Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 77»
Рассмотрено на заседании
МО учителей ест.- научного цикла
МБОУ СШ № 77
Протокол №____ от_______2019г.
Утверждаю
Директор __________/И.И. Иванкин/
МБОУ СШ № 77
«____»____________________2019г.
Рабочая программа
по ОБЖ 10 – 11 классы
разработала Нивина О.И.,
учитель биологии и географии,
высшая квалификационная категория
Срок реализации 2019-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнев. Сборник Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2007 г. Предлагаемая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в ОУ среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Государственным стандартом среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Требованиями к уровню подготовки учеников.
Программа рассчитана на 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе + 40 часов на медицинскую подготовку. Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа в год в соответствие с учебным планом.
Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Задачи:
освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;
формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях;
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(10 КЛАСС)
№ раздела и темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | Количество часов по темам в рабочей программе |
Раздел | Тема |
I | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 13 | | |
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения | | 6 | 6 |
2 | Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны | | 7 | 7 |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | | |
3 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | | 3 | 3 |
4 | Основы здорового образа жизни | | 7 | 7 |
III | Основы военной службы | 12 | | |
5 | Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего отечества | | 6 | 6 |
6 | Боевые традиции Вооруженных сил России | | 3 | 3 |
7 | Символы воинской чести | | 3 | 2 |
8 | Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) Занятия организуются и проводятся в соответствии с распорядком дня воинской части на период проведения военных сборов. | | 40 | 40 |
Всего часов | 35 + 40 | 34 +40 |
Календарно-тематическое планирование. ОБЖ 10 класс /34 ч; 1 ч. в неделю/
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Практическая часть | Домашн. задание | Примечания |
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях – 13 часов Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения – 6 часов |
1 | | | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к походу. | | § 1, 2 стр.6-16 | |
2 | | | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. | | § 4 стр.22 | |
3 | | | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | | § 6 стр.30 | |
4 | | | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | | § 7,8,9,10 стр. 34-55 | |
5 | | | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи. | | § 17 стр. 82 | |
6 | | | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности. | | § 16 стр.78 | |
Тема 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны – 7 часов |
7 | | | 7. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. | | § 24 стр. 120 | |
8 | | | 8. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. | | § 25 стр. 124 | |
9 | | | 9. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | | § 26 стр. 130 | |
10 | | | 10. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. | | § 27 стр. 134 | |
11 | | | 11. Средства индивидуальной защиты | | § 28 стр. 138 | |
12 | | | 12. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | | § 29 Стр. 144 | |
13 | | | 13. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | | § 30 Стр. 148 | |
Раздел I I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 10 часов Тема 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний – 3 часа |
14 | | | 1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | | § 18 Стр. 88 | |
15 | | | 2. Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | | § 19 стр.92 | |
16 | | | 3. Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | | § 19 стр. 92 | |
Тема 4. Основы здорового образа жизни – 7 часов |
17 | | | 4. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье | | § 20 стр.98 | |
18 | | | 5. Основные составляющие здорового образа жизни | | § 20 стр.98 | |
19 | | | 6. Биологические ритмы | | § 21 стр104 | |
20 | | | 7. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | | § 21стр104 | |
21 | | | 8. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | | § 22 стр. 108 | |
22 | | | 9. Вредные привычки, их влияние на здоровье | | § 23стр112 | |
23 | | | 10. Профилактика вредных привычек | | § 23стр112 | |
Раздел I I I. Основы военной службы – 12 часов Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего отечества – 6 часов |
24 | | | 1. История создания Вооруженных Сил России | | § 31стр152 | |
25 | | | 2. История создания Вооруженных Сил России | | § 31стр152 | |
26 | | | 3. Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | | § 33,34,35 Стр168-178 | |
27 | | | 4. Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | | § 36 Стр182 | |
28 | | | 5. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил | | § 37,38,39 Стр186-197 | |
29 | | | 6. Другие войска, их состав и предназначение | | § 40стр198 | |
Тема 6. Боевые традиции Вооруженных сил России – 3 часа |
30 | | | 7. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества | | § 41стр202 | |
31 | | | 8. Памяти поколений – дни воинской славы России. | | § 32стр158 | |
32 | | | 9. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | | § 42стр206 | |
Тема 7. Символы воинской чести – 2 часа |
33 | | | 10. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | | конспект | |
34 | | | 11. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | | конспект | |
Тема 8. Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) – 40 часов |
| | | 1. Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. | | § 43, 45 Стр212,220 | |
| | | 2. Размещение и быт военнослужащих. 3часа | | §43,44 стр.212,216 | |
| | | 3. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. 4 часа | | § 46-48 Стр224-235 | |
| | | 4. Организация караульной службы, обязанности часового. 4 часа | | § 49 – 51 Стр236-247 | |
| | | 5. Строевая подготовка. 4 часа | | §52 -57 стр248-273 | |
| | | 6. Огневая подготовка. 14 часов | | § 58 – 60 Стр274-289 | |
| | | 7. Тактическая подготовка. 5 часов. | | § 61 – 62 Стр290-297 | |
| | | 8. Физическая подготовка. 5 часов. | | | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(11КЛАСС)
№ раздела и темы | Наименование раздела и темы | Количество часов по программе | В рабочей программе |
Раздел | Тема | |
I | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | | 10 |
1 | Основы здорового образа жизни | | 6 | 6 |
2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | | 4 | 4 |
II | Основы военной службы | 25 | | 24 |
3 | Воинская обязанность | | 10 | 10 |
4 | Особенности военной службы | | 8 | 8 |
5 | Военнослужащий - защитник своего отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил | | 7 | 6 |
Всего часов | 35 | 34 |
Календарно-тематическое планирование. ОБЖ 11 класс /34 ч; 1 ч. в неделю/
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Практическая часть | Домашн. задание | Примечания | |
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 10 часов Тема 1. Основы здорового образа жизни – 6 часов | |
1 | | | Пожарная безопасность. Право и обязанности граждан в области пожарной безопасности. | | § 1 | | |
2 | | | Правила личной безопасности при пожаре и на водоемах в различное время года | | § 2,3 | | |
3 | | | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Нормативно – правовая база борьбы с терроризмом. | | § 4,5 | | |
4 | | | Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правила поведения при угрозе террористического акта. | | § 6.7,8 | | |
5 | | | Основы здорового образа жизни. Правила личной гигиены. | | § 10 | | |
6 | | | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. | | § 11 | | |
Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 4 часа | | Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 4 часа |
7 | | | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики. СПИД и его профилактика | | § 12,13 | | |
8 | | | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | | § 14 | | |
9 | | | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | (практические занятия) | § 15 | | |
10 | | | Первая медицинская помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при остановке сердца. | (практические занятия) | § 16 -23 | Повторение материала 10го класса | |
Раздел I I. Основы военной службы – 25 часов Тема 3. Воинская обязанность – 10 часов | |
11 | | | 1. Основные понятия о воинской обязанности | | § 30 | | |
12 | | | 2. Организация воинского учета и его предназначение | | § 31 | | |
13 | | | 3. Организация воинского учета и его предназначение | | § 32, 33 | | |
14 | | | 4. Обязательная подготовка граждан к военной службе | | § 34, 35 | | |
15 | | | 5. Обязательная подготовка граждан к военной службе | | § 36 | | |
16 | | | 6. Добровольная подготовка граждан к военной службе | | § 37 | | |
17 | | | 7. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет | | § 38 | | |
18 | | | 8. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет | | § 38 | | |
19 | | | 9. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет | | § 38 | | |
20 | | | 10. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | | § 40 | | |
Тема 4. Особенности военной службы – 8 часов | |
21 | | | 1. Правовые основы военной службы | | § 41, 42, 43 | | |
22 | | | 2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни | | § 44, 45, 46, 47, 48 | | |
23 | | | 3. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России | | § 58,53 | | |
24 | | | 4. Прохождение военной службы по призыву | | § 61 | | |
25 | | | 5. Прохождение военной службы по призыву | | § 62,63 | | |
26 | | | 6. Прохождение военной службы по контракту | | § 64 | | |
27 | | | 7. Права и ответственность военнослужащих | | § 56 | | |
28 | | | 8. Альтернативная гражданская служба | | § 65 | | |
Тема 5. Военнослужащий - защитник своего отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил – 7 часов | |
29 | | | 1. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества | | § 52, 53 | | |
30 | | | 2. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | | § 54 | | |
31 | | | 3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина | | § 51, 56 | | |
32 | | | 4. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | | § 55 | | |
33 | | | 5. Как стать офицером Российской армии | | § 49, 50 | | |
34 | | | 6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации | | § 26 | | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(10 КЛАСС)
Раздел I. Безопасность и зашита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Подготовка к проведению турпохода.
Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.
1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах.
Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.
1.4. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминальной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.
1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта.
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
1.6. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
1.7. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила поведения в маршрутном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;
- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;
- правила поведения при захвате в заложники или похищении.
Уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;
- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях.
2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.
Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.
Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.
2.3. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, наиболее вероятных в Тамбовской области.
Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области;
- потенциально опасные объекты в районе проживания.
Уметь:
-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;
- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
3.1. Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных конфликтов
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства. Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
3.2. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление. Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.
3.3. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в
области безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие нрава и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;
- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;
- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;
- общие черты международного терроризма.
Уметь:
- работать с правовыми документами.
4. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
4.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки человека к профессиональной деятельности.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
4.2. Инфекционные заболевания, их классификация.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний.
4.3 Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний.
Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
- основные понятия, функции и показатели здоровья;
- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;
- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.
Уметь:
- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;
- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.
5. Основы здорового образа жизни
5.1. Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
5.2. Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность.
Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
5.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека.
5.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.
5.5.-5.6. Алкоголизм и курение, их профилактика.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
5.7. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
- основные понятия и структуру ЗОЖ;
- роль питания как составляющей ЗОЖ;
- влияние двигательной активности на здоровье человека;
- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.
Уметь:
- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию
6. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
6.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
6.2.-6.3. Современные средства поражения, их поражающие факторы и мероприятия по защите.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
6.4. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
6.5. Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооруже
ниях.
6.6.-6.7. Средства индивидуальной защиты.
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
6.8. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
6.9. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать:
- основные понятия ГО;
- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;
- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;
- организацию гражданской обороны в школе.
Уметь:
- определить вид применённого оружия;
- пользоваться убежищем;
- подобрать противогаз и пользоваться им;
- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе.