Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-политехнического цикла Протокол №__от _________ ______________/ Хадарин Е.А. | «Принято» на педагогическом совете Протокол №__от _________
| «Утверждено» директор МБОУ НСОШ Сушков А.И./_____________ Приказ №____ от «__»____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс
Гаврилов П. Л.
на 2018-2019 учебный год
Составлена на основе программы: «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова. 2014 г. |
п. Новокулундинка

2018 год
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФГОС НОО, федерального перечня учебников , основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ.
Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса cоставлена на основе Программы основного общего образования по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Рабочая программа составлена на основе УМК «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5-6 классов под редакцией А.Т. Смирнова:
- учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова ОБЖ 6 класс. – М.: Просвещение, 2013
- рабочая тетрадь 6 класс, А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова–М.:Просвещение, 2013
- поурочные разработки 5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова–М.:Просвещение, 2013
- тестовый контроль5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова–М.:Просвещение, 2013
- «ОБЖ» справочник для учащихся.А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова–М.:Просвещение, 2014
Данный УМК включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Является единой линией с 5 по 11 класс.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.
Содержание образования в 6 классе устанавливает следующие задачи:
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: влияние социальной среды и неблагоприятной окружающей среды на здоровья человека, и профилактики вредных привычек.
Выработка у учащихся отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика учебного курса
Основными целями изучения курса ОБЖ являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать IМП пострадавшим.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само - и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни. При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 35часов в год (1 час в неделю).
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. В основу содержания программы положена идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. Предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ. С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса. Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
-оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения , проведение Дня здоровья, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5класса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю: для 5-8 классов по 35 часов в год.
6 класс |
В авторской программе – 35 часов (1 час в неделю) | В рабочей программе – 35 часов (1 час в неделю) |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Обучение ОБЖ в 6 классе основной школы направлено на достижение следующих результатов обучения
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления наркотиков и других психоактивных веществ;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умения оказывать первую медицинскую помощь;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Оценка знаний учащихся 6 класса
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Формы контроля:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Содержание учебного предмета
Содержание учебной программы для 6 класса
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях»
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе Природа и человек. Безопасное поведение человека в природных условиях. Подача сигналов бедствия. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Сооружение временного укрытия. Определение необходимого снаряжения для похода. Добывание огня, воды и пищи. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях. Опасные погодные условия. дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Тема 6. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Природные лекарственные средства. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя аптечка). Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых.
Тема 7.Здоровье человека и факторы, на него влияющие.Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика утомления. Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья
Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Компьютер и его влияние на здоровье. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Тематический план 6 класс
№ модуля, раздела, темы |
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов |
Модуль-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 |
Раздел-1 | Основы комплексной безопасности | 25 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 |
Тема З | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
| Итоговое занятие | |
Модуль-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
Раздел-4 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
Раздел-3 | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 |
| Итоговое занятие | |
| ВСЕГО ЧАСОВ | 35 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
Для учителя:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников – М.: Просвещение, 2011.
2. А.Т.Смирнов, Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для обще- образовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2012
Для ученика:
А.Т.Смирнов, Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2012
Дополнительная литература:
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 5-11классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей ре-дакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 — (Академический школьный учебник).
ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск
Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд. 2-е — Волгоград: Учитель, 2010.
Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011.
Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. -176с – (Работаем по новым стандартам)
Стенды
Умей действовать при пожаре. Комплект плакатов. Действия населения при авариях и катастрофах. Комплект плакатов.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Характеристика деятельности | Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь)/ Критерии оценивания | Оборудование оснащение | Календарно-учебный график |
Модуль 1. Основы безопасности, личности и государства (25 часов) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности – 25 часов |
Подготовка к активному отдыху на природе- 6 ч |
1 | Природа и человек. | 1 | Естественная природная среда, особенности поведения человека в природной среде, потребность современного человека в общении с природой, активный туризм. | Определение основных особенностей для безопасного пребывания человека в природной среде. | Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь применять полученные знания в практической жизни. | Учебные картины, иллюстрации учебника. | 1 неделя |
2 | Ориентирование на местности. | 1 | Различные способы определения сторон горизонта: по компасу, солнцу и часам, местным признакам и Полярной звезде. | Характеристика основных способов ориентирования на местности. | Знать способы ориентирования на местности. Владеть навыками ориентирования на местности. | Компасы, иллюстрации учебника, схемы, материалы стендов. | 2 неделя |
3 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности. | 1 | Определение своего местонахождения на местности, способы ориентирования карты, выбор верного направления движения , порядок ориентирования карты по компасу , линиям местности и направлениям на местные предметы. | Выработка навыков работы с картой | Знать отдельно взятые признаки определения сторон горизонта. Уметь определять свое место на карте по ближайшим местным предметам. | Компасы , инструктивная карта , топографические карты, | 3 неделя |
4 | Подготовка к выходу на природу. | 1 | Требования к определению района похода и к маршруту движения, требования к возможному режиму похода, примерные задачи по этапам маршрута, расчет движения по маршруту. | Характеристика порядка подготовки к выходу на природу. | Знать как подготовиться к выходу на природу. Уметь распределять режим переходов , обеспечивать чередование нагрузок и отдыха. | Инструктивная карта , текст учебника, иллюстрации учебника. | 4 неделя |
5 | Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 | Определение места для бивака; заготовка топлива и разведение костра; приготовление пищи в походе. | Характеристика будущего бивака и требования безопасного поведения на биваке. | Знать правила сооружения временного укрытия. Уметь приготовить пищу в условиях похода. | Туристическая палатка, колышки , лопаты, подручный материал. | 5 неделя |
6 | Определение необходимого снаряжения для похода. | 1 | Общие требования к подбору и подготовке туристского снаряжения для похода; одежд туриста ; аптечка первой помощи. | Знакомство с видами снаряжения и требованиями к снаряжению. | Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении. Уметь приводить в порядок и ремонтировать туристское снаряжение в условиях похода. | Инструктивная карта , текст учебника, иллюстрации учебника. | 6 неделя |
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность- 5 ч |
7 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | 1 | Актуальность обеспечения активного отдыха человека в современных условиях; необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу; значение соблюдения правил личной безопасности в походе. | Характеристика общих правил безопасности во время активного отдыха на природе. | Знать правила безопасности во время активного отдыха на природе. Уметь соблюдать режим и график движения, соблюдать установленный режим питания и питьевой режим. | Инструктивная карта , текст учебника, таблица, иллюстрации учебника. | 7 неделя |
8 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | 1 | Общие особенности пешеходного туризма; обеспечение безопасности туриста в пешем походе по равнинной местности; обеспечение безопасности туриста в пешем походе в горной местности. | Сравнение основных мер безопасности пр пеших походах на равнинной и горной местности. | Знать меры безопасности при движении в горах. Правила передвижения по склонам. Уметь соблюдать режим движения и отдыха на равнине и в горах. | Инструктивная карта , отчеты туристических походов , проведенных в каникулярное время учащимися школы. | 8 неделя |
9 | Подготовка и проведение лыжных походов. | 1 | Основные элементы подготовки туриста-лыжника к походу; особенности снаряжения туриста-лыжника; обеспечение безопасности туриста-лыжника в походе. | Знакомство с факторами необходимыми при учете подготовки к лыжному походу. | Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении. Уметь распределять режим движения в лыжном походе в зависимости от характера местности, погодных условий и уровня подготовки участников похода. | Инструктивная карта, схемы , текст учебника, учебные картины , плакаты. | 9 неделя |
10 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | 1 | Особенности водного туризма и требования подготовки туриста-водника; подготовка к водному походу; правила поведения на воде во время похода. | Характеристика основных особенностей подготовки к водному туризму. | Знать правила поведения на воде и оказания помощи утопающему. Владеть навыками оказания помощи утопающему. Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде. | Учебные картины , иллюстрации учебника . | 10 неделя |
11 | Велосипедные походы и безопасность туристов. | 1 | Основные особенности велосипедного туризма и требования , предъявляемые к его участникам; подготовка к велосипедному походу; обеспечение личной безопасности участников велосипедного похода. | Выяснение и определение особенностей подготовки к велосипедному туризму | Знать как подготовиться к выходу в поход на велосипеде. Правила безопасности туристов передвигающихся в походе на велосипеде. Уметь распределять график движения отдыха во время велосипедного похода. | Иллюстрации учебника , текст учебника, инструктивная карта. | 11 неделя |
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности - 6 ч |
12 | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. | 1 | Возрастание популярности дальнего и выездного туризма в нашей стране; дальний и выездной туризм и личная безопасность человека; общие правила к дальнему и выездному туризму. | Анализ основных факторов , оказывающих влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. | Знать определения трёх групп факторов. Уметь использовать полученные теоретические знания в практической деятельности. | Иллюстрации учебника, учебные картины , фотографии. | 12 неделя |
13 | Акклиматизация человека в различных климатических условиях. | 1 | Акклиматизация и факторы , влияющие на неё; особенности акклиматизации к условиям холодного климата; особенности акклиматизации к условиям жаркого климата. | Определение факторов , способствующих быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. | Знать особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях. Уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности. | Иллюстрации учебника, учебные картины, схема и таблица. | 13 неделя |
14 | Акклиматизация в горной местности. | 1 | Особенности климатических условий в горах; влияние высоты на организм человека. Горная болезнь; особенности акклиматизации в горах. | Определение особенностей акклиматизации человека в горах. | Знать в чём проявляется горная болезнь. Общие правила успешной акклиматизации. Уметь определять возможности человека в различных условиях жизнедеятельности в горах. | Схемы, таблицы, учебные картины, иллюстрации учебника. | 14 неделя |
15 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | 1 | Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при их следовании к местам отдыха различными видами транспорта; обеспечение личной безопасности пассажира перемещении к месту отдыха в автомобиле; обеспечение личной безопасности пассажира при перемещении к месту отдыха на железнодорожном транспорте. | Порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. | Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте. Иметь представление о правилах поведения во время ОС на транспорте. | Учебные картины , иллюстрации учебника, фотографии. | 15 неделя |
16 | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. | 1 | Обеспечение безопасности пассажиров на водном транспорте; общепринятые меры безопасности поведения пассажиров на корабле; рекомендации по обеспечению личной безопасности пассажира при кораблекрушении. | Составление плана своих действий в опасных ситуациях, которые могут возникнуть при следовании речным или морским транспортом. | Правила безопасного поведения пассажира на водном транспорте. Уметь правильно действовать ОС на воде и водном транспорте. | Учебные картины, иллюстрации учебника, инструктивная карта. | 16 неделя |
17 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. | 1 | Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте; общие правила поведения пассажира после посадки в самолет; рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полете. | Характеристика средств безопасности , имеющиеся на борту самолёта, и запоминание правил их использования. | Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте. Иметь представление о правилах поведения во время ОС на авиационном трансп. | Выдержки из текста учебника, учебные картины , иллюстрации учебника. | 17 неделя |
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде - 4 ч |
18 | Автономное существование человека в природе. | 1 | Общие понятия об автономном существовании человека в природной среде; добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде; основные умения и качества человека , необходимые для успешного автономного существования в природе. | Характеристика видов автономного существования человека в природной средею | Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь применять полученные знания в практической жизни. | Учебные картины, иллюстрации учебника. | 18 неделя |
19 | Добровольная автономия человека в природной среде. | 1 | Добровольная автономия человека в природной среде и её возможные цели; характерные примеры добровольного существования человека в природной среде; значение всесторонней предварительной подготовки к добровольной автономии. | Объяснение правил и методов формирования навыков для безопасного существования в природной среде | Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь всесторонне подготовиться к туристическому походу. | Иллюстрации учебника, учебные картины, схема и таблица. | 19 неделя |
20 | Вынужденная автономия человека в природной среде. | 1 | Вынужденная автономия человека в природной среде и его безопасность; рекомендации по правилам безопасного поведения в условиях вынужденной автономии; примеры поведения человека в условиях вынужденной автономии. | Анализ обстоятельств , при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. | Знать правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Владеть навыками подачи сигналов бедствия. Уметь принимать решения и приступать к выполнению этого решения незамедлительно. | Выдержки из текста учебника , иллюстрации учебника, учебные картины. | 20 неделя |
21 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | 1 | Сооружение временного укрытия из подручных средств; способы добывания огня ; способы обеспечения питьевой водой и пищей. | Дать оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде. | Знать правила безопасного поведения в природной среде (добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия). Уметь подавать сигналы бедствия . | Иллюстрации учебника , инструктивная карта , выдержки из текста учебника. | 21 неделя |
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях - 4 ч |
22 | Опасные погодные явления. | 1 | Опасные погодные явления , случающиеся в нашем регионе. | Дать оценку последствиям опасных погодных явлений , случающихся в нашем регионе. | Знать правили безопасного поведения при опасных проявлениях погоды в нашей местности. Уметь принимать решения и приступить к выполнению этого решения незамедлительно. | Иллюстрации учебника, выдержки из материалов периодической печати. | 22 неделя |
23 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях | 1 | Дикие животные и насекомые обитающие в нашей местности. | Опасность исходящяя от диких животных при встрече их на природе. | Знать правила поведения при встрече с дикими животными в природе .Уметь принять правильное решение. | Учебные картины, иллюстрации учебника | 23 неделя |
24 | Укусы насекомых и защита от них. | 1 | Кровососущие насекомых и средства защиты от них; жалящие насекомые и защита от них; клеши , опасность их укуса, места укуса, места обитания | Знать , какую опасность представляют укусы насекомых и меры профилактики , которые могут понадобиться. | Знать меры защиты от укусов насекомых. Уметь обрабатывать ранки , полученные от укуса кровососущих насекомых. | Плакаты , рекомендации медиков. | 24 неделя |
25 | Клещевой энцефалит и его профилактика. | 1 | Клещевой энцефалит- опасное вирусное заболевание; пути заражения клещевым энцефалитом; профилактика клещевого энцефалита. Способы заражения человека клещевым энцефалитом и возможные последствия; тяжесть поражения клещевым энцефалитом. | Выявление мер профилактики клещевого энцефалита Объяснить меры профилактики клещевого энцифалита. | Знать как обезопасить себя от клещевого энцефалита. Уметь удалять клеща с тела и оказывать первую помощь. Знать признаки клещевого энцефалита: недомогание, высокая температура, сильная головная боль, тошнота, рвота. Уметь оказывать первую помощь. | Медицинская аптечка, рекомендации медиков . Медицинская аптечка, инструктивная карта. | 25 неделя |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов) |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи- 4 ч |
Тема 6. Первая помощь при неотложных состояниях – 4 ч |
26 | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. | 1 | Основные правила личной гигиены , которые необходимо соблюдать в походной жизни; умение оказать первую помощь и обеспечить безопасность туриста; индивидуальная аптечка, ее предназначение и состав. | Характеристика основных правил личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. | Знать общие понятия и определения личной гигиены, природные лекарственные средства. Уметь пользоваться индивидуальной аптечкой. | Индивидуальная медицинская аптечка, инструктивная карта. | 26 неделя |
27 | Оказание первой помощи при травмах. | 1 | Оказание первой помощи при ссадинах и потёртостях; оказание первой помощи при ушибах и вывихах; оказание первой помощи при растяжениях и разрывах связок. | Выработка навыков оказания первой помощи при травмах. | Знать наиболее характерные травмы, которые могут возникнуть в походе. Правила оказания помощи при травмах. Уметь оказывать первую помощь при ушибах т растяжениях. | Медицинская аптечка , инструктивная карта, медицинские плакаты. | 27 неделя |
28 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге. | 1 | Оказание первой помощи при солнечном и тепловом ударах; оказание первой помощи при отморожении; оказание первой помощи при термическом ожоге. | Выработка навыков оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении и ожоге. | Знать, что является признаками солнечного и теплового удара, обморожения. Уметь использовать различные способы при оказании первой помощи при термических ожогах и отморожениях. | Медицинская аптечка, медицинские плакаты, учебные картины, иллюстрации учебника. | 28 неделя |
29 | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых. | 1 | Оказание первой помощи при укусе ядовитой змеи; оказание первой помощи при укусе насекомых. | Порядок оказания первой помощи при укусах змей и насекомых. | Знать оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых .Уметь срочно удалять из кожи жало насекомого организовать доставку пострадавшего в лечебное заведение. | Медицинская аптечка, медицинские плакаты, иллюстрации учебника, учебные картины. | 29 неделя |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни – 6 ч |
Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие- 6 ч |
30 | Здоровый образ жизни и профилактика утомлений. | 1 | Здоровый образ жизни- индивидуальная система поведения человека; утомление , его причины и возможные последствия ; профилактика утомления. | Объяснить положение о том. Что здоровый образ жизни- индивидуальная система поведения человека. | Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. | Медицинские плакаты , учебные картины. | 30 неделя |
31 | Компьютер и его влияние на здоровье. | 1 | Роль компьютера в жизни современного человека; влияние работы за компьютером на здоровье человека; безопасный режим работы школьника за компьютером. | Выработка правил работы на компьютере и знакомство с вредным влиянием компьютера на организм человека. | Знать, что именно может навредить при общении с компьютером. Уметь правильно распределять время работы за компьютером для сбережения здоровья. | Рекомендации медицинских работников, правила эксплуатации компьютеров. | 31 неделя |
32 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | 1 | Влияние окружающей природной среды на здоровье человека ; влияние производственной деятельности человека на природную среду; пути повышения устойчивости организма человека к неблагоприятному воздействию на него внешней среды. | Характеристика влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. | Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека .Уметь использовать доступные способы повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям внешней среды. | Медицинские брошюры - рекомендации, медицинские плакаты. | 32 неделя |
33 | Влияние социальной среды на развитие здоровье человека. | 1 | Социальное развитие человека; формирование социальной зрелости учащегося; факторы , оказывающие влияние на формирование социальной зрелости учащегося. | Характеристика влияние социальной среды ( полезной и вредной ) на здоровье человека. | Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Уметь использовать полученные знания в практической жизни. | Плакаты-рекомендации, учебные картины. | 33 неделя |
34 | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. | 1 | Психоактивные вещества и наркотики; наркомания и механизм формирования наркотической зависимости; основная причина распространения наркомании. | Характеристика пагубного влияния употребления наркотиков на здоровье человека. | Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. Уметь сказать нет доброжелателям. | Инструктивная карта , медицинская литература и брошюры. | 34 неделя |
35 | Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. | 1 | Наркомания и её распространение; первая проба наркотика- начало развития наркомании; четыре правила «Нет наркотикам». | Знакомство с методами и способами профилактики заболеваний подростков наркоманией и их анализ. | Знать о профилактике вредных привычек. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. | Медицинская литература , брошюры, выдержки из текста учебника и медицинской литературы. | 35 неделя |
| Всего | 35 ч | | | | | |