СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хотиловская средняя общеобразовательная школа»

Бологовского района Тверской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей Гуманитарный цикл


______________/Инкина Н.А./


Протокол № ____ от

« ____ » _____________ 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Хотиловская СОШ»


_________________/Денисова М.А./



« ____ » _____________ 2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Хотиловская СОШ»


____________/Токарев И.Б./


Приказ № ____ от

« ____ » _____________ 2018 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

9 КЛАСС



Составитель: Тукиш Ульяна Алексеевна,

учитель обществознания





2018-2019 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса обществознание для 9 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);

  2. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Минобразования России 05.03.2004 г. № 1089;

  4. Примерная программа (основного общего образования) по обществознанию (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы / авт.-сост. Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание». 8-9 классы. М.: Русское слово, 2008

  5. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение обществознания в 9 классе отводится не менее 34 часов из расчета 1 ч в неделю.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию .

Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

  2. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2009

  3. Рабочая тетрадь по обществознанию. И.С. Хромова. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  4. И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А « Обществознание» – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  5. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2009.

  6. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Волгоград, Учитель, 2007.

  7. Элективный курс «Обществознание. Подросток и закон. 8-9 классы». Волгоград, Учитель, 2007.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Цель курса – воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.

Задачи:

  • формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;

  • развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;

  • профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;

  • формирование активной гражданской позиции и сознание приоритета прав личности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

·  сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

·  владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

·  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-   на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-  на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-  на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-  на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-  на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-  на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


















Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;

  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).  

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной  информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.







Учебно- тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Уроков

Контр. Меропр.

1

Политическая сфера

11

10

1

2

Человек и его права

14

13

1

3

Духовная сфера

8

7

1


Итоговое повторение

1


1


Итого

34

30

4

















Содержание программы.

РАЗДЕЛ IV. Политическая сфера

Политическая сфера общества — это сцена, на которой за­главные роли исполняет верхушка общества, которую принято называть элитой. Именно здесь разворачивается борьба за власть и разгораются политические страсти по поводу принци­пов и механизмов управления обществом.

Сущность и происхождение государства, виды и формы поли­тической власти, формы правления в обществе, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, нако­нец, устройство и борьба политических партий составляют со­держание политической жизни общества. Они касаются не толь­ко элиты, но и рядовых граждан, поскольку влияют на их судьбу.

При изучении политической сферы общества необходимо от­ветить на следующие вопросы:

  1. Что такое государство, политические партии, власть, закон и право?

  1. Как группы людей борются за получение власти, как устра­няют соперников и завоевывают симпатии населения, как под­держивают правопорядок?

  1. Кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе, кто совершает преступления и кто с ними борется?

Опорные понятия и термины: влияние, сила, власть, авто­ритет, государство, политическая система, суверенитет, нацио­нально-государственное устройство, сепаратизм, централизо­ванное государство, однонациональное и многонациональное государство, формы правления, парламентская и президент­ская республика, авторитаризм, законодательная власть, ис­полнительная власть, судебная власть, гражданское общество, гражданство, правовое государство, парламент, выборы, элек­торат, политическая партия, партийная система, политическая программа.

Тема 25. Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Ста­новление власти в качестве политического института общества.

Разделение властей. Властные отношения и социальная иерар­хия. Борьба за власть.

Тема 26. Государство. Определение политической системы общества. Общие при­знаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Тема 27. Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Ев­ропы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-ос­вободительные войны и межнациональные конфликты. Центра­лизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.

Тема 28. Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правле­ния. Сущность и политическое устройство демократии. Особен­ности демократии в нашей стране. Природа и сущность респуб­лики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Тема 29. Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характе­ристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущ­ность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Тема 30. Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки граждан­ского общества. История развития и сущность гражданства. Из­бирательное право и его происхождение. Борьба за граждан­ские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тотали­тарного государства.

Тема 31. Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Ак­тивность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция полити­ческих партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Тема 32. Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная сис­темы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Повторение. Политическая жизнь современной России: об­щее и особенное.

РАЗДЕЛ V. Человек и его права.

В этом разделе затрагиваются вопросы, с которыми еже­дневно сталкивается каждый гражданин. Это область прав и обязанностей людей, их ответственности перед законом, здесь выясняются причины нарушения закона и последствия, к кото­рым это ведет. Закон и право — такие виды социальных норм, которые организуют повседневную жизнь рядовых граждан и ка­саются каждого из нас. Поэтому особое внимание в разделе уделено правовым вопросам, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку. Кроме того, раскрыва­ются, понятие права, нормы права, отрасли права, конституция как основной закон государства, основы конституционного строя Российской Федерации, ее субъекты, права человека, всеобщая декларация прав человека и международное гумани­тарное право, права ребенка, защита прав человека, преступле­ние, уголовная ответственность, административный проступок, действие правоохранительных органов.

Опорные понятия и термины: конституция, закон, права человека, гражданские права, защита прав человека, преступ­ление, уголовная ответственность, правоохранительные орга­ны, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли права, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность, пре­зумпция невиновности.

Тема 33. Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представле­ние о юридической ответственности. Права и обязанности. По­нятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия норматив­но-правовых актов.

Тема 34. Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собра­ния. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Со­вета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Рес­публиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных ор­ганов России.

Тема 35. Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Тема 36. Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юриди­ческого лица. Право собственности на имущество. Сделка и до­говор. Потребитель и его права.

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс зако­нов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключе­ние трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольне­ние. Защита детского труда.

Тема 37. Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридиче­ская трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечи­тельства. Классификация прав и свобод ребенка.

Тема 38. Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответствен­ность. Понятие административного проступка. Субъекты приме­нения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представле­ние о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумп­ции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды нака­зания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Повторение. Права и обязанности подростка.

РАЗДЕЛ VI. Духовная сфера.

Духовная сфера общества охватывает все области и прояв­ления духовной деятельности человека — от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями или формами духовной сферы общества выступают культура, мораль, искус­ство, наука, религия, образование. Понятие культуры имеет ши­рокое и узкое толкование, при широком культура равна по объему духовной сфере общества, а при узком она — ее часть. Оба толкования правильные и одинаково широко применяются в ли­тературе. В этом разделе будут освещены культура, религия, искусство и образование. Когда мы анализируем процесс со­здания духовных ценностей, то неизменно отвечаем на такие вопросы:

1.Что именно создается из культурных ценностей: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, сти­хи, романы, песни и т.д.?

  1. Как создаются и распространяются культурные произведе­ния?

  1. Кто выступает создателем произведений искусства, слу­шателем, зрителем, критиком, ценителем, меценатом и т.п.?

Опорные понятия и термины: культура, искусство, наука, образование, религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, мифология, вера, верование, культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии, обычаи, традиции, мода, церемония, ритуал, обряд, элитарная культура, народная куль­тура, массовая культура, субкультура, контркультура, молодеж­ная субкультура, христианство, ислам, буддизм, культ предков, художественное творчество, изящные искусства, школа, инсти­тут, университет, академия.

Тема 39. Сущность и строение человеческой культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Матери­альная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его проис­хождение и правила. Культурное наследие и культурные уни­версалии. Роль культурного наследия в сохранении и разви­тии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Тема 40. Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жиз­ни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое зна­чение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого по­ведения. Культурная относительность норм.

Тема 41. Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности эли­тарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркульту­ре, их отличительные черты. Неформальные молодежные груп­пы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Тема 42. Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в общест­ве. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христиан­ство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения ро­дителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божествен­ное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Тема 43. Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобра­зительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их ис­тория и развитие. «Свободные искусства».

Тема 44. Образование. Основная задача и исторические формы образования. При­емы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьника­ми. Государственное и частное образование, школьное и до­машнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Тема 45. Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследова­тельские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарожде­ние и развитие университетов. История и разновидности ака­демий.

Повторение. Школьное образование как механизм приоб­щения подростка к основам культуры и научным знаниям.

Итоговое занятие.

















Контроль.

Система измерения результатов состоит из:

  • входного, промежуточного и итогового контроля;

  • тематического и текущего контроля,

  • административного.

Входной контроль – сентябрь

Промежуточный контроль – декабрь

Итоговый контроль – май


Тематический контроль:

Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.

  1. Контрольная работа № 1 по теме «Политическая жизнь современной России "»

  2. Контрольная работа № 2 по теме: «Конституция» (Административный контроль).

  3. Контрольная работа № 3 по теме «Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ "»

  4. Контрольная работа № 4 по теме : «Духовная сфера общества»

  5. Контрольная работа № 5 по теме: «Взаимосвязь права, политики и культуры» ( Итоговый контроль)

Текущий контроль:

Самостоятельные работы.
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся. 

Тест 1.

Государство

Тест 4.

Право, семья, ребенок

Тест 2.

Политические режимы

Тест 5.

Культурные нормы

Тест 3.

Политическая жизнь общества. Формы управления политической жизнью.

Тест 6.

Образование


Административный контроль:

На административный контроль выносится контрольная работа № 2 по теме «Конституция»




Конец формы



Календарно- тематическое планирование уроков обществознания 9 класс.

Праздничные дни- 23 февраля,

п/п

Дата проведения урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Контроль

Примечание

План

Факт

1






Раздел I. Политическая сфера

(11 ч)

Власть



2



Власть



3



Государство

тест


4



Национально-государственное устройство



5



Формы правления



6



Политические режимы



7



Гражданское общество и правовое государство



8



Политическая жизнь общества. Формы управления политической жизнью.



9



Политическая жизнь общества. Формы управления политической жизнью



10



Голосование, выборы, референдум



11



Политические партии



12



Повторительно-обобщающий урок "Политическая жизнь современной России"

К/работа


13



Раздел II.

Человек

и

его права

(14 ч)






Право, его сущность и особенности



14



Право, его сущность и особенности

Работа с текстом


15



Закон и власть



16



Закон и власть

Пр/работа


17



Конституция



18



Право и имущественные отношения



19



Потребитель и его права



20



Труд и право



21



Право, семья, ребенок

тест


22



Преступление



23



Повторительно-обобщающий урок " Человек и его права "



24



Повторительно-обобщающий урок "Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ"

Контрольная работа


25



Человек и его права



26



Международное гуманитарное право (практикум)



27



Раздел III.

Духовная сфера (5 ч)

Что такое культура?



28



Культурные нормы. Формы культуры

тест


29



Религия. Искусство



30



Образование. Наука



31



Систематизация и обобщение изученного по теме "Духовная сфера общества"

к/работа


32



Итоговое повторение

( 2 ч)

Итоговый урок по курсу: "Взаимосвязь права, политики и культуры"



33



Итоговый урок по курсу: "Взаимосвязь права, политики и культуры"

Контрольное тестирование


34




Повторение



Итого:34 часа

Учебно- методические средства.


  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2008.

  2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2008.

  3. Захарова Е. Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общест­во». М., 2008.

  4. Исаев И. А. История государства и права России. М., 2007.

  5. Кравченко AM. Обществознание: Учебник для 8-9 классов. М., 2009.

  6. Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, ли­деры. Год 1997: Справочник. М., 2007.

  7. Права человека: Книга для чтения. 5-9 кл. Молодежный центр прав че­ловека и правовой культуры. М., 2008.

  8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и совре­менные религии. М., 2007.

  9. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 2006.

  10. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2008.

  11. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 2007.

  12. Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник для 8—9 классов. СПб.: Экономическая школа, 2009.

  13. Фляйнер Т. Что такое права человека /Пер. с нем. Г.Люхтерхандт. М., 2007.


12