Планируемые результаты освоения курса:
По окончанию обучения учащиеся 8-го класса должны:
- знать /понимать:
-
- Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- Способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
- Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- уметь:
- Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- Соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- Пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазами, респираторами, ватно-марлевыми повязкой, домашней аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- Вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- Действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
- Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- Соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- Пользования бытовыми приборами и инструментами;
- Проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- Обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 8 класс»
Содержание учебного предмета
1 раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя следующие темы:
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2 часа):
Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение – естественная потребность организма.
Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.
Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
- Правила обеспечения безопасности дорожного движения (2 часа):
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители транспортных средств. Дорога и её составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дороге.
Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте и водителей транспортных средств
- Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре (2 часа):
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применение источников открытого огня.
правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
- Правила безопасного поведения на воде (1 час):
Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
- Правила безопасного поведения в быту (1 час):
Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.
Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользовании ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.
Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.
- Правила поведения на природе, в том числе с использованием велосипеда (2 часа):
Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.
Велосипедист, как участник дорожного движения. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.
- Нарушение экологического равновесия в местах проживания (1 час)
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность.
загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.
Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.
- Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (3 часа)
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни.
Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложников. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
- Оказание первой медицинской помощи (4 часа):
Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении.
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.
2 раздел «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера», включает в себя следующие темы:
- Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения(7 часов):
Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.
Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.
Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их последствия и правила безопасного поведения (6 часов):
Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.
Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасн6ые вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.
Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
- Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору, о чрезвычайных ситуациях.
Инженерная, радиационная и химическая защита населения.
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.
Планируемые результаты освоения курса:
По окончанию обучения учащиеся 8-го класса должны:
- знать /понимать:
Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
Способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- уметь:
Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
Соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
Пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазами, респираторами, ватно-марлевыми повязкой, домашней аптечкой) и средствами коллективной защиты;
Вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
Действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
Соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
Пользования бытовыми приборами и инструментами;
Проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
Обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ | Кол-во часов | Виды контроля |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | 1 Раздел: Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Правила обеспечения безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре Правила безопасного поведения на воде Правила безопасного поведения в быту Правила поведения на природе, в том числе с использованием велосипеда. Нарушение экологического равновесия в местах проживания Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях Оказание первой медицинской помощи 2 Раздел: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и безопасность населения Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их последствия и правила безопасного поведения Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций | 18 2 2 2 1 1 2 1 3 4 17 7 6 4 | Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест |
Итого: 35 часов
Календарно – тематическое планирование по ОБЖ 8 класс
№ урока | Дата | Тема урока |
1 | | Здоровье физическое и духовное |
2 | | Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье |
3 | | Дорожное движение и его участники. Правила безопасности дорожного движения для пешеходов и велосипедистов. |
4 | | Правила безопасности дорожного движения для пассажиров и водителей транспортных средств. |
5 | | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия |
6 | | Правила безопасного поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из горящего здания. |
7 | | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Оказание помощи терпящим бедствие на воде |
8 | | Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими приборами. |
9 | | Автономное существование человека в природе. |
10 | | Правила ориентирования на местности. Правила безопасного поведения велосипедиста, как участника дорожного движения. |
11 | | Экология и экологическая безопасность |
12 | | Правила профилактика и самозащиты от нападения насильников. |
13 | | Правила безопасного поведения с незнакомым человеком |
14 | | Правила безопасного поведения при возможном террористическом акте. |
15 | | Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. |
16 | | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. |
17 | | Первая медицинская помощь при травмах и переломах. |
18 | | Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении. |
19 | | Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения. |
20 | | Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения |
21 | | Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения |
22 | | Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения |
23 | | Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения |
24 | | Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения |
25 | | Природные пожары и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения |
26 | | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
27 | | Пожары и взрывы, и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения |
28 | | Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. |
29 | | Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. |
30 | | Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях |
31 | | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. |
32 | | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
33 | | Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Сигнал «Внимание всем!» |
34 | | Эвакуация населения |
35 | | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера |