Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-политехнического цикла Протокол №__от _________ ______________/ Хадарин Е.А. | «Принято» на педагогическом совете Протокол №__от _________
| «Утверждено» директор МБОУ НСОШ Сушков А.И./_____________ Приказ №____ от «__»____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс
Гаврилов П.Л.
на 2018-2019 учебный год
Составлена на основе программы: «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова. 2014 г. |
п. Новокулундинка

2018 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФГОС НОО, федерального перечня учебников , основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ.
Рабочая программа по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов составлена на основе Рабочей программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» 5- 9 класс: Москва: «Просвещение» 2012.
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;
3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, Просвещение, 2012 г.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Задачи:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика учебного курса
Курс предназначен для:
- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Раздел 3.Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Понятийная база и содержание учебного предмета основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
- требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Законе «Об образовании»;
- Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- примерной программе начального общего образования;
- приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5класса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю: для 5-8 классов по 35 часов в год.
5 класс |
В авторской программе – 35 часов (1 час в неделю) | В рабочей программе – 35 часов (1 час в неделю) |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
- Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
- Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Ценность человечества – осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Формы контроля:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
Содержание курса
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Безопасность в быту
Безопасность на водоемах
Экология и безопасность
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе
Активный отдых на природе и безопасность
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Организационные основы по обеспечению защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма
Противодействие терроризму в мировом сообществе
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности России до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2020 г.
Концепция Противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействия терроризму и экстремистской деятельности
Национальный антитеррористический комитет (НАК)
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии
Профилактика наркозависимости
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и про- явлением экстремизма
Контртеррористическая операция
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
Духовно – нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование формировании антитеррористического поведения
Профилактика террористической и экстремистской деятельности
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников
Правила поведения при возможной опасности взрыва
Правила безопасного поведения, если взрыв произошел
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники
Обеспечение безопасности при захвате самолета
Правила поведения при перестрелке
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Составляющие здорового образа жизни
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания)
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания
Средства оказания первой помощи
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики
Первая помощь при неотложных состояниях
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях
Средства контроля и оценки результатов обучения по ОБЖ
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося :
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Критерии оценивания подготовленности учащихся по ОБЖ
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
«5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
«4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
«2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Критерии оценивания учащихся составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
Для учителя:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников – М.: Просвещение, 2011.
2. А.Т.Смирнов, Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс. Учебник для обще- образовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2012
Для ученика:
А.Т.Смирнов, Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2012
Дополнительная литература:
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 5-11классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей ре-дакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 — (Академический школьный учебник).
ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск
Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд. 2-е — Волгоград: Учитель, 2010.
Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011.
Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. -176с – (Работаем по новым стандартам)
Стенды
Умей действовать при пожаре. Комплект плакатов. Действия населения при авариях и катастрофах. Комплект плакатов.
Тематическое планирование 5 класс
Разделы и темы программы | Кол-во часов |
М –  основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека Город как среда обитания Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища Особенности природных условий в городе Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность Основы безопасности жизнедеятельности человека | 22 5 |
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера 2.1.Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения 2.2.Пешеход, безопасность пешехода 2.3.Пассажир, безопасность пассажира 2.4.Водитель 2.5.Пожарная безопасность 2.6.Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 6 |
Тема 3. Опасные ситуации природного характера 3.1.Погодные условия и безопасность человека 3.2.Безопасность на водоемах | 2 |
Тема 4. Опасные ситуации социального характера 4.1.Криминогенная ситуация и личная безопасность 4.2.Обеспчение личной безопасности дома 4.3.Обеспечение личной безопасности на улице | 3 |
Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 5.1.Чрезвычайные ситуации природного характера 5.2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера 5.3.Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) | 3 |
М – III Основы здорового образа жизни Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 6.1.О здоровом образе жизни 6.2.Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья 6.3.Рациональное питание. Гигиена питания Тема 7. Факторы, разрушающие здоровье 7.1.Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 7.2.Здоровый образ жизни и профилактика вредные привычек | 13 5 |
М- IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Тема 8.Первая помощи и правила ее оказания 8.1.Первая медицинская помощь при различных видах повреждений 8.2.Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия) 8.3.Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) | 8 |
Всего: | 35 |
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внесшего запись |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |

Календарно-тематическое планирование. 5 класс ОБЖ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Календарно-учебный график | Основное содержание | Характеристика деятельности | Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь) Критерии оценки | Оборудование и оснащение |
Модуль 1 . Основы безопасности личности, общества и государства (22 час.) |
Р – I Основы комплексной безопасности – 15 часа |
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов) |
1.1. | Город как среда обитания | 1 | 1 неделя | Город – это населенный пункт, жители которого не занимаются сельским хозяйством, современные города, мегаполис; система жизнеобеспечения города. | Обратить внимание на положительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе. | Знать основные признаки города, опасные места в городе. Уметь ориентироваться в возникающих ситуациях, опасных для здоровья человека. | Наглядные пособия , иллюстрации учебника, таблица. |
1.2. | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | 2 неделя | Отличительные признаки городской квартиры от деревенского дома. Возможные последствия нарушений эксплуатации бытовых приборов . | Анализ инструкций пользователя электрических приборов; различий предметов бытовой химии. | Знать правила пользования электрическими приборами предметами бытовой химии. | Наглядные пособия, иллюстрации учебника, |
1.3. | Особенности природных условий в городе | 1 | 3 неделя | Особенности географического расположения и климата местности , в которой находится город, наличие реки и водоемов . зеленных насаждений , влияющие на его «профессию». | Характеристика наиболее эффективных способов предотвращения опасных ситуаций в быту. | Знать факторы , определяющие формирование микроклимата города. Уметь принимать меры предосторожности для жизни в городе. | Справочник , иллюстрации учебника, наглядные пособия. |
1.4. | Взаимоотношения людей , проживающих в городе, и безопасность. | 1 | 4 неделя | Существующие типы городов и социальная среда. Взаимоотношения с окружающими людьми в город. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в городе. | Необходимость соблюдения определенных правил взаимоотношений с окружающими людьми, умение жить с ними в согласии. | Знать особенности социальной среды города . Уметь жить а городе в согласии , не забывая об обеспечении личной безопасности. | Наглядные пособия , иллюстрации учебника |
1.5. | Безопасность в повседневной жизни | 1 | 5 неделя | Опасные и чрезвычайные ситуации и их классификация .Общие правила обеспечения жизнедеятельности | Сформировать убеждение в необходимости быть готовым к безопасному поведению в различных ситуациях | Знать наиболее часто встречающиеся чрезвычайные ситуации. Уметь обеспечивать защиту населения | Наглядные пособия, иллюстрации учебника. |
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера - 6 часов |
2.1. | Дорожное движение , безопасность участников дорожного движения. | 1 | 6 неделя | Дорога, её предназначение, участники дорожного движения; светофоры , дорожная разметка и дорожные знаки. | Сформировать знания о мерах обеспечения безопасности дорожного движения. | Знать обязанности участников дорожного движения. Уметь распознавать дорожные знаки. | Дорожные знаки, иллюстрации учебника. |
2.2. | Пешеход . безопасность пешехода. | 1 | 7 неделя | Общие обязанности пешехода, правила личной безопасности пешехода. | Рассмотреть правила личной безопасности пешехода в ряде ситуаций. | Знать обязанности пешехода при движении по дорогам. Уметь переходить проезжую часть дороги. | Иллюстрации учебника, наглядные пособия. Дорожные знаки. |
2.3. | Пассажир. Безопасность пассажира. | 1 | 8 неделя | Общие обязанности пассажира при пользовании общественным транспортом | Рассмотреть правила личной безопасности при пользовании трамваем. автобусом, троллейбусом и метро | Знать правила поведения пассажира в общественно транспорте. Уметь обеспечивать личную безопасность при возникновении опасной ситуации в общественно транспорте. | Наглядные пособия, иллюстрации учебника. |
2.4. | Водитель. | 1 | 9 неделя | Водитель- главная фигура в обеспечении дорожного движения. Велосипед- транспортное средство. | Основная роль водителя в обеспечении дорожного движения и безопасности на дороге. | Знать требования , предъявляемые велосипедистам во время движения по дороге. Уметь быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге. | Материалы «Уголка безопасности», иллюстрации учебника, дорожные знаки. |
2.5. | Пожарная безопасность. | 1 | 10 неделя | Пожар, причины его возникновения и возможные последствия. | Систематизация знаний о пожарах, об основных причинах возникновения пожаров. | Знать о возможных причинах возникновения пожаров и возможных последствиях. Уметь обеспечить личную безопасность. | Наглядные пособия, иллюстрации учебника. |
2.6. | Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | | 11 неделя | Безопасное обращение с электричеством и бытовым газом. | Меры безопасности при пользовании в доме водой и правила безопасной работы за компьютером. | Знать правила безопасного поведения в быту при обращении в быту с электричеством, газом, при пользовании водой , при работе за компьютером. Уметь обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих. | Иллюстрации учебника, учебные картины. |
Тема 3. Опасные ситуации природного характера – 2 часа |
3.1. | Погодные условия и безопасность человека. | 1 | 12 неделя | Погода и погодные явления , опасные для человека. Правила поведения при опасных погодных условиях. | Наиболее часто случающиеся погодные явления нашего региона. | Знать правила поведения во время опасных погодных явлениях. Уметь обеспечивать личную безопасность | Учебные картины, иллюстрации учебника. |
3.2. | Безопасность на водоемах. | 1 | 13 неделя | Состояние водоемов в нашей местности и необходимые меры безопасности. Общие правила безопасности при купании. | Обратить внимание на необходимость соблюдения общих правил поведения на воде для того чтобы уменьшить возможности несчастных случаев. | Знать правила личной безопасности на замерших водоёмах. Уметь определять прочность льда в разное время года. | Учебные картины, иллюстрации учебника . |
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 2 (час.) |
4.1. | Чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | 14 неделя | Чрезвычайные ситуации природного характера, условия возникновения чрезвычайных ситуаций. | Знакомство с чрезвычайными ситуациями , а также природными явлениями , которые могут вызвать ЧС природного характера. | Общие рекомендации по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера. | Учебные картины , иллюстрации учебника. |
4.2. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | 1 | 15 неделя | Общие понятия о ЧС техногенного характера. Объекты где могут возникнуть ЧС характера. | Характеристика основных объектов экономики, аварии на которых могут привести к ЧС технического характера. | Показать основные причины возникновения ЧС техногенного характера. Уметь обеспечить личную безопасность. | Учебные картины, иллюстрации учебника. |
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации – 7 часов |
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, атиобщественное поведение – 3 часа |
5.1. | Антиобщественное поведение и его опасность. | 1 | 16 неделя | Антиобщественное поведение и его опасность | Характеристика основных видов антиобщественного поведения и их последствия. | Знать социальные явления , которые носят антиобщественный характер и приводит к нарушению норм и правил , установленных в обществе и государстве. Уметь обеспечивать личную безопасность. | Учебные картины, иллюстрации учебника. |
5.2. | Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | 17 неделя | Правила поведения в криминогенных ситуациях, которые могут произойти в доме. | Рассмотреть возможные ситуации криминального характера, которые могут возникнуть в домашних условиях. | Предвидеть возможность возникновения криминогенной ситуации в доме. Уметь правильно реагировать на криминогенной ситуации , чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья. | Иллюстрации учебника, книга В.Н. Мошкина « Как уберечься от преступника». |
5.3. | Особенности личной безопасности на улице. | 1 | 18 неделя | Общие рекомендации по безопасному поведению на улице и в общественных местах | Криминогенных ситуаций на улице .Общие правила безопасного поведения в случаях возникновения | Сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения безопасного поведения на улице с учётом складывающейся криминогенной обстановки. | Учебные картины. Иллюстрации учебника. |
Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства – 4 часа |
6.1. | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения | 1 | 19 неделя | Природные явления ,приводящие к возникновению ЧС природного характер;. отработка нормативов и норм поведения в районах ЧС | Использование тестов и тестовых заданий и отработка практических нормативов. | Правила безопасного поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. | Наглядные пособия, иллюстрации учебника. |
6.2. | Виды экстремисткой и террористской деятельности | 1 | 20 неделя | Общие правила поведения в районах ЧС. | Характеристика основных видов террористической деятельности. | Формулировка правил поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем. | Иллюстрации учебника, материалы периодической печати. |
6.3. | Виды террористических актов и их последствия | 1 | 21 неделя | Анализ видов террористических актов и их характерные особенности. | Характеристика основных видов террористической деятельности. | Знать об ответственности несовершеннолетних за антиобщественное поведение. | Материалы периодической печати |
6.4. | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической дейятельности | 1 | 22 неделя | Умение анализировать свои действия при угрозе возникновения теракта и при иеракте. | Формулировка свода правил поведения в повседневной жизни. | Составление плана своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. | Иллюстрации учебника. |
Модуль 2 . Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 13 часов |
Раздел 4 . Основы здорового образа жизни 5 (час.) |
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни – 3 часа |
7.1. | О здоровом образе жизни. | 1 | 23 неделя | Режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни. | Сформировать общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. | Знать основные составляющие здорового образа жизни, которые являются определяющими в подростковом возрасте. | Наглядные пособия, иллюстрации учебника |
7.2. | Двигательная активность и закаливание организма- необходимые условия укрепления здоровья. | 1 | 24 неделя | Значение двигательной активности для здоровья человека | Обсуждение вопроса о значении двигательной активности и закаливающих процедур для укрепления и сохранения здоровья. | Знать основные физические качества , которыми должен обладать здоровый человек .Уметь максимально использовать факторы природы для закаливания организма. | Учебные картины, иллюстрации учебника. |
7.3. | Рациональное питание. Гигиена питания. | 1 | 25 неделя | Основные питательные вещества , необходимые организму человека | Разобрать общепринятые правила питания, сформировать убеждение в необходимости эти правила в повседневной жизни. | Знать значение здорового образа жизни для благополучной жизнедеятельности человека. Иметь понятие о рациональном питании. | Наглядные пособия, учебные картины, иллюстрации учебника. |
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье – 2 часа |
8.1. | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | 26 неделя | Вредные привычки, общие понятия. | Обсуждение вреда курения на организм; влияние алкоголя на здоровье человека. | Знать о пагубном влиянии для здоровья подростка табака и алкоголя . Уметь сказать твёрдое «Нет» любому , кто предложит попробовать закурить или выпить спиртное. | Буклеты, учебные картины. Иллюстрации учебника. |
8.2. | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) | 1 | 27 неделя | Как поступить , если вам предложили выпить спиртное. | Курение и употребление алкоголя несовместимы со здоровым образом жизни пагубно влияют на здоровье человека. | Знать влияние на здоровье человека в подростковом возрасте табакокурения и употребление алкоголя. | Буклеты, учебные картины, иллюстрации учебника. |
Р – V Основы медицинских знаний и оказание первой помощи – 8 часов |
Тема 9. Первая помощь и правила ее оказания – 8 часов |
9.1. | Первая помощь при различных видах повреждений. | 1 | 28 неделя | Общие правила в последовательности оказания первой помощи. | Обсудить первую помощь и её предназначение .В каких ситуациях необходимо вызвать « скорую помощь». | Сформировать убеждение . что первая помощь очень важный элемент для сохранения здоровья, но она не заменяет квалифицированную медицинскую помощь. | Буклеты, учебные картины, иллюстрации учебника. |
9.2. | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия) | 1 | 29 неделя | Предназначение и общие правила оказания первой помощи. | Знать порядок оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. | Выработать практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. | Буклеты, учебные картины, иллюстрации учебника. |
9.3. | Первая помощь при отравлениях (практические занятии) | 1 | 30 неделя | Правила оказания первой помощи при ушибах и ссадинах | Разобрать и отработать последовательность оказания первой помощи при ушибах и ссадинах. | Сформировать у учащихся умение оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах. | Буклеты . иллюстрации учебника . мыло. Вода . спирт, вата . бинт. |
943. | Первая помощь (практические занятия ). | 5 | 31-35 недели | Общие правила оказания первой помощи при отравлениях. | Причины отравления организма никотином и угарным газом и правила оказания первой помощи . | Познакомить учащихся с возможными причинами отравления организма и общими правилами оказания первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом. | Буклеты, наставления, иллюстрации учебника. |
| Всего | 35 | | | | | |
26