СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНК 6 кл

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНК 6 кл»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«МОЛОДОГВАРДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Л.Г. ШЕВЦОВОЙ»



РАССМОТРЕНО на заседании

МО учителей естественно-научного цикла

Протокол № 3 от 31.08.2022


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________О.Н. Кольцова


УТВЕРЖДЕНО

Директор ГУ ЛНР МСШ № 10 им. Л.Г. Шевцовой

_____________Л.Г. Григорьева

Приказ № 105(од)от 05.09.2022









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«ОДНКР»


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


для 6 классов


Срок реализации 1 год








Составитель: Гапонова Татьяна Петровна

учитель русского языка







Краснодон 2022

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России на уровне основного общего образования подготовлена на основе: • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г., рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО). • Концепции преподавания Основы духовно-нравственной культуры народов России в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р). • Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. • Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 22.08.2022 № 828 «Об организованном начале 2022-2023 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики». • Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 20.09.2022 № 980-од «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 22.08.2022 № 828 «Об организованном начале 2022-2023 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики». • Информационно-методического письма Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №06-7335 от 01.09.2022 («Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в 2022–2023 учебном году в условиях перехода на обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО». • Информационно-методического письма Филиала «Центр развития образования» ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет» о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Луганской Народной Республики ФГОС НОО, ФГОС ООО»). • Приказа МОН ЛНР № 489-од от 22.06.2021 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики». • Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 14.02.2018 № 139-од «Об утверждении Методических рекомендаций по оцениванию учащихся образовательных организациях (учреждениях) в системе общего образования Луганской Народной Республики». • Учебного плана ООО ГОУ ЛНР МСШ № 10 им. Л.Г. Шевцовой на 2022-2023 учебный год. • Временных санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденные постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 03.11.2020 № 846/20. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,

общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Целями изучения учебного курса являются:

— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;

— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;

— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;

— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 6 классе 2 часа в неделю, общий объем составляет 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

Тема 1. Мир культуры: его структура.

Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.

Тема 2. Культура России: многообразие регионов.

Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.

Тема 3. История быта как история культуры.

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.

Тема 4. Прогресс: технический и социальный.

Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

Тема 5. Образование в культуре народов России.

Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.

Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.

Тема 6. Права и обязанности человека.

Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.

Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).

Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.

Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.

Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.

Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.

Тема 11. Религия как источник нравственности.

Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.

Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.

Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.

Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?

Тема 14. Самопознание (практическое занятие).

Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 15. Труд делает человека человеком.

Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство.

Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.

Тема 16. Подвиг: как узнать героя?

Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время.

Милосердие, взаимопомощь.

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.

Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.

Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.

Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.

Общественные блага.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.

Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.

Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.

Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.

Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.

Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.

Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.

Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны.

Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.

Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).

Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Тема 25. Гражданин.

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.

Тема 26. Патриотизм.

Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.

Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги.

Честь. Доблесть.

Тема 28. Государство. Россия — наша родина.

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.

Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).

Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).

Портрет школы или класса через добрые дела.

Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).

Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.

Тема 32. Человек и культура (проект).

Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

1. Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

2. Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

3. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

4. Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

1. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:

— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);

— смысловое чтение;

— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

3. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия включают:

— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

— Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;

— понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;

— уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;

— характеризовать административно-территориальное деление России;

— знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;

— понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;

— объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;

— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов


Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы






всего

контрольные работы

практические работы




Тематический блок 1. «Культура как социальность»






1.1.

Мир культуры: его структура

2

0

0

уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно-нравственным состоянием общества.

Устный опрос.

http://artclassic.edu.ru

1.2.

Культура России: многообразие регионов

3

0

0

разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя.

Устный опрос.

http://artclassic.edu.ru

1.3.

История быта как история культуры

3

0

0

понимать и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, климатом, географическими условиями его жизни.

Устный опрос.

www.istorya.ru

1.4.

Прогресс: технический и социальный

3

0

0

понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе.

Устный опрос.

www.istorya.ru

1.5.

Образование в культуре народов России

4

0

0

понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний.

Устный опрос.

www.istorya.ru

1.6.

Права и обязанности человека

1

0

0

понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека.

Тестирование

3. http://www.td.gov.ru

1.7.

Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие

2

0

0

понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др.

Устный опрос

http://www.tvspas.ru

1.8.

Современный мир: самое важное


1

0

1

подготовить проект (или доклад, сообщение); работать с научно-популярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия.

Письменный контроль

http://www.gumer.info/bogoslov

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»






2.1.

Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека

3

0

0

понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как

«свобода», ответственность, право и долг.

Устный опрос.

http://www.tvspas.ru

2.2.

Взросление человека в культуре народов

России

2

0

0

объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции.

Устный опрос.

http://www.lib.ru

2.3.

Религия как источник нравственности

2

0

0

понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России.

Устный опрос.

www.hrono.ru

2.4.

Наука как источник знания о человеке и человеческом

2

0

0

понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя.

Устный опрос.

www.hrono.ru

2.5.

Этика и нравственность как категории духовной культуры

3

0

0

объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотносить эти понятия с личным опытом.

Устный опрос.

www.hrono.ru

2.6.

Самопознание

1

0

1

уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне.

Тестирование

http://www.gumer.info/bogoslov

Тематический блок 3. «Человек как член общества»







3.1.

Труд делает человека человеком

2

0

0

осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе.

Устный опрос.

http://www.gumer.info/bogoslov

3.2.

Подвиг: как узнать героя?

2

0

0

понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время.

Устный опрос.

www.hrono.ru

3.3.

Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние

2

0

0

понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство»,

«честь», «коллективизм», «благотворительность».

Устный опрос.

http://www.gumer.info/bogoslov

3.4.

Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания

2

0

0

понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность»,

«сиротство».

Устный опрос.

http://www.gumer.info/bogoslov

3.5.

Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

2

0

0

понимать и объяснять понятия «милосердие»,

«взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство».

Письменный контроль

http://www.gumer.info/bogoslov

3.6.

Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России

3

0

0

понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных ценностей народов России.

Устный опрос.

http://www.gumer.info/bogoslov

3.7.

Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества

2

0

0

понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему выбирать их нужно особенно ответственно.

Устный опрос.

http://www.gumer.info/bogoslov

3.8.

Выдающиеся благотворители в истории.

Благотворительность как нравственный долг

2

0

0

приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России.

Устный опрос

http://www.gumer.info/bogoslov

3.9.

Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества

2

0

0

понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учёных России.

Устный опрос.

http://www.gumer.info/bogoslov

3.10.

Моя профессия (практическое занятие)

1

0

1

работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия.

Письменный контроль.

http://www.gumer.info/bogoslov

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

4.1.

Гражданин

2

0

0

характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать духовно-нравственный смысл патриотизма.

Устный опрос.

. www.hrono.ru

4.2.

Патриотизм

2

0

0

приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе.

Устный опрос.

. www.hrono.ru

4.3.

Защита Родины: подвиг или долг?

2

0

0

приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре.

Устный опрос.

. www.hrono.ru

4.4.

Государство. Россия — наша родина

2

0

0

объяснять понятие «государство».

Устный опрос

. www.hrono.ru

4.5.

Гражданская идентичность (практическое занятие)

2

0

1

работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу.

Практическая работа.

. http://ihtik.lib.ru

4.6.

Моя школа и мой класс (практическое занятие)

1

0

1

работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу.

Тестирование

. http://ihtik.lib.ru

4.7.

Человек: какой он?

2

0

1

работать с источниками, определять понятия.

Устный опрос

. http://ihtik.lib.ru


4.8.

Человек и культура

3

0

1

работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект (сообщение или доклад).

Письменный контроль

. http://ihtik.lib.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

7




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

По плану

По факту


1.

Мир культуры: его структура


1

0

0

01.09

01.09

02.09



2.

Человек-творец и носитель культуры

1

0

0

07.09

05.09

05.09



3

Культура России: многообразие регионов

1

0

0

08.09

08.09

09.09



4

Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур.

1

0

0

14.09

12.09

12.09



5

Духовная культура

1

0

0

15.09

15.09

16.09



6

История быта как история культуры

1

0

0

21.09

19.09

19.09



7

Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды.

1

0

0

29.09

29.09

30.09



8

Культура и религия

1

0

0

05.10

03.10

03.10



9

Прогресс: технический и социальный

1

0

0

06.10

06.10

07.10



10

Обслуживающий и производящий труд

1

0

0

12.10

10.10

10.10



11

Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

1

0

0

13.10

13.10

14.10



12

Образование в культуре народов России

1

0

0

19.10

17.10

17.10



13

Образование в культуре народов России

1

0

0

20.10

20.10

21.10



14

Образование как трансляция культурных смыслов , как способ передачи ценностей.

1

0

0

26.10

24.10

24.10



15

Культура как способ получения нужных знаний

1

0

0

27.10

27.10

28.10



16

Права и обязанности человека

1

0

1

09.11

31.10

31.10


Тестирование

17

Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие

1

0

0

10.11

07.11

07.11



18

Духовная культура как реализация ценностей

1

0

0

16.11

10.11

11.11



19

Современный мир: самое важное


1

0

1

17.11

14.11

14.11


Письменный контроль

20

Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека

1

0

0

23.11

17.11

18.11



21


Право и равенство в правах. Свобода как ценность

1

0

0

24.11

21.11


21.11



22

Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств.

1

0

0

30.11


24.11

25.11



23

Взросление человека в культуре народов

России

1

0

0

01.12

28.11

28.11



24

Самостоятельность как ценность

1

0

0

07.12

01.12

02.12



25

Религия как источник нравственности

1

0

0


08.12

05.12

05.12



26

Современное общество и религиозный идеал человека

1

0

0

14.12

08.12

09.12



27

Наука как источник знания о человеке и человеческом

1

0

0

15.12

12.12

12.12



28

Гуманитарное знание и его особенности

1

0

0

21.12

15.12

16.12



29

Этика и нравственность как категории духовной культуры

1

0

0

22.12

19.12

19.12



30

Что значит быть нравственным.

1

0

0

28.12

22.12

23.12



31

Добро и его проявления в реальной жизни.

1

0

0

29.12

26.12

26.12



32

Самопознание

1

0

1

11.01

29.12

30.12


Тестирование.

33

Труд делает человека человеком

1

0

0

12.01

09.01

09.01



34

Важность труда и его экономическая стоимость.

1

0

0

18.01

12.01

13.01



35

Подвиг: как узнать героя?

1

0

0

19.01

16.01

16.01



36

Героизм как самопожертвование

1

0

0

25.01

19.01

20.01



37

Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние

1

0

0

26.01

23.01


23.01



38

Дружба, предательство. Коллектив

1

0

0

01.02

26.01

27.01



39

Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания

1

0

0

02.02

30.01

30.01



40

Бедность. Инвалидность. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.

1

0

0

08.02

02.02

03.02



41

Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

1

0

0

09.02

06.02

06.02



42

Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.

1

0

0

15.02

09.02

10.02


Письменный контроль

43

Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России

1

0

0

16.02

13.02

13.02



44

Философия гуманизма

1

0

0

22.02

16.02

17.03




45

Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.

1

0

0

01.03

20.02

20.02



46

Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества

1

1

0

02.03

27.02

27.02



47

Духовно-нравственные качества, необходимые представителям разных профессий.

1

0

0

09.03

02.03

03.03



48

Выдающиеся благотворители в истории.

Благотворительность как нравственный долг

1

0

0








15.03

06.03

06.03



49

Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.

1

0

0

09.03

10.03


50

Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества

1

0

0

16.03

13.03

13.03










51

Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных..

1

0

0

29.03

16.03

17.03



52

Моя профессия (практическое занятие)

1

0

1

30.03

27.03

27.03


Письменный контроль.

53

Гражданин


1

0

0

05.04

30.03

31.03



54

Что делает человека гражданином.

1

0

0

06.04

03.04

03.04



55

Патриотизм



1

0

0

12.04

06.04




07.04



56

Уважение к другим народам и их истории.

1

0

0

13.04

10.04



57

Защита Родины: подвиг или долг?

1

0

0


19.04



13.04


10.04



58

Долг гражданина перед обществом.

1

0

0

20.04

14.04



59

Государство. Россия — наша Родина

1

0

0

26.04


17.04

17.04



60

Социальная сторона права и государства

1

0

0

27.04

20.04

21.04



61

Гражданская идентичность (практическое занятие)

1

0

1

03.05

24.04

24.04


Практическая работа

62

Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

1

0

0

04.05

27.04

28.04



63

Моя школа и мой класс (практическое занятие)

1

0

1

10.05

04.05

05.05


Тесты

64

Человек: какой он?

1

0

0

11.05

11.05

12.05



65

Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.




17.05

15.05

15..05



66

Человек и культура

1

0

1

18.05

18.05

19.05


Письменный контроль

67

Человек и культура

1

0

0

24.05

22.05

22.05



68

Человек и культура

1

0

0

25.05

25.05

26.05



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

7





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 6 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: методические рекомендации/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019

  2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.

  3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред.

А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.

  1. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).

  1. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.

  2. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2017.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  1. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

  2. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа

  3. http://www.td.gov.ru – Сайт Рособразования

  4. http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!