СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окр миру 4 класс (1 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по общеобразовательному курсу «Мир природы и человека»  составлена на первый этап    обучения (начальная школа) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2.Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Рабочая программа соответствует АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

   Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окр миру 4 класс (1 вариант)»


Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Сосновки Вятскополянского района»





СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель ШМО Зам. директора по УР Директор школы

______ _____ ______ Клюкин А.В.

Протокол № _____ от ______ «____» ____________ 2019г. Приказ № ___ от __________



Адаптированная общеобразовательная рабочая программа в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант-1







по предмету: « Мир природы и человека » 4 класс

34 часа

на 2019-2020 учебный год











Составитель:

Ефимова Татьяна Ивановна







Пояснительная записка

Рабочая программа по общеобразовательному курсу «Мир природы и человека» составлена на первый этап обучения (начальная школа) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2.Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Рабочая программа соответствует АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально- волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

- полисенсорности восприятия объектов;

- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с предметами познания по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;



- накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно–познавательных задач. В совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;



- закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.



Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, мете человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации жизни в конкретных условиях.

Структура курса представлена следующими разделами «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе человек), «Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.



Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.








1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

всего

Количество часов в неделю

2

1

1

1

5

Количество часов в год

66

34

34

34

168







Срок реализации настоящей программы рассчитан на первый этап обучения (начальная школа) на 4 учебных года.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты



осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и социальной частей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Коммуникативные:

умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.



Регулятивные:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.







Познавательные:

узнавать и называть изучаемые объекты и явления;

называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо- родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном предмете;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.



Предметные результаты

Минимальный уровень:

- представления о назначении объектов изучения;

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

- ухаживание за комнатными растениями;

- кормление зимующих птиц;

- составление повествовательного и описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

- развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

- знание отличительных существенных признаков групп объектов;

- умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- знание правил гигиены органов чувств;

- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

- выполнение доступных природоохранительных действий;

- готовность к использованию сформированных решений учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объёме программы.

Содержание учебного предмета.

«Сезонные изменения»

Временные изменения.

День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.

Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Времена года.

Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.

Сезонные изменения в неживой природе.

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений.

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года.

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.

Сбор листьев, плодов и семян.

Ознакомление с названиями растений и животных.

Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений.

Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.

Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)



«Неживая природа»

Солнце, облака, луна, звёзды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребёнком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, Солнце- звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.



«Живая природа»

Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры.

Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные

представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы.

Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Животные.

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.

Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,

ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

Человек.

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).

Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание).

Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).

Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).

Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.

Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.

Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения.

Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт

междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия –

многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижения нашей страны в науке и искусстве. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

«Безопасное поведение»

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков.

Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.

Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным.

Тематическое планирование

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Ученик научился

Ученик получит возможность научиться

1

Сезонные изменения

15

Наблюдать за изменениями в природе, любить и охранять природу. Научится определять признаки Лета, осени, зимы, весны. Вести наблюдение за погодой. Знать о сезонных работах.

Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев

2

Неживая природа

2

узнавать и называть изучаемые объекты и явления;

называть предметы, характеризовать их по основным свойствам;

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо- родовые отношения предметов;

узнавать и называть изучаемые объекты и явления;

называть предметы, характеризовать их по основным свойствам;

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо- родовые отношения предметов;

3

Живая природа.

11

Узнавать и различать домашних , диких животных птиц, насекомых . Как за ними ухаживать. Любить животных. Различать деревья, полевые, комнатные растения, растения на клумбах, раннецветущие растения. Бережно к ним относиться. Правильно за ними ухаживать. Различать съедобные и несъедобные грибы


Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие.

Время отлета и прилета разных птиц.

Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.


Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.


4

Человек.

3

Правильно организовывать труд и отдых. Слушать учителя. Укреплять здоровье . Соблюдать режим

Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.


5

Безопасное поведение.

3

Определять виды транспорта .Соблюдать правила дорожного движения.


Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).



Итого

34



Ресурсное обеспечение.

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека». Учебник для 4 класса в 2-х частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2019г.

Наглядные пособия:

Набор картинок по развитию речи « Времена года».

Наглядное пособие «Календарь природы».

Таблицы «Окружающий мир».

Набор предметных картинок «Посуда», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи»,

«Фрукты», «Насекомые», «Грибы»

Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 4 класс 34 часа

п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


Сезонные изменения в природе

(5)



1.

Сезонные изменения в природе.

1

03.09


2.

Времена года. Осень.

1

10.09


3.

Растения и животные осенью. Овощи.

1

17.09


4.

Труд людей осенью.

1

24.09


5.

Экскурсия. Осень.

1

01.10



Неживая природа.

(2)



6

Неживая природа. Почва

1

08.10


7.

Рельеф.

1

15.10



Живая природа. Растения.

(6)



8.

Растения. Огород.

1

22.10


9.

Лес. Сад.

1

29.10


10.

Растения культурные и дикорастущие.

1

05.11


11.

Лекарственные растения.

1

12.11


12.

Красная книга. « Растения».

1

26.11


13.

Растения поля. Парки.

1

03.12



Сезонные изменения в природе

(3)



14.

Экскурсия. Времена года. Зима.

1

10.12


15.

Растения и животные зимой.

1

17.12


16.

Труд людей зимой.

1

24.12



Живая природа. Животные.

(5)



17.

Домашние животные. Птицы.

1

14.01


18.

Дикие птицы.

1

21.01


19.

Домашние птицы.

1

28.01


20.

Красная книга. «Животные».

1

04.02


21.

Насекомые. Пчёлы.

1

11.02



Человек.

(3)



22.

Человек. Мозг человека.

1

18.02


23.

Режим дня.

1

25.02


24.

Охрана природы.

1

03.03



Сезонные изменения в природе

(3)



25.

Экскурсия. Весна.

1

10.03


26.

Растения и животные весной.

1

17.03


27.

Труд людей весной.

1

24.03



Безопасное поведение.

(3)



28.

Правила поведения дома и в школе.

1

31.03


29.

Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.

1

07.04


30.

Транспорт. Мы пассажиры.

1

14.04



Сезонные изменения в природе

(4)



31.

Экскурсия. Лето.

1

21.04


32.

Растения и животные летом.

1

28.04


33.

Труд людей летом.

1

19.05


34.

Правила и меры безопасного поведения в летний период.

1

26.05