный год учебный предмет «обществознание» реализуется в количестве одного урока в неделю. Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова , А. И. Матвеева рассчитан на 17 параграфов. Резерв времени используется для методической проработки содержания курса. Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по обществознанию основной общей школы.

В учебном плане основного общего образования МБОУ СОШ №27 г. Шахты на 2018-2097 учебный год учебный предмет «обществознание» реализуется в количестве одного урока в неделю. Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова , А. И. Матвеева рассчитан на 17 параграфов. Резерв времени используется для методической проработки содержания курса. Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по обществознанию основной общей школы.



В учебном плане основного общего образования МБОУ СОШ №27 г. Шахты на 2019-2020 учебный год учебный предмет «обществознание» реализуется в количестве одного урока в неделю. Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по обществознанию основной общей школы.


Введение. Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.

Тема 1. Личность и общество

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 3. Социальная сфера.

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности.

Тема 4. Экономика

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.


3. Тематическое планирование.


п/п

Блок /Раздел / Тема

Количество часов

1

Введение.


1

Глава I .Личность и общество.(6 часов)

2

Что делает человека человеком

1

3

Человек, общество, природа

1

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

5

Развитие общества

1

6

Как стать личностью

1

7

Повторение и контроль знаний по главе I. Личность и общество. Контрольная работа.

1

Глава II. Сфера духовной культуры. (8 часов)

8

Сфера духовной жизни

1

9

Мораль.

1

10

Долг и совесть

1

11

Моральный выбор –это ответственность

1

12

Образование

1

13

Наука в современном обществе.

1

14

Религия как одна из форм культуры

1

15

Повторительно-обобщающий по главе II. Сфера духовной культуры. Тестовая работа.

1

Глава III  Социальная сфера. (5 часов)

16

Социальная структура общества

1

17

Социальные статусы и роли.

1

18

Нации и межнациональные отношения.

1

19

Отклоняющееся поведение

1

20

Повторительно- обобщающий по главе IV. Социальная сфера. Самостоятельная работа.

1

Глава.IV. Экономика. (11 часов)

21

Экономика и её роль в жизни общества

1

22

Главные вопросы экономики

1

23

Собственность

1

24

Рыночная экономика

1

25

Производство –основа экономики

1

26

Предпринимательская деятельность.

1

27

Роль государства в экономике

1

28

Распределение доходов. Самостоятельная работа.

1

29

Потребление

1

30

Инфляция и семейная экономика

1

31

Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля

1

32

Повторительно- обобщающий по главе III:. Экономика, по курсу.

1

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Обобщение и систематизация знаний. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

35

Резерв

1

4. Календарно- тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока

Вид контроля, самостоятельной деятельности

По плану

Факт

1

05.09


Введение.

Анализ учебного пособия

Глава I .Личность и общество. (6 часов)

2

12.09


Что делает человека человеком


3

19.09


Человек, общество, природа

Составить словарь темы

4

26.09


Общество как форма жизнедеятельности людей.

Составить словарик темы, таблица «Основные сферы общественной жизни»

5

03.10


Развитие общества.

Задания из рабочей тетради

6

10.10


Как стать личностью

Беседа

7

17.10


Повторение и контроль знаний по главе I. Личность и общество.

КР

Глава II. Сфера духовной культуры. (8 часов)

8

24.10


Сфера духовной жизни.

Составить таблицу: Духовная сфера общества». Моделирование ситуаций и их анализ.

9

31.10


Мораль.

Беседа

10

14.11


Долг и совесть.

Решение познавательных задач.

11

21.11


Моральный выбор – это ответственность.

Беседа

12

28.11


Образование.

Работа с докумен­тами (по предло­женным заданиям)

13

05.12


Наука в современном обществ.

Раб. тетр.

14

12.12


Религия как одна из форм культуры.

Задания из рабочей тетради.

15

19.12


Повторительно- обобщающий по главе II. Сфера духовной культуры.

Т/ Р

Глава III  Социальная сфера. (5 часов)

16

26.12


Социальная структура общества.


Работа с источниками Составить схему «Социальная структура современного российского общества»


17

09.01


Социальные статусы и роли.

Кластеры 
«Социальный статус», «Социальная роль». Разработать памятку «Пути выхода из социального конфликта»

18

16.01


Нации и межнациональные отношения.

Раб в раб тетради

19

23.01


Отклоняющееся поведение.

Задания в раб тетради

20

30.01


Повторительно- обобщающий по главе III. Социальная сфера. Самостоятельная работа.

 Тестирование, решение проблемных задач.

Глава IV. Экономика. (11 часов)

21

06.02


Экономика и её роль в жизни общества.

Моделирование ситуаций и их анализ

22

13.02


Главные вопросы экономики


23

20.02


Собственность.

Составить таблицу «Правовые формы собственности»

24

27.02


Рыночная экономика.

ТР «Создание новых рабочих мест в городе»

25

05.03


Производство – основа экономики.


26

12.03


Предпринимательская деятельность.

П/р Составление таблицы «Формы предпринимательской деятельности»

27

19.03


Роль государства в экономике.

Составить схему «Государственное регулирование экономики», словарик темы

28

02.04


Распределение доходов.

С/ р по заданиям из раб. тетради. Составить таблицу «Структура экономической сферы общества»

29

09.04


Потребление.


Составить таблицу «Потребности и ресурсы»,

«Семейный бюджет», словарик темы

30

16.04


Инфляция и семейная экономик


31

23.04


Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля.

Составить памятку «Как не стать безработным»

32

30.04


Повторительно-обобщающий по главе III: « Экономика» ; по курсу.

Решение познавательных задач, работа с СМИ. Работа с источниками: 

33

07.05


Итоговая контрольная работа.

К/р

34

14.05


Обобщение и систематизация знаний. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Индивидуальная работа

35

21.05


Резерв времени
































СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения _________ В.А. Трофимова

учителей гуманитарного цикла (подпись)

МБОУ СОШ №27 г.Шахты «___»_____________2019года

от ________2019 года №_____

­ Руководитель МО

В.Н. Карнаухова _____________