СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по обществознанию. ФГОС. 2017-2018 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 8 класс.»

Пояснительная записка


Нормативные документы на основании которых разработана рабочая программа, УМК.

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28 п.3.пп.6;

2.Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3.Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

5.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию);

6.Базисный учебный план МАОУ СОШ №9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения на 2018-2019 учебный год;

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

8.Рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности» от 16.05.18.


Используемый учебно-методический комплект:

  1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.). - М., 2014.

  2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2014.

  3. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений\(О.А. Котова, Т.Е. Лискова). М., 2014.

  4. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. – М., 2014.


Описание места учебного предмета. В соответствии с учебным планом основного общего образования МАОУ СОШ № 9 предмет «Обществознание» изучается в 8 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного предмета составляет 34 часа (34 учебных недели).


Методы работы с одарёнными детьми:

• Технология проектного обучения;

• Методика обучения в малых группах;

• Технология проблемного обучения;

• Решение нестандартных и поисковых задач в системе работы с одаренными детьми.


Методы и приемы обучения детей с ОВЗ:

• Предоставление краткого содержания глав учебника;

• Использование маркеров для выделения важной информации;

• Предоставление списка слов и оборотов речи, потенциально непонятных учащемуся с ОВЗ, с пояснениями, иллюстрациями;

• Обеспечение дополнительными материалами, компенсирующими недостаточный личный опыт ученика с ОВЗ, значимый для изучения данного предмета (тексты, иллюстрации, натуральные объекты, трафареты, наглядные материалы, видео-и аудиоматериалы);

• Предоставление списка вопросов до чтения или обсуждения текста;

• Маркирование уровня трудности заданий на уроке;

• Разработка и использование вспомогательных электронных ресурсов к отдельным темам и разделам учебника;

• Объяснение задания в малой группе;

• Поэтапное разъяснение заданий;

• Работа по предметно-операционным картам;

• Демонстрация образца выполнения заданий;

• Выполнение задания в парах обычный ученик-ученик с ОВЗ;

• Выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего задания, которая для него посильна;

• Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

• Предоставление дополнительного времени для работы с заданиями;

• Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям несколько небольших сообщений;

• Применение различных форм опроса (карты, анкеты, тесты и др.)






























Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки


Изучение обществознания по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного обего образования.

Личностные результаты:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметные результаты:

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


В результате изучения обществоведения ученик должен научится

Знать/понимать: основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права/правовые моральные нормы, регулирующие общественные отношения

Уметь: характеризовать (описывать) общество как форма жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; основные социальные роли; человека как социально деятельное существо; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию


Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.


Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся - продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

- делает элементарные выводы;

- путается в терминах;

- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

- не может аргументировать собственную позицию;

- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;

- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).







































Содержание разделов и тем учебного курса


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «обществознание» изучается в 8 классе 1 раз в неделю – итого 34 часа.


Раздел курса

кол-во часов

1

Личность и общество

7

2

Сфера духовной культуры

8

3

Социальная сфера

5

4

Экономика

14


Тема 1. Личность и общество. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, индивид, личность. Самопознание. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Тема 2. Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и ее особенности. Общая характеристика межличностных отношений. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Мировоззрение. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Большие и малые этнические и социальные группы. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Межнациональные и Межконфессиональные отношения. Формальные и неформальные группы, социальный статус. Социальная ответственность. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Тема 4. Экономика (14 часов) Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Факторы производства. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Форы торговли. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Инфляция. Банковские услуги. Формы сбережения граждан. Бюджет, семейный бюджет, карманные деньги. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Права потребителя. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство . Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица, профсоюз. Экономические цели и функции государства. Международная торговля.






































Тематическое планирование


Обществознание (34 часа) 8 класса

Название раздела(темы)

Кол-во часов

Форма контроля

Тема 1. Личность и общество.

7

Устный/письменный опрос/тестирование

Введение

Что делает человека человеком

1


Человек, общество и природа

1


Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

1


Развитие общества

1


Как стать личностью

3


Тема 2. Сфера духовной культуры.

8


Устный/письменный опрос/тестирование

Сфера духовной жизни

1


Мораль. Моральный выбор- это ответственность

1


Долг и совесть

1


Образование

1


Наука в современном обществе

1


Религия как одна из форм культуры

3


Тема 3. Социальная сфера.

5


Устный/письменный опрос/тестирование

Социальная структура общества

1


Социальные статусы и роли. Социальная сфера

1


Нации и межнациональные отношения

1


Отклоняющееся поведение

2


Тема 4. Экономика.

14

Устный/письменный опрос/тестирование

Экономика и ее роль в жизни общества

1


Главные вопросы экономики Собственность

1


Рыночная экономика

1


Производство- основа экономики

1


Предпринимательская деятельность

1


Роль государства в экономике. Государственный бюджет

1


Распределение доходов. Семейный и государственный бюджет

1


Потребление

1


Инфляция и семейная экономика. Карманные деньги.

1


Безработица, ее причины и последствия

1


Мировое хозяйство и международная торговля

1


Повторение пройденного материала

3

Контрольная работа

Итого

34








Дополнительная литература и учебно-методическое обеспечение


  1. Баранов П.А. Обществознание, Полный справочник для подготовки к ОГЭ, 9 класс. -М., 2016.

  2. Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс. – М., 2016.

  3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание, 5-9 класс, Рабочие программы. - М.,2014.

  4. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.,2008.

  5. Конституция Российской Федерации. – М. ,2017.

  6. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. ,2000.

  7. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 8 класс.– М. ,2016.


Электронные ресурсы - https://nashol.com, http://www.school-collection.edu.ru, http://festival.1september.ru.




Тематика проектных и творческих работ


1. Как начать свой бизнес.

2. Девиация не всегда плохо.

3. Как выходить из конфликта.

4. Зачем человеку учиться? Социологическое исследование.

5. Культура современной России. Какая она?

6. Как увеличить выручку предприятия?

7. Охрана природы - задача каждого.

8. Каким должен быть гражданин России?

9. Бюджет современной семьи

10. Опасность терроризма.

11. Россия против терроризма

12. Семейный и государственный бюджет



















Календарно-тематическое планирование курс «Обществознание» 8 класс






Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Планируемые результаты освоения

Основные виды деятельности

Дом.

задание

Дата

Глава I Личность и общество

1

Введение

Что делает человека человеком

1

Урок «открытия» нового знания




Предметные

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Метапредметные

Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать   учебник,   ориентироваться в нем. Уметь работать в малых группах для решения учебных задач.

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию



Работа с текстом учебника «Проверим себя»

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности


Записи в тетради

§1

Вопросы стр 12-13

5.09

2

Человек, общество и природа.

1

Урок «открытия» нового знания


Предметные

Различать понятия:  индивидуальность, индивид,   человек,   социальная   среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности.

Метапредметные

Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами.

Личностные

Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Раскрывать смысл понятия «ноосфера».


§2 Вопросы и задания стр18-19 Заполнение сравнительной таблицы


12.09

3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

1


Урок «открытия» нового знания

Предметные

Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять  взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества..

Метапредметные

Выявить типологию общества в зависимости от конкретных примеров. Охарактеризовать основные типы общества, дать им оценку, сравнить их.

Личностные

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам


Работа с текстом учебника «Проверим себя»

Выделять существенные признаки общества.


§3Вопросы и задания стр26-27

19.09

4

Развитие общества


1

Урок «открытия» нового знания


Предметные

Давать определения понятиям: общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость и с стабильность общества.   примерами.

Метапредметные

Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Объяснять взаимосвязь человека, природы,  общества,  иллюстрировать  конкретными примерами

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию .

Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».


§4Вопросы и задания стр33-34

26.09

5

Как стать личностью

1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Давать определения понятиям личность. Характеризовать личность человека  

Метапредметные

Объяснять взаимосвязь человека, общества,  иллюстрировать  конкретными примерами

Личностные

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей

этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры

своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание

чувства ответственности

Работа с текстом учебника «Проверим себя»

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»


§5

Подготовка к тестированию по итогам главы

Стр. 43-44

03.09

6

Контрольная работа


Урок контроля

Предметные

умение применять полученные знания и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


Работа в тетради

Систематизировать и обобщить изученный материал


10.09

7

Итоговое

занятие


Урок отработки умений и рефлексии

Предметные

Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека

Работа над ошибками

Систематизировать и обобщить изученный материал



17.09

Глава II . Сфера духовной культуры

8

Сфера духовной жизни


1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Давать определение понятия: культура. Характеризовать различные виды культур;

называть основные функции культуры;

Метапредметные

Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь.

Личностные

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.



Работа с текстом учебника «Проверим себя»

Определять сущностные характеристики по­нятия «культура».


§6 Вопросы и задания стр.53-54

24.09





















07.10
















14.10


















21.10


















28.10


















5.12

















12.12






9

Мораль. Моральный выбор- это ответственность

1

Комб

Урок «открытия» нового знания


Предметные

Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность,  этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность.

Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм.

Метапредметные

Анализировать собственные поступки с точки зрения морали.

Объяснять значение моральных норм с точки зрения других наук. жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло».

Личностные

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Объяснять роль морали в жизни общества.


§7, 9

Вопросы и задания стр 77-78

10

Долг и совесть

1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Объяснять значение  долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального.

Метапредметные

Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека.

ЛичностныеРазвитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Работа с текстом учебника «Проверим себя»

Осуществлять рефлексию своих нравствен­ных ценностей

§8 Вопросы и задания стр 70-71

11


Образование


1

Урок «открытия» нового знания



Предметные

Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование. Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития  современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования.

Метапредметные

Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.

Личностные

Развитие эстетического сознания

через освоение художественного и научного наследия народов России и мира,

творческой деятельности.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»


§10 Вопросы и задания стр85-86

12

Наука в современном обществе


1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Объяснять понятия  наука, этика науки.

Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов;

называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека;

Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире

Метапредметные

Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.

Личностные

Развитие эстетического сознания

через освоение художественного и научного наследия народов России и мира,

творческой деятельности.


Работа с текстом учебника «Проверим себя»


§11 Вопросы и задания стр93-94

13

Религия как одна из форм культуры


1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения.Называть основные функции религии;раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения.

Метапредметные

Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.

Личностные

Развитие толерантности и уважения к культуре и религии других народов.


Работа с текстом учебника «В классе и дома»


§12

Вопросы и задания стр 101-102

14

Подведение итогов главы

1

Урок развивающего контроля.

Предметные

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;



Письменная работа в тетради

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Подготовка к итоговому

тестированию стр. 102-103

15

Итоговое занятие


Урок отработки умений и рефлексии


Письменная работа в тетради

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.


19.12

Глава III Социальная сфера

16

Социальная структура общества


1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах   социальную   структуру   общества.

Классифицировать   конфликты.   Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий:  конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы.

Метапредметные

Уметь  анализировать  социальный  образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью.

Личностные

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.


Работа с текстом учебника «В классе и дома». Работа с доп. Источниками СМИ


§13 Вопросы и задания стр 113-114

9.01

17

Социальные статусы и роли

Социальная сфера



1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Характеризовать   социальную   дифференциацию. Характеризовать  социальный  статус и  социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации.

Метапредметные

Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий.

Личностные

Освоение социальных норм,

правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и

сообществах,

включая взрослые и

социальные сообщества.


Работа с текстом учебника «Проверим себя»


§14Вопросы и задания стр121-122

16.01

18

Нации и межнациональные отношения


1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Знать  термины:   нация,   этнос,   племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм,   расовая   и   национальная нетерпимость.

 Характеризовать межнациональное сотрудничество.

Метапредметные

Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать     конкретные     межнациональные конфликты.

Личностные

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Знать и правильно использовать в предлага­емом контексте понятия «этнос», «нация», «на­циональность».


§15Вопросы и задания стр129-130

23.01

19

Отклоняющееся поведение

1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Характеризовать социальные нормы  и отклоняющееся поведение.

Метапредметные

Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека

Личностные

Осознавать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»


Подготовка к итоговому тестированию стр.139-142

30.01

20

Итоговое тестирование


Урок развивающего контроля

Предметные

Знать: основные  теоретические   положения раздела; основные понятия.


Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников


6.02

Глава IV Экономика

21

Экономика и ее роль в жизни общества


1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать   сущность   информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические  отношения,  экономика,  потребности,  ресурсы,  наемный труд,    промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость.

Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества.

Метапредметные

Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в    экономической    жизни.    

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности..

Работа с текстом учебника «Проверим себя»

Раскрывать роль экономики в жизни обще­ства.


§17

§19

Вопросы и задания стр

13.02






















20.02





























22

Главные вопросы экономики Собственность


Урок «открытия» нового знания

Предметные

Знать понятия: производство, экономическая эффективность, потребитель, экономическая система.

Различать основные характеристики экономических систем, называть функции экономической системы.

Знать понятия: имущественные отношения, собственность, право собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и  органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности.

Метапредметные

Умение осознанно использовать

речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации

для

выражения своих чувств, мыслей и

потребностей; планирования и

регуляции своей деятельности;

владение устной и письменной

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Объяснять смысл понятия «собственность».


§18

§19 Вопросы и задания стр166-167


23

Рыночная экономика

1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Давать определение  понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия.  Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие.  Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть   основные   функции цены..

Метапредметные

Используя СМИ, сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности.


Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.



§20

Вопросы и задания стр174-175


27.02
















6.03















13.03

















20.03















3.04














10.04












17.04














24.04











08.05













15.05








22.05








29.05

24

Производство- основа экономики

1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества..

Метапредметные

Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в    экономической    жизни

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.


§21

Вопросы и задания стр183-184

25

Предпринимательская деятельность


1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Приводить     примеры     предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей     в    экономической сфере. Давать   определение   понятиям:   прибыль,     предприниматель,     менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка.

Метапредметные

Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов.

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.


§22 Вопросы и задания стр 192-193



26

Роль государства в экономике


1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг,     прямой   налог,   косвенный налог, акциз. Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное    и    рыночное    регулирование экономики. Уметь   ориентироваться   в системе   налогообложения,   анализировать   информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами.

Метапредметные

Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет.

§23

Вопросы и задания стр200-201

27

Распределение доходов


1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Объяснять   сущность   бюджета.   Уметь составлять личный или семейный бюджет.  Объяснять причины неравенства доходов, называть меры социальной поддержки различных слоев населения.

Давать определение понятий:   бюджет,   стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы.Метапредметные

Работать с материалами СМИ, таблицами, графиками.

ЛичностныеВоспитание экономически грамотной личности.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»


§24

Вопросы и задания стр207-208

28

Потребление

1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования.

Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов.

Метапредметные

Работать с материалами СМИ

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности.

Работа с текстом учебника «В классе и дома»


§25

Вопросы и задания стр214-215

29

Инфляция и семейная экономика

1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан.

Метапредметные

Работать с материалами СМИ работать со статистическими материалами

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности

Работа с текстом учебника «В классе и дома»


§26

Вопросы и задания стр223

30

Безработица, ее причины и последствия

1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения.

Метапредметные

Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами.

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности


Работа с текстом учебника «В классе и дома»


§27

Вопросы и задания стр232-233

31

Мировое хозяйство и международная торговля

1

Урок «открытия» нового знания

Предметные

Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм. Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях,

Метапредметные Решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока.

Личностные

Воспитание экономически грамотной личности


Работа с текстом учебника «В классе и дома»

Раскрывать смысл понятия «обменный ва­лютный курс»

§28

Вопросы и задания стр 239-240

32

Подготовка к тестированию

По итогам главы

Контрольной работе



Урок отработки умений и рефлексии


Предметные

Знать:

-   основные   теоретические   положения раздела,

-основные понятия.



Стр 241-246

33

Контрольная работа


Урок развивающего контроля


Систематизировать и обобщить изученный материал


34

Работа над ошибками


Урок отработки умений и рефлексии



Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для обучающихся