Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, с совместным Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96/134, требованиями Федерального компонента Госу Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, с совместным Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96/134, требованиями Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Нормативно-правовая основа:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
6. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. №540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2015 г. №1508, от 26.01.2017 г. №79)
8. Конституция Республики Башкортостан.
9. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
10. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.
11. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях".
12. Локальные акты школы.
13. Устав МОБУ СОШ с. Анясево МР Миякинский район РБ.
14. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
15. Примерной образовательной программы, основного общего образования, среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ.
16. Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с. Анясево (приказ № 65 от 02.09.2016 года. )
17. Учебного плана МОБУ СОШ с.Анясево (Приказ № 150 от 30 августа 2018 года).
18. Календарный учебный график на 2018-2019 учебный год.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на базовом уровне из расчета по 1 ч. в неделю в каждом классе. Кроме того, одна неделя в 10 классе предусмотрена на проведение с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 учебных часов).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.
Учебник
Основы безопасности жизнедеятельности 10—11 классы. Под общей редакцией А. Т. Смирнова, М-2012 г., изд. «Просвещение»;
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане МОБУ СОШ с.Анясево на 2018-2019 учебный год отводится на изучение предмета 35 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структурно программа состоит из трех модулей, шести разделов, 35 тем.
Модуль I «Основы безопасности личности, общества и государства» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны».
Модуль II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Модуль III «Обеспечение военной безопасности государства» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Учебно – тематический план
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечания |
План. | Факт. |
1. | Инструктаж по ТБ. Автономное пребывание человека в природе. | 1 | 5.09 | | |
2. | Обеспечение безопасности на дорогах. | 1 | 12.09 | | Тест № 1 Вынужденная автономия |
3. | Обеспечение безопасности в криминогенных ситуациях. | 1 | 19.09 | | Практическая работа №1 Учебная эвакуация |
4. | Правила безопасности при угрозе теракта. | 1 | 26.09 | | |
5. | Уголовная ответственность за терроризм. | 1 | 3.10 | | |
6. | Чрезвычайные ситуации природного характера. Рекомендации по обеспечению безопасности. | 1 | 10.10 | | |
7. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Рекомендации по обеспечению безопасности. | 1 | 17.10 | | |
8. | Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн. | 1 | 24.10 | | Тест № 2 Правила поведения при ЧС |
9. | Международный терроризм. Виды терактов. | 1 | 31.10 | | |
10. | Наркобизнес и национальная безопасность России. | 1 | 7.11 | | |
11. | Законы РФ по обеспечению безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. | 1 | 14.11 | | |
12. | Сохранение и укрепление здоровья. | 1 | 28.11 | | Тест № 3 РСЧС |
13. | Основные инфекционные заболевания. | 1 | 5.12 | | |
14. | Здоровый образ жизни. | 1 | 12.12 | | |
15. | Биологические ритмы. Двигательная активность. | 1 | 19.12 | | |
16. | Профилактика вредных привычек. | 1 | 26.12 | | |
17. | Гражданская оборона. | 1 | 16.01 | | Тест № 4 Здоровый образ жизни |
18. | Основные виды оружия и их поражающие факторы. | 1 | 23.01 | | |
19. | Оповещение и информирование населения. | 1 | 30.01 | | |
20. | Инженерная защита населения. | 1 | 6.02 | | |
21. | Средства индивидуальной защиты. | 1 | 13.02 | | Практическая работа №2 Изготовление ВМП |
22. | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. | 1 | 20.02 | | Тест № 5 Средства поражения и защита населения |
23. | Организация гражданской обороны в школе. | 1 | 27.02 | | |
24. | История создания Вооруженных Сил РФ. | 1 | 6.03 | | |
25. | Дни воинской славы России. | 1 | 13.03 | | |
26. | Состав Вооруженных Сил. | 1 | 20.03 | | |
27. | Сухопутные войска. | 1 | 27.03 | | |
28. | Воздушно-космические силы. | 1 | 3.04 | | |
29. | Военно-морской флот. | 1 | 10.04 | | |
30. | Самостоятельные рода войск. | 1 | 17.04 | | |
31. | Другие войска и воинские формирования. | 1 | 24.04 | | Тест №6 Вооруженные силы РФ |
32. | Патриотизм и верность воинскому долгу | 1 | 8.05 | | |
33. | Основы военной службы (Учебные сборы) | 35 | 13-17.05 | | |
34. | Дружба и войсковое товарищество. | 1 | 22.05 | | |
35. | Контрольная работа по курсу ОБЖ. | 1 | 29. 05 | | |
Список основной литературы
Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. / Под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012. - 60 с.
Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2010.-285с.
Евлахов В. М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2011. - 272 с. - (Библиотека учителя).
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: Поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина, В.А. Васнева / Авт.-сост. В.А. Шкенев. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2012. - 238 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Поурочные планы по учебнику А. Т. Смирнова, Б. И. Мишина, В. А. Васнева / Авт.-сост. В. А. Шкенев. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2012. - 208 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся. 10-11 классы: Методическое пособие / Волокитин А. А., Грачев Н. И., Жильцов В. А. и др. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2011. - 254 с. - (Библиотека учителя).
Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации. 5-11 классы / А. Т.Смирнов, Б. О.Хренников, Р. А.Дурнев и др. Под общ. ред. А. Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. - (Академический школьный учебник).
Рыбин А. Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях. 10-11 классы: Пособие для учащихся / Под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 142 с.
Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения. 10-11 классы: Методическое пособие / Под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Поурочные разработки. Пособие для учителя / Под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.-160 с.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 классы /Под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с. - (Академический школьный учебник).
Контроль уровня обученности
Перечень проверочных работ
№ | Тема | Количество часов | Сроки проведения |
1 | Тест № 1Вынужденная автономия | 1 | Согласно тем.плану |
2 | Практическая работа №1Учебная эвакуация | 1 | Согласно тем.плану |
3 | Тест № 2Правила поведения при ЧС | 1 | Согласно тем.плану |
4 | Тест № 3РСЧС | 1 | Согласно тем.плану |
5 | Тест № 4Здоровый образ жизни | 1 | Согласно тем.плану |
6 | Практическая работа №2Изготовление ВМП | 1 | Согласно тем.плану |
7 | Тест № 5 Средства поражения и защита населения | 1 | Согласно тем.плану |
8 | Тест №6 Вооруженные силы РФ | 1 | Согласно тем.плану |
9 | Контрольная работа по курсу ОБЖ. | 1 | Согласно тем.плану |