Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №58»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2019 г. № 1
Введено приказом от 29.08.2019г. №342
Директор МБОУ «СОШ № 58»
__________ Л.Р.Набиуллина
Рабочая программа
по предмету « Основы безопасности жизнедеятельности»
для 9А, 9Б, 9В, 9Г, 9Д классов
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Канзафаров Ренат Сагитович,
преподаватель-организатор ОБЖ первой квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора _____________А.П.Абишева
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 28.08.2019 №1
Руководитель МО ____________Р.Ф.Абдуллина
г. Набережные Челны
2019 год
Планируемые результаты изучения предмета ОБЖ. 9 класс.
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности. | классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы, средства бытовой химии; безопасно использовать средства коммуникации; классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице, в подъезде, в лифте, в квартире; безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже, при попытке мошенничества; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира транспортного средства; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; | безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять права покупателя; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. | овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в опасных ситуациях . формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность. | развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды |
Раздел 2. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций. | предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; | владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; усваивать приемы действий в различных опасных чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. | овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность. | развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды |
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи. Раздел 3. Основы здорового образа жизни. | оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи; | анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; анализировать последствия проявления наркотизма; предвидеть пути и средства возможного вовлечения в наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов на состояние своего здоровья; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; | овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность. | осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; оказывать первую помощь при ушибах; оказывать первую помощь при растяжениях; оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. | классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности и при коме. | овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. |
Критерии и нормы оценочной деятельности по ОБЖ.
Устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-
две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
Или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполнил работу без ошибок и недочетов;
Допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. Или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок;
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Содержание учебного предмета. 9 класс.
Название раздела | Краткое содержание | Кол-во часов |
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства. | 25 |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. | Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования персональными компьютерами и др. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Первичные средства и знаки пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Соблюдение правил безопасности при купании. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь, терпящим бедствие на воде в различное время года. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка. | 12 |
Раздел 2. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них: общие понятия и классификация. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на взрыво- и пожароопасных объектах, их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружения и их возможные последствия. Аварии на объектах экономики и транспорте и их возможные последствия. Рекомендации по безопасному поведению. Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. Экстремизм и наркотизм - сущность и угроза безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий. Правила поведения в толпе. | 13 |
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 9 |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни. | Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление наркотических веществ), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка. | 4 |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные инфекционные и неинфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при остановке сердца, коме. | 5 |
| | 34 |
Календарно-тематическое планирование для 9 класса (ФГОС ООО)
УМК (Н.Ф. Виноградова, ОБЖ,7-9 класс, М. Вентана-Граф, 2019
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,ОБЖ,9 класс, М. Просвещение, 2018)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
| |
Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства. |
| Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 12 | | | |
1 | Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. | 1 | | | Знакомятся с бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Анализируют состояние окружающей среды. |
2-3 | Правила пользования персональными компьютерами и др. | 2 | | | Интернетзависимость. Опасные сайты и ловушки мошенников в интернете. Социальные сети. |
4-5 | Правила безопасного поведения пешехода, пассажира, велосипедиста. | 2 | | | Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста |
6-7 | Первичные средства и знаки пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. | 2 | | | Различают и умеют пользоваться первичными средствами пожаротушения. Знают алгоритм действий с огнетушителями, знаки пожарной защиты. |
8 | Правила поведения у воды и оказания помощи на воде | 1 | | | Объясняют правила безопасного поведения на воде и оказывают ПМП. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. |
9-10 | Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия. | 2 | | | Знают сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. |
11-12 | Элементарные способы самозащиты в ситуациях криминогенного характера. | 2 | | | Знают способы самозащиты. Самозащита покупателя. Информационная безопасность. |
| Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 13 | | | |
13 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера . | 1 | | | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные причины и последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе проживания. |
14 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | | | Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. Характеризуют объекты экономики в месте проживания, их расположение и возможные чрезвычайные ситуации. Рекомендации по безопасному поведению. |
15 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | | | Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. Характеризуют объекты экономики в месте проживания, их расположение и возможные чрезвычайные ситуации. Рекомендации по безопасному поведению. |
16 | Аварии на взрыво- и пожароопасных объектах. | 1 | | | Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. Характеризуют взрыво- и пожароопасные объекты в местах проживания, их расположение и возможные чрезвычайные ситуации. Рекомендации по безопасному поведению. |
17-18 | Аварии на объектах экономки, транспорте. | 2 | | | Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. Характеризуют объекты экономики в месте проживания, их расположение и возможные чрезвычайные ситуации. Составляют алгоритм безопасного поведения при аварии на транспорте (водном, воздушном, наземном, подземном, железнодорожный). Рекомендации по безопасному поведению. |
19 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия. | 1 | | | Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. Характеризуют объекты экономики в месте проживания, их расположение и возможные чрезвычайные ситуации. |
20 | Средства индивидуальной и коллективной защиты. | 1 | | | Характеризуют средствами индивидуальной и коллективной защиты. Учатся способам безопасного использования средств индивидуальной и коллективной защиты Моделируют способы пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты. Знать правила пользования ими. |
21 | Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. | 1 | | | Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Моделируют действия по сигналу «Внимание всем!»; комплектуют минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации. |
22 | Экстремизм - сущность и угроза безопасности личности и государства. | 1 | | | Знают сущность и угрозы безопасности, личности и общества. Представляют пути и средства вовлечения подростков в экстремистскую деятельность. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам экстремистской деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в экстремистскую деятельность. |
23 | Наркотизм- сущность и угроза безопасности личности и государства. | 1 | | | Знают сущность и угрозы безопасности, личности и общества. Представляют пути и средства вовлечения подростков в наркотическую деятельность. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам наркотизма. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в наркотическую деятельность. |
24 | Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. | 1 | | | Анализируют способы действий по сохранению жизни и здоровья при похищении взятия заложники, при проведении мероприятий по освобождению заложников. |
25 | Личная безопасность при посещении массовых мероприятий. | 1 | | | Знают правила личной безопасности при посещении массовых мероприятий. Уголовная и административная ответственность. |
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
| Раздел 3.Основы здорового образа жизни. | 4 | | | |
26 | Вредные привычки и их факторы, их влияние на здоровье (навязчивые действия, игромания). | 1 | | | Анализируют влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья. Вырабатывают отрицательное отношение к навязчивым действиям, игромании. Формируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики вредных привычек и их факторов.( навязчивые действия, игромания).) |
27 | Вредные привычки и их факторы, их влияние на здоровье (употребление наркотических веществ) | 1 | | | Анализируют влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья. Вырабатывают отрицательное отношение к наркомании. Формируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики вредных привычек и их факторов (наркомании). |
28 | Семья в современном обществе. | 1 | | | Знакомятся с правами и обязанностями супругов. Роль женщины и мужчины в семье в воспитании детей. |
29 | Защита прав ребенка. | 1 | | | Знать основные права детей. Законодательные акты в РФ по правам детей. |
| Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 5 | | | |
30 | Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. | 1 | | | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Овладевают способами остановки кровотечений, отрабатывают их в паре |
31 | Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при отравлениях. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания. | 1 | | | Овладевают способами извлечения инородного тела из верхних дыхательных путей. Отрабатывают приемы оказания первой помощи при отравлениях. Знакомятся с основными неинфекционными и инфекционными заболеваниями, знают основу их профилактики. |
32 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | |
33 | Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе | 1 | | | Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении, при тепловом (солнечном ) ударе. |
34 | Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. | 1 | | | Отрабатывают на манекене приемы оказания первой помощи при остановке сердца и состоянии комы. Работают в паре, по одному. Знают способы определения признаков жизни. |
9 класс- итоговый тест
Выбери один правильный ответ
1. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?
а) правилам для водителей
б) правилам для пешеходов
2. Что означает термин «Проезжая часть»?
а) часть дороги для движения всех участников дорожного движения
б) элемент дороги для движения безрельсовых транспортных средств
3. Считается ли перекрёстком выезд на дорогу с автозаправочной станции ?
а) не считается
б) считается
4. Что называется тормозным путём?
а) расстояние от момента обнаружения опасности до начала торможения
б) расстояние от момента нажатия на тормоз до полной остановки
5. Если велосипедист нарушил ПДД, инспектор ДПС имеет право:
а) предупредить
б) оштрафовать
в) применить любую из этих санкций
6. Главной причиной гибели людей на пожаре является?
а) удушье;
б) ожоги;
в) действие токсичных продуктов горения
7. Как надо защищать органы дыхания в случае химического заражения местности?
а) надеть плотную одежду;
б) надеть средства индивидуальной защиты;
в) прикрыть органы дыхания тыльной стороной ладони.
8. Чем нужно обработать ватно-марлевую повязку при отравлении человека аммиаком?
а) 5% раствором йода;
б) 5% раствором лимонной кислоты;
в)10% раствором кальцинированной соды.
9. Что такое радиация?
а) состояние некоторых химических элементов;
б) свойство химических элементов аккумулировать невидимое излучение
в) свойство химических элементов излучать невидимое для человека радиоактивное излучение.
10. Какое понятие введено для оценки интенсивности загрязнения местности радиоактивными веществами?
а) уровень радиации;
б) масса радиации;
в) мощность дозы радиоактивного заражения.
11. Всемирной организацией здравоохранения принято определение здоровья:
а) отсутствие болезней и физических недостатков
б) отсутствие болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков
12. Признаки наркотического отравления-это:
а) тошнота и рвота, посинение кожи, затруднённое дыхание, обморок
б) горечь во рту, насморк, заливистый беспричинный смех, пожелтение кожи
в) повышение мышечного тонуса, сужение зрачков и ослабление их реакции на свет, покраснение кожи
13. По токсичности на первом месте стоит:
а) хлор
б) пары ртути
в) аммиак
14. Химическое вещество, применяемое в народном хозяйстве, которое при разливе или выбросе в воздух может привести к заражению воздуха с поражающими концентрациями:
а) химически опасное вещество
б) ядовитое вещество
в) сильнодействующее ядовитое вещество
15. Аммиак – это:
а) бесцветный газ с резким, удушливым запахом, легче воздуха
б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха
в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающий запах гнилых плодов
16. Самое опасное излучение для человека:
а) альфа-излучение
б) бета-излучение
в) гамма-излучение
17. Что такое землетрясение?
Землетрясение – это …
а) смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов;
б) отрыв и катастрофическое падение больших горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах;
в) подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещения и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
18. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
а) ч\с природного происхождения
б) ч\с техногенного происхождения
в) ч\с социального происхождения
19 .К поражающим факторам пожара относятся:
а) открытый огонь, токсичные продукты горения
б) образование облака зараженного воздуха
в) разрушение зданий
20. При движении по зараженной радиацией местности надо:
а) находиться в средствах индивидуальной защиты, не пить и не принимать пищу
б) снимать средство индивидуальной защиты и отряхивать их от пыли
в) двигаться по высокой траве и кустарнику
21. При внутреннем облучении радиация проникает в организм человека в результате:
а) потребления зараженных продуктов питания и воды, вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей
б) радиоактивного заражения поверхности земли, зданий и сооружений
в) при близком контакте с облученными людьми
22. При кровотечении из носа необходимо:
а) усадить пострадавшего; положить на спинку носа холод; плотно прижать крылья носа к перегородке на 5-10 мин.; смочить вату перекисью водорода и ввести в носовые ходы
б) сказать пострадавшему, чтобы он стоял, не шевелясь, запрокинув голову назад
в) усадить пострадавшего, наклонив его туловище вперед; смочить вату перекисью водорода и ввести ее в носовые ходы
23. Вид средств индивидуальной защиты:
а) носовой платок
б) респиратор
в) ингалятор
24. ХОО в городе Набережные Челны:
а) Челныводоканал
б) Челныхлеб
25. При каком кровотечении накладывают тугую повязку?
а) венозном
б) капиллярном
Ключи:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
а | б | а | б | в | в | б | б | в | в | в | в | б | в | а | в | в | б | а | а | а | а | б | а | а |
Критерии оценки к итоговому тесту -8 класс
Правильный ответ – 1 балл
Неправильный ответ – 0 баллов
«5» - 21-25 баллов
«4» - 15-20 баллов
«3» - 6-14 баллов
«2» - 5 и менее баллов