СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа для 9х классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №18
Московская область
г. Химки
УТВЕРЖДЕНО
ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА
ОТ 30.08.2018 ГОДА № 169-О
СОГЛАСОВАНО
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
ПРОТОКОЛ ОТ 30.08.2018 ГОДА № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО биологии
класс
Учитель биологии
МБОУ СОШ №18
Скворцова Татьяна Петровна
г. Химки 2018-2019 г.
Рабочая программа по биологии-9 класс.
«Линия жизни» В. Пасечник по ФГОС с календарно-тематическим
планированием с УУД.
2018-2019г.
Преподаватель Скворцова Т.П.
Наименование предмета: биология.
Класс 9.
Общее количество часов по учебному плану 68.
Количество часов по федеральному компоненту-68.
УМКпо биологии Согласно требованиям ФГОС Авторы программы: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов. С.В. 9 класс. «Линия жизни»
Проект Российская академия наук
Москва Издательство «Просвещение» 2014год .Образовательная часть: Российская академия образования
Курс:Биология 9 класс. Учебник: : В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г . Швецов. «Биология 9 класс» Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений , под редакцией В.В. Пасечник, , А.А. Каменский, Г.Г. Швецов , ., рабочая тетрадь М.:Просвещение, 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по биологии основного общего образования, программы курса биологии для общеобразовательных учреждений (автор:В.В.Пасечник, Линия жизни, издательство «Просвещение», 20011 г.) с учетом федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2017-2018 учебный год и рассчитана на преподавание по учебнику «Биология 9 класс.» (авторы:Пасечник В.В.,М., Просвещение 2014 г.).
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в
природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде , собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс биологии 9 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы,
многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской (В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы, являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы, рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке.
Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебной, познавательной деятельности, предполагается работа с тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков.
Рабочая программа ориентирована на учебник В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов. Биология 9 класс. Изд-во «Просвещение»,2014.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
№ | Название тем программы | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во |
п/п |
| часов | часов | лабораторн | лабораторных | практич. |
|
| в авторской | в рабочей | ых работ | работ по | работ |
|
| программе | программе | по | рабочей |
|
|
|
|
| авторской | программе |
|
|
|
|
| программе |
|
|
1. | Введение. Биология в системе наук | 2 | 2 | - | - | - |
2. | Основы цитологии-наука о клетке | 11 | 11 | 2 | 1 | - |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | 5 | - | - | - |
4. | Основы генетики | 10 | 10 | 2 | 1 | 1 |
5. | Генетика человека | 3 | 3 | 1 | - | 1 |
6. | Основы селекции и биотехнологии | 3 | 3 | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
|
7. | Эволюционное ученье | 10 | 10 | 1 | 1 | - |
|
|
|
|
|
|
|
8. | Возникновение и развитие жизни на Земле | 5 | 5 | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
|
9. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 15 | 15 | 3 | 3 | 2 |
Увеличено на 4 часа в разделе «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» за счёт резерва: 1ч. отводится на проведение диагностической работы, 1 ч. на экскурсии, 1 ч. резерв к главам «Основы цитологии-науки о клетке» и «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за
ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и
описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах
органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для
человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и
делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических
групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание
Введение. Биология в системе наук (2 ч.)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке ( 11 ч.)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков.
Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы:
Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч.)
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации:таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Глава 3. Основы генетики (10 ч.)
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование . Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы:
Изучение изменчивости у растений и животных.
Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
Решение генетических задач.
Глава 4. Генетика человека (3 ч.)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Глава 5. Эволюционное учение (10 ч.)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа:
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 6. Основы селекции и биотехнологии (3 ч.)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч.)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (15ч.)
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Лабораторные работы:
Строение растений в связи с условиями жизни.
Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
Практические работы:
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Экскурсия:
Среда жизни и ее обитатели.
Лабораторные работы:
Строение клеток.
Изучение фенотипов растения. Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой.
Изучение приспособленности организма к среде обитания.
Изучение приспособлений организмов к определенной среде обитания.
Строение растений в связи с условиями жизни.
6. Описание экологической ниши организма.
Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума.
Практические работы:
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.
Выявение типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
Составление схем передачи веществ и энергии.
Учебно-методический комплект
Пасечник В.В. «Программы основного общего образования по биологии» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение», 20011 год.
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г., Учебник для общеобразовательных учреждений 9 класс, Биология, Москва, «Просвещение», 2014 год.
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г., Рабочая тетрадь по биологии 9 класс. Изд-во «Просвещение», 2014.
Пасечник В.В Уроки биологии 9 класс, М. Просвещение, 2014.
Биология. Развернутое тематическое планирование . УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника. Тематическое планирование 5-11 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2011 год
№ | Тема и тип урока |
| Планируемые результаты |
|
|
п/п |
|
|
|
|
|
| Предметные | Метапредметные | Личностные |
| |
|
| Введение-2ч. |
|
|
|
1 | Биология в системе наук. | Научатся: объяснять роль | Регулятивные: ставят учебные задачи на | Формируют |
|
| (комбинированный) | биологии в практической | основе соотнесения того, что уже | ответственное |
|
| Цель: создать условия для | деятельности людей, | известно и усвоено учащимся, и того, что | отношение к |
|
| определения значимости | Получат возможность | ещё неизвестно | учению |
|
| науки биологии. | научиться: описывать | Познавательные: самостоятельно |
|
|
|
| биологические науки, | работают с различными источниками |
|
|
|
| применяя логику | информации: находят биологическую |
|
|
|
| системного анализа. | информацию , анализируют и оценивают |
|
|
| Методы биологических |
| информацию |
|
|
| исследований | Выделять основные методы | Коммуникативные: формулируют |
|
|
2 |
| исследования | собственное мнение и позицию, задают |
|
|
|
|
| вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
| Основы цитологии-9ч |
|
|
|
3 | Цитология –наука о клетке. | Научатся: применять | Регулятивные: ставят учебные задачи на | Формируют |
|
|
| некоторые методы научных | основе соотнесения того, что уже | ответственное |
|
|
| исследований | известно и усвоено учащимся, и того, что | отношение к |
|
|
| Получат возможность . | ещё неизвестно | учению |
|
|
| Характеризовать | Познавательные: самостоятельно |
|
|
4 | Клеточная теория. | особенности строения | работают с различными источниками |
|
|
|
| клеток . Основные | информации: находят биологическую |
|
|
5 | Химический состав клетки. | положения клеточной | информацию, анализируют, |
|
|
|
| теории. Роль органических и | систематизируют и оценивают |
|
|
| Строение клетки. | неорганических соединений. | информацию |
|
|
| Органоиды клетки и их | Каковы основные | Коммуникативные: формулируют |
|
|
6 | функции. | компоненты любой клетки | собственное мнение и позицию, задают |
|
|
|
|
| вопросы |
|
|
| Особенности клеточного | Приводить доказательства | Регулятивные: ставят учебные задачи на | Формируют |
|
7 | строения организмов. | чем эукариоты отличаются | основе соотнесения того, что уже | доброжелательное |
|
| Вирусы. «Строение клеток» | от прокариот. | известно и усвоено учащимся, и того, что | отношение к |
|
| (лабораторная/работа) | Получат возможность: | ещё неизвестно, оценивают достигнутый | окружающим |
|
|
| Чем вирусы отличаются от | результат |
|
|
|
| других живых организмов? | Познавательные: применяют методы |
|
|
| Обмен веществ и | Выделять существенные | информационного поиска, в том числе с |
|
|
8 | превращения энергии в | признаки процессов обмена | помощью компьютерных, определяют |
|
|
| клетке. Фотосинтез. | веществ Космическую роль | основную и второстепенную |
|
|
|
| фотосинтеза. | информацию Коммуникативные: |
|
|
|
|
| интересуются чужим мнением и |
|
|
|
|
| высказывают |
|
|
9 | Биосинтез белков. | Выделять существенные | Регулятивные: принимают | Формируют |
|
| признаки процесса | познавательную цель, сохраняют ее при | устойчивый |
|
| биосинтеза белков и его | выполнении учебных действий, | познавательный |
|
| механизм. | регулируют весь процесс их выполнения | интерес |
|
| Выделять существенные | и четко выполняют требования |
|
10 | Регуляция процессов | признаки процесса | познавательной задачи |
|
| жизнедеятельности в | жизнедеятельности клетки | Познавательные: выбирают смысловые |
|
| клетке. |
| единицы текста и устанавливать |
|
|
|
| отношения между ними |
|
|
|
| Коммуникативные: умение слушать и |
|
|
|
| слышать друг друга |
|
|
|
|
|
|
11 | Обобщающий урок |
|
|
|
|
| Онтогенез организмов – 5ч |
|
|
12 | Формы размножения | Самовоспроизведение . | Регулятивные: ставят учебную задачу на | Умение вести |
| организмов. Бесполое | Бесполое размножение. | основе соотнесения того, что уже | диалог на основе |
| размножение. Митоз. | Цитокинез. Кариокинез. | известно и усвоено, и того, что еще | равноправных |
|
| Митоз. | неизвестно | отношений и |
|
|
| Познавательные: применяют методы | взаимного уважения |
|
|
| информационного поиска, в том числе с |
|
|
|
| помощью компьютерных средств, |
|
|
|
| структурируют знания |
|
|
|
| Коммуникативные: адекватно |
|
|
|
| используют речевые средства для |
|
|
|
| дискуссии и аргументации своей позиции |
|
13.. | Половое размножение . | Половое размножение . | Регулятивные: составляют план и | Формируют |
| Мейоз. | Мейоз. Гамета. | последовательность действий, | устойчивый |
|
| Гомологичные хромосомы. | самостоятельно формулируют | познавательный |
|
| Оплодотворение | познавательную цель и строят действия в | интерес |
|
|
| соответствии с ней |
|
|
|
| Познавательные: выделяют и |
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
|
|
|
| выражают смысл ситуации различными |
|
|
|
| средствами (рисунки, символы, схемы) |
|
|
|
| Коммуникативные: учатся |
|
|
|
| аргументировать свою точку зрения, |
|
|
|
| спорить и отстаивать свою позицию |
|
|
|
| невраждебным для оппонентов образом |
|
14. | Онтогенез | Выделять типы онтогенеза | Регулятивные: выделяют и осознают то, | Формируют |
|
| (классифицировать). | что уже усвоено и что еще подлежит | устойчивый |
|
|
| усвоению, осознают качество и уровень | познавательный |
|
|
| усвоения | интерес |
|
|
| Познавательные: выделяют и |
|
|
|
| формулируют проблему, выдвигают и |
|
|
|
| обосновывают гипотезы, предлагают |
|
|
|
| способы их проверки |
|
|
|
| Коммуникативные: развивают |
|
|
|
|
|
|
| способность с помощью вопросов |
| |||||
|
|
|
|
|
| добывать недостающую информацию |
| |||||
15. | Влияние факторов внешней | Оценивать влияние | Регулятивные: осознают качество и | Умение вести | ||||||||
| среды на онтогенез. | факторов внешней среды на | уровень усвоения, оценивают | диалог на основе | ||||||||
|
|
|
|
| развитие зародыша. | достигнутый результат | равноправных | |||||
|
|
|
|
|
| Познавательные: структурируют знания | отношений и | |||||
|
|
|
|
|
| Коммуникативные: учатся управлять | взаимного уважения | |||||
|
|
|
|
|
| поведением партнера - убеждать его, |
| |||||
|
|
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
| |||||
|
|
|
|
|
| оценивать его действия |
| |||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
16. | Обобщающий урок |
|
|
| Регулятивные: ставят учебную задачу | Устойчивый | ||||||
|
|
|
|
|
| на основе соотнесения того, что уже | познавательный | |||||
|
|
|
|
|
| известно и усвоено, и того, что еще | интерес и | |||||
|
|
|
|
|
| неизвестно | становление | |||||
|
|
|
|
|
| Познавательные: осуществляют поиск и | смыслообразующей | |||||
|
|
|
|
|
| выделение необходимой информации, | функции | |||||
|
|
|
|
|
| анализируют объект, выделяя | познавательного | |||||
|
|
|
|
|
| существенные и несущественные | мотива | |||||
|
|
|
|
|
| признаки |
| |||||
|
|
|
|
|
| Коммуникативные: планируют общие |
| |||||
|
|
|
|
|
| способы работы, умеют представлять |
| |||||
|
|
|
|
|
| конкретное содержание и сообщать его в |
| |||||
|
|
|
|
|
| письменной и устной форме |
| |||||
|
|
|
|
| Основы генетики (11 ч) |
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
17 | Генетика | как | отрасль | Определять главные задачи | Регулятивные: самостоятельно | Устойчивый | ||||||
| биологической науки | современной генетики | формулируют познавательную цель и | познавательный | ||||||||
|
|
|
|
|
| строят действия в соответствии с ней, | интерес | |||||
|
|
|
|
|
| ставят учебную задачу на основе |
| |||||
|
|
|
|
|
| соотнесения того, что уже известно и |
| |||||
|
|
|
|
|
| усвоено, и того, что еще неизвестно |
| |||||
|
|
|
|
|
| Познавательные: осуществляют поиск и |
| |||||
|
|
|
|
|
| выделение необходимой информации, |
| |||||
|
|
|
|
|
| анализируют объект, выделяя |
| |||||
|
|
|
|
|
| существенные и несущественные |
| |||||
|
|
|
|
|
| признаки |
| |||||
|
|
|
|
|
| Коммуникативные: планируют общие |
| |||||
|
|
|
|
|
| способы работы, умеют представлять |
| |||||
|
|
|
|
|
| конкретное содержание и сообщать его в |
| |||||
|
|
|
|
|
| письменной и устной форме |
| |||||
18. | Методы | исследования | Определять основные | Регулятивные: самостоятельно | Устойчивый | |||||||
| наследственности. | Фенотип. | признаки фенотипа и | формулируют познавательную цель и | познавательный | |||||||
| Генотип |
|
|
| генотипа | строят действия в соответствии с ней | интерес | |||||
|
|
|
|
|
| Познавательные: осуществляют поиск и |
| |||||
|
|
|
|
|
| выделение необходимой информации, |
|
|
|
|
|
| анализируют объект, выделяя |
| |||
|
|
|
|
| существенные и несущественные |
| |||
|
|
|
|
| признаки |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: планируют общие |
| |||
|
|
|
|
| способы работы, умеют представлять |
| |||
|
|
|
|
| конкретное содержание и сообщать его в |
| |||
|
|
|
|
| письменной и устной форме |
| |||
19 | Закономерности |
| Выявлять основные | Регулятивные: самостоятельно | Устойчивый | ||||
| наследования |
|
| закономерности | формулируют познавательную цель и | познавательный | |||
|
|
|
| наследования. Объяснять | строят действия в соответствии с ней, | интерес | |||
|
|
|
| механизмы | Познавательные: осуществляют поиск и |
| |||
|
|
|
| наследственности. | выделение необходимой информации, |
| |||
|
|
|
|
| анализируют объект, выделяя |
| |||
|
|
|
|
| существенные и несущественные |
| |||
|
|
|
|
| признаки |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: планируют общие |
| |||
|
|
|
|
| способы работы. |
| |||
20- | Решение | генетических | Решать генетические задачи | Регулятивные: составляют план и | Формируют | ||||
21 | задач. | Решение |
| последовательность действий, | ответственное | ||||
| генетических | задач | на |
| самостоятельно формулируют | отношение к | |||
| моногибридное |
|
|
| познавательную цель и строят действия в | учению | |||
| скрещивание. |
|
|
| соответствии с ней |
| |||
|
|
|
|
| Познавательные: выделяют и |
| |||
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
| |||
|
|
|
|
| выражают смысл ситуации различными |
| |||
|
|
|
|
| средствами (рисунки, символы, схемы) |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: учатся |
| |||
|
|
|
|
| аргументировать свою точку зрения, |
| |||
|
|
|
|
| спорить и отстаивать свою позицию |
| |||
|
|
|
|
| невраждебным для оппонентов образом |
| |||
22 | Хромосомная теория |
| Объяснять основные | Регулятивные: самостоятельно | Знание основ | ||||
| наследственности. Генетика | положения хромосомной | формулируют познавательную цель и | здорового образа | |||||
| пола |
|
| теории наследственности. | строят действия в соответствии с ней, | жизни и | |||
|
|
|
| Объяснять наследование | предвосхищают результат и уровень | здоровьесберегающ | |||
|
|
|
| признаков, сцепленное с | усвоения (какой будет результат?) | их технологий | |||
|
|
|
| полом | Познавательные: осуществляют поиск и |
| |||
|
|
|
|
| выделение необходимой информации, |
| |||
|
|
|
|
| анализируют объект, выделяя |
| |||
|
|
|
|
| существенные и несущественные |
| |||
|
|
|
|
| признаки, структурируют знания |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: планируют общие |
| |||
|
|
|
|
| способы работы, умеют представлять |
| |||
|
|
|
|
| конкретное содержание и сообщать его в |
| |||
|
|
|
|
| письменной и устной форме |
| |||
23 | Основные формы |
| Определять основные | Регулятивные: самостоятельно | Знание основ | ||||
| изменчивости. |
|
| формы изменчивости | формулируют познавательную цель и | здорового образа | |||
| Генотипическая |
| организмов .Выявлять | строят действия в соответствии с ней, | жизни и | ||||
|
|
|
| особенности | предвосхищают результат и уровень | здоровьесберегающ |
| изменчивость |
|
| генотипической | усвоения (какой будет результат?) | их технологий | |||
|
|
|
| изменчивости | Познавательные: осуществляют поиск и |
| |||
|
|
|
|
| выделение необходимой информации, |
| |||
|
|
|
|
| анализируют объект, выделяя |
| |||
|
|
|
|
| существенные и несущественные |
| |||
|
|
|
|
| признаки, структурируют знания |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: планируют общие |
| |||
|
|
|
|
| способы работы, умеют представлять |
| |||
|
|
|
|
| конкретное содержание и сообщать его в |
| |||
|
|
|
|
| письменной и устной форме |
| |||
24 | Комбинативная |
|
| .Выявлять особенности | Регулятивные: осознают качество и | Умение вести | |||
| изменчивость. |
|
| комбинативной | уровень усвоения, оценивают | диалог на основе | |||
|
|
|
| изменчивости. | достигнутый результат | равноправных | |||
|
|
|
|
| Познавательные: структурируют знания | отношений и | |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: учатся управлять | взаимного уважения | |||
|
|
|
|
| поведением партнера - убеждать его, |
| |||
|
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
| |||
|
|
|
|
| оценивать его действия |
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
25- | Фенотипическая |
|
| Выявлять особенности | Регулятивные: самостоятельно | Умение вести | |||
26 | изменчивость. |
|
| фенотипической | формулируют познавательную цель и | диалог на основе | |||
| Лабораторная | работа | изменчивости. Проводить | строят действия в соответствии с ней | равноправных | ||||
| «Изучение |
|
| биологические | Познавательные: выделяют и | отношений и | |||
| модификационной | исследования и делать | формулируют проблему, осуществляют | взаимного уважения | |||||
| изменчивости». |
|
| выводы на основе | поиск и выделение необходимой |
| |||
| Лабораторная | работа | полученных результатов | информации, анализируют объект, |
| ||||
| «Описание | фенотипов |
| выделяя существенные и |
| ||||
| растений». |
|
|
| несущественные признаки, |
| |||
|
|
|
|
| структурируют знания |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: планируют общие |
| |||
|
|
|
|
| способы работы, умеют представлять |
| |||
|
|
|
|
| конкретное содержание и сообщать его в |
| |||
|
|
|
|
| письменной и устной форме |
| |||
27. | Обобщающий урок |
| Регулятивные: самостоятельно | Умение вести | |||||
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель и | диалог на основе | |||
|
|
|
|
| строят действия в соответствии с ней | равноправных | |||
|
|
|
|
| Познавательные: выделяют и | отношений и | |||
|
|
|
|
| формулируют проблему, осуществляют | взаимного уважения | |||
|
|
|
|
| поиск и выделение необходимой |
| |||
|
|
|
|
| информации, анализируют объект, |
| |||
|
|
|
|
| выделяя существенные и |
| |||
|
|
|
|
| несущественные признаки, |
| |||
|
|
|
|
| структурируют знания |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: планируют общие |
| |||
|
|
|
|
| способы работы, умеют представлять |
| |||
|
|
|
|
| конкретное содержание и сообщать его в |
| |||
|
|
|
|
| письменной и устной форме |
|
|
|
|
|
| Генетика человека-3ч |
|
| |||||
28 | Методы изучения |
|
| Выделять основные методы | Регулятивные: самостоятельно | Умение вести | ||||||
| наследственности человека. | изучения наследственности | формулируют познавательную цель и | диалог на основе | ||||||||
|
|
|
|
| человека. | строят действия в соответствии с ней, | равноправных | |||||
|
|
|
|
|
| составляют план и последовательность | отношений и | |||||
|
|
|
|
|
| действий | взаимного уважения | |||||
|
|
|
|
|
| Познавательные: применяют методы |
| |||||
|
|
|
|
|
| информационного поиска, в том числе с |
| |||||
|
|
|
|
|
| помощью компьютерных средств, |
| |||||
|
|
|
|
|
| самостоятельно создают алгоритмы |
| |||||
|
|
|
|
|
| деятельности при решении проблем |
| |||||
|
|
|
|
|
| творческого и поискового характера |
| |||||
|
|
|
|
|
| Коммуникативные: планируют общие |
| |||||
|
|
|
|
|
| способы работы, устанавливают рабочие |
| |||||
|
|
|
|
|
| отношения, учатся эффективно |
| |||||
|
|
|
|
|
| сотрудничать и способствовать |
| |||||
|
|
|
|
|
| продуктивной кооперации |
| |||||
29 | Генотип | и | здоровье | Устанавливать взаимосвязь | Регулятивные: осознают качество и | Умение вести | ||||||
| человека. |
|
|
| генотипа человека и его | уровень усвоения, оценивают | диалог на основе | |||||
|
|
|
|
| здоровья. | достигнутый результат | равноправных | |||||
|
|
|
|
|
| Познавательные: структурируют знания | отношений и | |||||
|
|
|
|
|
| Коммуникативные: учатся управлять | взаимного уважения | |||||
|
|
|
|
|
| поведением партнера - убеждать его, |
| |||||
|
|
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
| |||||
|
|
|
|
|
| оценивать его действия |
| |||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
30. | Обобщающий урок |
|
|
| Регулятивные: ставят учебную задачу | Признание высокой | ||||||
|
|
|
|
|
| на основе соотнесения того, что уже | ценности жизни во | |||||
|
|
|
|
|
| известно и усвоено, и того, что еще | всех ее проявлениях | |||||
|
|
|
|
|
| неизвестно. |
| |||||
|
|
|
|
|
| Познавательные: выделяют объекты и |
| |||||
|
|
|
|
|
| процессы с точки зрения целого и частей, |
| |||||
|
|
|
|
|
| осуществляют поиск и выделение |
| |||||
|
|
|
|
|
| необходимой информации, определяют |
| |||||
|
|
|
|
|
| основную и второстепенную |
| |||||
|
|
|
|
|
| информацию |
| |||||
|
|
|
|
|
| Коммуникативные: с достаточной |
| |||||
|
|
|
|
|
| полнотой и точностью выражают свои |
| |||||
|
|
|
|
|
| мысли в соответствии с задачами и |
| |||||
|
|
|
|
|
| условиями коммуникации |
| |||||
|
|
|
|
| Основы селекции- 3ч. |
|
| |||||
31 | Основы селекции |
|
| Определять главные задачи | Регулятивные: ставят учебную задачу | Признание | ||||||
|
|
|
|
| и направления современной | на основе соотнесения того, что уже | ценности здоровья, | |||||
|
|
|
|
| селекции. | известно и усвоено, и того, что еще | своего и других | |||||
|
|
|
|
|
| неизвестно. | людей | |||||
|
|
|
|
|
| Познавательные: выделяют и |
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
|
|
|
| выражают смысл ситуации различными |
|
|
|
| средствами (рисунки, символы, схемы) |
|
|
|
| Коммуникативные: с достаточной |
|
|
|
| полнотой и точностью выражают свои |
|
|
|
| мысли в соответствии с задачами и |
|
|
|
| условиями коммуникации |
|
32. | Достижения мировой и | Оценивать достижения | Регулятивные: ставят учебную задачу |
|
| отечественной селекции. | мировой и отечественной | на основе соотнесения того, что уже |
|
|
| селекции. Оценивать вклад | известно и усвоено, и того, что еще |
|
|
| отечественных и мировых | неизвестно. |
|
|
| ученых в развитии | Познавательные: выделяют и |
|
|
| селекции. | формулируют познавательную цель, |
|
|
|
| выдвигают и обосновывают гипотезы, |
|
|
|
| предлагают способы их проверки |
|
|
|
| Коммуникативные: с достаточной |
|
|
|
| полнотой и точностью выражают свои |
|
|
|
| мысли в соответствии с задачами и |
|
|
|
| условиями коммуникации |
|
33. | Биотехнология: | Оценивать достижения и | Регулятивные: самостоятельно | Признание |
| достижения и перспективы | перспективы развития | формулируют познавательную цель и | ценности здоровья, |
| развития | современной | строят действия в соответствии с ней | своего и других |
|
| биотехнологии. | Познавательные: выделяют и | людей |
|
|
| формулируют познавательную цель. |
|
|
|
| Коммуникативные: с достаточной |
|
|
|
| полнотой и точностью выражают свои |
|
|
|
| мысли в соответствии с задачами и |
|
|
|
| условиями коммуникации |
|
|
| Эволюционное учение-11ч |
|
|
34. | Учение об эволюции | Оценивать вклад Ч. | Регулятивные: выделяют и осознают то, | Умение вести |
| органического мира. | Дарвина в развитие | что уже усвоено и что еще подлежит | диалог на основе |
|
| биологических наук и роль | усвоению, осознают качество и уровень | равноправных |
|
| эволюционного учения. | усвоения | отношений и |
|
|
| Познавательные: структурируют | взаимного уважения |
|
|
| знания, определяют основную и |
|
|
|
| второстепенную информацию |
|
|
|
| Коммуникативные: с достаточной |
|
|
|
| полнотой и точностью выражают свои |
|
|
|
| мысли в соответствии с задачами и |
|
|
|
| условиями коммуникации |
|
35. | Вид Критерии вида. | Выделять существенные | Регулятивные: осознают качество и | Умение вести |
|
| признаки вида. | уровень усвоения, оценивают | диалог на основе |
|
|
| достигнутый результат | равноправных |
|
|
| Познавательные: структурируют знания | отношений и |
|
|
| Коммуникативные: учатся управлять | взаимного уважения |
|
|
| поведением партнера - убеждать его, |
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
|
|
|
| оценивать его действия |
|
|
|
|
|
|
|
36 | Популяционная структура |
| Характеризовать популяцию | Регулятивные: ставят учебную задачу | Формируют |
| вида |
| как единицу эволюции. | на основе соотнесения того, что уже | ответственное |
|
|
|
| известно и усвоено, и того, что еще | отношение к |
|
|
|
| неизвестно. | учению |
|
|
|
| Познавательные: выделяют и |
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
|
|
|
|
| выдвигают и обосновывают гипотезы, |
|
|
|
|
| предлагают способы их проверки |
|
|
|
|
| Коммуникативные: с достаточной |
|
|
|
|
| полнотой и точностью выражают свои |
|
|
|
|
| мысли в соответствии с задачами и |
|
|
|
|
| условиями коммуникации |
|
37 | Видообразование. |
| Различать формы | Регулятивные: ставят учебную задачу | Формируют |
|
|
| видообразования. Объяснять | на основе соотнесения того, что уже | ответственное |
|
|
| причины многообразия | известно и усвоено, и того, что еще | отношение к |
|
|
| видов. | неизвестно. | учению |
|
|
|
| Познавательные: выражают смысл |
|
|
|
|
| ситуации различными средствами |
|
|
|
|
| (рисунки, символы, схемы, знаки) |
|
|
|
|
| Коммуникативные: адекватно |
|
|
|
|
| используют речевые средства для |
|
|
|
|
| дискуссии и аргументации своей позиции |
|
38. | Обобщающий урок |
|
| Регулятивные: ставят учебную задачу | Признание высокой |
|
|
|
| на основе соотнесения того, что уже | ценности жизни во |
|
|
|
| известно и усвоено, и того, что еще | всех ее проявлениях |
|
|
|
| неизвестно. |
|
|
|
|
| Познавательные: применяют методы |
|
|
|
|
| информационного поиска, в том числе с |
|
|
|
|
| помощью компьютерных средств |
|
|
|
|
| Коммуникативные: развивают |
|
|
|
|
| способность с помощью вопросов |
|
|
|
|
| добывать недостающую информацию |
|
39. | Борьба за существование |
| Различать и характеризовать | Регулятивные: составляют план и | Признание высокой |
| естественный отбор- |
| формы борьбы за | последовательность действий, | ценности жизни во |
| движущие силы эволюции. |
| существование. | самостоятельно формулируют | всех ее проявлениях |
|
|
| Характеризовать | познавательную цель и строят действия в |
|
|
|
| естественный отбор как | соответствии с ней |
|
|
|
| движущую силу эволюции. | Познавательные: выделяют и |
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
|
|
|
|
| выражают смысл ситуации различными |
|
|
|
|
| средствами (рисунки, символы, схемы) |
|
|
|
|
| Коммуникативные: учатся |
|
|
|
|
| аргументировать свою точку зрения, |
|
|
|
|
| спорить и отстаивать свою позицию |
|
|
|
|
| невраждебным для оппонентов образом |
|
40- | Адаптация как результат |
| Объяснять формирование | Регулятивные: осознают качество и | Формируют |
41 | естественного отбора. | приспособленности | уровень усвоения, оценивают | ответственное | |
| Лабораторная работа. | организмов к среде | достигнутый результат | отношение к | |
| «Изучение организмов к | обитания (на конкретных | Познавательные: структурируют знания | учению | |
| среде обитания» | примерах). | Коммуникативные: учатся управлять |
| |
|
|
|
| поведением партнера - убеждать его, |
|
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
|
|
|
|
| оценивать его действия |
|
|
|
|
|
| |
42- | Урок-семинар | Формулировать, | Регулятивные: ставят учебную задачу | Отстаивать свое | |
43. | «Современные проблемы | аргументировать и | на основе соотнесения того, что уже | мнение. | |
| теории эволюции. | отстаивать свое мнение. | известно и усвоено, и того, что еще | Участвовать в | |
|
|
| Участвовать в обсуждении. | неизвестно. | обсуждении |
|
|
|
| Познавательные: выделяют и |
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
|
|
|
|
| выдвигают и обосновывают гипотезы, |
|
|
|
|
| предлагают способы их проверки |
|
|
|
|
| Коммуникативные: с достаточной |
|
|
|
|
| полнотой и точностью выражают свои |
|
|
|
|
| мысли в соответствии с задачами и |
|
|
|
|
| условиями коммуникации |
|
44 | Обобщающий урок |
| Регулятивные: принимают | Формируют | |
|
|
|
| познавательную цель, сохраняют ее при | ответственное |
|
|
|
| выполнении учебных действий, | отношение к |
|
|
|
| регулируют весь процесс их выполнения | учению |
|
|
|
| и четко выполняют требования |
|
|
|
|
| познавательной задачи |
|
|
|
|
| Познавательные: применяют методы |
|
|
|
|
| информационного поиска, в том числе с |
|
|
|
|
| помощью компьютерных средств |
|
|
|
|
| Коммуникативные: адекватно |
|
|
|
|
| используют речевые средства для |
|
|
|
|
| дискуссии и аргументации своей позиции |
|
|
|
| Возникновение жизни на |
|
|
|
|
| Земле -5ч. |
|
|
45. | Взгляды, гипотезы и теории | Объяснять сущность | Регулятивные: принимают | Отстаивать свое | |
| о происхождении жизни. | основных гипотез о | познавательную цель, сохраняют ее при | мнение. | |
|
|
| происхождении жизни. | выполнении учебных действий, | Участвовать в |
|
|
|
| регулируют весь процесс их выполнения | обсуждении |
|
|
|
| и четко выполняют требования |
|
|
|
|
| познавательной задачи |
|
|
|
|
| Познавательные: составляют целое из |
|
|
|
|
| частей, самостоятельно достраивая, |
|
|
|
|
| восполняя недостающие компоненты |
|
|
|
|
| Коммуникативные: интересуются |
|
|
|
|
| чужим мнением и высказывают свое |
|
46. | Органический мир как | Выделять основные этапы в | Регулятивные: принимают | Формируют | |
| результат эволюции | процессе возникновения и | познавательную цель, сохраняют ее при | ответственное |
|
| развития жизни на Земле. | выполнении учебных действий, | отношение к |
|
|
| регулируют весь процесс их выполнения | учению |
|
|
| и четко выполняют требования |
|
|
|
| познавательной задачи |
|
|
|
| Познавательные: составляют целое из |
|
|
|
| частей, самостоятельно достраивая, |
|
|
|
| восполняя недостающие компоненты |
|
|
|
| Коммуникативные: учатся |
|
|
|
| аргументировать свою точку зрения, |
|
|
|
| спорить и отстаивать свою позицию |
|
|
|
| невраждебным для оппонентов образом |
|
47. | История развития | Эра Период. Катархей | Регулятивные: принимают | Отстаивать свое |
| органического мира. | Архей. Палеозой. Кембрий. | познавательную цель, сохраняют ее при | мнение. |
|
| Ордовик. Силур. Девон. | выполнении учебных действий, | Участвовать в |
|
| Карбон. Пермь .Мезозой. | регулируют весь процесс их выполнения | обсуждении |
|
| Триас. Юра. Мел. Кайнозой | и четко выполняют требования |
|
|
| .Палеоген. Неоген. | познавательной задачи |
|
|
| Антропоген. | Познавательные: составляют целое из |
|
|
|
| частей, самостоятельно достраивая, |
|
|
|
| восполняя недостающие компоненты |
|
|
|
| Коммуникативные: понимают |
|
|
|
| возможность различных точек зрения, не |
|
|
|
| совпадающих с собственной |
|
48- | Урок-семинар |
| Регулятивные: осознают качество и |
|
49 | «Происхождение и развитие |
| уровень усвоения, оценивают |
|
| жизни на Земле» |
| достигнутый результат |
|
|
|
| Познавательные: структурируют знания |
|
|
|
| Коммуникативные: учатся управлять |
|
|
|
| поведением партнера - убеждать его, |
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
|
|
|
| оценивать его действия |
|
|
| Взаимосвязи с |
|
|
|
| окружающей средой-21ч |
|
|
50- | Экология. как наука. | Определять главные задач | Регулятивные: принимают | Формируют |
51 | Лабораторная работа | современной экологи. | познавательную цель, сохраняют ее при | устойчивый |
| «Изучение приспособлений | Выделять основные методы | выполнении учебных действий, | познавательный |
| организмов к определенной | экологических | регулируют весь процесс их выполнения | интерес |
| реды обитания». | исследований. | и четко выполняют требования |
|
|
|
| познавательной задачи |
|
|
|
| Познавательные: составляют целое из |
|
|
|
| частей, самостоятельно достраивая, |
|
|
|
| восполняя недостающие компоненты |
|
|
|
| Коммуникативные: понимают |
|
|
|
| возможность различных точек зрения, не |
|
|
|
| совпадающих с собственной |
|
52- | Влияние экологических | Определять существенные | Регулятивные: составляют план и | Формируют |
53. | факторов на организмы | признаки влияния | последовательность действий | устойчивый |
| .Лабораторная работа | экологических факторов на | Познавательные: составляют целое из | познавательный |
| «Строение растений в связи | организмы. | частей, самостоятельно достраивая, | интерес | |
| условиями жизни». |
| строят логические цепи рассуждений, |
| |
|
|
|
| восполняя недостающие компоненты |
|
|
|
|
| Коммуникативные: понимают |
|
|
|
|
| возможность различных точек зрения, не |
|
|
|
|
| совпадающих с собственной |
|
54- | Экологическая ниша. | Определять существенные | Регулятивные: осознают качество и | Делают выводы на | |
55 | Лабораторная работа | признаки экологических | уровень усвоения, оценивают | основе полученных | |
| «Описание экологической | ниш. | достигнутый результат | результатов. | |
| ниши организма» |
| Познавательные: структурируют |
| |
|
|
|
| знания, |
|
|
|
|
| Коммуникативные: учатся управлять |
|
|
|
|
| поведением партнера - убеждать его, |
|
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
|
|
|
|
| оценивать его действия |
|
|
|
|
|
|
|
56 | Структура популяций | Определять существенные | Регулятивные: составляют план и | Формируют | |
|
|
| признаки структурной | последовательность действий | устойчивый |
|
|
| организации популяций | Познавательные: применяют методы | познавательный |
|
|
|
| информационного поиска, в том числе с | интерес |
|
|
|
| помощью компьютерных средств |
|
|
|
|
| Коммуникативные: понимают |
|
|
|
|
| возможность различных точек зрения, не |
|
|
|
|
| совпадающих с собственной |
|
57- | Типы взаимодействия | Выявлять типы | Регулятивные: составляют план и | Делают выводы на | |
58 | популяций разных видов | взаимодействия разных | последовательность действий, ставят | основе полученных | |
| .Практическая работа | видов в экоитемах. | учебную задачу на основе соотнесения | результатов. | |
| »Выявление типов |
| того, что уже известно и усвоено, и того, |
| |
| взаимодействия популяций |
| что еще неизвестно |
| |
| разных видов» |
| Познавательные: выделяют и |
| |
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
|
|
|
|
| Коммуникативные: понимают |
|
|
|
|
| возможность различных точек зрения, не |
|
|
|
|
| совпадающих с собственной |
|
59. | Экосистемная организация | Выделять существенные | Регулятивные: составляют план и | Формируют | |
| живой природы. | признаки экосистем | последовательность действий, ставят | устойчивый | |
| Компоненты экосистем. | Классифицировать | учебную задачу на основе соотнесения | познавательный | |
|
|
| экосистемы. | того, что уже известно и усвоено, и того, | интерес |
|
|
|
| что еще неизвестно |
|
|
|
|
| Познавательные: выделяют и |
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
|
|
|
|
| Коммуникативные: понимают |
|
|
|
|
| возможность различных точек зрения, не |
|
|
|
|
| совпадающих с собственной |
|
60. | Структура экосистем | Выделять существенные | Регулятивные: составляют план и | Формируют | |
|
|
| признаки структурной | последовательность действий | ответственное |
|
|
| организации экосистем. | Познавательные: выделяют и | отношение к |
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель, | учению | |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: понимают |
| |||
|
|
|
|
| возможность различных точек зрения, не |
| |||
|
|
|
|
| совпадающих с собственной. |
| |||
61- | Поток энергии и пищевые | Составлять пищевые цепи и | Регулятивные: осознают качество и | Формируют | |||||
62 | цепи. Практическая | сети. Различать типы | уровень усвоения, оценивают | ответственное | |||||
| работа »Составление схем | пищевых цепей. | достигнутый результат | отношение к | |||||
| передач веществ энергии» |
| Познавательные: структурируют | учению | |||||
| (цепей питания) |
|
|
| знания, |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: учатся управлять |
| |||
|
|
|
|
| поведением партнера - убеждать его, |
| |||
|
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
| |||
|
|
|
|
| оценивать его действия |
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
1. |
|
|
|
|
|
| |||
63. | Искусственные экосистемы | Сравнивать природные и | Регулятивные: составляют план и | Формируют | |||||
|
|
|
| искусственные экосистемы, | последовательность действий, | ответственное | |||
|
|
|
| делать выводы на основе | самостоятельно формулируют | отношение к | |||
|
|
|
| сравнения. | познавательную цель и строят действия в | учению | |||
|
|
|
|
| соответствии с ней |
| |||
|
|
|
|
| Познавательные: выделяют и |
| |||
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
| |||
|
|
|
|
| выделяют и формулируют проблему |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: понимают |
| |||
|
|
|
|
| возможность различных точек зрения, не |
| |||
|
|
|
|
| совпадающих с собственной. |
| |||
64. | Экскурсия «Сезонные | Наблюдать и описывать | Регулятивные: составляют план и | Формируют | |||||
| изменения в живой | экосистемы, сезонные | последовательность действий, | устойчивый | |||||
| природе» |
|
| изменения в живой природе. | самостоятельно формулируют | познавательный | |||
|
|
|
|
| познавательную цель и строят действия в | интерес | |||
|
|
|
|
| соответствии с ней |
| |||
|
|
|
|
| Познавательные: выделяют и |
| |||
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
| |||
|
|
|
|
| выражают смысл ситуации различными |
| |||
|
|
|
|
| средствами (рисунки, символы, схемы, |
| |||
|
|
|
|
| знаки) |
| |||
|
|
|
|
| Коммуникативные: понимают |
| |||
|
|
|
|
| возможность различных точек зрения, не |
| |||
|
|
|
|
| совпадающих с собственной. |
| |||
65- | Экологические | проблемы | Анализировать оценивать | Регулятивные: осознают качество и | Формируют | ||||
66 | современности. |
|
| последствия деятельности | уровень усвоения, оценивают | устойчивый | |||
|
|
|
| человека в природе. | достигнутый результат | познавательный | |||
|
|
|
| Аргументировать свою | Познавательные: структурируют | интерес | |||
|
|
|
| точку зрения в ходе | знания, выбирают критерии для |
| |||
|
|
|
| дискуссии по обсуждению | сравнения |
| |||
|
|
|
| глобальных экологических | Коммуникативные: учатся управлять |
| |||
|
|
|
| проблем. | поведением партнера - убеждать его, |
|
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
|
|
|
|
| оценивать его действия |
|
67 | «Взаимосвязи организмов и | Представлять результаты | Регулятивные: осознают качество и | Делают выводы на | |
| окружающей среды». | своего исследования. | уровень усвоения, оценивают | основе полученных | |
| Защита экологического |
| достигнутый результат | результатов. | |
| проекта. |
| Познавательные: структурируют |
| |
|
|
|
| знания, |
|
|
|
|
| Коммуникативные: учатся управлять |
|
|
|
|
| поведением партнера - убеждать его, |
|
|
|
|
| контролировать, корректировать и |
|
|
|
|
| оценивать его действия |
|
|
|
|
|
|
|
68 | Обобщающий урок |
| Регулятивные: составляют план и | Делают выводы на | |
|
|
|
| последовательность действий, | основе полученных |
|
|
|
| самостоятельно формулируют | результатов. |
|
|
|
| познавательную цель и строят действия в |
|
|
|
|
| соответствии с ней |
|
|
|
|
| Познавательные: выделяют и |
|
|
|
|
| формулируют познавательную цель, |
|
|
|
|
| осуществляют поиск и выделение |
|
|
|
|
| необходимой информации |
|
|
|
|
| Коммуникативные: адекватно |
|
|
|
|
| используют речевые средства для |
|
|
|
|
| дискуссии и аргументации своей позиции |
|