ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих документов:Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г); Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (приказ Минобрнауки №1089 от 05.03.2004); Федерального закона №273 от 29 декабря 2012 года; на основе методических рекомендаций (письмо Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/1600);Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; авторской программы «Обществознание. 10-11 классы», авторы: Л.Н.Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, Н.И.Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф.Иванова, кандидат педагогических наук; А.И.Матвееев, кандидат педагогических наук (без изменений и дополнений), и в соответствии с учебным планом МКОУ «Мичуринская СОШ»на 2019 – 2020 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. На изучение обществознания в 11 классе отводится 2 часа в учебную неделю, то есть 68 часов за учебный год.
Цели:
Изучение обществознания в старшей школе набазовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Формы организации учебного процесса:
При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
школьная лекция;
семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
объяснение учителя и беседа с учащимися;
самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
написание сочинений-эссе;
заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
Формы,периодичность и порядок текущего контроля успеваемости.
Проводится в течение учебного полугодия с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов учебной программы за оцениваемый период (проводится на каждом уроке): оценка устного ответа (не менее 2 раз за полугодие),
самостоятельные и проверочные работы (не менее двух за полугодие), письменные и творческие задания, взаимопроверка.
Формы, периодичность и порядок промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения качества освоения школьниками содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (полугодие, год): контрольные работы, тестирование.
Тестирование – по итогам изучения каждой крупной темы (не менее 2 раз за полугодие)
Контрольные работы – не менее двух за полугодие.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Выпускник 11 класса научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации.
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Используемый учебно-методический комплект:
Для учащихся:
Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2017г
Для учителя:
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.. Басик Н.Ю. и др. «Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Базовый уровень». М.: Просвещение. 2014 год
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М.: Просвещение. 2013 год.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2013 год.
Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2013
УМК «Обществознание 9-11 классы» (разработки уроков, тестовый контроль, дидактический материал). – М.: издательство «Учитель», 2014
Учебно – тематический план
№ урока | Название тем и уроков |
| Тема 1. Экономическая жизнь общества – 26 час. |
1 - 2 | Роль экономики в жизни общества |
3 - 4 | Экономика: наука и хозяйство |
5 - 6 | Экономический рост и развитие |
7 - 8 | Рыночные отношения в экономике |
9 - 10 | Фирмы в экономике |
11 - 12 | Правовые основы предпринимательской деятельности |
13 - 14 | Слагаемые успеха в бизнесе |
15 - 16 | Экономика и государство |
17- 18 | Финансы в экономике |
19 - 20 | Занятость и безработица. |
21 - 22 | Мировая экономика |
23 - 24 | Экономическая культура |
25 - 26 | Урок обобщения по теме: «Экономическая жизнь общества» |
| Тема 2. Социальная сфера – 16 час. |
27 - 28 | Социальная структура общества |
29 - 30 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение |
31 - 32 | Нации и межнациональные отношения |
33 - 34 | Семья и быт |
35 - 36 | Гендер – социальный пол |
37 - 38 | Молодёжь в современном обществе |
39 - 40 | Демографическая ситуация в современной России |
41 - 42 | Урок обобщения по теме: «Социальная сфера» |
| Тема 3. Политическая жизнь общества - 20 часов |
43 - 44 | Политика и власть |
45 - 46 | Политическая система |
47 - 48 | Гражданское общество и правовое государство |
49 - 50 | Демократические выборы |
51 - 52 | Политические партии и партийные системы |
53 - 54 | Политическая элита и политическое лидерство |
55 - 56 | Политическое сознание |
57 -58 | Политическое поведение |
59 - 60 | Политический процесс и культура политического участия |
61 - 62 | Урок обобщения по теме: «Политическая жизнь общества» |
63 - 64 | Взгляд в будущее (заключение). |
65 - 68 | Итоговое повторение |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 11 класс,
на 2019 – 2020 учебный год - 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
УМК - Л.Н.Боголюбов
№ | Дата | Тема урока | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Средства обучения |
План | Факт |
Тема 1. Экономическая жизнь общества – 26 часов. | |
1-2 | | | Роль экономики в жизни общества | Ответы на вопросы. Самостоятельное выполнение учащимися задания №1 к параграфу. Обсуждение полученных результатов. Задания в формате ЕГЭ. | §1 | Учебник. Таблица «Виды экономической деятельности». |
3-4 | | | Экономика: наука и хозяйство | Устные ответы. Выполнение индивидуальных заданий. Заполнение таблицы «Разделы экономической науки». Задания в формате ЕГЭ. | §2, задания № 1, 3, 4. | Учебник. Схема «Общественные потребности», документы к параграфу. Компьютер, проектор, презентация |
5-6 | | | Экономический рост и развитие | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы. Выполнение дифференцированных заданий. | §3 Документ к параграфу | Учебник. Задания для самостоят. работы. Технические средства для презентации схем «Экономический рост» и «Экономический цикл». | |
7-8 | | | Рыночные отношения в экономике | Устные ответы. Заполнение таблицы. Вопросы для закрепления темы. Беседа по вопросам. | §4 Документ к параграфу | Учебник. Таблица «Факторы спроса» и «Факторы предложения». Компьютер, экран, проектор, презентация. Вопросы для закрепления. |
9-10 | | | Фирмы в экономике | Устный опрос. Самостоятельная познавательная работа с текстом учебника (поиск ответа на проблемный вопрос). Заполнение таблицы «Факторы производства – факторные доходы». | §5 Вопросы к параграфу | Учебник. Таблица «Факторы производства и факторные доходы». Компьютер, экран, проектор, презентация. |
11-12 | | | Правовые основы предпринимательской деятельности | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Работа с документами. Заполнение таблицы «Субъекты предпринима-тельских отношений». | §6, задание № 5. | Учебник. Сравнительная таблица организационно-правовых форм предпринима-тельской деятельности Компьютер, экран, проектор. |
13-14 | | | Слагаемые успеха в бизнесе | Устный опрос. Практическая работа с текстом учебника. Выполнение практических заданий. | §7, вопросы для самопро-верки | Учебник. Таблица «Управление предприятием» |
15-16 | | | Экономика и государство | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Задания в формате ЕГЭ. | §8, задание 5 | Учебник. Схема «Механизмы государственного регулирования рыночной экономики» Компьютер, экран, проектор, презентация |
17-18 | | | Финансы в экономике | Устный опрос. Практическая работа с учебным текстом, документом. Решение учебно – познавательных задач. Задания в формате ЕГЭ. | §9, Задания 1, 3, 4. | Учебник. Схема. Таблица «Виды инфляции». Компьютер, экран, проектор, презентация |
19-20 | | | Занятость и безработица | Устный опрос. Работа с документами. Выполнение творческих заданий. Обсуждение проблемных вопросов. Заполнение таблицы «Виды безработицы». | §10. Вопросы к параграфу. | Учебник. Таблица «Виды безработицы». |
21-22 | | | Мировая экономика | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа со схемой, документом, таблицей «Международная торговля и политика государства». | §11, Задание № 3. | Учебник. Схема «Международ-ные экономические отношения». Таблица «Глобальные проблемы». Компьютер, экран, проектор, презентация |
23-24 | | | Экономическая культура | Устный опрос. Обсуждение проблемных вопросов. Выполнение практических заданий. Работа с документами, схемой, диаграммами, таблицей «Структура потребительских расходов домашних хозяйств России». | §12, задание № 5. | Учебник. Документы. Диаграмма «Структура доходов населения России». Схема «Факторы производитель-ности труда». |
25-26 | | | Урок обобщения по теме «Экономическая жизнь общества» | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Тестирование. | Повторить §1-12. | Тесты |
Тема 2. Социальная сфера – 16 часов. | |
27-28 | | | Социальная структура общества | Практическая работа по решению познавательных задач. Работа с источниками. Задания в формате ЕГЭ. | §13, Документ к параграфу. Задания № 2, 3. | Учебник. Схема «Типологии социальных групп». |
29-30 | | | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | Развёрнутые монологические ответы. Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа с источниками. Заполнение таблицы «Социальные нормы». | §14, Вопросы и задания к параграфу. | Учебник. Задания в формате ЕГЭ. |
31-32 | | | Нации и межнациональ-ные отношения. | Устный опрос. Решение учебно – познавательных задач. Заполнение схемы «Формы (виды) этнических общностей». Задания в формате ЕГЭ. | § 15. Вопросы и задания к параграфу. | Учебник. Компьютер, экран, проектор, презентация. Задания в формате ЕГЭ |
33-34 | | | Семья и быт. | Устный опрос. Практическая работа с источником к параграфу. Работа с познавательными заданиями к § 16. | § 16 Вопросы и задания к параграфу. | Учебник. Компьютер, экран, проектор, презентация. Таблица «Функции семьи». Задания в формате ЕГЭ. |
35-36 | | | Гендер – социальный пол | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа с текстом учебника. Задания в формате ЕГЭ. | §17 Вопросы для самопро-верки | Учебник. Задания в формате ЕГЭ. |
37-38 | | | Молодёжь в современном обществе. | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Задание № 1 к параграфу. | §18. Задания № 2 – 4 | Учебник. Задания для работы в группах. |
39-40 | | | Демографичес-кая ситуация в современной России. | Устный опрос. Работа с текстом источника. Проектная работа по группам. Задания в формате ЕГЭ. | §19 Вопросы и задания к параграфу. | Учебник. Таблицы, диаграмма «Национальный состав мигрантов в России». Статистические материалы. |
| | | | | | |
41-42 | | | Урок обобщения по теме «Социальная сфера». | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Тестирование. | Повторить § 13-19 | Учебник. Тесты |
Тема 3. Политическая жизнь общества – 20 часов. | |
43-44 | | | Политика и власть | Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа с документами. Решение задач. | §20 Вопросы и задания к параграфу. | Учебник. Компьютер, экран, проектор, презентация. Схемы «Участники политического процесса», «Личность и политика». |
45-46 | | | Политическая система | Устный опрос. Заполнение таблиц «Структура политической системы», «Функции государства», «Политические режимы». | §21. Вопросы для самопро-верки. | Учебник. Компьютер, экран, проектор, презентация. Документы. |
47-48 | | | Гражданское общество и правовое государство | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Работа с текстом учебника и выполнение заданий. | §22. Документ к параграфу. Задания № 4, 5. | Учебник. Задания для самостоят. работы. Схема «Признаки правового государства». |
49-50 | | | Демократичес-кие выборы | Устный опрос. Самостоятельная работа с источниками. Решение учебно – познавательных задач. | §23. Документ к параграфу. Задание 2. | Учебник. Компьютер, экран, проектор, презентация. Схема «Избирательная система». Раздаточный материал с учебными задачами. |
51-52 | | | Политические партии и партийные системы | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа по выполнению заданий. Заполнение таблицы «Типы партийных систем». | §24. Задание № 2 к §. | Учебник. Компьютер, экран, проектор, презентация. Таблица «Типология политических партий». |
53-54 | | | Политическая элита и политическое лидерство | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа с текстами Задания в формате ЕГЭ. | § 25 Вопросы для самопро-верки. | Учебник. Документы. Задания в формате ЕГЭ. |
55-56 | | | Политическое сознание | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа – таблица «Современные политические идеологии». | §26 Вопросы и задания к параграфу. | Учебник. Компьютер, экран, проектор, презентация Схемы «Уровни политического сознания», «Роль СМИ в политике». |
57-58 | | | Политическое поведение | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа с текстом и ответы на вопросы. | §27. Вопросы для самопро-верки. | Учебник. Компьютер, экран, проектор, презентация. Схема «Многообразие форм политического поведения». |
59-60 | | | Политический процесс и культура политического участия | Устный опрос. Решение учебно – познавательных задач. Выполнение тестовых заданий. | §28. Задания № 1, 2, 3 | Учебник. Компьютер, экран, проектор. Схема «Структурные компоненты политического процесса». Конституция РФ |
61-62 | | | Урок обобщения по теме «Политическая жизнь общества» | Фронтальный опрос. Выполнение дифференцированных заданий. Тестирование. | Повторить §20 - 28 | Учебник. Тесты |
63-64 | | | Взгляд в будущее (заключение) | Работа с документами. Практическая работа с вопросами для самопроверки и заданиями. | Стр. 251 | Учебник. Вопросы и задания. |
65-68 | | | Итоговое повторение ( общество и человек; экономика и социальные отношения; правовое регулирование общественных отношений). | Фронтальный опрос. Выполнение дифференцированных заданий. Выполнение тестовых заданий и заданий в формате ЕГЭ. | Ответы на вопросы, решение тестов | Вопросы. Задания для подготовки к ЕГЭ |