Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол заседания № Руководитель МО ______________________ Сташевская А.А. «____» _____ 2018г. | «Утверждаю» Директор ________________ Гасай С.В. Приказ № __ от «___» ____ 2018г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Обществоведение»
(основное общее образование)
8-9 классы (8 вид)
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Стукалова Людмила Павловна
Учитель истории и обществознания
Высшая категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию основного общего образования составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
-годового календарно учебного плана;
-учебный план;
-адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость лёгкой степени) 5-9 класс
--Положение о рабочей программе для детей с ОВЗ (легкой степенью умственной отсталости), обучающихся по программам 8 вида МКОУ «Поломошенская СОШ»;
-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы(сборник 1) под редакцией В.В.Воронковой М. Владос 2011
Срок реализации 2018-2019 у/г. Программа реализуется без изменений
Учебно-методический комплект:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы(сборник 1) под редакцией В.В.Воронковой М. Владос 2011
- Учебник Обществознание 8-9 кл.: Л.Н.Боголюбов, М.Просвещение, 2008 год.
Общая характеристика изучаемого предмета.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания. Важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Цели:
- усвоение основных понятий курса; знать, что собой представляет власть, разделение властей; виды правовой ответственности; права и обязанности граждан РФ;
- формирование умения написать просьбу, жалобу, ходатайство; оформлять стандартные бланки,
- развитие познавательных интересов;
- формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Общая характеристика организации учебного процесса
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
Формы организации обучения: урок
Методы обучения: Словесные - рассказ, объяснение, беседа
Наглядные - наблюдение, демонстрация
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний
Методы повторения, закрепления знаний
Методы применения знаний
Методы контроля
Технологии обучения: индивидуальное обучение
Средства обучения: учебник, ноутбук, мультимедийное оборудование, экран
Режим занятий: 5 –дневная неделя, продолжительность урока 40 минут
Место предмета в учебном плане.
В Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» в 8 и 9 классе предусмотрено по 1 часу в неделю и составляет 68 часов, (34 часа в год).
.
Класс | количество часов в год | количество часов в неделю | Итого общее количество часов |
8 класс | 34— 35 недель | 1 | 34 — 35 недель |
9 класс | 34-34 недели | 1 | 34-34 недели |
| | | 68 |
Содержание программы «Обществоведение» 8-9 класс
8 КЛАСС (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Введение (2 часа)
Кто такой гражданин?
Страна, в которой мы живём, зависит от нашей гражданской позиции.
Раздел II. Государство, право, мораль. (15 часов)
Что такое государство? Основные принципы правового государства: незыблемость прав и свобод личности; разделение властей.
Законодательная власть.
Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность ( административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки.
Презумпция невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности.
Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни.
Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.
Раздел III. Конституция Российской Федерации. (15 часов)
Конституция РФ – Основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Законодательная власть РФ. Исполнительная власть РФ. Судебная власть РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы РФ. Институт президенства. Избирательная система. Гражданство РФ.
Итоговое повторение (2 часа)
9 КЛАСС (1 час в неделю)
Повторение 2ч.
Раздел 3. Права и обязанности гражданина России (28 часа)
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Труд и т рудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Социальные права человека. Жилищные права.
Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Заключение. Активная, свободная и инициативная позиция-основа полноценной жизни человека и общества. Гражданское самосознание.
Повторение (1 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся
класс | Обучающиеся должны знать: | Обучающиеся должны уметь: |
8 -9 класс | Учащиеся должны знать: Что такое государство? Что такое право? Виды правовой ответственности, Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власти РФ. При ответах учащиеся могут опираться на план к рассказу, использовать образцы слов и выражений, использовать образцы слов и выражений. | Учащиеся должны уметь: Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку. Оформлять стандартные бланки. Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения. Оформлять деловые бумаги по образцу |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка «5» | ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. 3. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 4. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 5. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. |
Оценка «4» | ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. 3. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 4. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). |
Оценка «3» | ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. |
Оценка «2» | ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
| Учебники | Программа | Методическое пособие |
Обществоведение 8 класс | Боголюбов Л.Н. «Обществознание» Учебник для 8 -9 классов общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение». 2008г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы/Под ред. В.В. Воронковой. Сб. № 1. – М.: Владос, 2011 | Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав ребёнка. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. «Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Конституция РФ |
Обществоведение 9 класс | Боголюбов Л.Н. «Обществознание» Учебник для 8 -9 классов общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение». 2008г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы/Под ред. В.В. Воронковой. Сб. № 1. – М.: Владос, 20011 | Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав ребёнка. Конституция РФ |
Технические средства обучения, включая ИКТ 1 Мультимедиапроектор, АРМ. |
Календарно – тематическое планирование по обществознанию 8 класс 34 часа (1 час в неделю)
№ ур. | Тема, раздел | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты освоения материала | Учебно-прак-кое, лабораторное оборудование и ТСО | Дата | |
План. | Факт. | |
Раздел 1 Введение(2 ч.) | |
1 | Кто такой гражданин? | | Формировать представление о гражданской позиции Знать: гражданин, государство. Уметь: показать границы государства | Проектор, АРМ | | | |
2 | Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. | | | | |
Раздел 2 Государство, право, мораль.(15 ч.) | |
3 | Что такое государство? | | Формирование у воспитанников школы-интерната представления о видах правонарушений и правовой ответственности Знать: государство, право, виды ответственности, правонарушение, преступление, законодательная – исполнительная – судебная власть, основные права и обязанности граждан РФ. Уметь: написать заявление. | Проектор, АРМ | | |
4 | Основные принципы правового государства: верховенство права | Работа с текстом | | | | |
5 | Незыблемость прав и свобод личности | | | | |
6 | Разделение властей. Законодательная, исполнительная, судебная власть. | Работа со схемой | Проектор, АРМ | | | |
7 | Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. | | Проектор, АРМ | | . | |
8 | Право и закон. | Работа с текстом | | | | |
9 | Правовая ответственность (административная и уголовная) | | Проектор, АРМ | | | |
10 | Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения; его признаки. | Работа со схемой | | | | |
11 | Презумпция невиновности. Отрасли права. | | | Проектор, АРМ | | |
12 | Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. | | | | | |
13 | Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. | Работа с текстом | Проектор, АРМ | | | |
14 | Общечеловеческие ценности. | | | | | |
15 | Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни | Работа с текстом | Проектор, АРМ | | | |
16 | Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека. | | Проектор, АРМ | | | |
17 | Практическая работа № 1 «Заявление» | | | | | |
Раздел 3 Конституция Российской Федерации (15 ч.). | |
18 | Конституция РФ – Основной Закон государства. | Работа с текстом Конституции РФ | Формировать у детей представление об основах конституционного устройства РФ. Познакомить с видами власти. Воспитывать чувство ответственности. | Проектор, АРМ | | | |
19 | Конституция РФ – Основной Закон государства | Работа с текстом Конституции РФ | Конституция РФ | | |
20 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | Работа с текстом Конституции РФ | | | |
21 | Законодательная власть Российской Федерации | Работа с текстом Конституции РФ | | | |
22 | Исполнительная власть Российской Федерации | Работа с текстом Конституции РФ | Знать: Что такое Конституция? виды власти, Президент и его функция, гражданские права граждан РФ. Уметь: написать заявление, заполнить заявление на прописку, ориентироваться в органах местного самоуправления, обратиться в суд, к юристу. | Проектор, АРМ | | | |
23 | Исполнительная власть Российской Федерации | Работа с текстом Конституции РФ | | | | |
24 | Судебная власть Российской Федерации | Работа с текстом Конституции РФ | | | | |
25 | Судебная власть Российской Федерации | Работа с текстом Конституции РФ | Проектор, АРМ | | | |
26 | Местное самоуправление | Работа с текстом Конституции РФ | | | | |
27 | Правоохранительные органы Российской Федерации | | Проектор, АРМ | | | |
28 | Практическая работа № 2 «Исковое заявление» | | | | | |
29 | Институт президентства | Работа с текстом Конституции РФ | Проектор, АРМ | | | |
30 | Избирательная система | | | | | |
31 | Гражданство Российской Федерации | | Проектор, АРМ | | | |
32 | Практическая работа № 3 «Заполнение заявления на прописку» | | | | . | |
33-34 | Повторение | | Повторить знания, полученные в ходе изучения тем | | | | |
Лист внесения изменений
Дата по журналу | Номера скорректированных уроков | Содержание темы | Основание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |