СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ 6 класс по учебнику М.П. Фролова и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»







«Согласовано»

Руководитель МО

_______________

Протокол №____

от «____»__________2018г.

«Утверждено»

Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1

им.Н.М.Фролова»

_____________А.В.Леонов

Приказ №___

от «____»_______________2018г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному курсу «ОБЖ»

6 класс (филиал в п. Чакино)



















2018



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 6-го класса разработана на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- примерной основной образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы);

-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);

- учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино;

- годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.

- авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2014


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Изучение ОБЖ в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели:

* Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.

* Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

* Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

* Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.


Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Воспитывать чувство гордости к своей стране и уважение к людям-профессионалам, чья деятельность связана с МЧС России.

2.Развивать умения и способности учащихся, необходимые для ведения здорового образа жизни и обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях на природе.

3. Воспитать чувство ответственности за личную безопасность, бережного отношения к своему здоровью и жизни.

4. Обучать школьников умениям предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

5. Продолжать знакомить учащихся с правилами и приёмами оказания первой медицинской помощи.

6.Познакомить с мерами безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

7. Воспитывать на конкретных примерах уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

8. Формировать навыки и умения в применении полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение ОБЖ в 6 классе отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 урока.


Учебно – методический комплект.

ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2016

- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова.

5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2011


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных разделах, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Раздел включает 1-й раздел примерной программы по ОБЖ: Основы комплексной безопасности.
Раздел II. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую доврачебную помощь.
Данный раздел включает два раздела. (4-й и 5-й разделы примерной программы по ОБЖ): Основы здорового образа жизни и Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.


Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях

1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.

1.1. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?

Что такое опасность? Автономное существование. Экстремальные ситуации. Правила, чтобы избежать опасность.

1.2. Как подготовиться к путешествию по незнакомым местам, чтобы избежать опасных ситуаций

Группы опасных факторов. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Носимый аварийный запас.

1.3. Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией.

Характеристика факторов, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией в природе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать: правила поведения на природе; правила безопасного поведения на воде. Иметь представление об основных правилах поведения при смене климатографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Уметь: владеть навыками определения сторон горизонта, движения по азимуту, разведения костров и приготовления пищи на костре.

2. Пребывание человека в различных климатических условиях

2.1. Влияние климата на человека.

2.2. Общие правила успешной акклиматизации.

Акклиматизация, общие понятия и определение. Акклиматизация к условиям жаркого климата, акклиматизация к условиям горной местности, акклиматизация к условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий. Понятие реакклиматизации.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать: правила акклиматизации в жарких странах, в холодных и при смене часовых поясов.

Иметь представление как приспосабливаться к условиям нового климата

3. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде.

3.1. Если ты отстал от группы

3.2. Если ты заблудился в лесу

3.3. Авария транспортного средства в безлюдной местности

3.4. Способы подачи сигналов бедствия

3.5. Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам. Ориентирование по местным признакам.

3.6. Как находить дорогу к жилью

3.7. Устройство временных укрытий (жилищ)

3.9. Добывание огня, разведение костра

3.10. Обеспечение бытовых потребностей

3.11. Обеспечение водой

3.12. Организация питания

3.13. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью

3.14. Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению

Автономное существование человека в природе. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария

транспортного средства в малонаселенной местности, заблудились в лесу, горах, степи, отстали от группы в турпоходе и др.). Правила поведения человека при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования в природных условиях.

Правила ориентирования на местности и выход к линейным ориентирам и населенным пунктам. Выживание в природных условиях. Оборудование временного укрытия (виды зимних укрытий, временное укрытие в пустыне). Добывание огня и разведение костра, обогрев временного жилища. Правила добывания воды и продуктов питания. Приготовление пищи. Съедобные растения, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия.

Как вести себя при встречи с опасными животными. Опасности при переправах через реки. Опасности при движении в горах. Как уберечься от поражения молнией.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать: способы подачи сигнала бедствия; сигнал международного кода; способы ориентирования на местности; способы добывания огня; съедобные растения, ягоды, грибы; правила акклиматизации; пути и меры по предупреждению возможных опасностей.

Уметь: подать сигнал бедствия; ориентироваться на местности; находить дорогу к жилью; строить временные укрытия; разводить костер; экономить воду и питание в экстремальных ситуациях; высушить и починить одежду и обувь.

4. Правила безопасности дорожного движения

4.1. Дорожные знаки

4.2. Дорожная разметка

4.3. Обязанности пешехода и велосипедиста

4.4. Сигналы светофора и регулировщика.

Характеристика и правила установки каждой группы знаков на дорогах. Роль дорожных знаков в обеспечении безопасности дорожного движения.

Разметка - одно из важнейших средств организации дорожного движения. Горизонтальная и вертикальная разметка. Их характеристики.

Характеристики светофоров - транспортных, пешеходных и для регулирования движения велосипедистов. Правила их размещения на перекрестке. Желтый мигающий сигнал. Значение сигналов регулировщика. Регулирование дорожного движения на перекрестках основное средство, обеспечивающее поочередный проезд транспортных потоков и возможность безопасного перехода проезжей части пешеходами.

Правила движения велосипедистов по дорогам (место на проезжей части, группы велосипедистов и расстояние между ними во время движения). Выполнение этих правил - важное условие обеспечения безопасности движения.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать: правила безопасности дорожного движения.

Уметь: Соблюдать правила безопасности дорожного движения. Адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре.

Раздел 2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи


1. Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.

1.1. Общие принципы оказания самопомощи

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему

1.2. Аптечка, природные лекарственные средства

1.3. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы

1.4. Закрытые травмы

1.5. Опасные животные

1.6. Отравления

1.7. Первая помощь утопающему.

1.8. Тепловые и солнечные удары, обморожения

1.9. Заболевания глаз, удаление инородных тел из уха, глаза, носа.

1.10.Переноска пострадавшего без носилок.

Характеристика различных видов травм, ушибов и повреждений. Травма и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему.Первая медицинская помощь при утоплении и удушении, электротравмах и поражениях молнией. Характеристика причин, вызывающих потерю сознания, признаки потери сознания. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Правила оказания помощи при укусах животных. Способы переноски пострадавшего без носилок.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения темы ученик должен

Знать/понимать: различные виды травм и ушибов; правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему; правила приема лекарственных веществ, использование природных лекарственных средств; основные приемы реанимации. Уметь: оказать первую медицинскую помощь при травмах, укусах насекомыми, тепловом и солнечном ударах, терпящим бедствия на воде; транспортировать без носилок пострадавшего.


Тематическое планирование





Разделы, темы


Кол-во часов

Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях.

23

Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее

3

1

Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?

1

2

Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций

1

3

Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией

1

Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условиях

2


4

Влияние климата на человека. Акклиматизация

1


5

Общие правила успешной акклиматизации

1

Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного пребывания в природной среде


14


6

Если ты отстал от группы

1


7

Если ты заблудился в лесу

1


8

Авария транспортного средства в безлюдной местности

1


9

Способы подачи сигналов бедствия

1


10



Ориентирование по компасу

Ориентирование по солнцу, луне, звездам

1


11

Ориентирование по местным признакам


1


12

Как находить дорогу к жилью

1


13

Устройство временных укрытий

1


14

Добывание огня, разведение костра

1


15

Обеспечение бытовых потребностей

1


16

Обеспечение водой

1


17

Организация питания

1


18

Личная гигиена, уход за одеждой и обувью

1


19

Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению

1

Правила безопасности дорожного движения 4 часа

20

Дорожные знаки

1

21

Дорожная разметка

1

22

Обязанности пешехода и велосипедиста

1

23

Сигналы светофора и регулировщика.

1

Раздел 2.Основы медицинских знаний


10

Глава 4.Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях

10


24

Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему

1


25

Аптечка, природные лекарственные средства

1


26

Потертости и мозоли. Ссадины и порезы

1


27

Закрытые травмы

1


28

Опасные животные

1


29

Отравления

1


30

Первая помощь утопающему. Основные приемы оживления - реанимация

1


31

Тепловые и солнечные удары

1


32

Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа

1


33

Переноска пострадавшего без носилок

1

34

Итоговое повторение курса

1



Планируемые результаты обучения:

      Ученик научится:

  • классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

  • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-­транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

  • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

  • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

  • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

  • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;

  • характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

  • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

  • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать е. средства в конкретных ситуациях;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей.


Ученик получит возможность научиться:

  • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

  • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

  • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

  • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

 обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

 соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

 безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

 оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;

 обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;

 выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.




17