СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию разработана с учетом ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 8 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алтуховская средняя общеобразовательная школа»

п. Алтухово, Навлинский район, Брянская область







Рабочая программа

по учебному предмету

обществознание

8 класс

Базовый уровень

Основное общее образование




Составитель учитель истории и обществознания

Оникиенко Ольга Витальевна



2017 -2018 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию 8 класса разработана на основе Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования. Обществознание(2010г.), авторской программы под редакцией Боголюбова Л. Н. М.: Просвещение, 2015 и учебного плана МБОУ «Алтуховская СОШ» на 2017-2018 учебный год.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами

Цели.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи:

- создание системы знаний о различных областях общественной жизни (духовной, социальной, экономической, политико-правовой);

- принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);

- изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;

- создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе (создание в практике повседневной школьной жизни демократического уклада и формирование правового пространства школы, развитие проектной деятельности учащихся);

- преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VIII классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Формами промежуточной и итоговой аттестации учащихся являются тестирование, контрольные работы.

Данное планирование предусматривает различные типы уроков: семинары, практикумы, анализы. Используются методики работы с источниками, современными ИКТ, решение практических и познавательных задач, проведение ролевых игр, тренингов, дискуссий, написание творческих работ.

Содержание курса

Тема 1. Личность и общество. (4 часа).

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика ( 13 час)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 4. Социальная сфера ( 5 час)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

. Требования к уровню подготовки учеников 8 класса

Учащиеся за курс 8 класса должны:

- уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- уметь приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.), различать в социальной информации факты и мнения;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

Контроль осуществляется в виде тестирования, понятийного диктанта, обобщающих уроков.

.

Учебно-тематический план

Темы

Всего

Формы организации учебных часов

Семинарские занятия

практикумы

Контрольные работы

Личность и общество

4

-

-

1

Сфера духовной культуры

8

-

-

1

Экономика

13

-

4

1

Социальная сфера

5

-

2

1


35

-

6

4









Тематическое планирование

Тема урока

Кол.

Час.

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к

уровню подготовки

Уч-ся

Вид

контроля

Дом.

зад-е

дата


План.



Факт.

1

Введение.

Инструктаж по технике безопасности.

1

Изучение нового материала

Знакомство с курсом «Обществознание».

Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности.


З. термины, общие представления об обществе.

Беседа,

тестовые задания.


7.09


2

Глава 1. Личность и общество.

Быть личностью






1

Изуч.

Нового

Матер.

Человек, индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности.

З.основные понятии, положения по теме.

У. анализировать, высказывать собственные суждения.


Опрос.

Решение практических заданий.


П. 1

14.09


3

Общество как форма жизнедеятельности людей.


1


Комб.

Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.

З. понятие общество, его структуру, сферы, ступени.

У. высказывать собственную точку зрения, анализировать, решать практические задания.


Опрос.




П.2

21.09


4

Развитие общества.

1

Комб.

Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.

З.основные закономерности развития общества, суть глобальных проблем.

У. приводить примеры единства и многообразия мира.

Опрос.

Решение прак. Заданий.


П.3

Подготовиться к тесту.

28.09


5

Личность и общество.

1

Повторения и обобщения


З. основные положения раздела.

У. составлять таблицы, выполнять проблемные задания, анализировать.

Тест.


5.10


6

Глав 2.

Сфера духовной культуры.

Сфера духовной жизни.





1

Изучение нового материала

Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.

З. что включает в себя понятие культура.

У. характеризовать особенности современной духовной жизни.


Опрос.

Письменные задания.


П.4

12.10


7

Мораль.

1

Комб.

Мораль. Нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.

З. основные понятия темы.

У. решать и анализировать практические задания.


Опрос.


П.5

19.10


8

Долг и совесть.


1


Комб.

Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.

З. основные положения урока.

У. разъяснять смысл высказываний; характеризовать общие и различные черты человека.


Опрос.

Письменные задания.


П.6

26.10


9

Моральный выбор- это ответственность.


1


Комб.

Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

З. основные положения урока, понятия.

У. обобщать, доказывать, работать с текстом, выделять главное.


Опрос.

Творческое задание.


П.7

9.11


10

Образование.


1


Комб.

Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.

З. основные положения урока; что представляет собой образование как институт общества.


У. работать с текстом учебника и документами.



Опрос.

Письменное задание.


П. 8

16.11


11

Наука в современном обществе.


1


Комб.

Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.

З. основные положения урока.

У. раскрывать сущность научного познания, объяснять новые понятия.


Опрос.

Творческое задание.


П. 9

23.11


12

Религия как одна из форм культуры.


1


Комб.

Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.

З. что такое религия. Некоторые особенности мировых религий.

У. объяснять различия между религиозной верой и верой интуиции.



Опрос.

Творческое задание.


П. 10

30.11


13

Сфера духовной культуры.


1

Повторения и обобщения.


З. основные положения, термины, понятия раздела.

У. анализировать, обобщать, выделять главное, используя ранее изученный материал.



Тест.

Творческая работа.

Понятийный диктант.


7.12


14

Глава 3. Экономика.

Экономика и ее роль в жизни общества.





1

Изучение нового материала.

Потребности и ресурсы. Потребности. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

З. основные положения урока.

У. делать выводы, работать с текстом учебника, характеризовать экономику, ее роль в жизни общества.


Опрос.

Решение познавательных заданий.


П. 11

14.12


15

Контрольная работа за первое полугодие.


1



.



.


21.12


16

Главные вопросы экономики

1

Комб.

Нужно ли регулировать производство? Что производить? Как производить? Для кого производится продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем

З. типы экономических систем: традиционная, рыночная командная, смешанная.

У. анализировать, отвечать на вопросы, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Опрос.

Решение практических заданий

П.12

28.12


17

Собственность.


1


Комб.

Имущественные отношения. Собственность. формы собственности. Защита права собственности.

З. основные положения урока.

У. анализировать, характеризовать имущественные отношения.



Опрос.

Письменная работа.


П. 13

11.01


18

Рыночная экономика.


1


Комб.

Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.» Невидимая рука» рынка.

З. что такое спрос и предложение. Как они взаимосвязаны в рыночной экономике.

У. характеризовать понятие рынок, рыночные отношения.


Опрос. Практические задания.


П. 14

18.01


19-20

Производство – основа экономики.


2


Комб.

Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

З. основные положения урока.

У. анализировать, характеризовать факторы производства.


Опрос.

Творческая работа.


П. 15

25.01

1.02


21

Предпринимательская деятельность.


1


Комб.

Роль предпринимательства в экономике. Цели, формы и ее основные организационные формы. Малое предпринимательство.

З. основные нормы предпринимательской деятельности.

У. решать практические задания, объяснять цели предпринимательской деятельности.


Опрос.

Практическая работа.


П. 16

8.02


22

Роль государства в экономике.


1


Комб.

Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет.

З. способы воздействия государства на экономику.

У. сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.


Опрос.

Решение практических заданий.


П. 17

15.02


23

Распределение доходов.


1


Комб.

Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

З. основные положения урока.

У. анализировать. решать практические задания.


Опрос.

Решение практических заданий.




П. 18

22.02


24

Потребление.


1


Комб.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей.


З. основы прав потребителей и применять их на практике.



Опрос.

Творческое задание.


П. 19

1.03


25

Инфляция и семейная экономика.


1


Комб.

Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.


З. основные положения урока.

У. анализировать, решать практические задания.


Опрос.

Практическая работа.


П. 20

15.03


26

Безработица, ее причины и последствия.


1


Комб.

Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

З. основные положения урока.

У. анализировать социальные, психологические проблемы безработицы, причины.


Опрос.

Решение практических заданий.


П. 21

22.03


27

Мировое хозяйство и международная торговля.


1


Комб.

Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

З. основные положения урока.

У. анализировать, делать выводы.



Опрос.

Творческая работа.


П. 22

5.04


28

Экономика.


1

Повторения и обобщения.


З. основные положения. термины раздела.

У. анализировать, обобщать, приводить примеры, решать практические

познавательные задания.


Тест.

Понятийный диктант.


12.04


29

Глава 4. Социальная сфера.

Социальная структура общества.




1

Изучение нового материала.

Что такое социальная структура. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.

З. понятия социальная структура, мобильность, конфликт.

У. решать практические задания. анализировать.


Опрос.

Решение практических заданий.


П. 23

19.04



30-31

Социальные статусы и роли.


2


Комб.

Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.

З. основные положения урока.

У. давать характеристику новым понятиям, называть многообразие социальных ролей в современном мире.




Опрос.

Составление кластера «Социальный статус»


П. 24

26.04

3.05


32

Нации и межнациональные отношения.


1


Комб.

Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

З.что такое межнациональные отношения.

У. объяснять особенности взаимоотношений национального меньшинства и больши



Опрос.

Творческая работа.


П. 25

10.05


33

Отклоняющееся поведение.


1


Комб.

Какое поведение считают отклоняющимся.алкоголизм и наркомания. « Почему они делают это?»

З. какое поведение считается отклоняющимся.

У. приводить примеры, определять причины отклоняющегося поведения.


Опрос.

Решение практических заданий.


П. 26 Подготовиться к итоговому тестированию.

17.05


34

Контрольная работа курсу «Обществознание»

1

Обобщения.


. Основные положения курса.

У. анализировать, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения практических заданий.




24.05


35

Социальная сфера.


1


Повторения и обобщения.


З. основные положения раздела.

У. анализировать, решать и анализировать практические задания

Понятийный диктант.

Тест.


31.05

























Учебно-методический комплект:

1. Обществознание: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений/ под ред. Боголюбова Л. Н. М.: Просвещение, 2012.

2. Школьный словарь по обществознанию/ под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. М.: Просвещение, 2008.

3. Обществознание: рабочая тетрадь для 8 классов общеобразовательных учреждений/ под ред. Боголюбова Л. Н. М.: Просвещение, 2015.



10