МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МБОУ Никольская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ Никольская СОШ ____________/Березикова К.Ю Протокол № 1 от «27» августа | | «Утверждаю» Директор МБОУ Никольская СОШ _____________/К.А. Миронов Приказ № 45 от «28» августа |
«____» _________2020 г. | | «____» _________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс
(автор С.В. Ким)
на 2020-2021 учебный год
Автор: учитель ОБЖ
Березикова К.Ю.
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» и программы Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень: рабочая программа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / С.В. Ким. -М.: Вентана- Граф, 2019.-105 с.
Рабочая программа для 10—11 классов представляет собой один из возможных вариантов разработки содержания и тематического планирования учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) в старших классах основной школы.
Программа разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности жизнедеятельности и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Рост техногенных аварий, природных катастроф и социальных конфликтов в современном мире подтверждает актуальность формирования культуры безопасности личности и общества.
Безопасность — характеристика качества благополучия состояния объектов и условий их жизнедеятельности. Обеспечение безопасности объектов требует специальных мер ее организации. Объективные показатели обеспечения безопасности жизнедеятельности могут не совпадать с субъективным ощущением безопасности человеком, людьми.
Под безопасностью понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Состояние защищенности определяется объективными показателями организации защиты жизненно важных интересов объектов безопасности и субъективными ощущениями людей о степени защищенности их жизнедеятельности в среде обитания.
Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование (жизнедеятельность) и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства.
К жизненно важным интересам личности относятся прежде всего здоровье, возможность трудиться, отдыхать, учиться, жить в достойных для человека условиях, получать квалифицированную социальную, медицинскую помощь и др. К жизненно важным интересам общества относятся: гражданский мир, стабильное функционирование и прогрессивное развитие экономики, финансовой системы, предприятий общественного хозяйства и социальной сферы, обеспечивающих потребности общества необходимыми товарами и услугами. К жизненно важным интересам государства (национальным интересам) относятся: суверенитет государства, существующий государственный строй, определяющий взаимоотношения личности и общества с властью, законы общества и др.
Национальные интересы Российской Федерации — совокупность внутренних и внешних потребностей жизни общества, определяющих устойчивое развитие общества и государства во всех сферах жизнедеятельности (внутриполитической, экономической, социальной, международной, военной, экологической и т. д.). Национальная безопасность — состояние защищенности государством своих национальных интересов от внешних и внутренних угроз.
Основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства — это неконтролируемые, внезапные, стихийные проявления (действия) сил природного, техногенного и социального характера, которые нарушают привычную жизнедеятельность людей, создают опасные для жизни и здоровья ситуации, наносят большой ущерб народному хозяйству и природной среде. Это явления как природного характера (биологические, экологические, климатогеографические, техногенные) — аварии, взрывы, катастрофы, так и социального происхождения — войны, грабежи, экстремизм и др.
Опасные ситуации подразделяют на экстремальные — сверхопасные для человека и чрезвычайные — сверхопасные для большого количества людей, материальных и природных объектов среды жизнедеятельности людей. Неадекватная оценка степени угрозы собственной безопасности является основной причиной травм, других видов ущерба жизни и здоровью людей на производстве, на транспорте, в разных условиях труда и отдыха.
Научно-технический прогресс позволил создать комфортную искусственную техногенную среду, но ее сложность и опасность требует от людей постоянного внимания, осторожности, знаний правил безопасного поведения, применения правил техники безопасности в разных условиях.
Ключевая идея программы «Основы безопасности жизнедеятельности» — повышение индивидуальной компетентности и культуры безопасного поведения школьника, осознание ответственности за благополучие и безопасность общества.
Культура безопасности жизнедеятельности — это совокупность образцов (моделей) мышления, поведения и деятельности личности безопасного типа вследствие соблюдения правил безопасности в разных сферах жизнедеятельности общества. Основу культуры безопасности жизнедеятельности составляет компетентность личности и общества, которая формируется в процессе целенаправленного обучения и самостоятельного опыта соблюдения правил безопасности. Компетентность проявляется в умении распознавать опасные ситуации и предотвращать их появление через соблюдение правил техники безопасности.
Воспитание и самовоспитание культуры безопасности жизнедеятельности проявляются через формирование ответственности, дисциплины, привычки к соблюдению правил безопасности; в развитии главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия), милосердия, взаимопомощи, терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к другим людям.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
2) организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся старшего школьного возраста.
В программе определен объем содержания образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», дано примерное распределение учебных часов по разделам и темам.
Общая характеристика курса
Концепция учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них.
Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Основные цели изучения предмета ОБЖ:
— содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз;
— содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
— формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
— осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности;
— профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном процессе:
— обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;
— воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
— развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.
При отборе содержания курса авторы исходили из следующих педагогических принципов:
1. Социогуманитарная обусловленность — учет требований Федерального государственного образовательного стандарта в предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Природосообразность — учет возрастных психофизических особенностей и потребностей старшеклассников, актуализация субъектной позиции обучающихся по социальноправовой подготовке в области безопасности жизнедеятельности.
3. Преемственность всех ступеней образования — информационно-методическое соответствие целей и содержания предмета ОБЖ в средних и старших классах школы.
4. Научность, связь теории с практикой — опора на методологические средства теории безопасности жизнедеятельности; формирование конкретных умений.
5. Системность — представление среды и ее объектов в качестве систем, изучение взаимодействия которых ведет к анализу причин и следствий проявления опасностей в среде жизнедеятельности.
6. Интегративность — межпредметные и внутрипредметные связи гуманитарного и естественно-научного знания по проблеме безопасности жизнедеятельности.
7. Культуросообразность — расширение представлений о ценности, значимости культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества, о ее месте и роли в совокупном комплексе общей культуры жизнедеятельности человека и общества в современной среде обитания.
Место курса в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет изучается в 10—11 классах по одному часу в неделю: 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе (всего 70 часов). По окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы продолжительностью 35 часов.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению учащимися теоретических знаний и практических умений в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Курс ОБЖ является интегрированным, т. е. объединяет несколько предметных областей (экология, физическая культура, охрана труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированного курса ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
• развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
• формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
• развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;
• формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают:
умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
• формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
• анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
• выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни; умения коммуникативные:
• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
умения регулятивные (организационные):
• саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной траектории;
• владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
• владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.
Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о социально-демографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий;
в ценностно-ориентационной сфере:
• ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений; в коммуникативной сфере:
• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
• умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;
• стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации; в эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
• умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности); в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
• грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
• соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
• соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
• знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
• умение оказывать первую помощь;
• правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере; в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
• накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
• выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;
• умение правильно оказывать первую помощь при травмах на за нятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях.
Особенности содержания курса
В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы курса принят модульный принцип ее построения и принцип «минимакса» к отбору и наполнению учебно-познавательной информацией.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута старшеклассника в образовательном пространстве реальной и виртуальной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и мотивация, научно-практические знания и умения — основные ресурсы культуры безопасности.
Модульный принцип определяет выделение трех учебных разделов, охватывающих весь объем содержания курса ОБЖ, а принцип «минимакса» положен в основу структурирования учебной информации каждого раздела. Модульный принцип позволяет:
— эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс по формированию культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников с учетом ресурсных возможностей разных типов организаций основного образования и особенностей среды жизнедеятельности населения разных регионов России;
— обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность содержания учебных модулей (тематики ОБЖ) в средних и старших классах школы, в учреждениях основного и дополнительного образования;
— разработать варианты оценки достижений учащихся на репродуктивном, продуктивном, творческом уровнях, используя методы шкалирования, балльно-рейтинговой оценки, кредитно-модульной, экспертной оценки портфолио, позволяющие проследить продвижение школьника на индивидуальном образовательном маршруте по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Учебная информация структурирована по принципу «минимакса»:
— в каждом параграфе приводятся общие термины и понятия, определяющие условные границы компетентности школьника по изучаемой теме (максимум);
— в начале параграфа выделены ключевые термины и понятия, определяющие обязательный для школьника минимум теоретико-практических знаний, требуемый для прохождения итогового контроля по изучаемой теме в форме тестирования, собеседования, презентации учебно-исследовательской работы, экзамена.
Принцип «минимакса» предполагает формирование компетентности и культуры безопасности жизнедеятельности личности не за счет роста объема учебно-познавательной информации, а за счет ее повторения, обобщения и систематизации знаний всех школьных предметов.
Структурные компоненты программы ОБЖ — три содержательных модуля:
— основы безопасности личности, общества, государства в современной среде обитания;
— основы обороны государства и военная безопасность;
— основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Каждый модуль программы — это раздел содержания курса ОБЖ, который состоит из нескольких частей (глав). Каждая глава включает пять тем (параграфов). Содержание учебного материала в каждом классе представлено в форме опорного конспекта (всего 35 тем), в котором кратко изложены ключевые понятия, основные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций, научные подходы к теории безопасности жизнедеятельности, вопросы, задания, примерная тематика учебноисследовательской работы школьников, рекомендации специалистов по предупреждению опасных ситуаций и безопасному поведению населения. Раздел завершается самопроверкой теоретической готовности ученика по ключевым вопросам.
Содержание курса. 10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
Содержание курса. 11 класс
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности
Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека
Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Воооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни
Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях
Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Тематическое планирование
Авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предлагает один из возможных вариантов тематического планирования, в котором даны краткое описание основных вопросов, ключевых понятий каждой темы и рекомендуемые виды учебной деятельности учащихся по освоению темы.
Основные виды учебной деятельности школьников:
учебно-познавательная:
развитие информационной компетентности и функциональной грамотности по ОБЖ в процессе повторения пройденного: изучение ключевых понятий темы, терминов и определений, научных подходов к выявлению факторов риска для жизни и здоровья; закрепление нового материала на репродуктивном и продуктивном уровне: вопросы и задания; планирование личного поведения в экстремальной ситуации, самоопределение достаточности личных знаний по изучаемой теме; опыт самостоятельной творческой деятельности, сотрудничества в малой группе: учебно-исследовательской, проектной (коммуникация, презентация, портфолио);
2) аналитическая: выявление причинно-следственных связей между явлениями и событиями, определяющими состояние опасности (безопасности) среды жизнедеятельности; моделирование стратегии безопасного поведения и оценка личной готовности к минимизации риска ущерба здоровью и безопасности;
3) практическая деятельность по формированию ключевых компетенций и компетентности по безопасности жизнедеятельности: формирование личных убеждений, гражданской позиции, правовой грамотности, психофизической готовности к выработке качеств, полезных привычек, способов (моделей) безопасного поведения в опасных ситуациях, определяющих общую компетентность по безопасности жизнедеятельности:
— мотивационный компонент — формирование личных убеждений, ценностей и смыслов изучаемых понятий предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», гражданской позиции, правовой грамотности, личного отношения к вопросам охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
— информационный компонент — формирование научного мировоззрения, научной картины целостного восприятия мира и человека в нем; использование научных подходов в освоении моделей безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности, умение находить необходимую информацию по предмету ОБЖ, включая формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
— операционный компонент (практические умения, опыт): предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций и грамотно действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность в случае экстремальной ситуации; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь при неотложных состояниях; опираться в решении спорных вопросов на нормативно-правовые акты и законы Российской Федерации.
Авторами программы целенаправленно транслируется ключевая роль формирования экологической компетентности обучающихся как неотъемлемой части культуры безопасности жизнедеятельности в современной среде обитания.
Экологическое мышление и культура безопасности жизнедеятельности личности и общества определены специалистами как ключевые ресурсы выживания современной цивилизации.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» включает материал по основам здорового образа жизни, который нацелен на понимание подростком себя, осознание своего предназначения, потребностей, особенностей индивидуального развития и социальных требований к культуре безопасности жизнедеятельности личности в современном мире.
Теоретический материал и практические рекомендации в учебнике являются итогом обобщения опыта, накопленного за последние десятилетия врачами, спасателями, пожарными, психологами и преподавателями. Природа жизнедеятельности человека и технического прогресса такова, что опасные события и явления всегда были, есть и будут, и каждый человек должен быть готов к ним морально, физически и методически. Задачи, которые ставили перед собой авторы учебнометодического комплекта, — научить школьников методически грамотному поведению в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; содействовать формированию общей культуры безопасности жизнедеятельности в современной среде обитания.
В случае экстремальной ситуации знания и умения, полученные при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности, могут стать опорой, уменьшить вероятность страха и паники при выполнении действий, необходимых для спасения своей жизни и жизней других людей.
Учебно-методический комплект по основам безопасности жизнедеятельности
Ким С. В., Горский В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10—11 классы: учебник. — М.: Вентана-Граф.
Ким С. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10— 11 классы: рабочая программа. — М.: Вентана-Граф.
Ким С. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10— 11 классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф.
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Оценка "5" выставляется, если ответ:
полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
Оценка "4" выставляется, если:
раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях).
Оценка "3" выставляется, если:
усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.
Оценка "2" выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Тематическое планирование 10 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15 ч) Формы контроля достижений учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля. Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ Формы и методы проведения урока Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков: уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков |
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде (5ч) |
1 | | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания | |
2 | | Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности | |
3 | | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | |
4 | | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | |
5 | | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | |
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 ч) |
6 | | Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности | |
7 | | Защита национальной безопасности государства от военных угроз | |
8 | | Защита личности, общества, государства от угроз социального характера | |
9 | | Противодействие экстремизму | |
10 | | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации | |
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 ч) |
11 | | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | |
12 | | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях | |
13 | | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера | |
14 | | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | |
15 | | Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование | |
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч) Формы контроля достижений учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля. Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ Формы и методы проведения урока Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков: уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков |
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 ч) |
16 | | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения | |
17 | | Защита населения и территорий от радиационной опасности | |
18 | | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения | |
19 | | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности | |
20 | | Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи | |
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч) |
21 | | Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы | |
22 | | Состав Вооруженных Сил Российской Федерации | |
23 | | Воинская обязанность и военная служба | |
24 | | Права и обязанности военнослужащих | |
25 | | Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) Формы контроля достижений учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля. Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ Формы и методы проведения урока Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков: уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков |
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 ч) |
26 | | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья | |
27 | | Здоровый образ жизни и его составляющие | |
28 | | Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактик | |
29 | | Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики | |
30 | | Профилактика заболеваний, передающихся половым путем | |
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 ч) |
31 | | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок | |
32 | | Правила оказания первой помощи при травмах | |
33 | | Первая помощь при кровотечениях, ранениях | |
34 | | Первая помощь: сердечно-легочная реанимация | |
35 | | Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах | |