Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г № 1089 );
Примерной программы основного общего образования для образовательных учреждений;
Авторской программы под редакцией А. Т. Смирнова / Б. О. Хренников, А. Т. Смирнов Москва, Просвещение 2012г.;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача от 29.12.2010 №189)
Учебного плана МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;
Календарного учебного графика;
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;
Положения о рабочей программе учителя;
Расписания уроков.
Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», авторов М.П. Фролов, А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 2013 г.
Срок реализации программы 3 года.
Используемый УМК:
5 класс – Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2013г.
6 класс – Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2013г.
7 класс – Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов [и др.]; под редакцией Ю.Л. Воробьёва.- Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.
8 класс - Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов [и др.]; под редакцией Ю.Л. Воробьёва.- Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.
9 класс - Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.
Общие цели и задачи учебного предмета, курса для уровня обучения
Курс по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классов направлен на достижение следующих целей:
- Усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- Развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
- Формировать у учащихся научные представления о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- Вырабатывать умения предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- Формировать у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» согласно Учебному плану школы учебный год составляет 34 недели, поэтому на изучение основ безопасности жизнедеятельности на этапе основного общего образования отводится время в объёме 170 часов, в том числе:
в 5 классе | 34 ч | 1 ч. в неделю |
в 6 классе | 34 ч | 1 ч. в неделю |
в 7 классе | 34 ч | 1 ч. в неделю |
в 8 классе | 34 ч | 1 ч. в неделю |
в 9 классе | 34 ч | 1 ч. в неделю |
В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием уроков количество уроков по рабочей программе может изменяться.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Требования изучения предмета, которые должны усвоить обучающиеся.
5 класс
Должны знать:
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правила пожарной безопасности и поведение при пожарах;
правила безопасного поведения на воде;
возможные аварийные ситуации в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения;
порядок эвакуации из помещения;
правила поведения в криминогенных ситуациях;
правила поведения на природе;
о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для нашего региона, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
о здоровье и здоровом образе жизни и факторах, влияющих на здоровье.
Должны уметь:
вызвать аварийные службы спасения;
предвидеть возможную опасность, выявить причины и возможные последствия;
вырабатывать безопасный алгоритм действий при чрезвычайной ситуации;
работать с учебной литературой, анализировать текст, выделять в нем смысловые блоки и логические части;
построить и заполнить схему, таблицу, рисунок;
анализировать возникающие в повседневной жизни ситуации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного поведения на дорогах;
использования первичных средств пожаротушения при пожаре;
оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и различных видах травм.
6 класс
Должны знать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Должны уметь:
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
7 класс
Должны знать:
• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Должны уметь:
•предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
8 класс
Должны знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму.
Должны уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
9 класс
Должны знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
правила поведения населения при авариях;
классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Должны уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета, курса
5 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности.
Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоёмах. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. Первая помощь при отравлениях. Обобщение по теме: «Первая помощь и правила её оказания».
6 класс
Обеспечение личной безопасности в природных условиях и чрезвычайных ситуациях.
Опасные и экстремальные ситуации. Как подготовиться к путешествию, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. Факторы, мешающие справиться с опасной ситуацией. Последовательность действий в экстремальной ситуации. Особенности акклиматизации в разных природных зонах. Если ты отстал от группы. Если ты заблудился в лесу. Аварии транспортного средства в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия. Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам. Ориентирование по местным признакам, как находить дорогу к жилью. Устройство временных укрытий. Добывание огня, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей. Обеспечение водой. Организация питания. Личная гигиена. Уход за одеждой и обувью. Возможные опасности и пути их преодоления. Общие принципы оказания самопомощи.
Оказание первой медицинской помощи.
Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Аптечка. Природные лекарственные средства. Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы. Закрытые травмы. Укусы животных. Отравления. Первая помощь утопающему. Тепловые и солнечные удары. Обморожения. Поражение молнией. Заболевания глаз. Удаление инородных тел. Переноска пострадавшего без носилок.
7 класс
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.
Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наводнения и причины их возникновения. Поражающие факторы наводнений и их последствия. Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений. Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия. Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Землетрясения и причины их возникновения. Поражающие факторы землетрясений и их последствия. Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясений. Цунами и причины их возникновения. Поражающие факторы цунами и их последствия. Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами. Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения. Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия. Мероприятия по защите от опасных геологических явлений. Действия населения при угрозе возникновения обвалов, оползней и селей и во время их проявления. Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения. Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия. Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров. Общие рекомендации учащимся по поведению при опасных явлениях природы.
Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека.
Основы безопасного поведения в толпе. Паника. Терроризм и безопасность человека.
Дорожное движение и безопасность человека.
Дорога и её элементы. Участники дорожного движения. Дорожно – транспортное происшествие. Движение во дворах и жилых зонах.
Основы здорового образа жизни. Оказание первой помощи.
Первоначальная обработка раны. Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах. Тепловые и солнечные удары, обморожение. Человек и его здоровье. Факторы, разрушающие здоровье.
Проекты.
8 класс
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера.
Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
Пожары и взрывы.
Пожары. Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Последствия от пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
Аварии с выбросом опасных химических веществ.
Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности.
Гидродинамические аварии.
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
Нарушение экологического равновесия.
Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России.
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Правила для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. Водитель- главный участник дорожного движения. Проезд перекрёстка. Экстремальные ситуации аварийного характера. Проекты. Как защитить себя при угрозе террористического акта. Оказание первой помощи пострадавшему. Искусственная вентиляция лёгких. Наружный массаж сердца.
9 класс
Основы безопасности личности, общества и государства. Национальная безопасность России в современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Международный терроризм-угроза национальной безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия терроризму. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации. Первая помощь при массовых поражениях. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2013г.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2013г.
3. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов [и др.]; под редакцией Ю.Л. Воробьёва.- Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.
4. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов [и др.]; под редакцией Ю.Л. Воробьёва.- Москва: АСТ: Астрель, 2014 г.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.
6. Пособие для учителя «ОБЖ. Поурочные разработки. 5-9 классы».
7. Пособие для учителя «ОБЖ. Методические рекомендации. 5-9 классы».
16