Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Славгородская общеобразовательная
школа-интернат»
«Согласовано» Руководитель МО _________________ Протокол № ___ от«___» августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР КГБОУ «СлавгородскаяОШи» ___________ Петерс В.Н. Ф.И.О. «__»августа 2019г. | «Утверждено» Директор КГБОУ «Славгородская ОШи» ______________ Бойко А.В. Ф.И.О. Приказ № ____ от «__» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Обществознание»
8-9 класс
срок реализации 2019-2020 уч.год
Учитель: Шурховецкая Н.Б.
г. Славгород
2019
Пояснительная записка
В данной рабочей программе представлено календарно- тематическое планирование на 1 год. Определено количество часов в 8-9 классах – 30 часов. (1 час в неделю) Содержание программы рассчитано на 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в коррекционной школе в 8-9 классах. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия.
При изучении курса обществознания «Обществознание» в коррекционной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Изучение обществознания в коррекционной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ;
Воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
Освоение системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование метода проблемного и развивающего обучения, методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний .
Задачами курса «Обществознание» являются:
способствовать самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта;
создать условия для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество.
Межпредметная связь курса «Обществознание» в 8-9 классах переплетается с такими дисциплинами, как: история Отечества ( Герои ВОВ), чтение и развитие речи (нравственные и моральные рассказы, стихи и рассказы о труде), СБО (домашнее хозяйство 9 класс).
Планируемые результаты
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Личностными результатами выпускников коррекционной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на участие в будущем в общественной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
• ценностные ориентиры, основанные на любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку;
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения
• умении выполнять познавательные и практические задания, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками коррекционной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
ценностно-мотивационной
• значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Содержание тем учебного курса
Класс четверть | Раздел | Количество часов |
8 класс 9 класс | Введение. Государство, право, мораль . Конституция Российской Федерации . Введение. Права и обязанности граждан России. | 1 час 14 часов 15 часов 1 час 29 часов |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2019/2020 уч. год
класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов за год | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
8 | 1 | 30 | 8 | 7 | 8 | 7 |
9 | 1 | 30 | 8 | 7 | 8 | 7 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2019-2020 уч.год
8 класс (30 часов)
Тема уроков | Количество часов | | Сроки |
Введение | 1 | | 02.09. |
Государство, право, мораль (14 часов) |
Что такое государство? | 1 | государство | 09.09. |
Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности. | 1 | правовое государство | 16.09. |
Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. | 1 | власть | 23.09 |
Что такое право? | 1 | право | 30.09. |
Роль права в жизни человека, общества и государства. | 1 | права человека | 07.10. |
Право и закон. Правовая ответственность уголовная. | 1 | закон | 14.10. |
Правонарушение. | 1 | | 21.10 |
Преступление как вид правонарушения, его признаки | 1 | преступление | 11.11 |
Презумпция невинности. Отрасли права | 1 | презумпция | 18.11 |
Что такое мораль? Основы морали. «Золотое правило нравственности». | 1 | мораль | 25.11 |
Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность | 1 | | 02.12 |
Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. | 1 | ценности | 09.12 |
Нравственная основа права. | 1 | | 16.12 |
Правовая культура | 1 | | 23.12 |
Конституция Российской Федерации (15 часов) |
Конституция Российской Федерации – Основной Закон государства | 1 | конституция | 13.01 |
Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 | | 20.01 |
Законодательная власть Российской Федерации. | 1 | | 27.01 |
Исполнительная власть Российской Федерации. | 1 | | 03.02 |
Судебная власть Российской Федерации. | 1 | суд | 10.02 |
Местное Самоуправление | 2 | самоуправление | 17.02 02.03 |
Правоохранительные органы Российской Федерации. | 2 | | 16.03 30.03 |
Институт президентства. Избирательная система. | 2 | президент | 06.04 13.04 |
Гражданство Российской Федерации | 2 | гражданин | 20.04 27.04 |
Повторение | 2 | | 18.05 25.05 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2019-2020 уч.год
9 класс (30 часов)
Тема уроков | Количество часов | | Сроки |
Введение | 1 | | 02.09. |
Права и обязанности граждан России (29 часов) |
1. Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. | 1 | государство | 09.09. |
2. Основные конституционные права человека в РФ. | 1 | право | 16.09 |
3. Основные конституционные права человека в РФ | 1 | | 23.09 |
4. Труд и трудовые отношения. | 1 | | 30.09 |
5. Трудолюбие как моральная категория. | 1 | | 07.10 |
6. Право человека на труд | 1 | Закон | 14.10 |
7. Дисциплина труда | 1 | | 21.10 |
8. Трудовой договор | 1 | Договор | 11.11 |
9. Трудовые права несовершеннолетних. | 1 | | 18.11 |
10. Собственность и имущественные отношения. | 1 | | 25.11 |
11. Что значит быть собственником? | 1 | | 02.12 |
12. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. | 1 | | 09.12 |
13. Роль семьи в жизни человека и общества. | 1 | | 16.12 |
14. Правовые основы семейно - брачных отношений. | 1 | | 23.12 |
15. Этика семейных отношений | 1 | | 13.01 |
16. Домашнее хозяйство. | 1 | | 20.01 |
17. Права ребенка. Декларация прав ребенка | 1 | декларация | 27.01 |
18. Социальные права человека | 1 | | 03.02 |
19. Жилищные права | 1 | | 10.02 |
20. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. | 1 | | 17.02 |
21 Право на медицинское обслуживание. | 1 | | 02.03 |
22. Право на социальное обеспечение. | 1 | | 16.03 |
23. Политические права и свободы. | 1 | | 30.03 |
24. Право человека на духовную свободу. | 1 | | 06.04 |
25.Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. | 1 | | 13.04 |
26. Свобода совести. | 1 | | 20.04 |
27. Право на образование. Самообразование. | 1 | | 27.04 |
28. Система образование в РФ. Куда пойти учиться? | 1 | | 18.05 |
29. Право на доступ к культурным ценностям. | 1 | | 25.05 |
Список литературы для обучающихся
Н.И. Элиасберг, М.М. Михеева, обществознание 8-9 класс, Санкт-Петербург, «Союз», 2004 год.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ