СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку. Подробное тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №54»







Принято

на Педагогическом совете

Протокол от 27.08.2020 №


Утверждаю

и.о. директора МБОУ «СОШ №54»

Т.В. Татаринова

приказ от 27.08.2020 №




Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

1 класс

Срок реализации данной программы 1 год: 2020-2021 учебный год

Составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова. «Окружающий мир». Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. М. Просвещение 2019 г.








Составители: Бердюгина И.Н., учитель начальных классов

Чернега С.В., учитель начальных классов








Барнаул 2020





  1. Пояснительная записка

1.Общие положения

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • учебного плана МБОУ «СОШ №54 г. Барнаула;

  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №54»;

  • положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «СОШ №54»;

  • примерной рабочей программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Примерная рабочая программа. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций, 3-е изд., доработ. / А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2019;

  • с использованием методических рекомендаций: Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Л. Тимофеева, И.В. Бутримова – М. : Просвещение, 2017;

  • учебника: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях. - М: Просвещение, 2017;


    1. 2.Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2 часа в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №54» в учебном году 33 недели.


Класс

1

Кол-во часов в неделю

2

Кол-во часов за учебный год

66


Авторское тематическое планирование рассчитано в 1 классе на 66 уроков в год.

    1. 3.Цели и задачи учебного предмета

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания,к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. осознание ребѐнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нѐм;

  3. формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

  4. формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде ,эффективного взаимодействия в социуме.


    1. 4.Отличительные особенности рабочей программы от авторской

Отличительных особенностей нет. Тематическое планирование материала полностью соответствует: Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Л. Тимофеева, И.В. Бутримова – М. : Просвещение, 2017.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определѐнному этносу;

  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

  • первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

  • первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;

  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

  • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

  • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

  • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.


Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;


учителя);

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе


  • выделять из темы урока известные знания и умения;

  • планировать своѐ высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

-планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание,

проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

    • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей

тетради;

    • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности,

используя «Странички для самопроверки»;

    • фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.


Познавательные

Обучающийся научится:

    • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

    • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

    • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

    • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;

    • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

    • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

    • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

    • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

    • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

    • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».


Коммуникативные

Обучающийся научится:

    • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

    • формулировать ответы на вопросы;

    • слушать партнѐра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;

    • договариваться и приходить к общему решению;

    • излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;

    • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

    • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

    • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

    • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

    • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом возрастных особенностей, норм);

    • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

    • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

    • различать флаг и герб России;

    • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

    • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

    • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

    • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

    • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

    • различать овощи и фрукты;

    • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

    • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

    • сравнивать растения, животных, относить их к определѐнным группам;

    • сравнивать реку и море;

    • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

    • находить на глобусе холодные и жаркие районы;

    • различать животных холодных и жарких районов;

    • изготавливать модели Солнца, звѐзд, созвездий, Луны;

    • различать прошлое, настоящее и будущее;

    • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

    • соотносить времена года и месяцы;

    • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

    • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

    • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

    • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

    • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

    • раздельно собирать мусор в быту;

    • соблюдать правила поведения в природе;

    • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

    • подбирать одежду для разных случаев;

    • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

    • правильно переходить улицу;

    • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

    • различать виды транспорта;

    • соблюдать правила безопасности в транспорте.


  1. Содержание программы

Человек и природа

Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели, времѐн года, месяцев.


Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры природных явлений: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга — украшение окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги.

Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.

Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времѐн года. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений. Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая

характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.


Человек и общество

Семья — самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от природных источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о способах выработки электроэнергии и доставке еѐ потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.).

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника. Классный, школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых. Режим дня школьника, составление режима дня.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития транспорта, в том числе об истории появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, детский трѐхколѐсный и др.).

Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребѐнка.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.


Правила безопасной жизни


Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


  1. Тематическое планирование



п/п


Тема урока

Кол-во часов

1

Задавайте вопросы!

1


Раздел «Что и кто?» (20 часов)


2

Что такое Родина?

1

3

Что мы знаем о народах России?

1

4

Что мы знаем о Москве?

1

5

Проект «Моя малая Родина»

1

6

Что у нас над головой?

1

7

Что у нас под ногами?

1

8

Что общего у разных растений?

1

9

Что растѐт на подоконнике?

1

10

Что растѐт на клумбе?

1

11

Что это за листья?

1

12

Что такое хвоинки?

1

13

Кто такие насекомые?

1

14

Кто такие рыбы?

1

15

Кто такие птицы?

1

16

Кто такие звери?

1

17

Что окружает нас дома?

1

18

Что умеет компьютер?

1

19

Что вокруг нас может быть опасным?

1

20

На что похожа наша планета?

1

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

1

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)

22

Как живѐт семья? Проект «Моя семья»

1

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

25

Как путешествует письмо?

1

26

Куда текут реки?

1

27

Откуда берутся снег и лѐд?

1

28

Как живут растения?

1

29

Как живут животные?

1

30

Как зимой помочь птицам?

1

31

Откуда берѐтся и куда девается мусор?

1

32

Откуда в снежках грязь?

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».

Презентация проекта «Моя семья».

1

Раздел «Где и когда?» (11 часов)

34

Когда учиться интересно?

1

35

Проект «Мой класс и моя школа»

1

36

Когда придѐт суббота?

1

37

Когда наступит лето?

1

38

Где живут белые медведи?

1

39

Где живут слоны?

1

40

Где зимуют птицы?

1

41

Когда появилась одежда?

1

42

Когда изобрели велосипед?

1

43

Когда мы станем взрослыми?

1

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».

Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1


Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)

45

Почему Солнце светит днѐм, а звѐзды - ночью?

1

46

Почему Луна бывает разной?

1

47

Почему идѐт дождь и дует ветер?

1

48

Почему звенит звонок?

1

49

Почему радуга разноцветная?

1

50

Почему мы любим кошек и собак?

1

51

Проект «Мои домашние питомцы».

1

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

54

Зачем мы спим ночью?

1

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

57

Зачем нам телефон и телевизор?

1

58

Зачем нужны автомобили?

1

59

Зачем нужны поезда?

1

60

Зачем строят корабли?

1

61

Зачем строят самолѐты?

1

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

63

Почему на корабле и в самолѐте нужно соблюдать правила безопасности?

1

64

Зачем люди осваивают космос?

1

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

1



  1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций, 3-е изд., доработ. / А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2019.

  2. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Л. Тимофеева, И.В. Бутримова. – М.: Просвещение, 2017.

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.1 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2017.

  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2018.

  5. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2015.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экспозиционный экран

  4. Компьютер

  5. Сканер

  6. Принтер лазерный

  7. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

  8. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

  9. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.

  10. Учебно-практическое оборудование (географические карты и др.)

Лист внесения изменений 1а класс





№ п/п

Дата внесения изменений

Количество скорректиров анных уроков


В чем состоят изменения

Номера уроков, которые были интегрированы

Причина изменений


№ приказа, дата его издания

Согласование с заместителем директора по УВР


Роспись учителя

1








2








3








4








5








6