СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию ООО. 6-9 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию ООО. 6-9 классы.»

Краснодарский край, Каневской район, станица Привольная

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13

имени дважды Героя Советского Союза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район




УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

МБОУ СОШ №13

от 31.08.2022 года протокол № 1

Председатель

__________ Сонько Л.Г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По обществознанию

Уровень обучения (класс) основное общее образование, 6 - 9 классы

Количество часов: 136 часов

Разработчики программы: Ткаченко Марина Леонидовна, Дьяконенко Зоя Ивановна, Супруненко Лариса Ивановна - учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №13

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО.


с учетом Примерной основной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденной решением федерального учебно– методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)________________________________________________________________________________________________










1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Личностные результаты обучения Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают сформированность в части:

Патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

- уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, культурному, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;

- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

- понимание роли социальных институтов (государства, семьи, церкви, СМИ) в российском обществе и в жизни человека;

- представление о конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина Российской Федерации, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе знания Конституции Российской Федерации и основ российского законодательства;

- представление о способах противодействия коррупции;

- готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

- осознанное и активное неприятие всех форм антиобщественного поведения и асоциальных поступков;

- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

- овладение основными навыками исследовательской деятельности в познании социальных явлений и процессов;

- установка на осмысление собственного опыта наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни; установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая

дальнейшие цели;

- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные социально одобряемые формы взаимодействия с другими людьми;

- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

- установка на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках семьи, школы, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний об обществе и общественных отношениях;

- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметные результаты освоения курса обществознания на уровне основного общего образования предполагают, что у обучающихся будут сформированы умения:

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

      использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

      характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

      в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

      характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

      приводить примеры основных видов деятельности человека;

      выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Общество

Выпускник научится:

      демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

      распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

      характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

      различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

      выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

      характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

      на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

      раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

      конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Социальные нормы

Выпускник научится:

       раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

       различать отдельные виды социальных норм;

       характеризовать основные нормы морали;

       критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

       раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

       характеризовать специфику норм права;

       сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

       раскрывать сущность процесса социализации личности;

       объяснять причины отклоняющегося поведения;

       описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

      характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

      описывать явления духовной культуры;

      объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

      оценивать роль образования в современном обществе;

      различать уровни общего образования в России;

      находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

      описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

      объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

      учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

      раскрывать роль религии в современном обществе;

      характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Социальная сфера

Выпускник научится:

       описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

       объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

       характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

       выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

       приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

       описывать основные социальные роли подростка;

       конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

       характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

       объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

       характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

       раскрывать основные роли членов семьи;

      характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

       выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

       объяснять роль политики в жизни общества;

       различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

       давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

       различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

       раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

       называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

       характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

      характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

      объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

      раскрывать достижения российского народа;

      объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

      называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Чувашской Республики;

      осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

      характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

      характеризовать систему российского законодательства;

      раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

      характеризовать гражданские правоотношения;

      раскрывать смысл права на труд;

      объяснять роль трудового договора;

      разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

      характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

      характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

      конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

      характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

      раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

      анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

      исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

      находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Экономика

Выпускник научится:

      объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

      различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

      раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

      характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

      характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

      объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

      называть и конкретизировать примерами виды налогов;

      характеризовать функции денег и их роль в экономике;

      раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

      анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

      формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

      раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

      характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

      использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

      обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


6 КЛАСС

Раздел 1. Человек. Деятельность человека (24 часа)

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Контрольная работа по теме: «Биологическое и социальное в человеке». Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Контрольная работа по теме: «Деятельность человека». Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Обобщающее повторение по теме «Человек в группе»

Раздел 2. Социальная сфера жизни общества (7 часов).

Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Повторительно – обобщающий урок «Семья и семейные отношения».

Итоговое повторение за курс 6 класса (3 часа)

Итоговая контрольная работа за курс обществознания 6 класса. Урок представления результатов проектной деятельности. Итоговое обобщение.


7 КЛАСС

Раздел 1. Общество (5 часов).

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Контрольная работа по теме «Общество».

Раздел 2. Социальные нормы (6 часов).

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Контрольная работа по теме «Социальные нормы».

Раздел 3. Сфера духовной культуры (3 часа).

Культура, ее многообразие и основные формы. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Раздел 4. Политическая сфера жизни общества (3 часа).

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления.

Раздел 5. Гражданин и государство (6 часов).

Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Контрольная работа по теме «Государство и гражданин».

Раздел 6. Социальная сфера жизни общества (1 час)

Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Раздел 7. Экономика (8 часов).

Понятие экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Торговля и ее формы. Реклама. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Контрольная работа по теме «Экономика». Раздел 8. Итоговое повторение (2 часа). Итоговая контрольная работа за курс 7 класса. Урок представления результатов проектной деятельности.

8 КЛАСС

Раздел 1. Общество (3 часа).

Общество. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Раздел 2. Социальные нормы (5 часов).

Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Контрольная работа по теме «Социальные нормы».

Раздел 3. Сфера духовной культуры (4 часа).

Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры».

Раздел 4. Социальная сфера жизни общества (4 часа).

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.

Раздел 5. Экономика (16 часов).

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Контрольная работа по теме «Экономика».

Раздел 6. Итоговое повторение (2 часа). Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. Урок представления результатов проектной деятельности.


9 КЛАСС

Раздел 1. Политическая сфера жизни общества (9 часов).

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Контрольная работа по теме «Политическая сфера жизни общества».

Раздел 2. Гражданин и государство (10 часов).

Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Контрольная работа по теме «Гражданин и государство».

Раздел 3. Основы российского законодательства (13 часов)

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Контрольная работа по теме «Основы российского законодательства».

Раздел 4. Итоговое повторение (2 часа). Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. Урок представления результатов проектной деятельности.



Перечень контрольных работ:


6 КЛАСС

Контрольная работа по теме: «Биологическое и социальное в человеке».

Контрольная работа по теме: «Деятельность человека».

Итоговая контрольная работа за курс обществознания 6 класса.

7 КЛАСС

Контрольная работа по теме «Общество».

Контрольная работа по теме «Социальные нормы».

Контрольная работа по теме «Государство и гражданин».

Контрольная работа по теме «Экономика». Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

8 КЛАСС

Контрольная работа по теме «Социальные нормы».

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры».

Контрольная работа по теме «Экономика».

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

9 КЛАСС

Контрольная работа по теме «Политическая сфера жизни общества».

Контрольная работа по теме «Гражданин и государство».

Контрольная работа по теме «Основы российского законодательства».

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.




3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


Таблица тематического распределения количества часов



п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Человек. Деятельность человека

-

-

-

-

24

-

-

-

2

Социальная сфера жизни общества

-

-

-

-

7

1

4

-

3

Общество

-

-

-

-

-

5

3

-

4

Социальные нормы

-

-

-

-

-

6

5

-

5

Сфера духовной культуры

-

-

-

-

-

3

4

-

6

Политическая сфера жизни общества

-

-

-

-

-

3

-

9

7

Гражданин и государство

-

-

-

-

-

6

-

10

8

Основы российского законодательства

-

-

-

-

-

-

-

13

9

Экономика

-

-

-

-

-

8

16

-

10

Итоговое повторение за курс

-

-

-

-

3

2

2

2

11

Резерв

-

-

-

-

-

-

-

-

12

Итого

-

-

-

-

34

34

34

34







Тематическое планирование:



Раздел

Кол-во

ча­сов

Темы

Кол-во

ча­сов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

6 класс






Раздел 1. Человек. Деятельность человека.

24

Тема 1. Человек.

Введение. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.

Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Контрольная работа по теме: «Биологическое и социальное в человеке».

9

Ознакомиться с содержанием курса, основными задачами обучения и требованиями к учащимся. Планировать собственную учебную деятельность при изучении курса.

Знать основные понятия. Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы.

Уметь различать сходства и различия человека и животного. Систематизировать материал, уметь аргументировать собственное мнение. Работать с текстом. Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека. Выявлять особенности подросткового возраста. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека. Описывать особые потребности людей̆ с ограниченными возможностями здоровья. Выполнять контрольную работу.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.


Тема 2. Деятельность человека

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра. Труд.

Учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Контрольная работа по теме: «Деятельность человека».

9

Знать понятие и уметь объяснять роль мотивов в деятельности человека.

В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей. Знать понятие игра. Понимать роль игры в жизни человека разного возраста. Характеризовать особенности труда как вида деятельности. Объяснять значение труда в жизни общества и человека. Оценивать роль образования в современном обществе. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Характеризовать общение как важный канал взаимодействия людей.

Оценивать собственные практические умения, поступки и моральные качества, выявлять их динамику. Выполнять контрольную работу.


Тема 3. Человек в группе

Человек в малой группе. Межличностные отношения.

Личные и деловые отношения.

Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Обобщающее повторение по теме «Человек в группе».

6

Характеризовать с помощью примеров различные виды групп в обществе.
Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Характеризовать чувства, лежащие в основе межличностных отношений. Характеризовать личные и деловые отношения и их отдельные виды. Характеризовать чувства, лежащие в основе личностных отношений. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением места человека в конкретной группе

Выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Раздел 2. Социальная сфера жизни общества.

7

Тема 1. «Семья и семейные отношения»

Семья и семейные отношения.

Функции семьи. Отношения между поколениями. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.

Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Повторительно – обобщающий урок «Семья и семейные отношения».

7

Знать понятие семья. Выделять виды семьи. Выражать собственное отношение к различным семейным ценностям. Характеризовать основные функции семьи. Выполнять несложные задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения конфликтов «отцов и детей». Характеризовать роль семейных традиций в семье. Объяснять основные роли членов семьи. Уметь приводить примеры из жизненного опыта, моделировать ситуации, делать выводы.

Уметь приводить примеры из жизненного опыта, моделировать ситуации, делать выводы.

Выполнять контрольную работу.

Раздел 3. Итоговое повторение

3

Тема 1. Итоговое повторение курса обществознания 6 класса

Итоговая контрольная работа за курс обществознания 6 класса.

Урок представления результатов проектной деятельности.

Итоговое обобщение.

3

Выполнять контрольную работу.

Представлять проект по темам за курс обществознания 6 класса. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

7 класс






Раздел 1. Общество

5

Тема 1. Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Взаимосвязь общества и природы.

Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

Контрольная работа по теме «Общество».

5

Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Различать типы обществ. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества. Раскрывать смысл понятий «глобализация», «обществен­ный прогресс», «общественный регресс» и конкретизиро­вать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глоба­лизации. Характеризовать сущность процесса глобализации, гло­бальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных про­блем с помощью примеров, самостоятельно отобранных из СМИ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Раздел 2. Социальные нормы

6

Тема 1. Социальные нормы и ценности

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.

Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Уважение социального многообразия.

Гражданственность и патриотизм.

Контрольная работа по теме «Социальные нормы»

6

Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная куль­тура личности». Называть моральные категории. Давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям. Характеризовать изменчивость моральных норм, особен­ности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор. Излагать трактовку понимания «нравственность». Характеризовать внешние и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять возможность нравственного выбора. Выявлять основания нравственного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать роль морали в жизни человека и общества.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Раздел 3. Сфера духовной культуры.

3

Тема 1. Духовная сфера

Культура, ее многообразие и основные формы. Искусство как элемент духовной культуры общества.

Влияние искусства на развитие личности.

3

Характеризовать понятия «культура», «наука», «искусство». Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «культура». Различать ее виды.

Характеризовать науку и искусство, их различия и особенности. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур. Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной куль­туры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Перечислять и конкретизировать с помощью фактов ду­ховной жизни жанры искусства.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.


Раздел 4. Политическая сфера жизни общества

3

Тема 1. Политика и власть.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки.

3

Характеризовать власть и политику как социальные явления. Раскрывать признаки государства. Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Иллюстрировать конкретными примерами внутреннюю и внешнюю политику государства. Объяснять роль политики в жизни общества.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Раздел 5. Гражданин и государство

6

Тема 1. Российская Федерация

Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России.

2

Характеризовать государство Российская Федерация. Называть государственные символы РФ. Объяснять понятия: «органы государственной власти», «Президент», «Федеральное Собрание», «суд», «прокуратура». Определять основные функции органов гос. власти. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.


Тема 2. Конституция РФ

Конституция Российской Федерации.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Контрольная работа по теме «Государство и гражданин».

4

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Называть, конституционные права и свободы человека и гражданина РФ. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав). Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Экологическое воспитание.

Раздел 6. Социальная сфера жизни общества

1

Тема 1. Социальная сфера.

Россия – многонациональное государство.

1

Объяснять значение понятия «нация», «многонациональное государство». Характеризовать особенности этнических отношений в России. Называть причины и последствия межнациональных кон­фликтов. Аргументированно показывать влияние этнических факто­ров на государственное развитие и развитие культуры. Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущ­ность этнической дискриминации. Оценивать значение принципов демократической нацио­нальной политики государства.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Раздел 7. Экономика

8

Тема 1. Экономика и ее роль в жизни общества.

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.

2

Характеризовать понятие «экономика».

Раскрывать и конкретизировать роль государства в жизни общества. Называть различные экономические факторы, влияющие на развитие экономике в стране, и приводить их примеры.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.


Тема 2. Распределение. Обмер. Потребление.

Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Распределение. Обмен. Потребление. Торговля и ее формы. Реклама.

2

Характеризовать основные понятия «производство», «обмен», «распределение», «потребление». Называть различные факторы, влияющие на производи­тельность труда, и приводить их примеры. Находить социальную информацию о тенденциях развития современной торговли в адаптированных источниках различного типа и извлекать её.



Тема 3. Выбор профессии.

Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.

1

Называть особенности современного работника.

Давать характеристику различных профессий. Приводить примеры различных профессий. Характеризовать понятие заработная плата. Анализировать структуру рынка труда. Представлять доклады о профессиях. Раскрывать понятие «стимулирование труда».



Тема 4. Экономика домохозяйства.

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Контрольная работа по теме «Экономика».

3

Объяснять значение основных понятий темы. Характеризовать понятие семейный бюджет. Называть экономические функции домохозяйств, источники доходов семьи. Приводить примеры доходов домохозяйств. Анализировать диаграммы и таблицы со статистическими данными, делать выводы на основе анализа. Называть виды сбережений, оценивать экономические риски. Составлять личный бюджет и семейный бюджет. Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).

Раздел 8. Итоговое повторение

2

Тема 1. Итоговое повторение.

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса. Урок представления результатов проектной деятельности.

2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах. Представлять проект по темам обществоведческого курса.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

8 класс






Раздел 1. Общество


3

Тема 1. Общество.

Общество. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

3

Демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека. Распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

Характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса.  Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.  Характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

На основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение. Раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность. Конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Раздел 2. Социальные нормы

5

Тема 1. Социальные нормы.

Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.

1

Раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека.

Различать отдельные виды социальных норм;

Характеризовать основные нормы морали; Критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями.

Раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества.

Характеризовать специфику норм права.

Сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности.

Раскрывать сущность процесса социализации личности. Объяснять причины отклоняющегося поведения. Описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Тема 2. Право и мораль.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.

1

Тема 3. Социализация личности.

Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.

1

Тема 4. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Контрольная работа по теме «Социальные нормы».

2

Раздел 3. Сфера духовной культуры

4

Тема 1. Наука и образование.

Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.

2

Характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры. Описывать явления духовной культуры. Объяснять причины возрастания роли науки в современном мире. Оценивать роль образования в современном обществе. Различать уровни общего образования в России. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа.

Описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним.

Объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях.  Учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности. Раскрывать роль религии в современном обществе.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Тема 2. Религия и свобода совести.

Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры».

2

Раздел 4. Социальная сфера жизни общества

4

Тема 1. Социальная сфера жизни общества.

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.

4

Описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы.

Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп. Характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства. Выделять параметры, определяющие социальный статус личности. Приводить примеры предписанных и достигаемых статусов.

Описывать основные социальные роли подростка.

Конкретизировать примерами процесс социальной мобильности. Характеризовать межнациональные отношения в современном мире.

Объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения.

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Гражданское воспитание. Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Раздел 5. Экономика

16

Тема 1. Ресурсы и производство.

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Производительность труда. Разделение труда и специализация.

3

Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности. Раскрывать факторы, влияющие на производительность труда. Характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах. Характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции.

Объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики, анализировать структуру бюджета государства. Называть и конкретизировать примерами виды налогов. Характеризовать функции денег и их роль в экономике. Раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы. Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности. Раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности. Использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности.

практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах.

Гражданское воспитание. Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Тема 2. Собственность и деньги.

Собственность. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.

2

Тема 3. Типы экономических систем.

Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.

4

Тема 4. Роль государства в экономике.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

2

Тема 5. Банковские услуги и страхование.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Контрольная работа по теме «Экономика».

5

Раздел 6. Итоговое повторение

2

Тема 1. Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. Урок представления результатов проектной деятельности.

2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах. Представлять проект по темам обществоведческого курса. Использовать вопросы как исследовательский инструмент социальных явлений; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

9 КЛАСС






Раздел 1. Политическая сфера жизни общества.


9

Тема 1. Политика и государство.

Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни.

5

Объяснять роль политики в жизни общества. Различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами. Давать характеристику формам государственно-территориального устройства. Различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки. Раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии. Называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах. Характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Использовать приобретенные знания и умения в

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Тема 1. Гражданское общество и межгосударственные отношения.

Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Контрольная работа по теме «Политическая сфера жизни общества».

4

Раздел 2. Гражданин и государство

10

Тема 1. Конституционные основы государственного строя РФ.

Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.

2

Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию.

Объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ.

Раскрывать достижения российского народа.

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство».

Называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства.;

Характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах.

Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Тема 2. Государственные органы РФ.

Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы.

5

Тема 2. Гражданство РФ.

Гражданство Российской Федерации.

1

Тема 3. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Контрольная работа по теме «Гражданин и государство».

2

Раздел 3. Основы российского законодательства

13

Тема 1. Система российского законодательства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.

1

Характеризовать систему российского законодательства.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Характеризовать гражданские правоотношения.

Раскрывать смысл права на труд.

Объяснять роль трудового договора.

Разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

Характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей.

Характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений.

Конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

Раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах.


Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание.

Популяризация научных знаний среди детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Тема 2. Правоотношения. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.

9

Тема 3. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Контрольная работа по теме «Основы российского законодательства».

3



Раздел 3. Итоговое повторение

2

Итоговое повторение за курс 9 класса.

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса. Урок представления результатов проектной деятельности.

2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах. Представлять проект по темам обществоведческого курса. Использовать вопросы как исследовательский инструмент социальных явлений; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей истории, обществознания, права

и кубановедения МБОУ СОШ № 13

от ___________ 2022 года

___________ _Ткаченко М. Л.

подпись руководителя МО Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ _Губарь Н. А.___

подпись Ф.И.О.

________________ 2022 года