Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г № 1089);
Примерной программы среднего общего образования для образовательных учреждений;
Авторской программы под редакцией А. Т. Смирнова / Б. О. Хренников, А. Т. Смирнов Москва, Просвещение 2012г.;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача от 29.12.2010 №189)
Учебного плана МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;
Календарного учебного графика;
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;
Положения о рабочей программе учителя;
Расписания уроков.
Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 - 11 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности среднего общего образования с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», авторов М.П. Фролов, А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 2013 г.
Срок реализации программы 2 года.
Используемый УМК:
10 класс – Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2015 г.
11 класс - Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2015 г.
Общие цели и задачи учебного предмета, курса для уровня обучения
Курс по основам безопасности жизнедеятельности 10 – 11 классов направлен на достижение следующих целей:
- Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
-Совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно- учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
-Распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях; окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
-Применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
-Анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
-Обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
-Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства
-Формированием у учащихся духовных и физических качеств, свойственных гражданину Российской Федерации и защитнику Отечества; подготовка их к военной службе в современных условиях (граждан мужского пола — обязательно, граждан женского пола — по их желанию).
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
- Расширять представления об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
-Совершенствовать военно-патриотическое воспитание и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно- учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
-Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях; окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
- Умение предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» согласно Учебному плану школы учебный год составляет 34 недели, поэтому на изучение основ безопасности жизнедеятельности на этапе основного общего образования отводится время в объёме 68 часов, в том числе:
в 10 классе | 34 ч | 1 ч. в неделю |
в 11 классе | 34 ч | 1 ч. в неделю |
В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием уроков количество уроков по рабочей программе может изменяться.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10—11 классах реализует комплексный подход в формировании у учащихся личностных социальных качеств, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, при модульной структуре содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.
Основной акцент учебно-воспитательного процесса в данной программе сделан на:
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и негативного отношения к противоправному поведению и любым проявлениям экстремизма и терроризма;
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ).
Требования изучения предмета, которые должны усвоить обучающиеся.
10 класс
Должны знать:
Правила выживания в условиях вынужденной автономии;
Способы ориентирования с компасом и без;
Принципы безопасного поведения на дороге:
Правила поведения в криминальной ситуации;
Виды террористической деятельности;
Уголовную ответственность за участие в незаконных формированиях;
Средства массового поражения и основных поражающих факторов;
Способы оповещения населения;
Организацию инженерных средств защиты;
Средства индивидуальной защиты;
Организацию ГО в школе;
Факторы, влияющие на здоровье человека;
Основные инфекционные заболевания и их профилактику;
Биологические ритмы и их влияние на человека;
Вредные привычки и их профилактику;
Правовые основы военной службы;
Организационную структуру и виды ВС России;
Функции и задачи ВС на современном этапе;
Боевые традиции воинских соединений.
Должны уметь:
Ориентироваться на местности с помощью компаса и без;
Уметь передвигаться пешком, на велосипеде, мопеде мотоцикле используя ПДД;
Вести себя при угрозе террористического акта;
Действовать по сигналам ГО;
Учитывать биоритмы при планировании деятельности;
Пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой;
Соблюдать меры предосторожности в общественном транспорте;
Оказать помощь утопающему;
Оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях, ожогах, обморожениях;
Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.
11 класс
Должны знать:
Основные правила гигиены, виды болезней передаваемых половым путём;
Меры профилактики СПИДа;
Значение семьи;
Правовые основы оказания первой медицинской помощи;
Порядок действий при остановке сердца;
Законы РФ о порядке прохождения военной службы;
Правила первоначальной постановки на воинский учёт;
Требования к индивидуально-психологическим качествам
Порядок обязательной и добровольной подготовки граждан;
Категории годности к военной службе;
Порядок призыва и увольнения с военной службы;
Права и ответственность военнослужащих.
Должны уметь:
Соблюдать элементарные правила личной гигиены;
Оказывать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности, травмах, внезапной остановке сердца;
Сформулировать требования Законов РФ о порядке прохождения военной службы;
Выделить требования, предъявляемые к качествам призывника;
Различать военную службу по призыву и контракту;
Прочитать тест военной Присяги.
Содержание учебного предмета, курса
10 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Чрезвычайные ситуации природного характера, и возможные их последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона. Характер современных войн и вооружённых конфликтов. Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности. Положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности. Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные виды оружия и их поражающие факторы. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации. История создания Вооружённых Сил Российской Федерации. Памяти поколений — дни воинской славы России. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство управление Вооружёнными Силами Российской Федерации. Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска (ВДВ), их состав и предназначение. Войска воздушно-космической обороны их состав и предназначение. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих. Суточный наряд. Общие положения. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте. Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового. Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строй отделения, развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата. Современный бой. Обязанности солдата в бою.
11 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности на водоёмах. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи. Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни. Инфекции, передаваемые половым путём. Меры профилактики ВИЧ- инфекции. Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Первая помощь при острой сердечной недостаточности. Первая помощь при ранениях. Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота. Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины. Первая помощь при остановке сердца.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.
Основные задачи современных Вооружённых Сил России. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации. Боевое знамя воинской части —символ воинской чести, достоинства и славы. Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды. Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учёта. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт. Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации. Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации. Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. Военнослужащий — патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. Военнослужащий — специалист своего дела. Военнослужащий — подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих. Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства). Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия. Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации. Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих. Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2015 г.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2015 г.
3. Поурочное планирование 10 -11 классы.
4. Конституция Российской Федерации.
11