Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алтуховская средняя общеобразовательная школа»
п. Алтухово, Навлинский район, Брянская область
Рабочая программа
по учебному предмету
обществознание
8 класс
Базовый уровень
Основное общее образование
Составитель учитель истории и обществознания
Оникиенко Ольга Витальевна
2017 -2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 8 класса разработана на основе Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования. Обществознание(2010г.), авторской программы под редакцией Боголюбова Л. Н. М.: Просвещение, 2015 и учебного плана МБОУ «Алтуховская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
- создание системы знаний о различных областях общественной жизни (духовной, социальной, экономической, политико-правовой);
- принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);
- изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;
- создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе (создание в практике повседневной школьной жизни демократического уклада и формирование правового пространства школы, развитие проектной деятельности учащихся);
- преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VIII классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Формами промежуточной и итоговой аттестации учащихся являются тестирование, контрольные работы.
Данное планирование предусматривает различные типы уроков: семинары, практикумы, анализы. Используются методики работы с источниками, современными ИКТ, решение практических и познавательных задач, проведение ролевых игр, тренингов, дискуссий, написание творческих работ.
Содержание курса
Тема 1. Личность и общество. (4 часа).
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 час)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика ( 13 час)
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Социальная сфера ( 5 час)
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
. Требования к уровню подготовки учеников 8 класса
Учащиеся за курс 8 класса должны:
- уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- уметь приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.), различать в социальной информации факты и мнения;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Контроль осуществляется в виде тестирования, понятийного диктанта, обобщающих уроков.
.
Учебно-тематический план
Темы | Всего | Формы организации учебных часов |
Семинарские занятия | практикумы | Контрольные работы |
Личность и общество | 4 | - | - | 1 |
Сфера духовной культуры | 8 | - | - | 1 |
Экономика | 13 | - | 4 | 1 |
Социальная сфера | 5 | - | 2 | 1 |
| 35 | - | 6 | 4 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. Час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки Уч-ся | Вид контроля | Дом. зад-е | дата План. | Факт. |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности. | З. термины, общие представления об обществе. | Беседа, тестовые задания. | | 7.09 | |
2 | Глава 1. Личность и общество. Быть личностью | 1 | Изуч. Нового Матер. | Человек, индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. | З.основные понятии, положения по теме. У. анализировать, высказывать собственные суждения. | Опрос. Решение практических заданий. | П. 1 | 14.09 | |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Комб. | Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. | З. понятие общество, его структуру, сферы, ступени. У. высказывать собственную точку зрения, анализировать, решать практические задания. | Опрос. | П.2 | 21.09 | |
4 | Развитие общества. | 1 | Комб. | Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности. | З.основные закономерности развития общества, суть глобальных проблем. У. приводить примеры единства и многообразия мира. | Опрос. Решение прак. Заданий. | П.3 Подготовиться к тесту. | 28.09 | |
5 | Личность и общество. | 1 | Повторения и обобщения | | З. основные положения раздела. У. составлять таблицы, выполнять проблемные задания, анализировать. | Тест. | | 5.10 | |
6 | Глав 2. Сфера духовной культуры. Сфера духовной жизни. | 1 | Изучение нового материала | Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. | З. что включает в себя понятие культура. У. характеризовать особенности современной духовной жизни. | Опрос. Письменные задания. | П.4 | 12.10 | |
7 | Мораль. | 1 | Комб. | Мораль. Нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. | З. основные понятия темы. У. решать и анализировать практические задания. | Опрос. | П.5 | 19.10 | |
8 | Долг и совесть. | 1 | Комб. | Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть. | З. основные положения урока. У. разъяснять смысл высказываний; характеризовать общие и различные черты человека. | Опрос. Письменные задания. | П.6 | 26.10 | |
9 | Моральный выбор- это ответственность. | 1 | Комб. | Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. | З. основные положения урока, понятия. У. обобщать, доказывать, работать с текстом, выделять главное. | Опрос. Творческое задание. | П.7 | 9.11 | |
10 | Образование. | 1 | Комб. | Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. | З. основные положения урока; что представляет собой образование как институт общества. У. работать с текстом учебника и документами. | Опрос. Письменное задание. | П. 8 | 16.11 | |
11 | Наука в современном обществе. | 1 | Комб. | Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки. | З. основные положения урока. У. раскрывать сущность научного познания, объяснять новые понятия. | Опрос. Творческое задание. | П. 9 | 23.11 | |
12 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | Комб. | Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания. | З. что такое религия. Некоторые особенности мировых религий. У. объяснять различия между религиозной верой и верой интуиции. | Опрос. Творческое задание. | П. 10 | 30.11 | |
13 | Сфера духовной культуры. | 1 | Повторения и обобщения. | | З. основные положения, термины, понятия раздела. У. анализировать, обобщать, выделять главное, используя ранее изученный материал. | Тест. Творческая работа. Понятийный диктант. | | 7.12 | |
14 | Глава 3. Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | Изучение нового материала. | Потребности и ресурсы. Потребности. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость. | З. основные положения урока. У. делать выводы, работать с текстом учебника, характеризовать экономику, ее роль в жизни общества. | Опрос. Решение познавательных заданий. | П. 11 | 14.12 | |
15 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 | | . | | . | | 21.12 | |
16 | Главные вопросы экономики | 1 | Комб. | Нужно ли регулировать производство? Что производить? Как производить? Для кого производится продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем | З. типы экономических систем: традиционная, рыночная командная, смешанная. У. анализировать, отвечать на вопросы, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Опрос. Решение практических заданий | П.12 | 28.12 | |
17 | Собственность. | 1 | Комб. | Имущественные отношения. Собственность. формы собственности. Защита права собственности. | З. основные положения урока. У. анализировать, характеризовать имущественные отношения. | Опрос. Письменная работа. | П. 13 | 11.01 | |
18 | Рыночная экономика. | 1 | Комб. | Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.» Невидимая рука» рынка. | З. что такое спрос и предложение. Как они взаимосвязаны в рыночной экономике. У. характеризовать понятие рынок, рыночные отношения. | Опрос. Практические задания. | П. 14 | 18.01 | |
19-20 | Производство – основа экономики. | 2 | Комб. | Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. | З. основные положения урока. У. анализировать, характеризовать факторы производства. | Опрос. Творческая работа. | П. 15 | 25.01 1.02 | |
21 | Предпринимательская деятельность. | 1 | Комб. | Роль предпринимательства в экономике. Цели, формы и ее основные организационные формы. Малое предпринимательство. | З. основные нормы предпринимательской деятельности. У. решать практические задания, объяснять цели предпринимательской деятельности. | Опрос. Практическая работа. | П. 16 | 8.02 | |
22 | Роль государства в экономике. | 1 | Комб. | Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. | З. способы воздействия государства на экономику. У. сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. | Опрос. Решение практических заданий. | П. 17 | 15.02 | |
23 | Распределение доходов. | 1 | Комб. | Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | З. основные положения урока. У. анализировать. решать практические задания. | Опрос. Решение практических заданий. | П. 18 | 22.02 | |
24 | Потребление. | 1 | Комб. | Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей. | З. основы прав потребителей и применять их на практике. | Опрос. Творческое задание. | П. 19 | 1.03 | |
25 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | Комб. | Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. | З. основные положения урока. У. анализировать, решать практические задания. | Опрос. Практическая работа. | П. 20 | 15.03 | |
26 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | Комб. | Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. | З. основные положения урока. У. анализировать социальные, психологические проблемы безработицы, причины. | Опрос. Решение практических заданий. | П. 21 | 22.03 | |
27 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | Комб. | Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют. | З. основные положения урока. У. анализировать, делать выводы. | Опрос. Творческая работа. | П. 22 | 5.04 | |
28 | Экономика. | 1 | Повторения и обобщения. | | З. основные положения. термины раздела. У. анализировать, обобщать, приводить примеры, решать практические познавательные задания. | Тест. Понятийный диктант. | | 12.04 | |
29 | Глава 4. Социальная сфера. Социальная структура общества. | 1 | Изучение нового материала. | Что такое социальная структура. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. | З. понятия социальная структура, мобильность, конфликт. У. решать практические задания. анализировать. | Опрос. Решение практических заданий. | П. 23 | 19.04 | | |
30-31 | Социальные статусы и роли. | 2 | Комб. | Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола. | З. основные положения урока. У. давать характеристику новым понятиям, называть многообразие социальных ролей в современном мире. | Опрос. Составление кластера «Социальный статус» | П. 24 | 26.04 3.05 | |
32 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | Комб. | Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. | З.что такое межнациональные отношения. У. объяснять особенности взаимоотношений национального меньшинства и больши | Опрос. Творческая работа. | П. 25 | 10.05 | |
33 | Отклоняющееся поведение. | 1 | Комб. | Какое поведение считают отклоняющимся.алкоголизм и наркомания. « Почему они делают это?» | З. какое поведение считается отклоняющимся. У. приводить примеры, определять причины отклоняющегося поведения. | Опрос. Решение практических заданий. | П. 26 Подготовиться к итоговому тестированию. | 17.05 | |
34 | Контрольная работа курсу «Обществознание» | 1 | Обобщения. | | . Основные положения курса. У. анализировать, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения практических заданий. | | | 24.05 | |
35 | Социальная сфера. | 1 | Повторения и обобщения. | | З. основные положения раздела. У. анализировать, решать и анализировать практические задания | Понятийный диктант. Тест. | | 31.05 | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Учебно-методический комплект:
1. Обществознание: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений/ под ред. Боголюбова Л. Н. М.: Просвещение, 2012.
2. Школьный словарь по обществознанию/ под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. М.: Просвещение, 2008.
3. Обществознание: рабочая тетрадь для 8 классов общеобразовательных учреждений/ под ред. Боголюбова Л. Н. М.: Просвещение, 2015.
10