СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обучению грамоте "Школа России",1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обучению грамоте "Школа России",1 класс»

Рабочая программа курса «Обучение грамоте» 1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО ;

  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;

  • Учебным планом МБОУ СШ № 1 г. Демидова на 2019/2020 учебный год.

На основе:

  • примерной программы начального общего образования по предмету обучение грамоте;

Программы курса «Обучение грамоте», 1-4 классы. Авторы-составители Канакина В. П., Горецкий В. Ф., Дементьева В. Н. и др. – М.: Просвещение, 2011.


В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 193 часа. ( Обучение грамоте- 86 часов -4 раза в неделю, обучение письму- 107 ч. -5 раз в неделю)


Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)


Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «переживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, монологические высказыванияя) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный. Безударные; согласные – звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных буков, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки в конце предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильное начертание букв, соединения; находить корень в группе доступных однокоренных слов.





Содержание курса


Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различие звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, я, ю. мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфоэпическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических норм при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листав тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • Раздельное написание слов;

  • Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, жи-ши, чу-щу);

  • Прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • Перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.

Добукварный период

Обучение грамоте- 14ч.

Обучение письму-18ч.

- общее представление о речи письменной и устной, предложении, слове, звуке и букве.

Обучающие научатся:

- членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги;

- различать на слух и при произношении гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки;

- выделять в словах отдельные звуки, ударные слоги;

- соотносить слышимое и произносимое слово со слого-звуковой схемой;

- подбирать слова с заданным звуком.

Букварный период

Обучение грамоте- 51ч.

Обучение письму-63ч.

- согласные и гласные звуки и буквы;

- способы обозначения мягкости согласных.

Обучающиеся научатся:

- читать слоги-слияния с ориентировкой на гласную букву - осознанно , плавно и правильно читать по слогам.

Послебукварный период

Обучение грамоте- 21ч.

Обучение письму-26ч.

- читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения не менее 30слов в минуту при чтении незнакомого текста);

- понимать содержание прочитанного;

Пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;

- находить заглавие текста, назвать автора произведения;

- различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;

- помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений;

Знать наизусть не менее 5 стихотворений.


Тематическое планирование


п/п

Обучение грамоте


Обучение письму

Кол-во часов

1

Добукварный период


14 ч

18 ч

32 ч

2

Букварный период


51 ч

63 ч

114 ч

3

Послебукварный период


21 ч

26 ч

47 ч

Итого

86ч

107 ч

193 ч


Календарно-тематическое планирование


п/п

Обучение грамоте

п/п

Обучение письму

Кол-во часов

Дата


Добукварный период – 14ч


18ч

32


1

Азбука – первая учебная книга.

1

Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка.

2


2

Речь устная и письменная. Предложение.

2

Письмо овалов и полуовалов.

2




3

Рисование бордюров.

1


3

Слово и предложение.

4

Рисование бордюров.

2


4

Слово и слог.

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

2


5

Слог. Ударение.

6

Письмо наклонной короткой и длинной линий с закруглением внизу.

2


6

Звуки в окружающем мире и в речи.

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху.

2




8

Письмо овалов больших и маленьких.

1


7

Входная диагностика уровней формирования предметных умений и УУД.

9

Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

2


8

Звуки в словах. Слог-слияние.

10

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

2


9

Повторение и обобщение пройденного материала.

11

Письмо коротких линий с закруглением вверху и внизу.

2


10

Гласный звук (а), буквы А, а.

12

Строчная буква а.

2




13

Заглавная буква А.

1


11

Гласный звук (о), буквы О, о.

14

Строчная и заглавная буквы О, о.

2


12

Гласный звук (и), буквы И, и.

15

Строчная и заглавная буквы И, и.

2


13

Гласный звук (ы), буква ы.

16

Строчная буква ы.

2


14

Гласный звук (у), буквы У, у.

17

Строчная буква у.

2




18

Заглавная буква У.

1



Букварный период -51ч


63

114


15

Согласные звуки (н), (н*), буквы Н, н.

19

Строчная и заглавная буквы Н, н.

2


16

Согласные звуки (с), (с*), буквы С, с.

20

Строчная и заглавная буквы С, с.

2


17

Согласные звуки (к), (к*), буквы К, к.

21

Строчная и заглавная буквы К, к.

2

2.10

18

Согласные звуки (т), (т*), буквы Т, т.

22

Строчная буква т.

2




23

Заглавная буква Т.

1


19

Согласные звуки (т), (т*), буквы Т, т.

24

Строчная и заглавная буквы Т, т.

2


20

Согласные звуки (л), (л*), буквы Л, л.

25

Строчная и заглавная буквы Л, л.

2


21

Согласные звуки (р), (р*), буквы Р, р.

26

Строчная и заглавная буквы Р, р.

2


22

Согласные звуки (в), (в*), буквы В, в.

27

Строчная и заглавная буквы В, в.

2




28

Повторение и закрепление написания изученных букв

1


23

Звуки (й*э), (э), буквы Е, е.

29

Строчная и заглавная буквы Е, е.

2


24

Согласные звуки (п), (п*), буквы П, п.

30

Строчная и заглавная буквы П, п.

2


25

Согласные звуки (м), (м*), буквы М, м.

31

Строчная и заглавная буквы М, м

2


26

Согласные звуки (м), (м*), буквы М, м.

32

Строчная и заглавная буквы М, м.

2




33

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1


27, 28

Согласные звуки (з), (з*), буквы З, з. Звонкие и глухие звуки.

34,35

Строчная и заглавная буквы З, з.

4


29, 30

Согласные звуки (б), (б*), буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

36,37

Строчная и заглавная буквы Б, б.

4




38

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1


31, 32

Согласные звуки (д), (д*), буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

39,40

Строчная и заглавная буквы Д, д.

4


33, 34

Звуки (й*а), (*а), буквы Я, я.

41,42

Строчная и заглавная буквы Я, я.

4




43

Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

1


35, 36

Согласные звуки (г), (г*), буквы Г, г.

44,45

Строчная и заглавная буквы Г,г.

4


37

Мягкий согласный звук (ч*), буквы Ч, ч.

46

Строчная и заглавная буквы Ч, ч.

2




47

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1


38

Буква ь.

48

Буква ь.

2


39, 40

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

49,50

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова.

4


41

Твердый согласный звук (ш), буквы Ш, ш. Сочетание ши.

51

Строчная буква ш.

2




52

Заглавная буква Ш.

1


42

Твердый согласный звук (ш), буквы Ш, ш. Сочетание ши.

53

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

2


43

Твердый согласный звук (ж), буквы Ж, ж.

54

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

2


44

Твердый согласный звук (ж), буквы Ж, ж.

Сопоставление звуков (ж) и (ш).

55

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Сочетания жи и ши.

2


45

Звуки (й*о), (*о), буквы Ё, ё.

56

Строчная и заглавная буквы Ё, ё.

2




57

Письмо изученных букв, слогов.

1


46

Звуки (й*о), (*о), буквы Ё, ё.

58

Строчная и заглавная буквы Ё, ё.

2


47

Звук (й*), буквы Й, й.

59

Строчная и заглавная буквы Й, й.

2


48, 49

Согласные звуки (х), (х*), буквы Х, х.

60,61

Строчная и заглавная буквы Х, х.

4




62

Письмо слогов и слов с буквами Х, х.

1


50

Твердые и мягкие согласные.

63

Письмо изученных букв, слогов.

2


51, 52

Звуки (й*у), (*у), буквы Ю, ю.

64,65

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

4


53

Твердый согласный звук (ц), буквы Ц, ц.

66

Строчная буква ц.

2




67

Заглавная буква Ц.

1


54

Твердый согласный звук (ц), буквы Ц, ц.

68

Письмо слов и слогов с буквами Ц, ц.

2


55, 56

Гласный звук (э), буквы Э, э.

69,70

Строчная и заглавная буквы Э, э.

4


57

Мягкий глухой согласный звук (щ*), буквы Щ, щ.

71

Строчная буква щ.

2




72

Заглавная буква Щ.

1


58

Мягкий глухой согласный звук (щ*), буквы Щ, щ.

73

Списывание с печатного текста.

2


59,60

Согласные звуки (ф), (ф*), буквы Ф, ф.

74,75

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

4


61

Мягкий и твердый разделительные знаки.

76

Строчные буквы ь и ъ.

2




77

Строчные буквы ь и ъ.

1


62

Мягкий и твердый разделительные знаки.

78

Строчные буквы ь и ъ.

2


63

Русский алфавит.

79

Алфавит. Звуки и буквы.

2


64

Оформление предложений.

80

Проверка знаний. Проверочное списывание.

2


65

Как хорошо уметь читать.

81

Оформление предложений.

2



Послебукварный период-21ч


27ч

49


66

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву р».

82

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

2


67

К. Ушинский «Наше Отечество».

83

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

2


68

Создатели славянской азбуки. В. Куприн «Первоучители словенские».

84

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?».

2




85

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?».

1


69

В. Куприн «Первый букварь».

86

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

2


70

Сказки А.С. Пушкина.

87

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

2


71

Сказки А.С. Пушкина.

88

Предлоги.

2


72

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

89

Предлоги.

2




90

Местоимения.

1


73

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

91

Местоимения.

2


74

К.Д. Ушинский. Рассказы для детей.

92

Диктант

2


75

К.И. Чуковский «Телефон». «Путаница».

93

Безударные гласные в корне слова.

2


76

В.В. Бианки «Первая охота».

94

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

2



95

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

1


77

С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».

96

Правописание ЖИ-ШИ.

2


78

М.М. Пришвин. Рассказы.

97

Правописание ЧА-ЩА.

2


79

А.Л. Барто. Стихи.

98

Правописание ЧУ-ЩУ.

2


80

С. В. Михалков «Котята».

99

Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

2




100

Заглавная буква в словах.

1


81

Б.В. Заходер «Два и три».

101

Словарный диктант.

2


82

В.Д. Берестов. Стихи.

102

Деление слов на слоги.

2


83

Творческий проект «Живая азбука».

103

Деление слов на слоги. Основа предложения.

2


84

Творческий проект «Живая азбука».

104

Алфавитный порядок слов.

2




105

Контрольное списывание.

1


85

Проверим себя и оценим свои достижения.

106

Повторение изученного.

2


86

Конкурс чтецов.

107

Повторение изученного.

2



Всего часов 86 ч


107ч

193ч




Литература

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А,, Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электр. Носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. -111с.

  2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи №1, №2, №3, №4. – М.: Просвещение, 2018.

  3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс- М.: ВАКО, 2017. -448с.

  4. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева В.Н. и др. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. – 400с.


11