Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Ф.К. Салманова
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО Приказ №_____ Зам. директора по УВР
от «___»_________ 20___г. А.В. Ходунова
(подпись, ФИО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 10 в класса
на 2018 – 2019 учебный год
Учитель -
Сафарова Марина Леонидовна
Рассмотрено на заседании ПЦК ____________________________________ Протокол от _____________ № ______ руководитель ПЦК ___________________ |
(подпись, ФИО)
Результаты освоения предмета
Личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
познавательные | анализировать реальные социальные ситуации; выбирать способы деятельности и модели поведения в рамках основных социальных ролей; определять собственное отношение к социальным явлениям; формулировать собственную позиции, как в устной, так и письменной форме; моделировать социальные ситуации, определять причинно-следственные связи; поиск и извлечение необходимой информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (тексты, таблицы, схемы, статистические данные, диаграммы и др.); переводить информацию из одной знаковой системы в другую, структурирование текста табличный и схематичный текст, осмысленное чтение структурированного материала; определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объектов. |
регулятивные | осуществлять текущий контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный и полученный продукт, оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; воспринимать и использовать критику и рекомендации других (учителя, одноклассников) |
коммуникативные | выступать перед аудиторией сверстников; формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его, договариваться, работая в группе; участвовать в дискуссии, диалоге, учитывая позиции других участников, уметь контролировать действия партнёра в группе. |
Предметные результаты:
базовый уровень | повышенный уровень |
ученик научится … | ученик получит возможность … |
Знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и использовать в устной речи. Называть изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства. Сравнивать изученные социальные т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определённого объекта с родственными. Характеризовать изученные объекты и процессы. Объяснять изученные социальные процессы и явления, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние. Приводить собственные примеры, т.е. пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах. Давать оценку изученных процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении. | Совершенствовать собственную познавательную деятельность; определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотносить свои действия и поступки окружающих с формами социального поведения; ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах, определять личную и гражданскую позиции. |
Содержания учебного предмета
РАЗДЕЛ I. Человек в обществе
Тема 1. Общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Тема 3. Духовная культура
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО
Тема 7. Право как особая система норм
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Тематический план
№ | Основные разделы | кол-во часов | Количество контрольных работ |
устных | письменных | практических |
Контр. работы | Тесты | Эссе |
1 | Общество | 4 | 1 | | 1 | | |
2 | Человек | 12 | 1 | | 1 | 2 | |
3 | Духовная культура | 8 | | | 1 | 2 | 2 |
4 | Экономическая сфера | 5 | | | | | |
5 | Социальная сфера | 14 | 1 | | 1 | 2 | 2 |
6 | Политическая сфера | 12 | 1 | | 1 | 2 | 1 |
7 | Право как особая система норм | 15 | 1 | 1 | | 1 | 1 |
| Итого | 70 | 5 | 1 | 5 | 9 | 6 |
| I полугодие | 32 | 2 | | 3 | 4 | 3 |
| 1 семестр | 18 | 2 | | 2 | 2 | |
| 2 семестр | 14 | | | 1 | 2 | 3 |
| II полугодие | 38 | 3 | 1 | 2 | 5 | 3 |
| 3 семестр | 16 | 1 | | 1 | 3 | 2 |
| 4 семестр | 10 | 1 | | 1 | 2 | |
| 5 семестр | 12 | 1 | 1 | | | 1 |
Описание программно-методического материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. |
Учебник | Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень) 10 Просвещение (2011) |
Электронное приложение к УМК | Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград: Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). |
Дидактический материал | Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: Пособие для учителя. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. М., «Просвещение», 2012 г. |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010. |
Методическое пособие с поурочными разработками | Обществознание. 10 класс: поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2010 |
Список используемой литературы | Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Семейный кодекс РФ. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М.: Айрис-Пресс, 2010. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М.: Проспект, 2010. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы / С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010. Кравченко, А. И. Обществознание : учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М.: Русское слово, 2011. Кравченко, А. И. Обществознание : учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М.: Русское слово, 2011. Певцова, Е.А. Поурочные разработкик учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 10-11класс. – М.: Русское слово, 2005. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1996. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М.: Астрель, 2010. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Ресурсы сайта ФЦИОР Ресурсы сайта ЕКЦОР 1С. Обществознание. Духовная сфера. Социальная сфера. Интерактивное наглядное пособие. 1С. Обществознание. Экономика. Политика. Интерактивное наглядное пособие. 1С. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Интерактивное наглядное пособие. Интернет-ресурсы |
Технические средства обучения | Интерактивная доска, телевизор, DVD-плеер, компьтер. |
Календарно-тематическое планирование уроков
№ | Тема урока | Используемые ресурсы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы и объекты текущего контроля | Дата урока |
План | Факт |
1 | Вводный урок. Что такое общество | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Общество и общественные отношения» | Владеть понятиями: общество, общественные отношения, культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, деятельность; объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения | Стартовая работа по курсу обществознание за 8-9 класс (Тест № 1) | 06.09 | 06.09 |
2 | Что такое общество | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Общество и общественные отношения» | Владеть понятиями: общество, общественные отношения, культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, деятельность; объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий аргументировать свою точку зрения | Сравнительная таблица «Типы человеческого общества» (по Э. Тоффлеру) | 06.09 | 06.09 |
3 | Что такое общество | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. Презентация «Обществоведческое эссе» | Владеть понятиями: социальный институт, система; владеть понятиями: общество, общественные отношения, культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, деятельность; объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий | Таблицы «Характерные черты общества как системы», «Развитие социальных институтов» Зачет | 13.09 | 13.09 |
4 | Общество как сложная динамичная система | 13.09 | 13.09 |
5 | Общество как сложная динамичная система | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. Презентация «Природа человека» | Владеть понятиями: антропогене; имееть представление об отличительных признаках человека; объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений. | Таблица «Биологические и социальные начала в человеке». Эссе «Цель и смысл жизни человека» | 20.09 | 20.09 |
6 | Динамика общественного развития | 20.09 | 20.09 |
7 | Динамика общественного развития | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию | Владеть понятиями: идеал, ценности, мировоззрение, «золотое правило» нравственности, мораль; объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений. | Таблица «Типы мировоззрений», Эссе по высказыванию Л. Н. Толстого: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы и наоборот». | 27.09 | 27.09 |
8 | Социальная сущность человека | 27.09 | 27.09 |
9 | Социальная сущность человека | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Деятельность - способ существования людей» | Владеть понятиями: деятельность, потребность, цель, мотив, сознание. Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений. | Схема «Особенности деятельности человека». Схема «Структура деятельности человека». Таблица «Разновидности деятельности». | 04.10 | 04.10 |
10 | Деятельность - способ существования людей | 04.10 | 04.10 |
11 | Деятельность - способ существования людей | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. Презентация «Познание и знание» | Владеть понятиями: знание, агностицизм, чувственное и рациональное познание, понятие, мышление, язык, истина, абсолютная истина, относительная истина. Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений. | Схемы «Структура чувственного познания», «Структура рационального познания». | 11.10 | 11.10 |
12 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 11.10 | 11.10 |
13 | Познавательная и коммуникативная деятельность | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Человек в системе социальных связей» | Владеть понятиями: личность, индивид, индивидуальность, социализация личности, самосознание, самореализация. Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений. | Таблица «Основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке» Таблица «Факторы социального поведения» Зачет | 18.10 | 18.10 |
14 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 18.10 | 18.10 |
15 | Свобода и необходимость в деятельности человека | Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание / Редактор - составитель Е. Л. Рутковская. — М.: Интеллект-Центр, 2012. Презентация «Тестовая работа по теме "Человек и общество"» | Владеть понятиями темы. Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений. | Семинар «Общество и человек». Тест № 2 | 25.10 | 25.10 |
16 | Современное общество | 25.10 | 25.10 |
17 | Современное общество | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Культура и духовная жизнь общества» | Владеть понятиями: духовная жизнь, культура, диалог культур, народная культура, массовая культура, элитарная культура. Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей. | Таблица «Характеристика массовой культуры» | 01.11 | 01.11 |
18 | Глобальная угроза международного терроризма | 01.11 | 01.11 |
19 | Глобальная угроза международного терроризма | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Наука и образование» | Владеть понятиями: наука, научно-технический прогресс, образование. Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей. | Тезисный план-конспект | 15.11 | 15.11 |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и общество" | 15.11 | 15.11 |
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и общество" | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Мораль и религия» | Владеть понятиями: мораль, этика, религия, светское сознание. Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей. | Словарь терминов. | 22.11 | 22.11 |
22 | Духовная культура общества | 22.11 | 22.11 |
23 | Духовная культура общества | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Искусство и духовная жизнь» | Владеть понятиями: искусство. Имеет представление о характерных чертах искусства, видах искусства, о проблемах духовной жизни в современной России. Знать что такое искусство и как оно соотносится с худ.культурой; пояснять, кто является субъектом худ. культуры; уметь анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми они обладают. Владеть понятиями: духовная жизнь, культура, диалог культур, народная культура, массовая культура, элитарная культура. Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей. | Эссе: «Искусство должно облагораживать людей...» (М. Горъкий.); «Первый закон искусства: если тебе нечего сказать - молчи. Если тебе есть что сказать - скажи и не лги» (Р. Роллан); «До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их» (Л. Н. Толстой) Мини-исследования учащихся «Духовная жизнь современной России» | 29.11 | |
24 | Духовный мир личности | 29.11 | |
25 | Духовный мир личности | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. Презентация «Роль экономики в жизни общества» | Владеть понятиями: экономика, уровень жизни, валовой внутренний продукт, уровень бедности. Знать,что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе; понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; знать, что представляет собой производство; уметь определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; уметь определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни. | Мини-сочинение-рассуждение «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер)» | 06.12 | |
26 | Мораль | 06.12 | |
27 | Мораль | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. | Владеть понятиями: экономическая культура личности, экономический интерес, деловая этика, экономическая свобода. Знать основные элементы экономической культуры; определять значение экономической направленности и социальных установок личности; определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономики. | Разработать проект «Этический кодекс предпринимателя» | 13.12 | |
28 | Наука и образование | 13.12 | |
29 | Наука и образование | Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание / Редактор - составитель Е. Л. Рутковская. — М.: Интеллект-Центр, 2012 | Знать основные положения урока; уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; умение работать с текстом учебника. | Тест № 3 | 20.12 | |
30 | Религия и религиозные организации | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс | Владеть понятиями: социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения. разъяснять, апеллируя конкретными примерами социальную структуру любого общества; уметь анализировать социальный образ и имидж личности; уметь объяснять поступки людей в соответствии с и их социальной ролью; знать, что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; уметь анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий | Словарь терминов | 20.12 | |
31 | Религия и религиозные организации | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Социальная структура общества» | Владеть понятиями: маргиналы, социальное неравенство, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный статус, социальные интересы. Уметь анализировать социальный образ и имидж личности; уметь объяснять поступки людей в соответствии с и их социальной ролью; знать, что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; уметь анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий | Схема «Многообразие социальных групп» Мини-исследование и разработка проекта «Путь к профессиональному мастерству» | 27.12 | |
32 | Искусство | 27.12 | |
33 | Искусство | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010 | Владеть понятиями: социальная связь, социальные отношения, социальное взаимодействие, социальный конфликт, культура труда. Знать и характеризо-вать социальную сущность деятель-ности человека, потребности и мотивы; разбираться в типологии деятельности. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло-жения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | Тезисный план | 17.01 | |
34 | Массовая культура | 17.01 | |
35 | Массовая культура | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. Презентация «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» | Владеть понятиями: социальные нормы, социальный контроль, девиантное поведение, преступность, преступление. Работать с текстом учебника, составлять развёрнутого плана урока. Уметь давать самостоятельную оценку социальным явлениям, аргументировать свою точку зрения | Таблица «Социальные нормы и их характеристики» Составить развернутый план «Опасность организованной преступности» | 24.01 | |
36 | Повторительно-обобщающий урок по теме: "Общество как мир культуры" | 24.01 | |
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме: "Общество как мир культуры" | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Нации и межнациональные отношения» [ | Владеть понятиями: этнос, нация, национальность, национальное самосознание, национализм, геноцид, шовинизм, патриотизм, расизм, апартеид, толерантность. Работать с текстом учебника, составлять развёрнутый план урока. Излогать собственной точки зрения по теме. Уметь давать самостоятельную оценку социальным явлением, аргументировать свою точку зрения | Подборка материалов из СМИ о межнациональные отношения в современном мире. Таблица «Этнические общности и типы обществ» | 31.01 | |
38 | Современные подходы к пониманию права | 31.01 | |
39 | Современные подходы к пониманию права | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Семья и быт» | Владеть понятиями: семья. Работать с текстом учебника, составлять развёрнутый план урока. Излогать собственные точки зрения по теме | Схема «функции семьи» Мини-проекты «Как помочь молодой семь», «Семья в городе будущего». Эссе «Семья -это кристалл общества» (В. Гюго) | 07.02 | |
40 | Право в системе социальных норм | 07.02 | |
41 | Право в системе социальных норм | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Социальное развитие и молодежь» | Владеть понятиями: молодежь, молодежная субкультура. Подготовка и выступление с сообщением (использование ИКТ), прослушивание выступлений учащихся и их оценка. Участие в дискуссии. Поиск социальной информации в дополнительных источниках. | Выполнение групповых заданий «Легко ли быть молодым». Эссе «Молодость - это время для усвоения мудрости, старость - время для ее применения» (Ж.-Ж. Руссо) Зачет | 14.02 | |
42 | Источники права | 14.02 | |
43 | Источники права | Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание / Редактор - составитель Е. Л. Рутковская. — М.: Интеллект-Центр, 2012 | Знать основные положения урока; уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; умение работать с текстом учебника. | Тест № 4 | 21.02 | |
44 | Правоотношения и правонарушения | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Политика и власть» [ | Владеть понятиями: политика, политическая партия, политический институт, государство, политические отношения, политическая власть. Анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, участвовать в проектной деятельности пользоваться компьютерными технологиями для создания презентации результатов познавательной и практической деятельности | Эссе «Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку, нарушение закона и отказ от власти приводит к беспорядкам» (Хань Фей, китайский философ) | 21.02 | |
45 | Правоотношения и правонарушения | 28.02 | |
46 | Предпосылки правомерного поведения | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Политическая система» | Владеть понятиями: политическая система, политический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, демократический режим. Иметь представление о структуре и функциях политической системы | Таблицы: «Структура и функции политической системы», схема «Политическая система» | 28.02 | |
47 | Гражданин Российской Федерации | 07.03 | |
48 | Повторительно-обобщающий урок по теме: "Право в системе социальных норм" | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Гражданское общество и правовое государство» [ | Владеть понятиями: республика, президентская республика, парламентская республика, смешанная республика, монархия, парламентская монархия, абсолютная монархия, гражданское общество. Называть признаки правового государства | Проектная деятельность по темам: «Я живу в правовом государстве», «Многообразие политических партий - мой выбор», «Что такое политическая культура и как она проявляется» | 07.03 | |
49 | Гражданское право | 14.03 | |
50 | Гражданское право | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Конституция Российской Федерации. Презентация «Демократические выборы и политические партии» | Владеть понятиями: избирательная система, многопартийность, двухпартийная система. Иметь представление о типах избирательных систем, типах партий | Эссе «Мое мнение о выборах» | 14.03 | |
51 | Семейное право | 21.03 | |
52 | Семейное право | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Конституция Российской Федерации. Презентация «Участие гражданина в политической жизни» | Владеть понятиями: политический процесс, политическое участие, популизм, политическая культура. Анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, участвовать в проектной деятельности, пользоваться компьютерными технологиями для создания презентации результатов познавательной и практической деятельности | Зачет | 21.03 | |
53 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 04.04 | |
54 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание / Редактор - составитель Е. Л. Рутковская. — М.: Интеллект-Центр, 2012 | Знать основные положения урока; уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; умение работать с текстом учебника. | Тест№ 5 | 04.04 | |
55 | Экологическое право | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. Презентация «Право в системе социальных норм» | Владеть понятиями: право, система права, отрасль права, норма права, институт права. Называть основные признаки права, сравнивать мораль и право. Анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений | Сравнительная таблица «Мораль и право» Эссе «Сознание права развивает сознание долга» (В. Гюго) | 11.04 | |
56 | Экологическое право | 11.04 | |
57 | Процессуальные отрасли права | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Источники права» [ | Владеть понятиями: источники права, нормативно-правовой акт, конституция. Называеть основные источники права, виды нормативных актов. | Таблица «Источники права» | 18.04 | |
58 | Процессуальные отрасли права | 18.04 | |
59 | Конституционное судопроизводство | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Правоотношения и правонарушение» | Владеть понятиями: правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность. | Выполнение групповых заданий | 25.04 | |
60 | Конституционное судопроизводство | 25.04 | |
61 | Международная защита прав человека | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Презентация «Современное российское законодательство» | Давать характеристику отраслям права: конституционное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, экологическое. | Выполнение групповых заданий | 02.05 | |
62 | Международная защита прав человека | 02.05 | |
63 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. | Владеть понятиями: административное правонарушение, административная ответственность. Анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений | Выполнение практических заданий, | 09.05 | |
64 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 09.05 | |
65 | Повторительно-обобщающий урок по теме: "Правовое регулирование общественных отношений" | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. | Владеть понятиями: преступление, эколого-правовая ответственность. Анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений | Выполнение практических заданий | 16.05 | |
66 | Человек в XXI веке | Обществознание. 10 кл. учебное пособие Практикум: пособие для 10 кл. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. | Владеть понятиями: правовая установка, правовая культура. Анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений | Зачет | 16.05 | |
67 | Человек в XXI веке | Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание / Редактор - составитель Е. Л. Рутковская. — М.: Интеллект-Центр, 2012 | Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий | Контрольная работа № 1 | 23.05 | |
68 | Итоговое повторение и обобщение по теме: "Человек и общество" | Презентация «Проблемы общественного прогресса» [ | Имеет представление о многообразии путей и форм общественного развития, о процессе глобализации, о противоречивости прогресса. | Мини-проекты по выбранным учащимися темам | 23.05 | |
69 | Итоговое повторение и обобщение по теме: "Общестов как мир культуры" | 30.05 | |
70 | Итоговое повторение и обобщение по теме: "Правовое регулирование общественных отношений" | Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание / Редактор - составитель Е. Л. Рутковская. — М.: Интеллект-Центр, 2012 | Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения. | | 30.05 | |