Рабочая программа курса «Обучение грамоте» 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО ;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;
Учебным планом МБОУ СШ № 1 г. Демидова на 2019/2020 учебный год.
На основе:
Программы курса «Обучение грамоте», 1-4 классы. Авторы-составители Канакина В. П., Горецкий В. Ф., Дементьева В. Н. и др. – М.: Просвещение, 2011.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 193 часа. ( Обучение грамоте- 86 часов -4 раза в неделю, обучение письму- 107 ч. -5 раз в неделю)
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «переживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, монологические высказыванияя) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный. Безударные; согласные – звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных буков, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильное начертание букв, соединения; находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Содержание курса
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различие звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, я, ю. мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфоэпическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических норм при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листав тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
Раздельное написание слов;
Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, жи-ши, чу-щу);
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
Перенос слов по слогам без стечения согласных;
Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.
Добукварный период
Обучение грамоте- 14ч.
Обучение письму-18ч.
- общее представление о речи письменной и устной, предложении, слове, звуке и букве.
Обучающие научатся:
- членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги;
- различать на слух и при произношении гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки;
- выделять в словах отдельные звуки, ударные слоги;
- соотносить слышимое и произносимое слово со слого-звуковой схемой;
- подбирать слова с заданным звуком.
Букварный период
Обучение грамоте- 51ч.
Обучение письму-63ч.
- согласные и гласные звуки и буквы;
- способы обозначения мягкости согласных.
Обучающиеся научатся:
- читать слоги-слияния с ориентировкой на гласную букву - осознанно , плавно и правильно читать по слогам.
Послебукварный период
Обучение грамоте- 21ч.
Обучение письму-26ч.
- читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения не менее 30слов в минуту при чтении незнакомого текста);
- понимать содержание прочитанного;
Пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
- находить заглавие текста, назвать автора произведения;
- различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;
- помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений;
Знать наизусть не менее 5 стихотворений.
Тематическое планирование
№ п/п | Обучение грамоте | Обучение письму | Кол-во часов |
1 | Добукварный период | |
14 ч | 18 ч | 32 ч |
2 | Букварный период | |
51 ч | 63 ч | 114 ч |
3 | Послебукварный период | |
21 ч | 26 ч | 47 ч |
Итого | 86ч | 107 ч | 193 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Обучение грамоте | № п/п | Обучение письму | Кол-во часов | Дата |
| Добукварный период – 14ч | | 18ч | 32 | |
1 | Азбука – первая учебная книга. | 1 | Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. | 2 | |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | 2 | Письмо овалов и полуовалов. | 2 | |
| | 3 | Рисование бордюров. | 1 | |
3 | Слово и предложение. | 4 | Рисование бордюров. | 2 | |
4 | Слово и слог. | 5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 2 | |
5 | Слог. Ударение. | 6 | Письмо наклонной короткой и длинной линий с закруглением внизу. | 2 | |
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху. | 2 | |
| | 8 | Письмо овалов больших и маленьких. | 1 | |
7 | Входная диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. | 9 | Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. | 2 | |
8 | Звуки в словах. Слог-слияние. | 10 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | 2 | |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 11 | Письмо коротких линий с закруглением вверху и внизу. | 2 | |
10 | Гласный звук (а), буквы А, а. | 12 | Строчная буква а. | 2 | |
| | 13 | Заглавная буква А. | 1 | |
11 | Гласный звук (о), буквы О, о. | 14 | Строчная и заглавная буквы О, о. | 2 | |
12 | Гласный звук (и), буквы И, и. | 15 | Строчная и заглавная буквы И, и. | 2 | |
13 | Гласный звук (ы), буква ы. | 16 | Строчная буква ы. | 2 | |
14 | Гласный звук (у), буквы У, у. | 17 | Строчная буква у. | 2 | |
| | 18 | Заглавная буква У. | 1 | |
| Букварный период -51ч | | 63 | 114 | |
15 | Согласные звуки (н), (н*), буквы Н, н. | 19 | Строчная и заглавная буквы Н, н. | 2 | |
16 | Согласные звуки (с), (с*), буквы С, с. | 20 | Строчная и заглавная буквы С, с. | 2 | |
17 | Согласные звуки (к), (к*), буквы К, к. | 21 | Строчная и заглавная буквы К, к. | 2 | 2.10 |
18 | Согласные звуки (т), (т*), буквы Т, т. | 22 | Строчная буква т. | 2 | |
| | 23 | Заглавная буква Т. | 1 | |
19 | Согласные звуки (т), (т*), буквы Т, т. | 24 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 2 | |
20 | Согласные звуки (л), (л*), буквы Л, л. | 25 | Строчная и заглавная буквы Л, л. | 2 | |
21 | Согласные звуки (р), (р*), буквы Р, р. | 26 | Строчная и заглавная буквы Р, р. | 2 | |
22 | Согласные звуки (в), (в*), буквы В, в. | 27 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 2 | |
| | 28 | Повторение и закрепление написания изученных букв | 1 | |
23 | Звуки (й*э), (э), буквы Е, е. | 29 | Строчная и заглавная буквы Е, е. | 2 | |
24 | Согласные звуки (п), (п*), буквы П, п. | 30 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 2 | |
25 | Согласные звуки (м), (м*), буквы М, м. | 31 | Строчная и заглавная буквы М, м | 2 | |
26 | Согласные звуки (м), (м*), буквы М, м. | 32 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 2 | |
| | 33 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | |
27, 28 | Согласные звуки (з), (з*), буквы З, з. Звонкие и глухие звуки. | 34,35 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 4 | |
29, 30 | Согласные звуки (б), (б*), буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 36,37 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 4 | |
| | 38 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | |
31, 32 | Согласные звуки (д), (д*), буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 39,40 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 4 | |
33, 34 | Звуки (й*а), (*а), буквы Я, я. | 41,42 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 4 | |
| | 43 | Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | 1 | |
35, 36 | Согласные звуки (г), (г*), буквы Г, г. | 44,45 | Строчная и заглавная буквы Г,г. | 4 | |
37 | Мягкий согласный звук (ч*), буквы Ч, ч. | 46 | Строчная и заглавная буквы Ч, ч. | 2 | |
| | 47 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | |
38 | Буква ь. | 48 | Буква ь. | 2 | |
39, 40 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | 49,50 | Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. | 4 | |
41 | Твердый согласный звук (ш), буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 51 | Строчная буква ш. | 2 | |
| | 52 | Заглавная буква Ш. | 1 | |
42 | Твердый согласный звук (ш), буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 53 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 2 | |
43 | Твердый согласный звук (ж), буквы Ж, ж. | 54 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 2 | |
44 | Твердый согласный звук (ж), буквы Ж, ж. Сопоставление звуков (ж) и (ш). | 55 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Сочетания жи и ши. | 2 | |
45 | Звуки (й*о), (*о), буквы Ё, ё. | 56 | Строчная и заглавная буквы Ё, ё. | 2 | |
| | 57 | Письмо изученных букв, слогов. | 1 | |
46 | Звуки (й*о), (*о), буквы Ё, ё. | 58 | Строчная и заглавная буквы Ё, ё. | 2 | |
47 | Звук (й*), буквы Й, й. | 59 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 2 | |
48, 49 | Согласные звуки (х), (х*), буквы Х, х. | 60,61 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 4 | |
| | 62 | Письмо слогов и слов с буквами Х, х. | 1 | |
50 | Твердые и мягкие согласные. | 63 | Письмо изученных букв, слогов. | 2 | |
51, 52 | Звуки (й*у), (*у), буквы Ю, ю. | 64,65 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 4 | |
53 | Твердый согласный звук (ц), буквы Ц, ц. | 66 | Строчная буква ц. | 2 | |
| | 67 | Заглавная буква Ц. | 1 | |
54 | Твердый согласный звук (ц), буквы Ц, ц. | 68 | Письмо слов и слогов с буквами Ц, ц. | 2 | |
55, 56 | Гласный звук (э), буквы Э, э. | 69,70 | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 4 | |
57 | Мягкий глухой согласный звук (щ*), буквы Щ, щ. | 71 | Строчная буква щ. | 2 | |
| | 72 | Заглавная буква Щ. | 1 | |
58 | Мягкий глухой согласный звук (щ*), буквы Щ, щ. | 73 | Списывание с печатного текста. | 2 | |
59,60 | Согласные звуки (ф), (ф*), буквы Ф, ф. | 74,75 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 4 | |
61 | Мягкий и твердый разделительные знаки. | 76 | Строчные буквы ь и ъ. | 2 | |
| | 77 | Строчные буквы ь и ъ. | 1 | |
62 | Мягкий и твердый разделительные знаки. | 78 | Строчные буквы ь и ъ. | 2 | |
63 | Русский алфавит. | 79 | Алфавит. Звуки и буквы. | 2 | |
64 | Оформление предложений. | 80 | Проверка знаний. Проверочное списывание. | 2 | |
65 | Как хорошо уметь читать. | 81 | Оформление предложений. | 2 | |
| Послебукварный период-21ч | | 27ч | 49 | |
66 | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву р». | 82 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» | 2 | |
67 | К. Ушинский «Наше Отечество». | 83 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» | 2 | |
68 | Создатели славянской азбуки. В. Куприн «Первоучители словенские». | 84 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?». | 2 | |
| | 85 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?». | 1 | |
69 | В. Куприн «Первый букварь». | 86 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». | 2 | |
70 | Сказки А.С. Пушкина. | 87 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». | 2 | |
71 | Сказки А.С. Пушкина. | 88 | Предлоги. | 2 | |
72 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | 89 | Предлоги. | 2 | |
| | 90 | Местоимения. | 1 | |
73 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | 91 | Местоимения. | 2 | |
74 | К.Д. Ушинский. Рассказы для детей. | 92 | Диктант | 2 | |
75 | К.И. Чуковский «Телефон». «Путаница». | 93 | Безударные гласные в корне слова. | 2 | |
76 | В.В. Бианки «Первая охота». | 94 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. | 2 | |
| | 95 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. | 1 | |
77 | С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | 96 | Правописание ЖИ-ШИ. | 2 | |
78 | М.М. Пришвин. Рассказы. | 97 | Правописание ЧА-ЩА. | 2 | |
79 | А.Л. Барто. Стихи. | 98 | Правописание ЧУ-ЩУ. | 2 | |
80 | С. В. Михалков «Котята». | 99 | Правописание ЧК, ЧН, ЩН. | 2 | |
| | 100 | Заглавная буква в словах. | 1 | |
81 | Б.В. Заходер «Два и три». | 101 | Словарный диктант. | 2 | |
82 | В.Д. Берестов. Стихи. | 102 | Деление слов на слоги. | 2 | |
83 | Творческий проект «Живая азбука». | 103 | Деление слов на слоги. Основа предложения. | 2 | |
84 | Творческий проект «Живая азбука». | 104 | Алфавитный порядок слов. | 2 | |
| | 105 | Контрольное списывание. | 1 | |
85 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 106 | Повторение изученного. | 2 | |
86 | Конкурс чтецов. | 107 | Повторение изученного. | 2 | |
| Всего часов 86 ч | | 107ч | 193ч | |
Литература
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А,, Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электр. Носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. -111с.
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи №1, №2, №3, №4. – М.: Просвещение, 2018.
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс- М.: ВАКО, 2017. -448с.
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева В.Н. и др. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. – 400с.
11