Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-политехнического цикла Протокол №__от _________ ______________/ Хадарин Е.А. | «Принято» на педагогическом совете Протокол №__от _________
| «Утверждено» директор МБОУ НСОШ Сушков А.И./_____________ Приказ №____ от «__»____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по основам безопасности жизнедеятельности__7 класс
Гаврилов П. Л.
на 2018-2019 учебный год
Составлена на основе программы: «Основы
безопасности жизнедеятельности», авторской
программы предметной линии учебников под
редакцией А.Т. Смирнова 2014 г.
п. Новокулундинка
2018
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе: федерального перечня учебников , основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—9 классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у , них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного
уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.
Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5—11 классов.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
учет основных закономерностей развития теории безопасности;
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
непрерывность обучения с 5 по 11 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
• формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умении предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
• усвоение знаний:
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических, качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Модульная система построения учебной программы позволит учителю более рационально распределить учебный материал.
Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (P-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 класс).
Раздел II (Р-Н). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 класс).
Модуль II (M-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III (P-lll). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (P-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д.
Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9 класс).
2. Тематический план 5—9 классы
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 118 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 91 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 27 |
Тема 2 | Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях | 25 |
Тема 3 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера | 37 |
Р-И | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 27 |
Тема 5 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций | 23 |
Тема 6 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 4 |
Итоговое задание |
МИ | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 57 |
P-III | Основы здорового образа жизни | 35 |
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 21 |
Тема 8 | Факторы, разрушающие здоровье | 11 |
Тема 9 | Правовые аспекты взаимоотношения полов | 3 |
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 22 |
Тема 10 | Основы медицинских знаний | 1 |
Тема 11 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 20 |
Тема 12 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 1 |
| Итоговое задание |
| Всего часов | 175 |
3. Содержание программы
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
7. /. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
1.3. Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мёр безопасности в быту.
1.4. Безопасность на Водоемах
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
1.5. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
1.6. Опасные ситуации социального характера Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения.
Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе
в природных условиях
2.1. Подготовка к активному отдыху на природе
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу
на природу. Определение необходимого снаряжения для похода.Определение места для бивака и организация бивачных работ.
2.2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
2.3. Дальний(внутренний)и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
2.5. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
3.1. Наиболее опасные террористические акты
Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва.Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.
3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения
Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.
Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенногохарактера. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взры-вопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.
5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема б. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
6.1. Система борьбы с терроризмом
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
6.2. Государственная политика противодействия наркотизму
Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
7. /. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование
личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.
7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье
8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма
на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.
8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества.
Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции.
Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов
9.1. Семья в современном обществе
Законодательство и семья. Основы семейного права в Российской Федерации. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.
Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 10. Основы медицинских знаний
10.1. Основы медицинских знаний
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.
Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.
Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.
Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
/1.1. Правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлении.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях
12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях
Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социальногочхарактера.
Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавших из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.).
4. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 7—9 классах учащийся должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
• основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
5.Тематическое планирование для учебной программы 7 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 24 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 16 |
Тема 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | 4 |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия | .. 2 |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия | 4 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия | 3 |
P-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения | 3 |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения | 1 |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения | 3 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения | 1 |
Итоговое задание |
МП | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11 |
P-III | Основы здорового образа жизни | 7 |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 7 |
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Тема 7 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
Итоговое задание |
Всего часов | 35 |
6. Календарно-тематическое планирование уроков
Планирование учебного материала осуществляется из расчета 1 час в неделю по
учебному плану. Всего на изучение курса основ безопасности жизнедеятельности в 2016-2017 учебном году в 7-9 классах отведено по 35 часов в год (1 раз в неделю).
Обучение осуществляется по учебнику
Смирнов А.Т. .Основы безопасности жизнедеятельности : 7-й кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений./ А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. -7-е изд М.: Просвещение, 2011.
Планируются следующие типы уроков:
Урок изучения нового материала.
Урок совершенствования знаний, умений навыков.
Урок обобщения, систематизации навыков.
Комбинированный урок.
Контрольный урок.
При обучении планируется использовать методы обучения:
Монологическое изложение.
Диалогическое изложение.
Эвристическая беседа.
Исследовательских заданий.
Алгоритмических предписаний.
Программированных заданий
Виды уроков:
Урок-лекция.
Урок-беседа.
Урок практических работ.
Дидактическая игра.
Устный опрос.
Письменный опрос.
Контрольная работа.
Урок самостоятельных работ.
Видеоурок.
Урок теоретических или практических работ.
Урок-экскурсия.
Урок-семинар.
Зачет.
Компетенции:
Информационная
Учебно-познавательная компетенция
Коммуникативная
Рефлексивная
Ценностно-смысловая компетенция
Общекультурная компетенция
Компетенция личностного самосовершенствования
Средства контроля и оценки результатов обучения по ОБЖ
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося :
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Критерии оценивания подготовленности учащихся по ОБЖ
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
«5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
«4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
«2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Критерии оценивания учащихся составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Литература
.
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; научн. руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006—2008.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ*, ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5 — 9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ: ред. А. Т. Смирнова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
Закона РФ^«Об образовании», «О противодействии терроризму», «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собраие законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998; 2003—2007.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь)/ Критерии оценивания | Оборудование оснащение | Календарно-учебный график |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства – 28 часов |
Р-1. Основной комплекс безопасности (16 часов) |
Тема .Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 часа) |
1 | Различные природные явления и причины их возникновения | 1 | Понятие «чрезвычайная ситуация природного характера» ; природные явления , которые могут вызывать возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. | Знать виды природных явлений ; причины их проявлений. Знать предпосылки проявления природных явлений ; использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности. | Учебные картины, иллюстрации. | 1 неделя |
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | Общие понятия о природных явлениях, которые могут вызвать чрезвычайную ситуацию природного характера. | Знать виды чрезвычайных ситуаций, возникающих в нашей местности. Уметь по внешним изменениям происходящим в природе предсказывать ЧС. | Инструктивная карта, памятки, брошюры. | 2 неделя. |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Чрезвычайные ситуации природного характера ; общие рекомендации по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера. | Знать общие рекомендации по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС. Уметь обезопасить себя в условиях ЧС. | Инструктивная карта, памятки. Брошюры. | 3 неделя. |
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. (3 часа) |
4 | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | 1 | Понятие «землетрясение» , земная кора; тихоокеанский пояс, средиземноморский (трансазиатский) пояс, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения, магнитуда землетрясения; природные последствия; последствия для населенных пунктов; последствия для населения. | Знать причины возникновения землетрясений , возможные последствия землетрясений. Уметь характеризовать разрушения , нанесенные землетрясением. | Учебные картины, иллюстрации, выдержки из произведений. | 4 неделя |
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 | Задачи самоспасения; правила поведения при землетрясении : при следовании на автомобиле; при нахождении в здании; приемы первой помощи при ликвидации последствий землетрясения. | Знать основные правила поведения при землетрясении. Уметь обезопасить себя во время землетрясения находясь в автомобиле, школе и дома. | Инструктивная карта, памятки, брошюры. | 5 неделя |
6 | Расположение вулканов на Земле , извержение вулканов | 1 | Понятие « вулкан» ; причины извержения вулканов; характеристика ЧС при извержении вулкана; расположение вулканов на Земле . | Знать причины извержения вулканов ; места расположения действующих вулканов на Земле. Уметь объяснить причины извержения вулканов и их последствия. | Учебные картины, иллюстрации , выдержки из произведений. | 6 неделя |
| | | Происхождение обвалов и снежных лавин; последствия обвалов и снежных лавин; меры по снижению потерь и ущерба при обвалах и оползней; анализ и прогнозирование возможности обвалов и снежных лавин; проведение защитных работ. | Знать происхождение обвалов и снежных лавин; последствия схода снежных лавин и обвалов. Уметь анализировать и прогнозировать возможности схода снежных лавин. | Учебные картины , иллюстрации, памятки. | |
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. (2 часа) |
7 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 | Ураганы и бури, причина их возникновения , возможные последствия ; меры по обеспечению безопасности при угрозе ураганов и бурь. | Знать причины возникновения ураганов и бурь; возможные последствия ураганов и бурь. Уметь обезопасить себя во время урагана и объяснить бури. | Учебные картины, иллюстрации. | 7 неделя. |
8 | Смерчи | 1 | Смерчи ; основные причины возникновения смерчей ; поражающие факторы смерчей; меры по обеспечению безопасности при угрозе смерчей. | Знать основные причины возникновения смерчей его поражающие факторы. Уметь обезопасить себя во время смерча. | Учебные картины, иллюстрации. | 8 неделя. |
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 часов) |
9 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 | Виды наводнений : половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон, наводнения при прорывах плотин; причины возникновения наводнений; основные поражающие факторы наводнений. | Объяснить причины образования наводнений ; знать вид наводнений. Уметь предсказать сроки наводнений по изменениям климатических условий. | Памятки, брошюры, инструктивная карта. | 9 неделя |
10 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | 1 | Защита населения от последствий от последствий наводнений; основные мероприятия проводимые в РФ по защите населения от ЧС гидрологического характера; правила оповещения и эвакуация населения в условиях ЧС гидрологического характера. | Знать памятки и брошюры , рекомендующие населению действия при угрозе наводнения. Уметь правильно использовать полученные знания в практической жизни. | Памятки, брошюры, инструктивная карта. | 10 неделя |
11 | Сели и их характеристика | 1 | Понятие «сель» ;происхождение селей; виды селей по составу материалов селевых потоков. | Знать о происхождении селей ; виды селей по составу материалов селевых потоков. Уметь объяснять прогнозы схода селевых потоков по изменениям климатических условий. | Учебные картины , иллюстрации учебника. | 11 неделя |
12 | Цунами и их характеристика | 1 | Понятие «цунами» ; происхождение цунами ; порождающие факторы цунами; прогнозирование цунами и их характеристика; рекомендации населению по действиям при угрозе цунами. | Знать характеристику цунами ; происхождение цунами; ущерб наносимый цунами природе и людям. | Учебные картины, иллюстрации учебника | 12 неделя. |
13 | Снежные лавины. | 1 | Виды лесных и торфяных пожаров; характеристика поражающих факторов лесных и торфяных пожаров; профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. | Объяснять характер лесных и торфяных болот; поражающие факторы этих пожаров . Уметь анализировать причины возникновения пожаров принять меры по быстрой их локализации. | Учебные картины , инструктивная карта, брошюры, памятки. | 13 неделя |
Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 часа) |
14 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | Причины возникновения эпидемий ; характер скорость распространения эпидемий; виды эпидемий; вред наносимый эпидемиями природе и здоровью человека. | Знать основные виды эпидемий ; характер их распространения; вред наносимый эпидемиями природе и здоровью человека. Уметь обезопасить себя от эпидемий. | Памятки, брошюры , учебные картины. | 14 неделя |
15 | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения | 1 | Массовое распространение заразных болезней среди животных; растения живущие на других растениях. | Знать заразные болезни распространенные среди животных , причины вызывающие эти болезни; значение эпифитотии среди растений. Уметь обезопасить себя от болезней заражение которыми происходит от общения с больными животными. | | 15 неделя |
16 | Эпизоотии и эпифитотии | 1 | Меры , предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений; правила безопасного поведения населения при землетрясении. | Знать правила безопасного поведения при землетрясениях . Уметь принимать меры по уменьшению ущерба от землетрясений. | Учебные картины . иллюстрации, выдержки из текста учебника. | 16 неделя |
Р-2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 часов) |
Тема 2 Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 часа) |
17 | Защита населения от последствий землетрясений | 1 | Характеристика основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по защите населения от ЧС геологического характера. | Знать правила оповещения и эвакуации населения в условиях ЧС геологического характера. | Учебные картины, иллюстрации. | 17 неделя |
18 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 1 | Меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба при извержении вулкана; правила безопасного поведения населения при извержении вулкана. | Знать какие меры необходимо принимать во время извержения вулканов для снижения потерь и ущерба . Уметь использовать правила личной безопасности при извержении вулкана. | Учебные картины, иллюстрации , выдержки из текста . | 18 неделя |
19 | Оползни и обвалы, их последствия, защита населения | 1 | Причины возникновения оползней; поражающие факторы оползней; защита населения от последствий оползней. | Знать причины возникновения оползней их последствия ; поражающие факторы оползней. Уметь выполнять правила личной безопасности. | Учебные картины, иллюстрации. | 19 неделя |
Тема- 3 Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1 час) |
20 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 | Основные мероприятия , проводимые в РФ , по защите населения от последствий урагана и бурь; правила оповещения населения при угрозе урагана или бури. | Знать основные документы по защите населения от последствий ураганов и бурь ; последствия ураганов и бурь . Уметь выполнять требования правил безопасного поведения. | Учебные картины, иллюстрации. | 20 неделя |
Тема – 4 Защита населения от чрезвычайных ситуации гидрологического происхождения(3 часа) |
21 | Защита населения от последствий наводнений | 1 | Оповещение и правила оповещения населения при угрозе наводнения; анализ причины возникновения наводнения; защита населения от последствий наводнения. | Знать как вести на водоемах в различных местах; правила безопасного поведения ; как оказать помощь терпящим бедствие. Уметь принимать правильное решение по предотвращению опасных явлений. | Учебные картины , инструктивная карта, иллюстрации. | 21 неделя |
22 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 | Прогнозирование и уменьшение селевой опасности; рекомендации по действиям при угрозе схода селей; защита населения от селевых потоков. | Знать последствия селевых потоков; рекомендации по действиям при угрозе схода селей. Уметь защитить население от селевых потоков. | Учебные картины, иллюстрации. | 22 неделя. |
23 | Защита населения от цунами | 1 | Меры обеспечения безопасности при цунами; защита населения от цунами; правила оповещения и эвакуации населения при угрозе цунами. | Знать как применять меры безопасности при цунами; правила оповещения населения; возможные пути эвакуации. Уметь использовать полученные знания в практической жизни. | Учебные картины, иллюстрации, выдержки из текста учебника. | 23 неделя |
Тема-5. Защита населения о природных пожаров (1 час) |
24 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 | Профилактика лесных и торфяных пожаров , их неблагоприятные последствия; меры проводимые в РФ , по защите населения от последствий лесных и торфяных пожаров. | Знать причины и последствия пожаров ; знать основные мероприятия ГО по защите населения от последствий пожаров. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности. | Учебные картины, инструктивная карта, иллюстрации. | 24 неделя |
Р-3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации 4 часа |
Тема-6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму 4 часа |
25-26 | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | 2 | Характеристика общих понятий о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья | Знать характер стрессовых ситуаций . Уметь вести уравновешенный образ жизни ; обходить стороной «горячие» точки. | Памятки, брошюры. | 25 -26 недели |
27-28 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании атнитеррористического поведения | 2 | Выработка отрицательного отношения к любым видам террористической деятельности; выработка привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность.
4 | Знать правила поведения при угрозе безопасности жизнм. | Памятки, брошюры материалы периодической печати., | 27-28 недели |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 10 часов Раздел 4. Основы здорового образа жизни – 3 часа Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека – 3 часа |
29 | Психологическая уравновешенность | 1 | Стресс и его влияние на здоровье; анализ состояния своего здоровья; особенности социального развития человека. | Знать отрицательное влияние стресса на здоровье подростка; особенности социального развития человека. Уметь анализировать состояние своего организма. | Памятки, брошюры. | 29 неделя |
30 | Стресс и его влияние на человека | 1 | Характеристика особенностей физического , психического и социального развития человека в подростковом возрасте . | Знать характерные особенности физического , психического и социального развития человека. Уметь использовать полученные знания в практической жизни. | Учебные картины, иллюстрации , брошюры. | 30 неделя |
31 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 | Характеристика формирования взаимоотношений подростка при общении со взрослыми и их особенности. | Знать процесс формирования взаимоотношений подростка со взрослыми при общении в школе, в социуме. | Памятки , брошюры. | 31 неделя |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи – 4 часа Тема 8. Первая помощь при неотложных состояниях – 4 часа |
32 | Общие правила оказания первой помощи | 1 | Характеристика общения подростков со сверстниками и их особенности. | Знать основные особенности формирования способностей общения сверстников друг с другом. Уметь использовать полученные знания в практической жизни. | Памятки , брошюры. | 32 неделя |
33 | Оказание первой помощи при наружном кровотечении | 1 | Влияние на формирование характера подростка со сверстниками противоположного пола; особенности меж полового общения подростков. | Знать отличительные стороны формирования характера мальчиков и девочек; особенности их общения между собой. Уметь использовать полученные знания в практической жизни. | Памятки, выдержки из произведений. | 33 неделя |
34 | Оказание первой помощи при ушибах и переломах | 1 | Влияние общества на формирование характера подростка ; ответственность воспитателей за формирования у подростков психологической уравновешенности в системе здоровья. | Знать особенности общения подростков с книгами ; общения между собой в Интернете; влияние на формирование характера СМИ .Уметь использовать полученные знания в практической жизни. | Памятки. | 34 неделя |
35 | Общие правила транспортировки пострадавшего | 1 | Основы медицинских знаний и оказания первой помощи; умение оказать первую помощь(самопомощь и взаимопомощь) и обеспечение безопасности пострадавшим. | Знать общие правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи. | Медицинская аптечка, учебные картины, памятки, иллюстрации. | 35 неделя |
| Всего часов | 35 | | | | |
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внесшего запись |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |