Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол №____ от «____»__________2018г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» _____________А.В.Леонов Приказ №___ от «____»_______________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «ОБЖ»
6 класс (филиал в п. Чакино)
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 6-го класса разработана на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- примерной основной образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы);
-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);
- учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино;
- годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;
- основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;
- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.
- авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2014
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Изучение ОБЖ в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели:
* Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
* Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
* Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
* Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Воспитывать чувство гордости к своей стране и уважение к людям-профессионалам, чья деятельность связана с МЧС России.
2.Развивать умения и способности учащихся, необходимые для ведения здорового образа жизни и обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях на природе.
3. Воспитать чувство ответственности за личную безопасность, бережного отношения к своему здоровью и жизни.
4. Обучать школьников умениям предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
5. Продолжать знакомить учащихся с правилами и приёмами оказания первой медицинской помощи.
6.Познакомить с мерами безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
7. Воспитывать на конкретных примерах уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
8. Формировать навыки и умения в применении полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение ОБЖ в 6 классе отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 урока.
Учебно – методический комплект.
ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2016
- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова.
5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2011
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных разделах, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Раздел включает 1-й раздел примерной программы по ОБЖ: Основы комплексной безопасности.
Раздел II. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую доврачебную помощь.
Данный раздел включает два раздела. (4-й и 5-й разделы примерной программы по ОБЖ): Основы здорового образа жизни и Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях
1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.
1.1. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?
Что такое опасность? Автономное существование. Экстремальные ситуации. Правила, чтобы избежать опасность.
1.2. Как подготовиться к путешествию по незнакомым местам, чтобы избежать опасных ситуаций
Группы опасных факторов. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Носимый аварийный запас.
1.3. Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией.
Характеристика факторов, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией в природе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: правила поведения на природе; правила безопасного поведения на воде. Иметь представление об основных правилах поведения при смене климатографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Уметь: владеть навыками определения сторон горизонта, движения по азимуту, разведения костров и приготовления пищи на костре.
2. Пребывание человека в различных климатических условиях
2.1. Влияние климата на человека.
2.2. Общие правила успешной акклиматизации.
Акклиматизация, общие понятия и определение. Акклиматизация к условиям жаркого климата, акклиматизация к условиям горной местности, акклиматизация к условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий. Понятие реакклиматизации.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать: правила акклиматизации в жарких странах, в холодных и при смене часовых поясов.
Иметь представление как приспосабливаться к условиям нового климата
3. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде.
3.1. Если ты отстал от группы
3.2. Если ты заблудился в лесу
3.3. Авария транспортного средства в безлюдной местности
3.4. Способы подачи сигналов бедствия
3.5. Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам. Ориентирование по местным признакам.
3.6. Как находить дорогу к жилью
3.7. Устройство временных укрытий (жилищ)
3.9. Добывание огня, разведение костра
3.10. Обеспечение бытовых потребностей
3.11. Обеспечение водой
3.12. Организация питания
3.13. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью
3.14. Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению
Автономное существование человека в природе. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария
транспортного средства в малонаселенной местности, заблудились в лесу, горах, степи, отстали от группы в турпоходе и др.). Правила поведения человека при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования в природных условиях.
Правила ориентирования на местности и выход к линейным ориентирам и населенным пунктам. Выживание в природных условиях. Оборудование временного укрытия (виды зимних укрытий, временное укрытие в пустыне). Добывание огня и разведение костра, обогрев временного жилища. Правила добывания воды и продуктов питания. Приготовление пищи. Съедобные растения, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия.
Как вести себя при встречи с опасными животными. Опасности при переправах через реки. Опасности при движении в горах. Как уберечься от поражения молнией.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: способы подачи сигнала бедствия; сигнал международного кода; способы ориентирования на местности; способы добывания огня; съедобные растения, ягоды, грибы; правила акклиматизации; пути и меры по предупреждению возможных опасностей.
Уметь: подать сигнал бедствия; ориентироваться на местности; находить дорогу к жилью; строить временные укрытия; разводить костер; экономить воду и питание в экстремальных ситуациях; высушить и починить одежду и обувь.
4. Правила безопасности дорожного движения
4.1. Дорожные знаки
4.2. Дорожная разметка
4.3. Обязанности пешехода и велосипедиста
4.4. Сигналы светофора и регулировщика.
Характеристика и правила установки каждой группы знаков на дорогах. Роль дорожных знаков в обеспечении безопасности дорожного движения.
Разметка - одно из важнейших средств организации дорожного движения. Горизонтальная и вертикальная разметка. Их характеристики.
Характеристики светофоров - транспортных, пешеходных и для регулирования движения велосипедистов. Правила их размещения на перекрестке. Желтый мигающий сигнал. Значение сигналов регулировщика. Регулирование дорожного движения на перекрестках основное средство, обеспечивающее поочередный проезд транспортных потоков и возможность безопасного перехода проезжей части пешеходами.
Правила движения велосипедистов по дорогам (место на проезжей части, группы велосипедистов и расстояние между ними во время движения). Выполнение этих правил - важное условие обеспечения безопасности движения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: правила безопасности дорожного движения.
Уметь: Соблюдать правила безопасности дорожного движения. Адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре.
Раздел 2.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
1. Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.
1.1. Общие принципы оказания самопомощи
Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему
1.2. Аптечка, природные лекарственные средства
1.3. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы
1.4. Закрытые травмы
1.5. Опасные животные
1.6. Отравления
1.7. Первая помощь утопающему.
1.8. Тепловые и солнечные удары, обморожения
1.9. Заболевания глаз, удаление инородных тел из уха, глаза, носа.
1.10.Переноска пострадавшего без носилок.
Характеристика различных видов травм, ушибов и повреждений. Травма и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему.Первая медицинская помощь при утоплении и удушении, электротравмах и поражениях молнией. Характеристика причин, вызывающих потерю сознания, признаки потери сознания. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Правила оказания помощи при укусах животных. Способы переноски пострадавшего без носилок.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения темы ученик должен
Знать/понимать: различные виды травм и ушибов; правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему; правила приема лекарственных веществ, использование природных лекарственных средств; основные приемы реанимации. Уметь: оказать первую медицинскую помощь при травмах, укусах насекомыми, тепловом и солнечном ударах, терпящим бедствия на воде; транспортировать без носилок пострадавшего.
Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | |
Кол-во часов |
Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях. | 23 |
Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее | 3 |
1 | Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? | 1 |
2 | Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций | 1 |
3 | Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией | 1 |
Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условиях | 2 |
4 | Влияние климата на человека. Акклиматизация | 1 |
5 | Общие правила успешной акклиматизации | 1 |
Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного пребывания в природной среде | 14 |
6 | Если ты отстал от группы | 1 |
7 | Если ты заблудился в лесу | 1 |
8 | Авария транспортного средства в безлюдной местности | 1 |
9 | Способы подачи сигналов бедствия | 1 |
10 | Ориентирование по компасу Ориентирование по солнцу, луне, звездам | 1 |
11 | Ориентирование по местным признакам | 1 |
12 | Как находить дорогу к жилью | 1 |
13 | Устройство временных укрытий | 1 |
14 | Добывание огня, разведение костра | 1 |
15 | Обеспечение бытовых потребностей | 1 |
16 | Обеспечение водой | 1 |
17 | Организация питания | 1 |
18 | Личная гигиена, уход за одеждой и обувью | 1 |
19 | Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению | 1 |
Правила безопасности дорожного движения 4 часа |
20 | Дорожные знаки | 1 |
21 | Дорожная разметка | 1 |
22 | Обязанности пешехода и велосипедиста | 1 |
23 | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
Раздел 2.Основы медицинских знаний | 10 |
Глава 4.Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях | 10 |
24 | Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему | 1 |
25 | Аптечка, природные лекарственные средства | 1 |
26 | Потертости и мозоли. Ссадины и порезы | 1 |
27 | Закрытые травмы | 1 |
28 | Опасные животные | 1 |
29 | Отравления | 1 |
30 | Первая помощь утопающему. Основные приемы оживления - реанимация | 1 |
31 | Тепловые и солнечные удары | 1 |
32 | Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа | 1 |
33 | Переноска пострадавшего без носилок | 1 |
34 | Итоговое повторение курса | 1 |
Планируемые результаты обучения:
Ученик научится:
классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;
характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать е. средства в конкретных ситуациях;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей.
Ученик получит возможность научиться:
прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
17