Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Николаевка
муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей, физической культуры, ОБЖ технологии, и искусства протокол №____ от « » _____2017 года Руководитель ШМО ________________ Т.И. Фокина | Согласовано зам. директора по УВР ____________ Н.А. Негодина | Утверждаю директор МОБУ СОШ с.Николаевка ___________________ Р.Р. Маннанов Приказ № 80 от 11.08.2017 г. |
Рабочая программа
Маннанова Руслана Ришатовича
по учебному курсу «ОБЖ»
8 класс
базовый уровень
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов и материалов, на основе которых составлена рабочая программа:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 30.12.2015 г.
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения РФ, утвержденный Приказом Министерства образования России № 1312 от 09.03.04.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04.
Учебный план МОБУ СОШ с. Николаевка на 2017-2018 учебный год.
Годовой календарный график МОБУ СОШ с. Николаевка на 2017-2018 учебный год.
Положение о разработке рабочих программ МОБУ СОШ с. Николаевка, утвержденное приказом № 60 МОБУ СОШ с. Николаевка от 30.08.2013 г.
Устав МОБУ СОШ с. Николаевка.
Примерные программы основного общего образования по ОБЖ;
Авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, 4-е издание
М.: Просвещение, 2016
Программа основывается на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, а так же индивидуальной системы здорового образа жизни.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:
Предметная линия учебников– «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса под редакцией А.Т. Смирнова 3-е издание Москва «Просвещение» 2015.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2011.
При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной. В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела. При этом количество тем может варьироваться.
Основные цели курса:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей
оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций с разными вводными.
-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Задачи учебного курса: · усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Общая характеристика курса
Курс предназначен для решения следующих задач:
– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и
основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами освоения ОБЖ на ступени основного общего образования является формирование у обучающихся:
осознания своей сопричастности к стране, в которой он живет, и, как следствие, воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родной;
целостного мировоззрения по вопросам безопасности личности, общества и государства;
социальных норм, правил поведения в современном обществе с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
умения правильно оценивать себя и свои поступки;
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
понимания здорового и безопасного образа жизни;
умения противостоять пагубному воздействию вредных привычек, курению, алкоголизму и наркомании;
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в транспорте и на дорогах;
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
четкого осознания роли семьи в жизни человека и общества, ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи и окружающим;
умения сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к окружающим.
Метапредметными результатами освоения ОБЖ на ступени основного общего образования являются следующие.
Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:
уметь самостоятельно ставить себе цель обучения, формулировать задачи в области изучения вопросов безопасности и здорового образа жизни;
планировать свою жизнь, выбирать пути достижения и средства реализации поставленных целей с учетом требований безопасности и сохранения здоровья;
анализировать причины возникновения опасных ситуаций, прогнозировать возможность их наступления;
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность по изучению вопросов безопасности;
адекватно оценивать уровень своих знаний, умений и результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
находить наиболее простой и эффективный способ решения жизненной задачи, проблемы с учетом требований личной безопасности;
уметь учиться, приобретать новые знания для нормальной адаптации в обществе и дальнейшего профессионального роста.
Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:
уметь познавать и исследовать опасности окружающего мира, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
обобщать и сравнивать последствия опасных событий и чрезвычайных ситуаций;
уметь воспринимать и перерабатывать информацию, самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать выводы, моделировать развитие ситуации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и современных информационных коммуникационных технологий, а также объективно оценивать результат своей деятельности;
овладевать логическими операциями: анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез, выявление причинно-следственных связей опасных ситуаций и их влияния на безопасность жизнедеятельности человека.
Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:
уметь взаимодействовать в социуме, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей и признавать право другого человека на иное мнение;
выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками;
уметь находить компромиссы и договариваться друг с другом при разрешении различных ситуаций, в том числе конфликтных.
Предметными результатами освоения ОБЖ на ступени основного общего образования является овладение обучающимися:
основами современной культуры безопасности жизнедеятельности для формирования безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знаниями о выживании в условиях вынужденной автономии в природных условиях;
умениями и навыками поведения на природе, ориентирования на местности при помощи компаса, местных предметов, солнца, звезд, добычи воды, поиска и приготовления пищи в природных условиях;
правилами поведения при встрече с дикими животными, пресмыкающимися, насекомыми и навыками действий при их нападении и укусах;
правилами безопасного поведения на воде;
умениями предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления и проявлять осторожность в случае неопределенности их развития;
умениями и навыками спасения на воде;
знаниями о причинах, последствиях опасных ситуаций, возникающих в повседневной жизни и быту, и правилах безопасной эксплуатации бытовых приборов и оборудования;
умениями и навыками действий при возникновении опасных и аварийных ситуаций в доме, связанных с системами водо-, электро- и газоснабжения и безопасного пользования лифтом;
правилами безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте;
правилами пожарной безопасности и поведения при пожаре;
умениями и навыками использования средств пожаротушения при возникновении пожара;
умениями принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
пониманием ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни;
правилами поведения при нарушении экологического равновесия и информацией о последствиях для жизнедеятельности человека в случае нарушения;
знаниями о безопасности при совершении туристических поездок, походов;
знаниями о влиянии социально-демографических процессов на безопасность общества;
правилами поведения в опасных ситуациях криминального характера;
умением предотвращать (избегать) криминогенные ситуации;
знаниями об экстремизме и терроризме и их последствиях для личности, общества и государства;
правилами поведения при угрозе и возникновении террористического акта;
правилами поведения в случае захвата в заложники;
правилами безопасного поведения при нахождении в зоне вооруженного конфликта;
основами обеспечения безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
правовыми основами обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, правами и обязанностями граждан в области безопасности жизнедеятельности;
знаниями о роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
знаниями о деятельности служб экстренной помощи при чрезвычайных и экстремальных ситуациях на муниципальном уровне;
знаниями о необходимости защиты Отечества, о памятных датах воинской славы и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации;
знаниями о чести и достоинстве воина, требованиях, предъявляемых к военнослужащему;
умениями формировать психологические, моральные, физические качества, необходимые защитнику Отечества;
знаниями о профессии пожарного, спасателя и особенностях их работы;
знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
знаниями о порядке оповещения населения о чрезвычайных и экстремальных ситуациях, умениями действовать по сигналам оповещения;
знаниями и умениями применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
знаниями об особенностях природных чрезвычайных ситуаций для данного района проживания;
знаниями о причинах возникновения, предвестниках наступления чрезвычайных ситуаций природного характера и умениями правильно действовать с целью снижения последствий их воздействия;
знаниями об организации эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, правилами поведения при ее проведении;
умениями и навыками использования средств индивидуальной защиты при пожарах, радиационных, химических и биологических авариях (катастрофах);
знаниями о полной и частичной санитарной обработке и порядке ее проведения;
умениями проявлять предосторожность при соприкосновении с опасными социальными ситуациями и предвидеть возможные последствия их возникновения;
знаниями об инфекционных заболеваниях, основных принципах их протекания и профилактике;
нормативными правовыми основами оказания первой помощи;
знаниями о правилах оказания первой помощи;
знаниями правил и способов транспортировки, иммобилизации пострадавшего и умениями их выполнять;
умениями оказывать первую помощь пострадавшим;
знаниями о средствах, используемых при оказании первой помощи пострадавшим и умениями их использования;
основами здорового образа жизни, исключающими употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
умениями вести здоровый образ жизни;
умениями формировать личностные качества, дающие возможность стать активным членом современного общества.
Содержание учебного предмета
В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом перспектив его развития. Она рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Тематический план по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» (8 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Раздел | Тема | | Из них практич.зан. |
| | | | |
I. | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 11 | | | 2 |
1 | Пожарная безопасность | | 3 | | 1 |
2 | Безопасность на дорогах | | 3 | | 1 |
3 | Безопасность на водоёмах | | 3 | | |
4 | Экология и безопасность | | 2 | | |
II. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и обеспечение безопасности населения | 12 | | | 3 |
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия и предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. | | 9 | | 3 |
6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | | 3 | | |
III. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11 | | | 3 |
7 | Основы здорового образа жизни | | 8 | | 1 (к\р) |
8 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | | 3 | | 2 |
| ВСЕГО ЧАСОВ : | 34 | 34 | 9 |
| | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 КЛАСС
& | Наименование разделов и темы | Кол-во часов | Практич. занятия | Дата проведения |
План. | Факт. |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 часов) Пожарная безопасность (3 часа) |
1.1 | Пожар. Пожары в жилых и общественных зданиях, их последствия. Возможные причины пожара. | 1 | | | |
1.2. | Меры пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов. Профилактика пожаров. | 1 | | | |
1.3. | Соблюдение мер безопасности при возникновении пожара в школе. Правила поведения на пожаре. Средства пожаротушения. Использование средств пожаротушения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. | 1 | 1 | | |
Безопасность на дорогах (3часа) |
2.1. | Причины дорожно-транспортного травматизма Опасные ситуации на дороге. | 1 | | | |
2.2. | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. | 1 | | | |
2.3. | Общие требования к водителям, к управляющим велосипедом и мопедом. Правила дорожного движения (в части правил, касающихся пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов) | 1 | 1 | | |
Безопасность на водоемах (3часа). |
3.1 | Безопасное поведение на водоемах в различное время года. Опасные ситуации и правила поведения на воде. | 1 | | | |
3.2. | Безопасный отдых у воды. | 1 | | | |
3.3. | Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему. | 1 | | | |
Экология и безопасность (2 часа) |
4.1 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека Опасные ситуации в условиях пребывания человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. | 1 | | | |
4.2. | Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. | 1 | | | |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и обеспечение безопасности населения (12 часов) |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (9часов). |
5.1. | Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, их классификация . Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. Предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. | 1 | | | |
5.2. | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия | 1 | | | |
6.1 | Обеспечение радиационной безопасности населения. Использование индивидуальных средств защиты (респиратор, противогаз) | 1 | 1 | | |
5.3. | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | | | |
6.2 | Обеспечение химической защиты населения при авариях на химически опасных объектах. Использование индивидуальных средств защиты – аптечка, ватно-марлевая повязка) | 1 | 1 | | |
5.4. | Пожары и взрывы на объектах экономики, их возможные последствия | 1 | | | |
6.3 | Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрыва на объектах экономики. | 1 | 1 | | |
5.5 | Аварии на гидротехнических сооружениях, безопасность населения | 1 | | | |
6.4. | Правила безопасного поведения при гидротехнических авариях | 1 | 1 | | |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа) |
7.1. | Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Действия населения по сигналам оповещения «Внимание всем» и сопровождение речевой информации. | 1 | | | |
7.2. | Эвакуация населения. | 1 | | | |
7.3. | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | | | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов) |
Основы здорового образа жизни (7 часов) |
| Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Факторы, укрепляющие здоровье. | 1 | | | |
| Индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность | 1 | | | |
| Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества | 1 | | | |
8.4. | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 1 | | | |
8.5. | Факторы, разрушающие здоровье Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | | | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | | |
8.6 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 1 | | | |
8.8 | Здоровый образ жизни и безопасность | 1 | | | |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3часа). |
9.1. | Средства оказания первой медицинской помощи. | 1 | | | |
9.2. | Отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи при различных ситуациях. | 1 | 1 | | |
9.3 | Первая помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях | 1 | 1 | | |
| Итого | 34 | 9 | | |
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
Учащийся должен уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь притравмах;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдения норм здорового образа жизни;
- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
-принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Описание учебно – методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя:
1. Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс: Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : Москва «Просвещение», 2015г.
2.Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. Для учащихся 8 кл. общеобраз. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. М.: Просвещение, 2016.
3 . Конституция Российской Федерации.
4. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 2006.
5. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова. М.: «Просвещение», 2006.
6.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
7.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2015
8.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2016 г.
Литература для учащихся:
1.Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс: Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : Москва «Просвещение», 2015г.
2. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.
3. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».,2007
4. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. М.: «Просвещение», 2003.
5. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. М.: «Просвещение», 2008.
6.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» /Э.Н.Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Мурков./2013г.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;