Приложение _______
к основной общеобразовательной
программе основного общего образования
Рабочая программа
Обществознание
(наименование учебного предмета (курса))
Основного общего образования (8-9 классы)
(уровень образования)
Адаптированный
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 8 -9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / под редакцией В.В.Воронковой – М. Издательство «ВЛАДОС», 2018 год. – Сб. 1. – 223 с.
Цель программы: создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальнойкультуры.
Место программы в учебном плане
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
К личностным результатам изучения обществознания относятся убеждения и качества:
осознания себя как гражданина страны, члена семьи, региональной общности;
освоение традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения обществознания выражаются в следующих качествах:
способность организовать и регулировать учебную, общественную деятельность;
владение умениями анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать выводы, формулировать выводы, использовать современные источники информации на электронных носителях;
способность представлять результаты своей деятельности в различных формах, сообщение, презентация и др.
готовность к коллективной работе, освоение основ взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты изучения обществознания включают:
овладение целостными представлениями об экономическом, политическом и социальном строении общества, способность применять понятийный аппарат для раскрытия событий прошлого настоящего;
умение изучать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей своей страны и мира;
готовность применять полученную информацию на практике.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (автороской) программой В.В. Воронковой для специальных (коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. / Под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой – М.: Издательство «ВЛАДОС», 2018 год. – Сб. 1. – 223 с.
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Содержание курса
8 класс.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Основы конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.
Основные права и обязанности гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы.
Основы уголовного права и формирование у школьников с ограниченными возможностями интеллекта правового самосознания. Правосудие в стране. Защита граждан.
9 класс
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Система российского законодательства. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Примерно тематическое планирование.
8 класс | Количество часов |
Введение | 2 |
Государство, право, мораль | 22 |
Конституция РФ | 10 |
Итоговое повторение | 1 |
Всего | 34 |
9 класс | Количество часов |
Введение | 2 |
Права и обязанности гражданина России | 3 |
Семейное право | 5 |
Собственность и имущественные отношения | 6 |
Трудовое право | 5 |
Реализация прав граждан | 6 |
Социальные права человека | 7 |
Всего | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
Обязательная литература:
Используются адаптированные тексты: учебник «Обществознание» 6,7,8,9 класс 2008 года, учебного пособия для 10-11 классов. М. Просвещение, 2001 Боголюбов Л.Н. Человек и общество. «Ведение в обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова
Дополнительная литература:
Матвеев А.И.. Введение в обществознание. М. Просвещение,1996
Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособиедля общеобразовательных учреждений. М. Дрофа,2004
Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М.,2001
Конституция РФ. М. Юридическая литература Администрации Президента РФ, 1994