Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» Бавлинского муниципального района
Республики Татарстан
Принято Педагогическим советом протокол от 29.08.2018 года №1 введено в действие приказом от 29.08.2018 года №209 Директор МБОУ «СОШ №6» _________________Т.А.Малахова |
Рабочая программа
по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
для 5 –а и 5- б классов (1 час в неделю, 35 часов в год)
Составитель: Журавлева Валентина Николаевна (учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории)
«Согласовано»
Заместитель директора ___________ / Залеева Г.Р./
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 28.08.2018 г. № 1
Руководитель МО _____________ /Журавлева В.Н./
2018 год
Планируемые результаты изучения предмета (модуль Основы светской этики)
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
выпускник научится | выпускник получит возможность научиться |
раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; развивать первоначальные представления о ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения познавательной задачи, собственные возможности ее решения. | развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. умение работать в парах, группах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог. освоение навыков работы в малой группе, вести диалог, высказывать собственную точку зрения умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. умение самостоятельно вести поиск информации умение выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его. | - формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. -активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. |
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
| | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Гражданин России
Духовные ценности и нравственные идеалы .Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления дове-
рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности )
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в
самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Календарно-тематическое планирование
УМК учебник «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
№п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
План(неделя) | факт | |
1 | Духовные ценности. | 1 | 1 | | |
2 | Нравственные идеалы. | 1 | 2 | | |
3 | Государство и мораль гражданина. | 1 | 3 | | |
4 | Государственные символы России. | 1 | 4 | | |
5 | Что значит быть нравственным в наше время? | 1 | 5 | | |
6 | Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Совесть. | 1 | 6 | | |
7 | Ответственность за свои дела. | 1 | 7 | | |
8 | Доверие. | 1 | 8 | | |
9 | Милосердие и сострадание. | 1 | 9 | | |
10 | Милосердие в блокадном Ленинграде. | 1 | 10 | | |
11 | Правда и ложь. | 1 | 11 | | |
12 | Традиции воспитания. | 1 | 12 | | |
13 | Воспитание дворян. | 1 | 13 | | |
14 | Честь и достоинство. | 1 | 14 | | |
15 | Честь и достоинство Александра Невского. | 1 | 15 | | |
16 | Терпимость и терпение. | 1 | 16 | | |
17 | Дети разных народов. | 1 | 17 | | |
18 | Столовый этикет. | 1 | 18 | | |
19 | Виды этикета. | 1 | 19 | | |
20 | Мужество. | 1 | 20 | | |
21 | Проявление мужества нашими современниками. | 1 | 21 | | |
22 | Равнодушие и жестокость. | 1 | 22 | | |
23 | Этикет посещения массовых мероприятий. | 1 | 23 | | |
24 | Методы нравственного самосовершенствования. Самовоспитание. | 1 | 24 | | |
25 | Воспитание полководца Суворова. | 1 | 25 | | |
26 | Образование как нравственная норма. | 1 | 26 | | |
27 | Коллективизм и справедливость. | 1 | 27 | | |
28 | Речевой этикет. | 1 | 28 | | |
29 | День вежливости. | 1 | 29 | | |
30 | Мои права и обязанности. | 1 | 30 | | |
31 | Методика создания морального кодекса в школе. | 1 | 31 | | |
32 | Устав школы. | 1 | 32 | | |
33 | Этикет народов мира. | 1 | 33 | | |
34 | Этика в моей жизни. | 1 | 34 | | |
35 | Резервный урок | 1 | 35 | | |
17