Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1-х подготовительных классов разработана в соответствии с:
- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2024 – 2025 учебный год;
- авторской программой по литературному чтению. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, Азбука Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2019 г.;
- положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС Государственного бюджетного образовательного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа – интернат»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20)
грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка и способствует решению следующих задач:
– формирование у детей чувства языка.
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Обучающиеся осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо1 всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
*На уроках обучения грамоте учащиеся, у которых графомоторные навыки не формируются (тяжелые поражения рук и/или тяжелые нарушения зрительно-моторной координации), усваивают графический образ букв, составляя его из разрезных элементов для дальнейшего узнавания этих букв, находят ее место в нужном ряду на клавиатуре.
На изучение курса «Литературное чтение» выделяется: 1 год обучения (подготовительный класс) – 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебных недели) на обучение чтению.
«Обучение грамоте» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
«Обучение грамоте» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. «Обучение грамоте» как вид искусства знакомит учащихся с нравственно- эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
знаки препинания в конце предложения.
Распределение основного содержания по темам представлено в следующем разделе программы, который включает: — Тематическое планирование по обучению грамоте: к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению); к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой, моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Диагностика, выявление уровня ручной моторики.
Правильная посадка за столом и пользование письменными принадлежностями.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров.
Знакомство и письмо всех элементов письменных букв по алгоритмам и под счёт.
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слогозвукового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах (в индивидуальном порядке возможно письмо с отрывом), правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}. Знакомство с правилами гигиены письма.
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата.
Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л – р, с – з, щ – ж, п – б, с – ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Резервные часы могут быть использованы учителем дополнительно на изучение тем, вызвавших набольшие затруднения у обучающихся или использованы на проектную деятельность.
№ п/п | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
| «Здравствуй, школа!». Наша речь. | 1 | Научиться пользоваться учебником, соблюдать гигиенические требования посадки при чтении | Р: ориентироваться в учебнике «Азбука». П: стремиться к приобретению эстетических потребностей и духовных ценностей. К: задавать вопросы и отвечать на них |
| Речь устная и письменная. | 1 | Отличать устную и письменную речь. |
| «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». Предложение и слово. | 1 | Оформлять предложение в устной речи. | Р: формулировать учебную задачу и удерживать ее. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: уметь в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю |
| «Люби все живое». Слово и слог. | 1 | Выделять слова из предложения. Разделять слово на слоги. | Р: формулировать учебную задачу, применять установленные правила. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач |
| «Не нужен и клад, когда в семье лад». Слог. Ударение. | 1 | Делить слова на слоги. Определять количество слогов в словах. Ставить ударение. | Р:формулировать учебную задачу, применять установленные правила. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач |
| Слог. Ударение. | 1 | Делить слова на слоги. Определять количество слогов в словах. Ставить ударение. |
| «Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире. | 1 | Воспроизводить и различать речевые и неречевые звуки. Отличать гласные звуки от согласных. Находить их в словах. |
| «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. | 1 |
| Гласные и согласные звуки. | 1 | Отличать гласные звуки от согласных. Находить их в словах. | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: различать предмет и слово, его называющее. К: использовать речь для регуляции своего действия |
| «Кто матери не послушает – в беду попадет». Как образуется слог? | 1 | Разделять слово на слоги. | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: слушать собеседника |
| «Повторение – мать учения». Обобщение представлений о речи, предложении, слове, слоге. | 1 | Отличать гласные звуки от согласных. Находить их в словах. Понимать структурные единицы языка: слог, слово, предложение,, текст |
| Обобщение представлений о речи, предложении, слове, слоге. | 1 |
| Азбука – к мудрости ступенька». Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 | Отличать устную и письменную речь, буквы и звуки. Озвучивать буквы. Приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Выделять звук [а] из речи. |
| Закрепление знаний о звуке [а] и буквах А, а. | 1 |
| Звук [о], буквы О, о. | 1 | Выделять звук [о] из речи в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу, находить слова с буквами О, о в текстах на страницах «Азбуки». | Р: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. П: распознавать объекты, выделяя существенные признаки; синтез, сравнение, сериация. К: формулировать собственное мнение и позицию |
| Закрепление знаний о звуке [о] и буквах О, о. | 1 | Выделять звуки [а] и [о] из речи, четко и правильно выражать свои мысли, читать предложение с восклицательной интонацией (О-о-о!) |
| Звук [и], буквы И, и. | 1 | Выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Проводить грамотно слого-звуковой анализ слов; правильно артикулировать и озвучивать букву и. Проводить слого-звуковой разбор слов, пересказывать знакомые детские произведения, находить слова с буквами И, и в текстах на страницах Азбуки. |
| Закрепление знаний о звуке [и] и буквах И, и. | 1 |
| Гласная буква ы, звук [ы]. | 1 | Выделять из речи гласный звук [ы], наблюдать за позиционной сменой согласных звуков (твердые и мягкие согласные), делить слова на слоги; сравнивать и различать печатную и письменную буквы |
| Закрепление знаний о звуке [ы] и букве ы. | 1 | Р: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. П: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. К: формулировать собственное мнение и позицию |
| Звук [у], буквы У, у. | 1 | Выделять звук [у] из речи; составлять схемы предложений. |
| Закрепление знаний о звуке [у] и буквах У, у. | 1 | Составлять схемы предложений, слов; учить выделять звук [у] из речи; дать общее представление о назначении больших букв | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: слушать собеседника |
| Закрепление изученного. | 1 | Проводить грамотно слого-звуковой анализ слов; правильно артикулировать и озвучивать изученные буквы. Проводить слого-звуковой разбор слов, пересказывать знакомые детские произведения, находить слова с буквами и в текстах на страницах Азбуки | Р: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. П: распознавать объекты, выделяя существенные признаки; синтез, сравнение. К: формулировать собственное мнение и позицию |
| Закрепление изученного. | 1 | Проводить грамотно слого-звуковой анализ слов; правильно артикулировать и озвучивать изученные буквы. Проводить слого-звуковой разбор слов, пересказывать знакомые детские произведения, находить слова с буквами и в текстах Букварный период (88ч) | Р: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. П: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. К: формулировать собственное мнение и позицию Р: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. П: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. К: формулировать собственное мнение и позицию |
| . Звуки [н], [н’], буквы Н,н | 1 | Давать характеристику звукам [н], [н’] как твердым, мягким, звонким; составлять предложения к предложенным схемам, озвучивать печатные буквы вслух. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: использовать установленные правила в контроле способа решения. К: слушать собеседника, общаться друг с другом |
| Звуки [н], [н’], буквы Н,н | 1 | Давать характеристику звукам [н], [н’] как твердым, мягким, звонким; составлять предложения к предложенным схемам, озвучивать печатные буквы вслух. | Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П: различать способ и результат действия. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
| Закрепление знаний о звуках [н], [н’] и буквах Нн. | 1 | Давать характеристику звукам [н], [н’] как твердым, мягким, звонким; составлять предложения к предложенным схемам, озвучивать печатные буквы вслух | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника |
| Звуки [с], [c’], буквы С, с | 1 | Выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, отмечать особенности их произнесения, различать согласные звуки и буквы. Давать характеристику звукам, узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника |
| Звуки [с], [c’], буквы С, с. | 1 | Выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, отмечать особенности их произнесения, различать согласные звуки и буквы. Давать характеристику звукам, узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки ё | Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П: различать способ и результат действия. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: |
| Закрепление знаний о звуках [с], [c’] и буквах С, с. | 1 |
| Звуки [к], [к’], буквы К, к | 1 |
| Звуки [к], [к’], буквы К, к | 1 | Давать характеристику согласными звуками [к] и [к’]; учить находить звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с новыми звуками, читать слова с буквами К и к. |
| Закрепление знаний о звуках [к’], [к] и буквах К, к. | 1 | Учить различать звуки [к] и [к’] в словах, находить и объяснять местонахождение новых звуков в словах | использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, договариваться, приходить к общему решению |
| Звуки [т], [т’], буквы Т,т. | 1 | Учить различать звуки [т] и [т’] и буквы Т, т; читать слова с изученными буквами, вести беседу по заданной тематике. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника |
| Учить различать звуки [т] и [т’] и буквы Т, т; читать слова с изученными буквами, вести беседу по заданной тематике. | 1 | Читать слова с изученными буквами, умению вести беседу по заданной тематике. |
| Закрепление знаний о звуке [т], [т’] и буквах Т, т. | 1 | Читать слова с изученными буквами, умению вести беседу по заданной тематике. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, договариваться, приходить к общему решению |
| Звуки [л], [л’], буквы Л, л. | 1 | Учить различать согласными звуки [л] и [л’]; находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с изученными звуками, читать слова, составлять несколько связанных между собой предложений |
| Звуки [л], [л’], буквы Л, л. | 2 | Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, соотносить текст с иллюстрацией. |
| Закрепление знаний о звуке [л], [л’] и буквах Л, л. |
| Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 2 | Учить различать согласные звуки [р], [р’] и буквы Р, р; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. |
| Закрепление знаний о звуке [р], [р’] и буквах Р, р. | 1 | Вычленять в речи согласные звуки [р], [р’], обозначать их в письменной речи; проводить фонетический анализ слов; распространять предложения; читать слоги, слова и предложения | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: формулировать собственное мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения |
| Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 2 | Учить различать согласные звуки [в], [в, ] и буквы В, в; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; учить делить слова на слоги Вычленять в речи согласные звуки [в], [в, ], обозначать их в письменной речи. Читать слоги и слова с изученными буквами; составлять сюжетный рассказ по картинке; читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию, определять основную мысль текста. |
| Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. |
| Закрепление знаний о звуке [в], [в’] и буквах В, в. | 1 |
| Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. | 1 | Узнают, что буква е в начале слова и после гласной обозначает два звука; что буква е после мягких согласных обозначает звук [э] и указывает на мягкость согласного. Научатся при письме обозначать звуки [й’э] буквами Е, е; делать вывод (под руководством учителя): буква е в начале слова и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется; обозначать звук [э] и мягкость согласного звука буквой е |
| Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. | 2 | Узнают, что буква е в начале слова и после гласной обозначает два звука; что буква е после мягких согласных обозначает звук [э] и указывает на мягкость согласного. Научатся при письме обозначать звуки [й’э] буквами Е, е; делать вывод (под руководством учителя): буква е в начале слова и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется; обозначать звук [э] и мягкость согласного звука буквой е | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. |
| Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. | 1 | Научатся при письме обозначать звуки [й’э] буквами Е, е; делать вывод (под руководством учителя): буква е в начале слова и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется; обозначать звук [э] и мягкость согласного звука буквой е |
| Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 | Научатся вычленять в речи согласные звуки [п], [п’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами, соотносить изученные буквы со звуками; составлять сюжетный рассказ по картинке | П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
| Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 2 | Научатся вычленять в речи согласные звуки [п], [п’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами, соотносить изученные буквы со звуками; составлять сюжетный рассказ по картинке | Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Закрепление знаний о звуке [п], [п’] и буквах П, п. |
| Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 |
| Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 2 | Научатся выделять в речи согласные звуки [м], [м’], обозначать буквой, читать слоги, слова и предложения с изученной буквой; отвечать на вопросы по иллюстрации. |
| Закрепление знаний о звуке [м], [м’] и буквах М, м. |
| Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 1 |
| Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 2 | Научатся выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; составлять рассказ по иллюстрации, читать текст и отвечать на вопросы по содержанию Научатся вычленять в речи согласные звуки [б], [б’], обозначать их в письменной речи, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами |
| Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. |
| Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 2 |
| Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. |
| Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П. | 1 1 1 | Научатся читать слоги и слова с изученными буквами; проводить фонетический анализ слов; составлять сюжетный рассказ по картинке, пересказывать маленькие тексты Научатся выделять в речи согласные звуки [д], [д’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Чередование звонких и глухих согласных. |
| Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. |
| Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 1 |
| Буквы Д, д. Сопоставление букв д-т в слогах и словах. | 1 |
| Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]. | 2 | Научатся: обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах, узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Я, я | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: работать в паре: договариваться, кто какое слово будет искать в тексте, слушать ответы друг друга |
| Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]. |
| . Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]. Чтение текстов с изученными буквами. | 1 |
| Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г | 2 | Научатся вычленять в речи согласные звуки [г], [г’], обозначать их в письменной речи, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами, подбирать однокоренные слова. Научатся читать слоги и слова с изученными буквами, правильно употреблять в своей речи предлоги, различать звуки [г] и [к], [г’] и [к’] | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г |
| Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении. | 1 |
| Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 | Читать слоги и слова с изученными буквами; проводить фонетический анализ слов; составлять сюжетный рассказ по картинке |
| Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 2 | Научатся выделять в речи согласный звук [ч’], читать слоги и слова с изученными буквами. Научатся выделять в речи согласный звук [ч’], читать слоги и слова с изученными буквами, использовать при письме правила написания ча и чу | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча-чу. |
| Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча-чу. | 1 |
| Буква ь как показатель мягкости согласных звуков. | 1 | Читать слоги и слова с изученными буквами; проводить фонетический анализ слов; составлять сюжетный рассказ по картинке |
| Буква ь как показатель мягкости согласных звуков. | 2 | Узнают особенности буквы ь. Научатся различать мягкие и твердые согласные звуки, читать слоги, слова с изученными буквами, производить слого -звуковой анализ слов, устанавливать количество звуков в слове, обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слова | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Буква ь как показатель мягкости согласных звуков. Обобщение изученного о буквах и звуках. |
| Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | Научатся вычленять в речи согласные звуки [б], [б’], сопоставлять со звуками [п], [п’], обозначать их в письменной речи, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | Научатся выделять в речи согласный звук [ш], читать слоги и слова с изученными буквами, классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие действия) | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: строить понятные для партнера высказывания, допускать существование различных точек зрения |
| Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Правописание сочетаний ши. | 2 | Научатся выделять в речи согласный звук [ш], читать слоги и слова с изученными буквами, классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие действия) Узнают правило правописания сочетания ши. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, договариваться, приходить к общему решению |
| Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Правописание сочетаний ши. |
| Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 | Узнают буквы Ж, ж. Научатся выделять согласный звук [ж], читать слоги и слова с этим звуком, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий и всегда твердый; составлять рассказ по сюжетной картине |
| Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 2 | | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий П: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; осуществлять поиск нужной информации. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Буквы Ж, ж. Сочетания жи-ши. |
| Буквы Ж, ж. Сочетания жи-ши. | 1 | Узнают правило правописания сочетаний жи – ши. Научатся читать слоги и слова с изученными буквами, производить звуковой анализ слов, дифференцировать звуки [ж], [ш], проверять парные согласные в конце слов | |
| Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]. | 1 | Узнают, что буква ё в начале слова и после гласной обозначает два звука, а после согласного обозначает гласный звук [о] и мягкость согласного звука. Научатся вычленять в словах звуки [й’о], обозначать эти звуки буквами Ё, ё, производить звуковой анализ слов; читать слова и небольшие тексты с изученными буквами | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. : слушать собеседника |
| Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]. | 1 | | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника, договариваться, приходить к общему решению |
| Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]. | 1 | |
| Мягкий согласный звук [й’]. | 1 | Узнают, что звук [й’] всегда мягкий, звонкий согласный звук. Научатся вычленять в словах звук [й’], обозначать этот звук буквами Й, й; читать слова и небольшие тексты с изученными буквами | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника |
| Мягкий согласный звук [й’]. | 1 | |
| Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 2 | Узнают буквы Х, х. Научатся выделять в словах звуки [х], [х’], производить звукобуквенный анализ слов, читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости |
| Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. |
| Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 2 | Узнают буквы Х, х. Научатся выделять в словах звуки [х], [х’], производить звукобуквенный анализ слов, читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника, договариваться, приходить к общему решению |
| Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение текстов с изученными буквами. |
| Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]. | 2 | Узнают, что буква ю в начале слова и после гласной обозначает два звука [й’у], а после согласного – гласный звук [у], мягкость согласного звука. Научатся вычленять в словах звуки [у], [й’у], обозначать эти звуки буквами Ю, ю, определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, производить звуковой анализ слов; читать слова и небольшие тексты с изученными буквами |
| Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]. |
| Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]. | 2 | Научатся вычленять в словах звук [ц], производить звукобуквенный анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать и понимать речь других |
| Звук [ц], буквы Ц, ц. |
| Звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 | Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, производить звукобуквенный анализ слов |
| Чтение слов с буквами Ц. | 4 | Научатся вычленять в словах звук [э], производить звукобуквенный анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквам | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника |
| Гласный звук [э]. Буквы Э, э. |
| Гласный звук [э]. Буквы Э, э. |
| Гласный звук [э]. Буквы Э, э. |
| Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. | 2 | Узнают, что звук [щ’] всегда мягкий. Научатся вычленять в словах звук [щ’], выделять слоги-слияния ща и щу; производить звукобуквенный анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Правописание сочетаний ща,щу |
| Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ . | 2 | Научатся вычленять в словах звуки [ф], [ф’], производить звукобуквенный анализ слов, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника, использовать в общении правила вежливости |
| Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. |
| Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 1 |
| Мягкий и твердый разделительные знаки. | 1 | Узнают о функции ь и ъ. Научатся производить звукобуквенный анализ слов с опорой на схему; читать слова с разделительными ь и ъ, небольшой текст с изученными буквами, выполнять задания к стихотворным текстам буквами, выполнять задания к стихотворным текстам |
| Мягкий и твердый разделительные знаки. | 1 | Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать стихотворные тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст Резерв(20ч) | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Повторение изученного. | 1 |
| «Три калача и одна баранка». | 1 | Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать стихотворные тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Ю.Коваль «Метели», И.Суриков «Зима». | 1 | Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать стихотворные тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст |
| Как хорошо уметь читать. | 1 | Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать стихотворные тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст | Р: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. П:преобразовывать практическую задачу в познавательную. К: формулировать собственное мнение и позицию |
| Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». | 1 |
| Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». | 1 | 1Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать стихотворные тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания |
| Наше отечество. | 1 |
| Первоучители славянские. | 1 |
| Первопечатник Иван Федоров. | 1 |
| \ А.С.Пушкин. Отрывок из сказки « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 | Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать стихотворные тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать и понимать речь учителя, одноклассников |
| \ Л.Н.Толстой «Был у Пети и у Васи конь.». К.Д.Ушинский «Худо тому, кто не делает добра никому», «Вместе тесно, а врозь скучно». | 1 |
| \ К.Д.Ушинский «Худо тому, кто не делает добра никому», «Вместе тесно, а врозь скучно». | 1 |
| К.И.Чуковский «Путаница». | 1 | Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать стихотворные тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать и понимать речь учителя, одноклассников |
| В.В. Бианки « Первая охота», « Как муравьишка домой спешил». | 1 |
| С.Я.Маршак «Угомон», «Дважды два». | 1 | Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать стихотворные тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. П: поиск и выделение информации. К: ставить вопросы и обращаться за помощью |
| . М.М.Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока». | 1 |
| А.Л. Барто «Помощница», «Зайка». | 1 |
| Повторение изученных букв.С.В.Михалков «Котята». | 1 |
| Б.В.Заходер «Два и три». | 1 |
| В.Д.Берестов «Песья песня», «Прощание с другом». | 1 |
| Проверим себя и оценим свои результаты. Конкурс «Самая необычная буква». | 1 |