СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 5-9 классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5-9 классов по основам безопасности жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 5-9 классов»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г № 1089 );

  • Примерной программы основного общего образования для образовательных учреждений;

  • Авторской программы под редакцией А. Т. Смирнова / Б. О. Хренников, А. Т. Смирнов Москва, Просвещение 2012г.;

  • «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача от 29.12.2010 №189)

  • Учебного плана МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;

  • Календарного учебного графика;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;

  • Положения о рабочей программе учителя;

  • Расписания уроков.

Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», авторов М.П. Фролов, А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 2013 г.

Срок реализации программы 3 года.

Используемый УМК:

5 класс – Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2013г.

6 класс – Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2013г.

7 класс – Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов [и др.]; под редакцией Ю.Л. Воробьёва.- Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.

8 класс - Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов [и др.]; под редакцией Ю.Л. Воробьёва.- Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.

9 класс - Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.

Общие цели и задачи учебного предмета, курса для уровня обучения

Курс по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классов направлен на достижение следующих целей:

- Усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влия­нии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

- Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечива­ющих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражда­нину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятель­ности;

- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружаю­щей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

- Развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся об­становки и своих возможностей.

Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:


- Формировать у учащихся научные представления о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

- Вырабатывать умения предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно про­тиводействовать им;

- Формировать у учащихся модели безопасного поведения в ус­ловиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситу­ации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» согласно Учебному плану школы учебный год составляет 34 недели, поэтому на изучение основ безопасности жизнедеятельности на этапе основного общего образования отводится время в объёме 170 часов, в том числе:


в 5 классе

34 ч

1 ч. в неделю

в 6 классе

34 ч

1 ч. в неделю

в 7 классе

34 ч

1 ч. в неделю

в 8 классе

34 ч

1 ч. в неделю

в 9 классе

34 ч

1 ч. в неделю


В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием уроков количество уроков по рабочей программе может изменяться.


Общая характеристика учебного предмета, курса


Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Требования изучения предмета, которые должны усвоить обучающиеся.

5 класс

Должны знать:

  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • правила пожарной безопасности и поведение при пожарах;

  • правила безопасного поведения на воде;

  • возможные аварийные ситуации в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения;

  • порядок эвакуации из помещения;

  • правила поведения в криминогенных ситуациях;

  • правила поведения на природе;

  • о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для нашего региона, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;

  • основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;

  • о здоровье и здоровом образе жизни и факторах, влияющих на здоровье.

Должны уметь:

  • вызвать аварийные службы спасения;

  • предвидеть возможную опасность, выявить причины и возможные последствия;

  • вырабатывать безопасный алгоритм действий при чрезвычайной ситуации;

  • работать с учебной литературой, анализировать текст, выделять в нем смысловые блоки и логические части;

  • построить и заполнить схему, таблицу, рисунок;

  • анализировать возникающие в повседневной жизни ситуации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного поведения на дорогах;

  • использования первичных средств пожаротушения при пожаре;

  • оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и различных видах травм.

6 класс

Должны знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Должны уметь:

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

7 класс

Должны знать:

• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

• приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Должны уметь:

•предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

8 класс

Должны знать:

  • потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их воз­можные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природ­ных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе­зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

  • наиболее часто возникающие чрезвычай­ные ситуации природного, техногенного и соци­ального характера, их последствия и классифи­кацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • правила поведения при угрозе террорис­тического акта;

  • государственную политику противодей­ствия наркотизму.



Должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее час­то встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действо­вать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера;

  • активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи по­страдавшим;

9 класс

Должны знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни,  их возможные последствия и правила личной безопасности; 

  • правила  личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;  соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;

  • о здоровом образе жизни;

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;

  • правила поведения населения при авариях;

  • классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;

  • организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.




Должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; 

  • оказывать  первую  медицинскую  помощь  при  неотложных  состояниях.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • подготовки  и  участия  в  различных  видах    активного  отдыха  в  природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.


Содержание учебного предмета, курса

5 класс

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности.

Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобес­печения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоёмах. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного ха­рактера.

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

Антиобщественное поведение и его опас­ность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их послед­ствия. Ответственность несовершеннолетних за ан­тиобщественное поведение и участие в терро­ристической деятельности.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание ор­ганизма — необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здо­ровье. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Первая помощь при различных видах по­вреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. Первая помощь при отравлениях. Обобщение по теме: «Первая помощь и правила её оказания».

6 класс

Обеспечение личной безопасности в природных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Опасные и экстремальные ситуации. Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. Факторы, мешающие справиться с опасной ситуацией. Последовательность действий в экстремальной ситуации. Особенности акклиматизации в разных природных зонах. Если ты отстал от группы. Если ты заблудился в лесу. Аварии транспортного средства в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия. Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам. Ориентирование по местным признакам, как находить дорогу к жилью. Устройство временных укрытий. Добывание огня, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей. Обеспечение водой. Организация питания. Личная гигиена. Уход за одеждой и обувью. Возможные опасности и пути их преодоления. Общие принципы оказания самопомощи.

Оказание первой медицинской помощи.

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Аптечка. Природные лекарственные средства. Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы. Закрытые травмы. Укусы животных. Отравления. Первая помощь утопающему. Тепловые и солнечные удары. Обморожения. Поражение молнией. Заболевания глаз. Удаление инородных тел. Переноска пострадавшего без носилок.







7 класс

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.

Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наводнения и причины их возникновения. Поражающие факторы наводнений и их последствия. Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений. Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия. Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Землетрясения и причины их возникновения. Поражающие факторы землетрясений и их последствия. Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясений. Цунами и причины их возникновения. Поражающие факторы цунами и их последствия. Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами. Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения. Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия. Мероприятия по защите от опасных геологических явлений. Действия населения при угрозе возникновения обвалов, оползней и селей и во время их проявления. Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения. Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия. Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров. Общие рекомендации учащимся по поведению при опасных явлениях природы.

Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека.

Основы безопасного поведения в толпе. Паника. Терроризм и безопасность человека.

Дорожное движение и безопасность человека.

Дорога и её элементы. Участники дорожного движения. Дорожно – транспортное происшествие. Движение во дворах и жилых зонах.

Основы здорового образа жизни. Оказание первой помощи.

Первоначальная обработка раны. Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах. Тепловые и солнечные удары, обморожение. Человек и его здоровье. Факторы, разрушающие здоровье.

Проекты.

8 класс

Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера.

Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.

Пожары и взрывы.

Пожары. Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Последствия от пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.

Аварии с выбросом опасных химических веществ.

Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности.

Гидродинамические аварии.

Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.



Нарушение экологического равновесия.

Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России.

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Правила для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. Водитель- главный участник дорожного движения. Проезд перекрёстка. Экстремальные ситуации аварийного характера. Проекты. Как защитить себя при угрозе террористического акта. Оказание первой помощи пострадавшему. Искусственная вентиляция лёгких. Наружный массаж сердца.



9 класс

Основы безопасности личности, общества и государства. Национальная безопасность России в современном мире.

Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Международный терроризм-угроза национальной безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия терроризму. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни.

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации. Первая помощь при массовых поражениях. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2013г.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2013г.

3. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов [и др.]; под редакцией Ю.Л. Воробьёва.- Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов [и др.]; под редакцией Ю.Л. Воробьёва.- Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.

6. Пособие для учителя «ОБЖ. Поурочные разработки. 5-9 классы».

7. Пособие для учителя «ОБЖ. Методические рекомендации. 5-9 классы».
















16