СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 77»




Рассмотрено на заседании

МО учителей ест.- научного цикла

МБОУ СШ № 77

Протокол №____ от_______2019г.

Утверждаю

Директор __________/И.И. Иванкин/

МБОУ СШ № 77

«____»____________________2019г.









Рабочая программа

по ОБЖ 10 – 11 классы





разработала Нивина О.И.,

учитель биологии и географии,

высшая квалификационная категория





Срок реализации 2019-2021 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнев. Сборник Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2007 г. Предлагаемая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в ОУ среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Государственным стандартом среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

  2. Требованиями к уровню подготовки учеников.

Программа рассчитана на 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе + 40 часов на медицинскую подготовку. Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа в год в соответствие с учебным планом.


Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Задачи:

  • освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоро­вья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использова­ния средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой меди­цинской помощи при неотложных ситуациях;

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(10 КЛАСС)


раздела и

темы


Наименование раздела и темы

Количество часов

Количество часов

по темам в рабочей

программе

Раздел

Тема

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

13



1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникаю­щие в повседневной жизни, и правила безопас­ного поведения


6

6

2

Гражданская оборона - составная часть оборо­носпособности страны


7

7

II

Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни

10



3

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний


3

3

4

Основы здорового образа жизни


7

7

III

Основы военной службы

12



5

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего отечества


6

6

6

Боевые традиции Вооруженных сил России


3

3

7

Символы воинской чести


3

2

8

Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)

  • Занятия организуются и проводятся в соответствии с распорядком дня воинской части на период проведения военных сборов.


40

40

Всего часов

35 + 40

34 +40






Календарно-тематическое планирование. ОБЖ 10 класс /34 ч; 1 ч. в неделю/

урока

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Практическая часть

Домашн. задание

Примечания


Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях – 13 часов

Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникаю­щие в повседневной жизни, и правила безопас­ного поведения – 6 часов

1



  1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к походу.


§ 1, 2

стр.6-16


2



  1. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.


§ 4 стр.22


3



  1. Уголовная ответственность несовершеннолетних.


§ 6 стр.30


4



  1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


§ 7,8,9,10 стр. 34-55


5



  1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи.


§ 17 стр. 82


6



  1. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности.


§ 16 стр.78


Тема 2. Гражданская оборона - составная часть оборо­носпособности страны – 7 часов

7



7. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.


§ 24

стр. 120


8



8. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.


§ 25

стр. 124


9



9. Оповещение и информирование населения

об опасностях, возникающих

в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.


§ 26

стр. 130


10



10. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.


§ 27

стр. 134


11



11. Средства индивидуальной защиты



§ 28

стр. 138


12



12. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных

ситуаций


§ 29

Стр. 144


13



13. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении


§ 30

Стр. 148


Раздел I I. Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни – 10 часов

Тема 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний – 3 часа

14



1. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности


§ 18

Стр. 88


15



2. Инфекционные

заболевания, их классификация и профилактика


§ 19 стр.92


16



3. Инфекционные

заболевания, их классификация и профилактика


§ 19 стр. 92


Тема 4. Основы здорового образа жизни – 7 часов

17



4. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье


§ 20 стр.98


18



5. Основные составляющие здорового образа жизни


§ 20 стр.98


19



6. Биологические ритмы


§ 21 стр104


20



7. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека


§ 21стр104


21



8. Значение двигательной активности и закаливания организма

для здоровья человека


§ 22

стр. 108


22



9. Вредные привычки, их влияние на здоровье


§ 23стр112


23



10. Профилактика вредных

привычек


§ 23стр112


Раздел I I I. Основы военной службы – 12 часов

Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего отечества – 6 часов


24



1. История создания Вооруженных Сил России


§ 31стр152


25



2. История создания Вооруженных Сил России


§ 31стр152


26



3. Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение


§ 33,34,35

Стр168-178


27



4. Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение


§ 36

Стр182


28



5. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил


§ 37,38,39

Стр186-197


29



6. Другие войска, их состав и предназначение



§ 40стр198


Тема 6. Боевые традиции Вооруженных сил России – 3 часа

30



7. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества


§ 41стр202


31



8. Памяти поколений – дни воинской славы России.


§ 32стр158


32



9. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений


§ 42стр206


Тема 7. Символы воинской чести – 2 часа

33



10. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы


конспект


34



11. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации


конспект


Тема 8. Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) – 40 часов





1. Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках.


§ 43, 45

Стр212,220





2. Размещение и быт военнослужащих. 3часа


§43,44

стр.212,216





3. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. 4 часа


§ 46-48

Стр224-235





4. Организация караульной службы, обязанности часового. 4 часа


§ 49 – 51

Стр236-247





5. Строевая подготовка. 4 часа


§52 -57

стр248-273





6. Огневая подготовка. 14 часов


§ 58 – 60

Стр274-289





7. Тактическая подготовка. 5 часов.


§ 61 – 62

Стр290-297





8. Физическая подготовка. 5 часов.


















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(11КЛАСС)


раздела и

темы


Наименование раздела и темы

Количество часов по программе

В рабочей

программе

Раздел

Тема


I

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10


10

1

Основы здорового образа жизни


6

6

2

Основы медицинских знаний и правила ока­зания первой медицинской помощи


4

4

II

Основы военной службы

25


24

3

Воинская обязанность


10

10

4

Особенности военной службы


8

8

5

Военнослужащий - защитник своего отече­ства. Честь и достоинство воина Вооружен­ных Сил


7

6

Всего часов

35

34















Календарно-тематическое планирование. ОБЖ 11 класс /34 ч; 1 ч. в неделю/

урока

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Практическая часть

Домашн. задание

Примечания



Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 10 часов

Тема 1. Основы здорового образа жизни – 6 часов


1



  1. Пожарная безопасность. Право и обязанности граждан в области пожарной безопасности.


§ 1



2



  1. Правила личной безопасности при пожаре и на водоемах в различное время года


§ 2,3



3



  1. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Нормативно – правовая база борьбы с терроризмом.


§ 4,5



4



  1. Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правила поведения при угрозе террористического акта.


§ 6.7,8



5



  1. Основы здорового образа жизни. Правила личной гигиены.


§ 10



6



  1. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.


§ 11



Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 4 часа


Тема 2. Основы медицинских знаний и правила ока­зания первой медицинской помощи – 4 часа

7



  1. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики. СПИД и его профилактика


§ 12,13



8



  1. Семья в современном обществе. Законодательст­во и семья


§ 14



9



  1. Первая медицинская помощь при острой сердеч­ной недостаточности и инсульте

(практические занятия)

§ 15



10



  1. Первая медицинская помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

(практические занятия)

§ 16 -23

Повторение материала 10го класса


Раздел I I. Основы военной службы – 25 часов

Тема 3. Воинская обязанность – 10 часов


11



1. Основные понятия о воинской обязанности


§ 30



12



2. Организация воинского учета и его предназначе­ние


§ 31



13



3. Организация воинского учета и его предназначе­ние


§ 32, 33



14



4. Обязательная подготовка граждан к военной службе


§ 34, 35



15



5. Обязательная подготовка граждан к военной службе


§ 36



16



6. Добровольная подготовка граждан к военной службе


§ 37



17



7. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при по­становке на воинский учет


§ 38



18



8. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при по­становке на воинский учет


§ 38



19



9. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при по­становке на воинский учет


§ 38



20



10. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе


§ 40



Тема 4. Особенности военной службы – 8 часов


21



1. Правовые основы военной службы


§ 41, 42, 43



22



2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации — закон воинской жизни


§ 44, 45, 46, 47, 48



23



3. Военная присяга — клятва воина на верность Ро­дине — России


§ 58,53



24



4. Прохождение военной службы по призыву


§ 61



25



5. Прохождение военной службы по призыву


§ 62,63



26



6. Прохождение военной службы по контракту


§ 64



27



7. Права и ответственность военнослужащих


§ 56



28



8. Альтернативная гражданская служба


§ 65



Тема 5. Военнослужащий - защитник своего отече­ства. Честь и достоинство воина Вооружен­ных Сил – 7 часов


29



1. Военнослужащий — патриот, с честью и досто­инством несущий звание защитника Отечества


§ 52, 53



30



2. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой


§ 54



31



3. Требования воинской деятельности, предъявляе­мые к моральным, индивидуально-психологиче­ским и профессиональным качествам гражда­нина


§ 51, 56



32



4. Военнослужащий — подчиненный, строго со­блюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников


§ 55



33



5. Как стать офицером Российской армии


§ 49, 50



34



6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации


§ 26





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(10 КЛАСС)

Раздел I. Безопасность и зашита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседнев­ной жизни, и правила безопасного поведения

1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Подготовка к проведению турпохода.

Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профи­лактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного суще­ствования.

1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах.

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасно­го поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязан­ности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на до­рогах.

1.4. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возмож­ных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспор­те, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминальной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористи­ческого акта.

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

1.6. Уголовная ответственность за участие в террорис­тической деятельности

Уголовная ответственность за подготовку и совершение тер­рористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная от­ветственность за захват заложников, за заведомо ложное сообще­ние об акте терроризма, за организацию незаконного вооружен­ного формирования или участие в нем.

1.7. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет­них. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в маршрутном транспорте. Уголовная ответствен­ность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение пра­вил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;

- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;

- правила поведения при захвате в заложники или похищении.

Уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;

- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед­ствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного суще­ствования в природных условиях.


2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, ополз­ни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биоло­гического происхождения.

2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, при­чины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опас­ном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

2.3. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, наиболее вероятных в Тамбовской области.

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:
- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области;

- потенциально опасные объекты в районе проживания.

Уметь:

-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;

- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.


3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

3.1. Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных кон­фликтов

Военные угрозы национальной безопасности России. Нацио­нальные интересы России в военной сфере, защита ее независи­мости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства. Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

3.2. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осу­ществления.

Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Междуна­родный терроризм как социальное явление. Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный тер­роризм.

3.3. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в
области безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие нрава и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, по­ложения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Феде­ральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безо­пасности», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии тер­роризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решае­мые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;

- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;

- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;

- общие черты международного терроризма.

Уметь:

- работать с правовыми документами.





4. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

4.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки человека к профессиональной деятельности.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физичес­кое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходи­мость сохранения и укрепления здоровья — социальная потреб­ность общества.

4.2. Инфекционные заболевания, их классификация.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм пере­дачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний.

4.3 Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний.

Понятие об имму­нитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных забо­леваний.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- основные понятия, функции и показатели здоровья;

- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;

- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.

Уметь:

- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;

- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.


5. Основы здорового образа жизни

5.1. Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

5.2. Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность.

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влия­ние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности чело­века. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспо­собности.

5.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здо­ровья человека.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспо­собности и долголетия.

Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека.

5.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.

5.5.-5.6. Алкоголизм и курение, их профилактика.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социаль­ные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его со­ставные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

5.7. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркома­нии, чистота и культура в быту.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- основные понятия и структуру ЗОЖ;

- роль питания как составляющей ЗОЖ;

- влияние двигательной активности на здоровье человека;

- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.

Уметь:

- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию


6. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

6.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи граж­данской обороны.

Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении бое­вых действий или вследствие этих действий.

6.2.-6.3. Современные средства поражения, их поражающие факторы и мероприятия по защите.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современ­ных средств поражения.

6.4. Оповещение и информирование населения о чрезвы­чайных ситуациях военного и мирного времени.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» Передача речевой ин­формации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных си­туациях.

6.5. Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных си­туаций военного и мирного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное пред­назначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооруже ниях.

6.6.-6.7. Средства индивидуальной защиты.

Основные средства защиты органов дыхания и правила их ис­пользования. Средства защиты кожи. Медицинские средства за­щиты и профилактики.

6.8. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организа­ция санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

6.9. Организация гражданской обороны в общеобразова­тельном учреждении.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- основные понятия ГО;

- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;

- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;

- организацию гражданской обороны в школе.

Уметь:

- определить вид применённого оружия;

- пользоваться убежищем;

- подобрать противогаз и пользоваться им;

- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе.