СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс 2018-2019 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края



«Рассмотрено»
на заседании МО учителей

естественно-политехнического цикла
Протокол №__от _________
______________/ Хадарин Е.А.

«Принято» на
педагогическом совете
Протокол №__от _________
    

«Утверждено»

директор МБОУ НСОШ

Сушков А.И./_____________

Приказ №____

от «__»____20__ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс


Гаврилов П. Л.


на 2018-2019 учебный год







Составлена на основе программы: «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова. 2014 г.












п. Новокулундинка

2018 год

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФГОС НОО, федерального перечня учебников , основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ.


Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса cоставлена на основе Программы основного общего образования по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Рабочая программа составлена на основе УМК «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5-6 классов под редакцией А.Т. Смирнова:

- учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова ОБЖ 6 класс. – М.: Просвещение, 2013

- рабочая тетрадь 6 класс, А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова–М.:Просвещение, 2013

- поурочные разработки 5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова–М.:Просвещение, 2013

- тестовый контроль5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова–М.:Просвещение, 2013

- «ОБЖ» справочник для учащихся.А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова–М.:Просвещение, 2014

Данный УМК включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Является единой линией с 5 по 11 класс.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.

Содержание образования в 6 классе устанавливает следующие задачи:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: влияние социальной среды и неблагоприятной окружающей среды на здоровья человека, и профилактики вредных привычек.

  • Выработка у учащихся отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

  • Общая характеристика учебного курса

Основными целями изучения курса ОБЖ являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать IМП пострадавшим.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само - и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни. При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 35часов в год (1 час в неделю).

Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. В основу содержания программы положена идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. Предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ. С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса. Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

-оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

- индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения , проведение Дня здоровья, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

Описание места учебного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5класса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю: для 5-8 классов по 35 часов в год.


6 класс

В авторской программе – 35 часов (1 час в неделю)

В рабочей программе – 35 часов (1 час в неделю)


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Обучение ОБЖ в 6 классе основной школы направлено на достижение следующих результатов обучения

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;


• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.



Оценка знаний учащихся 6 класса

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.





Формы контроля:

1. Тестовые задания (7- 15 мин).

2. Устный опрос (7-15 мин)

4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)




Содержание учебного предмета

Содержание учебной программы для 6 класса

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях»

Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе Природа и человек. Безопасное поведение человека в природных условиях. Подача сигналов бедствия. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Сооружение временного укрытия. Определение необходимого снаряжения для похода. Добывание огня, воды и пищи. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях. Опасные погодные условия. дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 6. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Природные лекарственные средства. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя аптечка). Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых.

Тема 7.Здоровье человека и факторы, на него влияющие.Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика утомления. Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья

Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Компьютер и его влияние на здоровье. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.





































Тематический план 6 класс



модуля, раздела, темы



Наименование модулей, разделов, тем



Количество часов

Модуль-1

Основы безопасности личности, общества и государства

25

Раздел-1

Основы комплексной безопасности

25

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность

5

Тема З

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях

4


Итоговое занятие


Модуль-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Раздел-4

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

4

Тема 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Раздел-3

Основы здорового образа жизни

6

Тема 7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6


Итоговое занятие



ВСЕГО ЧАСОВ

35

























Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Основная литература:

Для учителя:

1. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников – М.: Просвещение, 2011.

2. А.Т.Смирнов, Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для обще- образовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2012

Для ученика:

  1. А.Т.Смирнов, Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2012

Дополнительная литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 5-11классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей ре-дакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 — (Академический школьный учебник).

  2. ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск

  3. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд. 2-е — Волгоград: Учитель, 2010.

  4. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. -176с – (Работаем по новым стандартам)


Стенды

Умей действовать при пожаре. Комплект плакатов. Действия населения при авариях и катастрофах. Комплект плакатов.





















Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основное содержание

Характеристика деятельности

Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь)/ Критерии оценивания

Оборудование оснащение

Календарно-учебный график

Модуль 1. Основы безопасности, личности и государства (25 часов)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности – 25 часов

Подготовка к активному отдыху на природе- 6 ч

1

Природа и человек.

1

Естественная природная среда, особенности поведения человека в природной среде, потребность современного человека в общении с природой, активный туризм.

Определение основных особенностей для безопасного пребывания человека в природной среде.

Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь применять полученные знания в практической жизни.

Учебные картины, иллюстрации учебника.

1 неделя

2

Ориентирование на местности.

1

Различные способы определения сторон горизонта: по компасу, солнцу и часам, местным признакам и Полярной звезде.

Характеристика основных способов ориентирования на местности.

Знать способы ориентирования на местности.

Владеть навыками ориентирования на местности.


Компасы, иллюстрации учебника, схемы, материалы стендов.

2 неделя

3

Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

1

Определение своего местонахождения на местности, способы ориентирования карты, выбор верного направления движения , порядок ориентирования карты по компасу , линиям местности и направлениям на местные предметы.

Выработка навыков работы с картой

Знать отдельно взятые признаки определения сторон горизонта. Уметь определять свое место на карте по ближайшим местным предметам.

Компасы , инструктивная карта , топографические карты,

3 неделя

4

Подготовка к выходу на природу.

1

Требования к определению района похода и к маршруту движения, требования к возможному режиму похода, примерные задачи по этапам маршрута, расчет движения по маршруту.

Характеристика порядка подготовки к выходу на природу.

Знать как подготовиться к выходу на природу. Уметь распределять режим переходов , обеспечивать чередование нагрузок и отдыха.

Инструктивная карта , текст учебника, иллюстрации учебника.

4 неделя

5

Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1

Определение места для бивака; заготовка топлива и разведение костра; приготовление пищи в походе.

Характеристика будущего бивака и требования безопасного поведения на биваке.

Знать правила сооружения временного укрытия. Уметь приготовить пищу в условиях похода.

Туристическая палатка, колышки , лопаты, подручный материал.

5 неделя

6

Определение необходимого снаряжения для похода.

1

Общие требования к подбору и подготовке туристского снаряжения для похода; одежд туриста ; аптечка первой помощи.

Знакомство с видами снаряжения и требованиями к снаряжению.

Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении. Уметь приводить в порядок и ремонтировать туристское снаряжение в условиях похода.

Инструктивная карта , текст учебника, иллюстрации учебника.

6 неделя

Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность- 5 ч

7

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

1

Актуальность обеспечения активного отдыха человека в современных условиях; необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу; значение соблюдения правил личной безопасности в походе.

Характеристика общих правил безопасности во время активного отдыха на природе.

Знать правила безопасности во время активного отдыха на природе. Уметь соблюдать режим и график движения, соблюдать установленный режим питания и питьевой режим.

Инструктивная карта , текст учебника, таблица, иллюстрации учебника.

7 неделя

8

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

1

Общие особенности пешеходного туризма; обеспечение безопасности туриста в пешем походе по равнинной местности; обеспечение безопасности туриста в пешем походе в горной местности.

Сравнение основных мер безопасности пр пеших походах на равнинной и горной местности.

Знать меры безопасности при движении в горах.

Правила передвижения по склонам. Уметь соблюдать режим движения и отдыха на равнине и в горах.

Инструктивная карта , отчеты туристических походов , проведенных в каникулярное время учащимися школы.

8 неделя

9

Подготовка и проведение лыжных походов.

1

Основные элементы подготовки туриста-лыжника к походу; особенности снаряжения туриста-лыжника; обеспечение безопасности туриста-лыжника в походе.

Знакомство с факторами необходимыми при учете подготовки к лыжному походу.

Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении. Уметь распределять режим движения в лыжном походе в зависимости от характера местности, погодных условий и уровня подготовки участников похода.

Инструктивная карта, схемы , текст учебника, учебные картины , плакаты.

9 неделя

10

Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

1

Особенности водного туризма и требования подготовки туриста-водника; подготовка к водному походу; правила поведения на воде во время похода.

Характеристика основных особенностей подготовки к водному туризму.

Знать правила поведения на воде и оказания помощи утопающему.

Владеть навыками оказания помощи утопающему.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде.

Учебные картины , иллюстрации учебника .

10 неделя

11

Велосипедные походы и безопасность туристов.

1

Основные особенности велосипедного туризма и требования , предъявляемые к его участникам; подготовка к велосипедному походу; обеспечение личной безопасности участников велосипедного похода.

Выяснение и определение особенностей подготовки к велосипедному туризму

Знать как подготовиться к выходу в поход на велосипеде.

Правила безопасности туристов  передвигающихся в

походе на велосипеде. Уметь распределять график движения отдыха во время велосипедного похода.

Иллюстрации учебника , текст учебника, инструктивная карта.

11 неделя

Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности - 6 ч

12

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

1

Возрастание популярности дальнего и выездного туризма в нашей стране; дальний и выездной туризм и личная безопасность человека; общие правила к дальнему и выездному туризму.

Анализ основных факторов , оказывающих влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

Знать определения трёх  групп факторов. Уметь использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

Иллюстрации учебника, учебные картины , фотографии.

12 неделя

13

Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

1

Акклиматизация и факторы , влияющие на неё; особенности акклиматизации к условиям холодного климата; особенности акклиматизации к условиям жаркого климата.

Определение факторов , способствующих быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях.

Знать особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях. Уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности.


Иллюстрации учебника, учебные картины, схема и таблица.

13 неделя

14

Акклиматизация в горной местности.

1

Особенности климатических условий в горах; влияние высоты на организм человека. Горная болезнь; особенности акклиматизации в горах.

Определение особенностей акклиматизации человека в горах.

Знать в чём проявляется горная болезнь. Общие правила успешной акклиматизации. Уметь определять возможности человека в различных условиях жизнедеятельности в горах.

Схемы, таблицы, учебные картины, иллюстрации учебника.

14 неделя

15

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

1

Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при их следовании к местам отдыха различными видами транспорта; обеспечение личной безопасности пассажира перемещении к месту отдыха в автомобиле; обеспечение личной безопасности пассажира при перемещении к месту отдыха на железнодорожном транспорте.

Порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте.

Иметь представление о правилах поведения во время  ОС на транспорте.

Учебные картины , иллюстрации учебника, фотографии.

15 неделя

16

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

1

Обеспечение безопасности пассажиров на водном транспорте; общепринятые меры безопасности поведения пассажиров на корабле; рекомендации по обеспечению личной безопасности пассажира при кораблекрушении.

Составление плана своих действий в опасных ситуациях, которые могут возникнуть при следовании речным или морским транспортом.

Правила безопасного поведения пассажира на водном транспорте.

Уметь правильно действовать ОС на воде и водном транспорте.

Учебные картины, иллюстрации учебника, инструктивная карта.

16 неделя

17

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

1

Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте; общие правила поведения пассажира после посадки в самолет; рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полете.

Характеристика средств безопасности , имеющиеся на борту самолёта, и запоминание правил их использования.

Знать причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте.

Иметь представление о правилах поведения во время  ОС на  авиационном трансп.

Выдержки из текста учебника, учебные картины , иллюстрации учебника.

17 неделя

Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде - 4 ч

18

Автономное существование человека в природе.

1

Общие понятия об автономном существовании человека в природной среде; добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде; основные умения и качества человека , необходимые для успешного автономного существования в природе.

Характеристика видов автономного существования человека в природной средею

Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь применять полученные знания в практической жизни.

Учебные картины, иллюстрации учебника.

18 неделя

19

Добровольная автономия  человека в природной среде.

1

Добровольная автономия человека в природной среде и её возможные цели; характерные примеры добровольного существования человека в природной среде; значение всесторонней предварительной подготовки к добровольной автономии.

Объяснение правил и методов формирования навыков для безопасного существования в природной среде

Знать правила безопасного поведения в природной среде. Уметь всесторонне подготовиться к туристическому походу.

Иллюстрации учебника, учебные картины, схема и таблица.

19 неделя

20

Вынужденная автономия  человека в природной среде.

1

Вынужденная автономия человека в природной среде и его безопасность; рекомендации по правилам безопасного поведения в условиях вынужденной автономии; примеры поведения человека в условиях вынужденной автономии.

Анализ обстоятельств , при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде.

Знать правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

Владеть навыками подачи сигналов бедствия. Уметь принимать решения и приступать к выполнению этого решения незамедлительно.

Выдержки из текста учебника , иллюстрации учебника, учебные картины.

20 неделя

21

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

1

Сооружение временного укрытия из подручных средств; способы добывания огня ; способы обеспечения питьевой водой и пищей.

Дать оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде.

Знать правила безопасного поведения в природной среде (добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия). Уметь подавать сигналы бедствия .

Иллюстрации учебника , инструктивная карта , выдержки из текста учебника.

21 неделя

Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях - 4 ч

22

Опасные погодные явления.

1

Опасные погодные явления , случающиеся в нашем регионе.

Дать оценку последствиям опасных погодных явлений , случающихся в нашем регионе.

Знать правили безопасного поведения при опасных проявлениях погоды в нашей местности. Уметь принимать решения и приступить к выполнению этого решения незамедлительно.

Иллюстрации учебника, выдержки из материалов периодической печати.

22 неделя

23

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

1

Дикие животные и насекомые обитающие в нашей местности.

Опасность исходящяя от диких животных при встрече их на природе.

Знать правила поведения при встрече с дикими животными в природе .Уметь принять правильное решение.

Учебные картины, иллюстрации учебника

23 неделя

24

Укусы насекомых и защита от них.

1

Кровососущие насекомых и средства защиты от них; жалящие насекомые и защита от них; клеши , опасность их укуса, места укуса, места обитания

Знать , какую опасность представляют укусы насекомых и меры профилактики , которые могут понадобиться.

Знать меры защиты от укусов насекомых. Уметь обрабатывать ранки , полученные от укуса кровососущих насекомых.

Плакаты , рекомендации медиков.

24 неделя

25

Клещевой энцефалит и его профилактика.

1

Клещевой энцефалит- опасное вирусное заболевание; пути заражения клещевым энцефалитом; профилактика клещевого энцефалита.

Способы заражения человека клещевым энцефалитом и возможные последствия; тяжесть поражения клещевым энцефалитом.

Выявление мер профилактики клещевого энцефалита

Объяснить меры профилактики клещевого энцифалита.

Знать как обезопасить себя от клещевого энцефалита. Уметь удалять клеща с тела и оказывать первую помощь.

Знать признаки клещевого энцефалита: недомогание, высокая температура, сильная головная боль, тошнота, рвота. Уметь оказывать первую помощь.

Медицинская аптечка, рекомендации медиков .

Медицинская аптечка, инструктивная карта.

25 неделя

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи- 4 ч

Тема 6. Первая помощь при неотложных состояниях – 4 ч

26

Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях.

1

Основные правила личной гигиены , которые необходимо соблюдать в походной жизни; умение оказать первую помощь и обеспечить безопасность туриста; индивидуальная аптечка, ее предназначение и состав.

Характеристика основных правил личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни.

Знать общие понятия и определения личной гигиены, природные лекарственные средства. Уметь пользоваться индивидуальной аптечкой.

Индивидуальная медицинская аптечка, инструктивная карта.

26 неделя

27

Оказание первой помощи при травмах.

1

Оказание первой помощи при ссадинах и потёртостях; оказание первой помощи при ушибах и вывихах; оказание первой помощи при растяжениях и разрывах связок.

Выработка навыков оказания первой помощи при травмах.

Знать наиболее характерные травмы, которые могут возникнуть в походе. Правила оказания помощи при травмах. Уметь оказывать первую помощь при ушибах т растяжениях.

Медицинская аптечка , инструктивная карта, медицинские плакаты.

27 неделя

28

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.

1

Оказание первой помощи при солнечном и тепловом ударах; оказание первой помощи при отморожении; оказание первой помощи при термическом ожоге.

Выработка навыков оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении и ожоге.

Знать, что является признаками солнечного и теплового удара, обморожения. Уметь использовать различные способы при оказании первой помощи при термических ожогах и отморожениях.

Медицинская аптечка, медицинские плакаты, учебные картины, иллюстрации учебника.

28 неделя

29

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых.

1

Оказание первой помощи при укусе ядовитой змеи; оказание первой помощи при укусе насекомых.

Порядок оказания первой помощи при укусах змей и насекомых.

Знать оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых .Уметь срочно удалять из кожи жало насекомого организовать доставку пострадавшего в лечебное заведение.

Медицинская аптечка, медицинские плакаты, иллюстрации учебника, учебные картины.

29 неделя

Раздел 4. Основы здорового образа жизни – 6 ч

Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие- 6 ч

30

Здоровый образ жизни и профилактика утомлений.

1

Здоровый образ жизни- индивидуальная система поведения человека; утомление , его причины и возможные последствия ; профилактика утомления.

Объяснить положение о том. Что здоровый образ жизни- индивидуальная система поведения человека.

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Медицинские плакаты , учебные картины.

30 неделя

31

Компьютер и его влияние на здоровье.

1

Роль компьютера в жизни современного человека; влияние работы за компьютером на здоровье человека; безопасный режим работы школьника за компьютером.

Выработка правил работы на компьютере и знакомство с вредным влиянием компьютера на организм человека.

Знать, что именно может навредить при общении с компьютером. Уметь правильно распределять время работы за компьютером для сбережения здоровья.

Рекомендации медицинских работников, правила эксплуатации компьютеров.

31 неделя

32

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

1

Влияние окружающей природной среды на здоровье человека ; влияние производственной деятельности человека на природную среду; пути повышения устойчивости организма человека к неблагоприятному воздействию на него внешней среды.

Характеристика влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека .Уметь использовать доступные способы повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям внешней среды.

Медицинские брошюры - рекомендации, медицинские плакаты.

32 неделя

33

Влияние социальной среды на развитие здоровье человека.

1

Социальное развитие человека; формирование социальной зрелости учащегося; факторы , оказывающие влияние на формирование социальной зрелости учащегося.

Характеристика влияние социальной среды ( полезной и вредной ) на здоровье человека.

Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Уметь использовать полученные знания в практической жизни.

Плакаты-рекомендации, учебные картины.

33 неделя

34

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

1

Психоактивные вещества и наркотики; наркомания и механизм формирования наркотической зависимости; основная причина распространения наркомании.

Характеристика пагубного влияния употребления наркотиков на здоровье человека.

Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. Уметь сказать нет доброжелателям.

Инструктивная карта , медицинская литература и брошюры.

34 неделя

35

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

1

Наркомания и её распространение; первая проба наркотика- начало развития наркомании; четыре правила «Нет наркотикам».

Знакомство с методами и способами профилактики заболеваний подростков наркоманией и их анализ.

Знать о профилактике вредных привычек. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Медицинская литература , брошюры, выдержки из текста учебника и медицинской литературы.

35 неделя


Всего

35 ч