Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 города Карачева
имени И.С. Кузнецова
Рассмотрено | Утверждаю |
На заседании МО учителей | Директор МБОУ СОШ №5 |
гуманитарно-эстетического цикла | г. Карачева им.И.С.Кузнецова |
Синенко И.В._____________ | Николаева Е.Е.____________ |
Протокол №____ | Приказ №_____ |
От «___» ___________2019г. | От «___» ___________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработал учитель общественных дисциплин
Борисова Людмила Леонидовна
2019 г.
Аннотация к адаптированной программе
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ -8 класс
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовымии и инструктивно - методическими документами:
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 5 г. Карачева имени И.С. Кузнецова;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Учебный план МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Карачева имени И.С. Кузнецова на 2019-2020 учебный год ;
Календарный график МБОУ СОШ № 5 г. Карачева имени И.С. Кузнецова;
Программа составлена на 2019-2020 уч.год.
Рабочая программа по для 8 класса составлена на основе:
Примерная программа основного общего образования по обществознанию. На основе ФГОС ООО;
За основу взята авторская программа Л.Н. Боголюбова. Рабочие программы .Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5- 9 классы: учеб. пособие для образоват. организаций/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]. - 4-е изд.. - М.: Просвещение, 2016.- 63 с.
Программа ориентирован на использование учебника УМК Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой « Обществознание 8 класс» .
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Структура рабочей программы:
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса).
Содержание учебного предмета (курса).
Тематическое планирование.
Составила Борисова Л.Л..-учитель истории и обществознания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Мета предметные результаты изучения обществознания :
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметными результатами освоения учениками 8 класса содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. (35 ч)
Введение. 1 час.
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.
Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Экономические системы и собственность. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Профсоюз.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Итоговое повторение. (1 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Кол-во часов | Название темы урока | Характеристика деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Дата План. | Дата Факт. |
1 | 1 | Вводный урок. 1 час. | Вспоминают основные итоги прошлого года обучения. Знакомятся с основным содержанием курса 8 класса. Намечают перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы | | | |
2 | 1 | Личность и общество (6 ч.) Что делает человека человеком. | Выявляют отличия человека от животных. Объясняют человеческие качества. Различают биологические и природные качества человека. Характеризуют и конкретизируют примерами биологическое и социальное в человеке. Определяют свое отношение к различным качествам человека. Выявляют связь между мышлением и речью. Объясняют понятие «самореализация». Определяют и конкретизируют примерами сущностные характеристики деятельности. Приводят примеры основных видов деятельности. | | | |
3 | 1 | Человек, общество, природа | Раскрывают смысл понятия «ноосфера». Оценивают утверждение о связи природы и общества и аргументируют свою оценку. | Характеризуют возможности человеческого разума. Раскрывают значение моральных норм. Конкретизируют на примерах влияние природных условий на людей. Анализируют и оценивать текст. Анализируют факты и обосновывают сделанные выводы. | | |
4 | 1 | Общество как форма жизнедеятельности людей | Выделяют существенные признаки общества. Называют сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывают на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. | | |
5 | 1 | Развитие общества | Выявляют изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализируют факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывают смысл понятия «общественный прогресс». Приводят примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризуют и конкретизируют фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе. Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. | | |
6 | 1 | Как стать личностью | Раскрывают на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявляют и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывают агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследуют несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, еѐ мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. | | |
7 | 1 | Практикум по теме «Личность и общество». | Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. | | |
8 | 1 | Сфера духовной культуры (8 ч.) Сфера духовной жизни. | Определяют сущностные характеристики понятия «культура». Различают и описывают явления духовной культуры. Находят и извлекают необходимую информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризуют духовные ценности российского народа. Выражают свое отношение к тенденциям в культурном развитии. | | |
9 | 1 | Мораль | Объясняют роль морали в жизни общества. Характеризуют основные принципы морали, моральную сторону различных социальных ситуаций. Используют элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. | | |
10 | 1 | Долг и совесть | Осуществляют рефлексию своих нравственных ценностей | | |
11 | 1 | Моральный выбор – это ответственность | Приводят примеры морального выбора. Дают нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. | | |
12 | 1 | Образование | Оценивают значение образования в информационном обществе. Извлекают информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризуют с опорой на примеры современную образовательную политику правительства РФ. Обосновывают свое отношение к непрерывному образованию. | | |
13 | 1 | Наука в современном обществе | Характеризуют науку как особую систему знаний. Объясняют возрастание роли науки в современном обществе. | | |
14 | 1 | Религия как одна из форм культуры | Определяют сущностные характеристики религии еѐ роль в культурной жизни. Объясняют сущность и значение веротерпимости. Раскрывают сущность свободы совести. Оценивают свое отношение к религии и атеизму. | | |
15 | 1 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов. Учатся применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделяют нравственный аспект поведения. Соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами. Учатся строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | | |
16 | 1 | Социальная сфера (5 ч) Социальная структура общества | Выявляют и различать разные социальные общности и группы. Раскрывают причины социального неравенства. Приводят примеры различных видов социальной мобильности. Характеризуют причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находят и извлекают необходимую информацию о структуре общества и направлениях еѐ изменения из адаптированных источников различного типа | | |
17 | 1 | Социальные статусы и роли | Называют позиции, определяющие статус личности. Различают предписанный и достигаемый статусы. Раскрывают и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывают их проявление в различных социальных ситуациях. Описывают основные социальные роли старших подростков. Характеризуют межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражают собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями | | |
18 | 1 | Нации и межнациональные отношения | Узнают и правильно используют в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизируют примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризуют противоречивость межнациональных отношений в современно обществе. Объясняют причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризуют возможные пути их разрешения. | | |
19 | 1 | Отклоняющееся поведение | Объясняют причины отклоняющегося поведения. Оценивают опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества. Оценивают социальное значение здорового образа жизни. | | |
20 | 1 | Практикум по теме «Социальная сфера» | Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. | | |
21 | 1 | Экономика (13 ч.) Экономика и ее роль в жизни общества | Раскрывают роль экономики в жизни общества. Объясняют проблему ограниченности экономических ресурсов. Различают свободные и экономические блага. Приводят примеры принятия решения на основе экономического выбора. | | |
22 | 1 | Главные вопросы экономики | Описывают и иллюстрируют примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различают и сопоставляют основные типы экономических систем. Характеризуют способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. | | |
23 | 1 | Собственность | Объясняют смысл понятия «собственность». Характеризуют и конкретизируют примерами формы собственности. Называют основания для приобретения права собственности. Анализируют несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности . | | |
24 | 1 | Рыночная экономика | Характеризуют рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризуют условия функционирования рыночной экономической системы. Описывают действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулируют собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества | | |
25 | 1 | Производство – основа экономики | Объясняют решающую роль производства как источника экономических благ. Различают товары и услуги как результат производства. Называют и иллюстрировать примерами факторы производства. Находят и извлекают социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства | | |
26 | 1 | Предпринимательская деятельность | Описывают социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивают различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объясняют преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражают собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве | | |
27 | 1 | Роль государства в экономике | Характеризуют экономические функции государства. Описывают различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различают прямые и косвенные налоги. Раскрывают смысл понятия «государственный бюджет». Приводят примеры государственной политики регулирования доходов и расходов | | |
28 | 1 | Распределение доходов. | Называют основные источники доходов граждан. Рассказывают причины неравенства доходов населения. Объясняют необходимость перераспределения доходов. Иллюстрируют примерами государственные меры социальной поддержки населения | | |
29 | 1 | Потребление. | Описывают закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризуют виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывают на примерах меры защиты прав потребителей. | | |
30 | 1 | Инфляция и семейная экономика. | Различают номинальные и реальные доходы граждан. Показывают влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называют и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объясняют связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивают способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризуют роль банков в сохранении и преумножении доходов. | | |
31 | 1 | Безработица, ее причины и последствия. | Характеризуют безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называют и описывать причины безработицы. Различают экономические и социальные последствия безработицы. Объясняют роль государства в обеспечении занятости населения. Оценивают собственные возможности на рынке труда. | | |
32 | 1 | Мировое хозяйство и международная торговля. | Описывают реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризуют причины формирования мирового хозяйства. Характеризуют влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства Объясняют и конкретизируют примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывают смысл понятия «обменный валютный курс» | | |
33 | 1 | Практикум по теме «Экономика» | Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. | | |
34 | 1 | Итоговое повторение по курсу «Обществознание 8 класс» | Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Намечают перспективы обучения в 9 классе. | | |
35 | 1 | Итоговое повторение. 1 час. Промежуточная аттестация в форме зачета. | Систематизируют изученный материал Выполняют тестовые задания в форме ОГЭ | | |