СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

“Лицей инновационных технологий”



ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказ №

от «01» сентября 2016 г.


________________

Директор В.В. Полозова



Рабочая программа по обществознанию


9 класс



Составитель:


учитель истории

высшей категории

Л.И.Голубева










2016-2017 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………...……

3

  1. Содержание и тематическое планирование учебного курса…………………………………………...…………………………...

5

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………………………………………….……………..….

9

  1. Контроль уровня обученности……………………………………………………………………………………….……………...…

10

  1. Перечень учебно-методического обеспечения…………………………………………………………………..………………..…..

10

  1. Календарно- тематическое планирование……………………………………………………………………..…………..…………..

11























Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию для 9 класса лицея инновационных технологий г. Хабаровска составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Хабаровск «Лицей инновационных технологий»;

- Образовательной программы МАОУ «Лицей инновационных технологий» на 2015-2016 учебный год;

- Учебного плана МАОУ «Лицей инновационных технологий» на 2015-2016 учебный год;

- Годового календарного учебного графика МАОУ «Лицей инновационных технологий» на 2015-2016 учебный год:

- Примерной программы основного общего образования по обществознанию (М: Дрофа, 2010) в соответствии с содержанием учебника обществознания для 9 класса. «Обществознание»; Москва «Русское слово», 2008

;Программы по обществознанию 5-11 классы (издательский центр «Дрофа», 2010, автор - составитель Г.А.Борознина

В соответствии со стандартами основного общего образования и согласно новой концепции среднего образования по обществознанию, 9 класс «Обществознание» продолжает школьный курс обществознания России, начатый в 8 классе. Согласно программе и учебнику, в 9 классе изучается три последних раздела курса: «», «», «».

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Задачи курса:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.


Программа курса «Обществознание» согласована с содержанием курса обществознания в 7 классе и 9 классе. В нем реализуются важные сквозные направления современного образования, такие как гуманизация и практическая направленность, которые способствуют формированию обществоведческой культуры учащихся.

Программа 9 класса «Обществознание» рассчитана на 2015-2016 учебный год. В учебном плане на изучение образования отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.




Содержание и тематическое планирование учебного курса

«Обществознание»


Наименование разделов

Количество часов

1.

Раздел 1. Политическая сфера

13

2.

Раздел 2. Человек и его права

14

3.

Раздел 3. Духовная сфера

6

4.

Итоговое повторение

1


Итого

34


Раздел 1. Политическая сфера


Тема 1. Власть. Знать, какие существуют формы проявления влияния в об­ществе. Пояснять, что представляет собой власть, ее виды. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, свя­занные с борьбой за власть.

Тема 2. Государство. Определение политической системы общества. Общие при­знаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.


Тема 3. Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Ев­ропы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-ос­вободительные войны и межнациональные конфликты. Центра­лизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.


Тема 4. Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правле­ния. Сущность и политическое устройство демократии. Особен­ности демократии в нашей стране. Природа и сущность респуб­лики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Тема 5. Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характе­ристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущ­ность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.


Тема 6. Политические режимы. Парламентские страны Европы. Особенности парламентаризма в Европе. История европейского парламентаризма.


Тема 7. Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки граждан­ского общества. История

развития и сущность гражданства. Из­бирательное право и его происхождение. Борьба за граждан­ские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тотали­тарного государства.


Тема 8. Гражданское общество и правовое государство Гражданство и подданство. Гражданин и гражданство. Правовое и тоталитарное государства, особенности. Взаимосвязь между гражданским обществом и правовым государством.


Тема 9. Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Ак­тивность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция полити­ческих партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.


Тема 10. Голосование, выборы, референдум. Менталитет. Референдум. Избирательная активность молодежи. Политические предпочтения.


Тема 11. Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная сис­темы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.


Тема 12. Политические партии. Признаки политической партии. «Политический маятник». Молодежь в политическом движении.


Тема 13. Контрольно – обобщающий урок «политическая сфера общества». Власть. Государство. Национально-государственное устройство. Гражданское общество и правовое государство. Голосование, выборы, референдум. Политические партии.


Раздел 2. Человек и его права


Тема 14. Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представле­ние о юридической ответственности. Права и обязанности. По­нятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия норматив­но-правовых актов.


Тема 15. Право, его сущность и особенности. Права без обязанностей - возможно ли это. Основные отличи системы права в демократическом и тоталитарном государствах.


Тема 16. Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собра­ния. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Со­вета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Рес­публиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных ор­ганов России.


Тема 17. Закон и власть. Взаимосвязь власти и закона. Полномочия правительства. Устройство власти в современной России.


Тема 18. Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.


Тема 19. Право и имущественные отношения. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юриди­ческого лица. Право собственности на имущество. Сделка и до­говор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс зако­нов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключе­ние трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольне­ние. Защита детского труда.

Тема 20. Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собра­ния. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Со­вета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Рес­публиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных ор­ганов России.

Тема 21. Потребитель и его права. Потребитель, изго­товитель, услуги, исполнитель. Закон о защите прав потребителей. Соответствие товара, работы, услуги стандарту и САНПинам. Маркировка товара. Правила обмена товара. Федеральная антимонопольная служба. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Срок годности товара. Гарантийный срок.


Тема 22. Потребитель и его права. Выполнение практических заданий. Моделирование ситуаций.


Тема 23. Труд и право. Трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа. Востребованные и невостребованные профессии. Выбор профессиональной деятельности.


Тема 24. Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридиче­ская трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечи­тельства. Классификация прав и свобод ребенка.


Тема 25. Правонарушения и виды юридической ответственности. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответствен­ность. Понятие административного проступка. Субъекты приме­нения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представле­ние о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумп­ции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды нака­зания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.


Тема 26. Правонарушения и виды юридической ответственности. Практические задания. Моделирование ситуаций.


Тема 27. Контрольно-обобщающее занятие по теме. Таблица Тест Защита проектов


Тема 28. Сущность и строение человеческой культуры. Культурные нормы. Происхождение слова «культура» и его значение. Матери­альная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его проис­хождение и правила. Культурное наследие и культурные уни­версалии. Роль культурного наследия в сохранении и разви­тии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жиз­ни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое зна­чение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого по­ведения. Культурная относительность норм.


Тема 29. Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности эли­тарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркульту­ре, их отличительные черты. Неформальные молодежные груп­пы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.


Тема 30. Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в общест­ве. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христиан­ство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения ро­дителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божествен­ное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.


Тема 31. Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобра­зительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их ис­тория и развитие. «Свободные искусства».


Тема 32. Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобра­зительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их ис­тория и развитие. «Свободные искусства».


Тема 33. Контрольно – обобщающий урок «Духовная сфера общества. Таблица. Тест З. Защита проектов

Тема 34. Итоговый урок по курсу. Практическое занятие


Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

    • знать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

    • понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей;

    • знать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

    • знать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

    • уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

    • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

    • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

    • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

    • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

    • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

    • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

    • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

    • Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    • уметь полноценно выполнять типичные для подростка социальные роли;

    • ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах;

    • уметь давать нравственную и правовую оценку конкретных поступков людей;

    • уметь реализовывать защиту прав человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские обязанности

    • уметь осуществлять первичный анализ социальной информации и использовать её в повседневной жизни




Контроль уровня обученности


Основные формы контроля обученности учащихся: устный ответ, практические и самостоятельные работы.

Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.


Ожидаемые результаты:

  • Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

  • Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

  • Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

  • Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

  • Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.


Учебно-методический комплекс для обучаещегося:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. 9 класс. М.: Русское слово, 2008

  2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 9 класс»

  3. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы: Русское слово, 2009.

  4. Кравченко А.И. Поурочное планирование по обществознанию для 8-9 классов.

  5. Обществознание: сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. М.: Просвещение, 2007.

  6. Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект- центр», 2006.

  7. Певцова Е.А. Обществознание 8-9 классы: Книга для учителя М.: Русское слово, 2009.

  8. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 8-9 классы. Русское слово, 2008.



Календарно-тематическое планирование.



№  урока

Тема раздела (урока)

Элементы

содержания

Формы контроля

Формируемые умения

Оборудование и средства обучения

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

Глава 1. Политическая сфера

1

Власть

Знать, какие существуют формы проявления влияния в об­ществе;

Пояснять, что представляет собой власть, ее виды;

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, свя­занные с борьбой за власть


Знать, какие существуют формы проявления влияния в об­ществе;

Пояснять, что представляет собой власть, ее виды;

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, свя­занные с борьбой за власть


Знать, какие существуют формы проявления влияния в об­ществе;

Пояснять, что представляет собой власть, ее виды;

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, свя­занные с борьбой за власть


учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

1.09

1.09


2

Государство

Определение политической системы общества. Общие при­знаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Вид контроля:

Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов.

Знать, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней. Давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства. Знать основные функции государства уметь их анализировать. Знать, какие причины могут лежать в основе зарождения госу­дарства. Уметь анализировать виды монополии государства.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

8.09

8.09


3

Национально-государственное устройство

Объединение и отделение наций. Формирование единой Ев­ропы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-ос­вободительные войны и межнациональные конфликты. Центра­лизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.

Вид контроля:

Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов.

Знать конкретные факты, подтверждающее процесс объеди­нения наций и их отделения. Объяснять процесс создания централизованных государств. Уметь пояснить причины Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания и особенности разлада национальных государств.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

15.09

15.09


4

Формы правления

Понятие об источнике власти. Классификация форм правле­ния. Сущность и политическое устройство демократии. Особен­ности демократии в нашей стране. Природа и сущность респуб­лики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Вид контроля:

Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов.

Знать, что такое форма правления и как государства различа­ются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие раз­новидности республики существуют в современном мире. Уметь анализировать государства с точки зрения формы прав­ления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкрет­ных фактов

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

22.09

22.09


5

Политические режимы. Демократические

Сущность и классификация политических режимов. Характе­ристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущ­ность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов.

Знать, что такое политический режим и какие существуют их типы. Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и совре­менности.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

29.09

29.09


6

Политические режимы. Недемократические

Самостоятельная работа

Парламентские страны Европы. Особенности парламентаризма в Европе. История европейского парламентаризма.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов.

Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

6.10

6.10


7

Гражданское общество

Два значения гражданского общества. Признаки граждан­ского общества. История развития и сущность гражданства. Из­бирательное право и его происхождение. Борьба за граждан­ские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тотали­тарного государства.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов.

Знать, что такое гражданское общество. Уметь анализировать взаимоотношения государства и об­щества. Знать, что представляет собой институт «гражданства», а так же кто такие граждане и каков их правовой статус. Знать, что такое правовое государство, каковы его основные признаки.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

13.10

13.10


8

правовое государство

Гражданство и подданство. Гражданин и гражданство. Правовое и тоталитарное государства, особенности. Взаимосвязь между гражданским обществом и правовым государством.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

20.10

20.10


9

Голосование, выборы, референдум

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Ак­тивность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция полити­ческих партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, что представляет собой голосование, референдум и ка­ков их механизм. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения. Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения. Знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

27.10

27.10


10

Голосование, выборы, референдум Избирательная активность молодежи.


Менталитет. Референдум. Избирательная активность молодежи. Политические предпочтения.

Вид контроля: Контрольная работа по теме «Формы гос-ва»

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

10.11

10.11


11

Политические партии

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная сис­темы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, что такое политическая партия и какие функции она вы­полняет. Знать основные подходы к классификации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу). Уметь анализировать любые политические партии и опреде­лять, к какому типу они относятся. Знать, какими признаками наделена политическая партия

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

17.11

17.11


12

Признаки политических партий.

Практическая работа в тетради

Признаки политической партии. «Политический маятник». Молодежь в политическом движении.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

24.11

24.11


13

Контрольно – обобщающий урок «политическая сфера общества ».Контрольная работа

Власть. Государство. Национально-государственное устройство. Гражданское общество и правовое государство. Голосование, выборы, референдум. Политические партии

Контрольная работа по уровням сложности. Презентации проектов.

Контрольная работа

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать.

Делать выводы.

Отвечать на вопросы.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

1.12

1.12


Глава 2. Человек и его права.

14

Право и его сущность

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представле­ние о юридической ответственности. Права и обязанности. По­нятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия норматив­но-правовых актов.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Опрос, задания по карточкам, тест со свободными ответами

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных кон­текстах. Разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности. Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права. Уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

1.12

1.12


15

Право и его особенности

Права без обязанностей - возможно ли это. Основные отличия системы права в демократическом и тоталитарном государствах.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

8.12


16

Закон и власть

Равенство перед законом. Структура Федерального собра­ния. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Со­вета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Рес­публиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных ор­ганов России.

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закон нав жизни общества. Разъяснять особенности законодательной власти в современ­ной России. Знать, что представляет собой исполнительная власть. Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а так­же анализировать местное самоуправление того региона, где уче­ник живет. Знать, что представляет собой судебная система РФ и уметь объяснить, в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека. Знать, что представляют собой правоохранительные органы РФ, каково их функциональное назначение. Уметь объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, про­куроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

15.12



17

Закон и власть. Три ветви власти

Взаимосвязь власти и закона. Полномочия правительства. Устройство власти в современной России.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные задания.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

22.12




18

Конституция








Урок-практикум

Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать особенности и структуру Основного закона страны. Разъяснять сущность правового статуса личности. Знать реализацию своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

29.12








19.01



19

Право и имущественные отношения.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юриди­ческого лица. Право собственности на имущество. Сделка и до­говор. Потребитель и его права.

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс зако­нов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключе­ние трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольне­ние. Защита детского труда.

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, что представляют собой имущественные правоотноше­ния и каким должно быть поведение их участников. Разъяснять сущность института права собственности. Знать основные виды договоров, уметь разъяснить правила поведения участников договорных отношений. Уметь защитить свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

26.01



20

Право и имущественные отношения.

Практические правовые ситуации. Моделирование правовых ситуаций.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные практические задания.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

2.02




21

Потребитель и его права

Потребитель, изго­товитель, услуги, исполнитель. Закон о защите прав потребителей. Соответствие товара, работы, услуги стандарту и САНПинам. Маркировка товара. Правила обмена товара. Федеральная антимонопольная служба. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Срок годности товара. Гарантийный срок.

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, кто такой потребитель и в чем заключаются его основ­ные права. Знать, каким образом можно защитить свои права в случае их нарушений.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

9.02



22

Потребитель и его права

Выполнение практических заданий. Моделирование ситуаций.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тест группировки, тест с несколькими вариантами ответа.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные практические задания.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

16.02



23

Труд и право

Трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа. Востребованные и невостребованные профессии. Выбор профессиональной деятельности.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Опрос, задания по карточкам, тест со свободными ответами

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую дея­тельность людей. Знать правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта. Знать, как регулируется законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха, какие льготы существуют у работающей молодежи. Уметь подсказать человеку, потерявшему работу, дальнейшие шаги действий

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

2.03



24

Правовые основы брака и семьи

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридиче­ская трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечи­тельства. Классификация прав и свобод ребенка.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Опрос, задания по карточкам, тест со свободными ответами

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, что регулирует семейное право. Уметь разъяснять сущность правовых взаимоотношений су­пругов, их права и обязанности. Уметь составить брачный контракт. Знать правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей. Знать основные права детей, уметь их реализовывать и защи­щать

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

9.03



25

Правонарушения и виды юридической ответственности.

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответствен­ность. Понятие административного проступка. Субъекты приме­нения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представле­ние о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумп­ции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды нака­зания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, что представляют собой проступки и преступления, со­вершаемые людьми. Уметь анализировать состав преступления и определять, явля­ется ли содеянное преступлением. Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют. Знать, что представляет собой принцип «презумпция невинов­ности». Знать наказания, которым могут подвергаться лица, совер­шившие преступления

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

16.03



26

Правонарушения и виды юридической ответственности.

Практические задания. Моделирование ситуаций.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тестирование по разным уровням сложности.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Уметь доказать или отвергнуть предложенные тезисы по теме. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы по теме. Совершенствовать навыки выполнения проблемных заданий и практикумов. Совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально, выполнять дифференцированные практические задания.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

23.03



27

Контрольно-обобщающее занятие по теме

Таблица Тест

Защита проектов

Повторить изученный курс

Закрепить полученный уровень умений и навыков Практическое занятие с разными формами работы Систематизация знаний по теме «Политическая сфера»

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

6.04



Глава 3.Духовная сфера общества

28

Сущность и строение человеческой культуры. Культурные нормы

Происхождение слова «культура» и его значение. Матери­альная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его проис­хождение и правила. Культурное наследие и культурные уни­версалии. Роль культурного наследия в сохранении и разви­тии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жиз­ни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое зна­чение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого по­ведения. Культурная относительность норм.

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Разъяснять сущность понимания культуры у различных наро­дов. Знать, что представляют собой правила этикета и как они мо­гут выражаться. Уметь анализировать особенности некоторых культурных цен­ностей и объяснить сущность культурного наследия. Разъяснять сущность понимания культуры у различных наро­дов. Знать, что представляют собой правила этикета и как они мо­гут выражаться. Уметь анализировать особенности некоторых культурных цен­ностей и объяснить сущность культурного наследия. Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отли­чительные особенности от традиций, обычаев. Разъяснять понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов. Разъяснять понимание морали общества. Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

13.04




29

Формы культуры.

Основные формы культуры. Характерные особенности эли­тарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркульту­ре, их отличительные черты. Неформальные молодежные груп­пы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей. Знать особенности молодежной субкультуры и уметь анализи­ровать ее. Уметь анализировать контркультуру.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

20.04



30

Религия.

Различные определения религии, ее значение и роль в общест­ве. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христиан­ство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения ро­дителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божествен­ное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, что такое религия. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества. Знать некоторые особенности мировых религий.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

27.04



31

Искусство

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобра­зительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их ис­тория и развитие. «Свободные искусства».

Вид контроля: Выборочное оценивание.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художест­венной культурой. Пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Уметь анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

4.05



32

Образование и наука.

Основная задача и исторические формы образования. При­емы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьника­ми. Государственное и частное образование, школьное и до­машнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследова­тельские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарожде­ние и развитие университетов. История и разновидности ака­демий. Правовые основы школьного образования.

Вид контроля: Выборочное оценивание. Тестирование по разным уровням сложности.

Измерители:

Ответы на вопросы. Монологическое высказывание. Объяснять значение терминов

Знать, что представляет собой образование как институт об­щества. Уметь разъяснять эволюцию системы образования с древней­ших времен до наших дней. Уметь разъяснять особенности правового статуса ученика со­временной школы. Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки. Знать, что представляет собой высшая школа, какие виды выс­ших учебных заведений есть в РФ. Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

11.05



33

Контрольно – обобщающий урок «Духовная сфера общества

Таблица.

Защита проектов

Контрольная работа по уровням сложности. Презентации проектов.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать.

Делать выводы

учебник, Презентации PowerPoint,

раздаточный и наглядный материал,

документы

18.05



34

Итоговый урок по курсу.

Практическое занятие

Итоговая беседа по курсу

Уметь анализировать.

Делать выводы.

Отвечать на вопросы.

раздаточный и наглядный материал,

документы

25.05