РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
7,8 классы (1-е, 2-е полугодие), по 17 часов педагога первой квалификационной категории Хромовой Нины Алексеевны.
Рабочая программа по «ОДНКНР» для 7-х классов (1-е полугодие) и для 8-х классов (2-е полугодие) 2018-2019 учебном году составлена в соответствии с:
Федеральным образовательным стандартом основного общего образования
Примерной образовательной программой основного общего образования
Учебным планом МБОУ «Средняя школа №4 г. Вельска.
I. Пояснительная записка
Цели и задачи:
Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм.
Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- развивать представления о значении нравственных норм;
- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;
- обобщить знания о духовной культуре и морали;
- развивать способности к общению;
- формировать этическое самосознание;
- способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России;
- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России.
Общая характеристика курса:
В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование представлений о морали и духовности традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
2.1. Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (личностные и метапредметные):
Личностные:
- патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
- чувство ответственности и долга переел Родиной,
- идентификация себя в качестве гражданина России.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию, веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию, знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве).
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.
.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения). Доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ,
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей,
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе презентаций.
Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по итогам 7 класса (8 класса).
Выпускник научится:
- оценивать роль и подвиги выдающихся личностей и героев народов России, их вклад в общее дело развития нравственной культуры страны, их пример для молодых поколений граждан Российской Федерации;
- использовать политическую карту как источник информации о границах России и соседних с ней государств, направлениях передвижения населения по территории Российской федерации, культурной миграции;
- использовать географическую карту для определения городов и населенных пунктов, связанных с жизнью выдающихся людей России, внесших вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры;
- ориентироваться в религиозной символике традиционных российских религий и характеризовать их основные идеи;
- оценивать роль и место религии в духовной жизни россиян, её вклад в формирование общероссийских нравственных ценностей
Выпускник получит возможность научиться:
- используя политическую и географическую карты описывать места проживания различных российских народов, объяснять, как природа и климат местности влияли на мировоззрение народа, его менталитет, быт, характер, формирование нравственных представлений, самооценку и оценивание окружающих людей;
- использовать материал источников для описания характеров народов нашей стран, их деятельности, прошлом и настоящем.
Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
7,8 классы (1-е,2-е полугодие 2018-2019 учебный год). 17 часов.
№ п/п | Дата по плану | Тема |
1 | 1-я неделя | Особенности нравственного воспитания народов России. |
2 | 2-я | Значение религии в формировании нравственного воспитания общества. |
3 | 3-я | В земле наша правда, в земле наши корни. Величие русского Севера. |
4 | 4-я | Монастыри - духовные центры России. Соловки. |
5 | 5-я | Символы христианской веры. |
6 | 6-я | Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Московский кремль. |
7 | 7-я | Г. Архангельск. Памятники христианской архитектуры. Прошлое и настоящее. |
8 | 8-я | Контрольная работа № 1. |
9 | 9-я | Символы буддизма, ислама. |
10 | 10-я | Особенности мировоззрения в буддизме и исламе. |
11 | 11-я | Особенности менталитета русского народа. Милосердие и сострадание. |
12 | 12-я | Семейные ценности в православии, буддизме, исламе. |
13 | 13-я | Троице-Сергиев монастырь. |
14 | 14-я | История строительства кремлей. |
15 | 15-я | Патриотизм. |
16 | 16-я | Гражданственность. |
17 | 17-я | Итоговая контрольная работа № 2. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |